В.Т.Кудрявцев, Р.Г.Решетникова

РЕБЕНОК И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ОБСКИХ УГРОВ

Теми сюжетами и логикой их развертывания, которые намечены в данной книге, мы во многом обязаны выдающемуся детскому психологу XX столетия Даниилу Борисовичу Эльконину. Многие наши исследования и практические разработки в целом осуществляются в развитие идей Д.Б.Элькоина. В этой книге пересекаются два эпицентра научного творества Эльконина - история деятельности (ее субъекта) и история детства.

Введение

М.Горькому (1979. С. 225) принадлежит известная формула: "Красивые вещи воспитывают творческое воображение людей и уважение к их труду". Писателю, по существу, вторит художник и педагог Б.М.Неменский (1987. С. 28-29): "Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества". Действительно, с одной стороны, - освоение опыта воображения, воплощенного в творениях людей (а тем самым – развитие и своей собственной фантазии), с другой, - воспитание уважения к труду, вложенному в эти творения, в единстве составляет необходимое условие интеграции подрастающих поколений в исторически развивающуюся культуру – общечеловеческую и национальную.

Мир предметов, созданных человеком для человека, система отношений людей по поводу этих предметов и есть то, что в самом общем виде принято называть культурой (Э.В.Ильенков). В 19 веке К.Маркс писал о "предметно развернутом богатстве человече-ского существа" как кристаллизованном выражении "сущностных сил человека". Для той философской традиции, которую представлял Маркс, выражение преобразовательных способностей человека в вещах носило не внешний, а внутренний, истинный характер (хотя задолго до Маркса об этом было сказано в Евангелии: "По плодам их узнаете"). Для этой традиции за отношением "человек – вещь" всегда стояло смыслообразующее отношение "человек – человек". Не случайно сегодня философы-постмодернисты (Ж.Бодрийяр (2001) и др.) пытаются "прочесть" даже в бытовых вещах достаточно сложные "культурные тексты". Правда, при этом они отказываются и даже оспаривают необходимость установления их подлинного авторства: в постмодернизме вся действительность рассматривается как "текст", но "текст" деавторизованный, бессубъектный, безличный.

Между тем, именно "авторское начало" в процессе создания и освоения различных "культурных текстов" приобретает принципиальное значение, когда мы переходим к изучению условий, закономерностей и механизмов детского развития (В.Т.Кудрявцев, Г.К.Уразалиева, 2001). Ведь через предметы бытовой культуры, способы действия с ними, ребенок не просто усваивает элементы культурной традиции. Они являются тем общезначимым инструментом, при помощи которого растущей человек в общении с себе подобными открывает (заново творит) для себя и других собственный уникальный внутренний мир, свое неповторимое Я.

Унификация "предметной среды" в индустриальных и постиндустриальных обще-ствах во многом препятствует использованию человеческих вещей в этой функции. По-этому идеалы самостоятельности, индивидуальности, субъектности, атрибутивные европейской (европейско-христианской) культуре, осваиваются подрастающими поколениями через иные каналы и в иных формах (автономия в построении взаимоотношений с други-ми людьми, свободное самоопределение в выборе деятельности и т.д.). И, наоборот, определенные возможности для реализации указанной функции вещей мы обнаруживаем в традиционных культурах. В этих культурах практически все бытовые предметы сохраняют те или иные черты творческих произведений, материальная ценность которых в значительной степени определяется ценностью эстетической. Это связано с тем, что большинство из них первоначально несло в себе сакральный (в том числе – магический) смысл, которым они наделялись в рамках культово-ритуальной практики. Именно ей эти предметы обязаны своим происхождением.

Многие исследователи отмечают ряд особенностей, характерных черт народного искусства, определяющих его как самостоятельную "культурную цельность", - это синкретичность, коллективность, традиционность, направленность на эстетизацию повседневных предметов, что позволяет по-особому высветить их реальное место в жизни людей. Красота изделия достигается благодаря декоративности его формы, являющейся качественной характеристикой произведения искусства, в которой проявляется органическое слияние полезного и прекрасного.

Очень важно и то, что в традиционных культурах дети не только сызмальства учились пользоваться бытовыми вещами, но и принимали непосредственное участие в их изготовлении совместно со взрослыми. И это вызывало у них чувство сопричастности к чуду возникновения нового и значимого (первоначально – священного), которое творилось совместными усилиями взрослых и детей.(...)

Обско-угорские народы ханты и манси, ведущие традиционный образ жизни, который основан на охоте и рыболовстве, сохранили и многие элементы традиционной культуры, в первую очередь – материально-предметной. Широкий круг вещей, которыми повседневно пользовались (и поныне пользуются) эти народы, по праву можно отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства. В их жизни данные предметы имеют особое значение, которое не исчерпывается утилитарными нуждами. (Конечно, в значительно меньшей степени это распространяется на оседлых городских жителей, в большей – на жителей отдаленных поселков, занятых охотой, рыболовством, оленеводством и др.)

Можно предположить, что именно декоративно-прикладное искусство наряду с магической, культово-обрядной, ритуальной практикой (и генетически связанной с ней игрой) в традиционных культурах выступало тем универсальным видом деятельности, в котором члены общности находили источники для своего личностного роста. Их осуществление не было там прерогативой избранных (служителей культа, художников) – в него в разных формах включались фактически все возрастные страты общества, все его члены. Эти виды деятельности относятся к древнейшим типам развивающих социальных практик.

Таким образом, наш интерес к декоративному искусству обских угров – не просто дань уважения к культурным традициями или выражение "абстрактного" стремления к их сохранению (в чем они действительно нуждаются). В традиционном искусстве скрыт мощнейший источник психического развития ребенка, его становления не только восприемником, но и субъектом-автором культуры В нашей работе сделана попытка теоретического осмысления этно-специфической формы декоративно-прикладного, в первую очередь - орнаментального искусства как целостного эстетического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена и разработки на этой основе развивающей этнопедагогической модели эстетического воспитания дошкольников.

Наши рекомендации