Тифлопедагогическое обследование детей

Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и комплекции зрительной недостаточности тифлопе­дагог определяет в процессе обследования (диагностики). Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным - у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

Задача диагностики – получить более полную информацию об индивидуальных особенностях развития детей, на основании которой могут быть разработаны рекомендации для воспитателей, психологов, родителей для подготовки детей к школьному обучению и выбора оптимальных форм дальнейшего обучения на этапе начального общего образования.

При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их при­чины. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные задачи обучения.

Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведённых обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития ребёнка в процессе коррекционного обучения.

В начале учебного года (сентябрь) проводится развернутое обследование детей с нарушением зрения в группе с целью определения исходного уровня развития зрительного восприятия и по результатам обследования планируется работа в зависимости от уровня развития ребенка и диагноза, программных требований и прогноза об улучшении зрения.

Для обследования используются диагностические методики, разработанные Л.А Венгером, Н.Н.Подъяковым, Л.И.Солнцевой, Л.И.Плаксиной с некоторой их модификацией.

Приложение диагностического инструментария.

Правила проведения педагогической диагностики:

-обследование проводится в спокойной, благожелательной обстановке;

- с ребенком одновременно работает только один специалист (либо воспитатель, либо психолог), это связано с тем, что перекрестный «допрос» нескольких взрослых часто затрудняет контакт и не позволяет получить объективные результаты;

- все необходимые принадлежности, пособия и материалы не лежат на столе, за которым будет работать ребенок; они разложены в определенном порядке на отдельном столе;

- в ходе обследования педагог: не торопит ребенка, не спешит с подсказкой; не показывает свою неудовлетворенность или неудовольствие; не подчеркивает отрицательные результаты и не анализирует результаты вместе с родителями в присутствии ребенка;

- при проведении педагогической диагностики соблюдается конфиденциальность о результатах обследования.

- сообщение результатов диагностики родителям представляются в нескольких вариантах (по выбору родителей): либо через индивидуальное собеседование с последующими рекомендациями как помочь ребенку в его развитии, либо через услугу «Электронный ящик» (электронную почту).

Детям предлагаются задания, по результатам выполнения которых определяется уровень развития зрительного восприятия. Содержание заданий соответствует возрастным возможностям детей. Задания предъявляются детям в игровой форме и поэтапно. Оценка полученных результатов осуществляется по 3-м основным критериям, которые характеризуют степень выполнения задания:

- дети, выполнившие задания самостоятельно и правильно относятся к I-му (высокому) уровню;

- ко II уровню (среднему) относятся дети, которые достигли результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более 2-х ошибок при выполнении задания);

- к III уровню (низкому) относятся дети, которые частично выполняют задание или отказываются их выполнять.

Использование диагностического обследования в конце учебного года позволяет оценить эффективность проделанной работы благодаря сравнительному анализу данных первоначальной и конечной диагностики и наметить перспективы коррекционной работы в указанном направлении в отношении всей группы и каждого ребенка в отдельности.

С учетом данных диагностического обследования составляются подгруппы в соответствии с уровнем психического развития, состояния зрительных функций и этапом лечения. Для коррекционных занятий критерием деления по подгруппам могут быть состояние зрения, этапы лечения зрения, уровни развития представлений о предметном мире, ориентировки в пространстве, представлений об окружающем мире и коммуникативной деятельности.

Для формирования подгрупп при проведении занятий познавательного цикла необходимо учитывать уровень развития речи, мышления, памяти и внимания детей, а также коммуникативных навыков и эмоционально-поведенческих характеристик.

III этап – организационный(организация коррекционно-развивающего процесса и процесса специального сопровождения детей при специально созданных условиях).

Тифлопедагог строит свою работу в соответствии с программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида под редакцией Л.И.Плаксиной, организует и проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

· развитие зрительного восприятия;

· развитие навыков ориентировки в пространстве;

· социально-бытовая ориентировка;

· развитие осязания и мелкой моторики.

Основные формы организации деятельности в рамках программы:

· индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми;

· индивидуальные, подгрупповые и фронтальные методические мероприятия для родителей.

Занятия по развитию зрительного восприятияпредусматривают развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира, определение их формы, цвета, величины и формирование навыка действия с предметами, воспитаниеинтереса к окружающему миру.

Раздел состоит из следующих составляющих:

1. Развитие зрительного восприятия цвета предметов.

2. Развитие зрительного восприятия формы предметов.

3. Развитие зрительного восприятия величины предметов.

Программные задачи (4-й год обучения):

· Расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость и полноту зрительного обследования, формировать зрительно-двигательные умения обследовать планомерно и целенаправленно предметы, картинки, выделять главные признаки, учить пользоваться оптическими средствами (лупами, линзами, биноклями) при рассматривании предметов.

· Учить создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры (два треугольника — ромб; треугольник и квадрат — пятиугольник и т. д.).

· Знать основные цвета и оттенки, правильно использовать эталоны цвета при описании, классификации групп предметов.

· Различать цвет движущегося объекта и нескольких объектов.

· Создавать узоры, цветные композиции на фланелеграфе, магнитной доске, из мозаики.

· Учить чтению иллюстраций, пониманию заслоненности, зашумленности изображения (круг находит на квадрат, дерево на фоне дома, пересечение линий, полос и др.).

· Понимать изображение перспективы в рисунке. Создавать на фланелеграфе сюжетные изображения в перспективе и срисовывать их.

· Учить замечать величину реальных предметов; зрительно анализировать длину, ширину, высоту предметов; проводить размеры с помощью условных мер; сличать размеры разных предметов.

· Называть в процессе наблюдения близкие и дальние, высокие и низкие, толстые и тонкие, широкие и узкие объекты.

· Создавать на основе наблюдений за натурой из плоскостных изображений композиции на фланелеграфе с учетом пространственных положений и отношений, например: «Расставь предметы на фланелеграфе так, как видишь их на столе в группе», «Составь натюрморт, как видишь», «Перенеси изображение предметов так, как они стоят в шкафу».

· Находить, где детали, где целый предмет, составлять и дополнять из частей целый предмет, сюжетное изображение.

· Дать детям представление о мебели, одежде, обуви, игрушках, о транспорте, ближайшем окружении.

· Учить группировать предметы по их признакам (форма, цвет, размер, материал).

· Осуществлять работу по стимуляции, упражнению и активизации зрительных функций и гигиене зрения в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы.

· Учить детей созданию изображений макетов (на фланелеграфе по образцу, замыслу детей). Например: «Наша групповая комната», «Квартира», «Физкультурный зал», «Лес», «Огород» и др.

· Создавать из вырезанных геометрических фигур шахматную доску, узор, коврик.

· Развивать глазомер у детей в упражнениях типа: «Найди линейку такой же длины», «Подбери одинаковые по форме и величине предметы», «Нарисуй квадрат, прямоугольник такой же величины», «Составь из частей целый предмет», «Размести на схеме соответствующие фигуры», «Раздели квадрат, круг, прямоугольник на две, четыре части».

· Упражнять детей в сличении изображений по принципу сходства и различия, группировать предметы по отдельным признакам (форма, цвет, величина или пространственное положение).

· Учить детей познанию окружающего мира с помощью всех органов чувств. Учить ориентироваться в реальной действительности в соответствии со зрительными возможностями, использовать слух, осязание, обоняние там, где нельзя увидеть полностью объект.

На занятиях по развитию зрительного восприятия осуществляется работа по упражнению, активизации и тренировке зрительных функций.

· Учить детей выделять различные признаки и свойства предметов, тренируя зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания.

· Формировать у детей умения словесно обозначать пространственные положения на микро- и макроплоскости.

· Уметь составлять схемы пути и считывать пространственные положения предметов на схеме; соотносить в большом пространстве; выполнять задания на ориентировку в пространстве по словесному описанию, схеме с учетом точек отсчета: от себя, от товарища, от других предметов.

· Закреплять умения ориентироваться на улице с помощью слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных органов чувств.

Подгрупповые коррекционные занятия проводятся 1 раз в неделю. За год - 29 подгрупповых занятий. От 2 до 5 раз в неделю индивидуальные занятия.

Развитие навыков ориентировки в пространствена ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния, осязания). Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа окружающего их пространства. Поскольку все предметы в пространстве дети воспринимают по отношению к самим себе и своему телу, то расширение знаний о теле человека и его частях является главной задачей в процессе обучения ориентировке в пространстве. Другой точкой отсчета при ориентировании детей с нарушением зрения являются предметы пространственной сферы. Все действия детей по выделению пространственных признаков и определению пространственных направлений должны сопровождаться их словесными обозначениями.

Обучение детей ориентировке в пространстве тифлопедагог осуществляет по специ­ально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:

- на первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе»;

- на втором этапе - дать детям представления о том, что собст­венное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анали­зировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке;

- третий этап - обучение детей моделированию предметно практических построений;

- четвертый этап - обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

Программные задачи (4-й год обучения):

· Закреплять умения детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.

· Сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего напротив ребенка.

· Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве; учить четко дифференцировать основные направления пространства: словесно обозначать их соответствующими терминами (справа — направо, слева — налево... и т.д.).

· Учить детей определять направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4-х, 5-ти метрах), в зависимости от диагноза зрительного заболевания и остроты зрения каждого ребенка.

· Определять и сравнивать расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

· Словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке и т.д).

· Развивать умение детей определять стороны (части) игрушек и окружающих предметов (например, машины, шкафа для игрушек и т.д.), использовать в речи термины (передняя — задняя, верхняя — нижняя, правая — левая).

· Закреплять и совершенствовать умения детей передвигаться в названном направлении по ориентирам и без них, сохранять и изменять направление движения.

· Учить понимать и активно использовать в речи обозначения направления движения (вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, рядом, между, напротив, за, перед, в, на, до... и др.).

· Познакомить детей со схемой пути передвижения в помещениях детского сада.

· Учить составлять простейшие схемы пути в направлениях из группы в раздевалку, до кабинета врача, до музыкального зала и т.д.

· Передвигаться в пространстве, ориентируясь по схеме пути.

· Словесно обозначать направления, начерченные на схеме пути.

· Составлять простейшие схемы пространства (размещения игрушек на поверхности стола, в шкафу, в кукольном уголке).

· Располагать и находить предметы в реальном пространстве, ориентируясь по схеме. Словесно обозначать расположение предметов в реальном пространстве и на схеме.

· Моделировать пространственные отношения (кукольная комната, шкаф с игрушками и т.д.).

· Развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, стола, грифельной доски.

· Учить располагать предметы в названных направлениях микропространства (сверху вниз и снизу вверх, справа налево и слева направо, в правом верхнем углу и в левом нижнем углу... и т.д.).

· Последовательно выделять, словесно обозначать и воспроизводить взаимное расположение игрушек, геометрических фигур, предметов в микропространстве по отношению друг к другу.

· Развивать умение детей определять форму окружающих предметов, соотносить ее с геометрическими эталонами; сравнивать предметы по форме.

· Развивать пространственные представления детей на основе практической ориентировки в помещениях детского сада и на участке; совершенствовать ориентировку с помощью всей сенсорной сферы ребенка (нарушенного зрения, слуха, осязания, обоняния).

· Закреплять и развивать умение различать пространственные признаки предметов и пространственное отношение между ними с помощью зрения и осязания.

· Продолжать учить различать звуки и запахи в окружающем пространстве; цветовые, световые, звуковые ориентиры.

· Развивать активное использование детьми пространственной терминологии при обозначении расположения предметов в помещениях детского сада и на участке.

· Дать представление об относительности пространственных отношений: в процессе соотнесения детьми парно-противоположных направлений своего тела с направлениями стоящего впереди и напротив человека; в процессе сравнения реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале: при повороте на 90° и 180°.

· Дать детям представление о правилах поведения пешеходов на улице: познакомить с понятиями: улица, мостовая, тротуар, пешеходный переход, проезжая часть, светофор.

С детьми, испытывающими значительные трудности в овладении ориентировкой в пространстве, обучение проходит сначала на индивидуальных коррекционных занятиях тифлопедагога. Позже, когда ребенок освоит программный материал, сформированные у него навыки закрепляются и совершенствуются в различных играх и упражнениях на подгрупповых занятиях, а также в самостоятельной детской деятельности. Задачи по развитию ориентировки в пространстве могут проводиться на физкультурных, музыкальных занятиях, на участке и территории детского сада. Большие возможности заключены в целевых прогулках и на экскурсиях.

Коррекционные занятия по развитию навыков ориентировки в пространстве проводятся 1 раз в неделю подгруппой и индивидуально от 2 до 5 раз в неделю в зависимости от потребностей ребенка в данных занятиях.

Раздел «Социально-бытовая ориентировка»состоит из следующих составляющих:

- «Предметные представления»;

- «Приобщение ребенка к труду взрослых»;

- «Наблюдения на улице»;

- «Ознакомление с явлениями общественной жизни»;

- «Ребенку о нем самом».

Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс умений и знаний, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях (В.З.Денискина).

Коррекционные занятия по СБО планируются 1 раз в неделю по подгруппам, в год примерно 29 занятий. Индивидуальные занятия с учетом потребностей дошкольников 2-3 раза в неделю.

Структура занятий по социально-бытовой ориентировке определяется темой, задачами и выбором методических приемов. В процессе занятий дети с нарушением зрения получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им успешно адаптироваться в быту в соответствии с нормами и правилами поведения. Расширение предметных представлений предполагает дальнейшее развитие навыка обследования предметов, выделение их признаков и свойств.

С каждым годом содержание материала расширяется и усложняется.

Подраздел«Предметные представления»включают в себя усвоение дошкольниками с нарушениями зрения признаков и свойств предметов, их формы, цвета, величины и пространственного положения. Детей учат подбирать и группировать предметы по их признакам и назначению, делать обобщения и дифференцировать предметы внутри одного рода. При обследовании предметов детей приучают использовать все анализаторные системы.

Программные задачи (4-й год обучения):

· Учить обследованию предметов с использованием всех сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания).

· Учить описывать основные признаки предмета, знать его назначение, правила использования, хранения.

· Продолжать учить детей правильно называть существенные признаки и особенности окружающих предметов; понимать связь между назначением, строением, материалом, из которого сделаны предметы.

· В процессе знакомства с явлениями общественной жизни обогащать знания о предметах, их существенных признаках, учить группировать, обобщать по этим признакам предметы (продукты, мебель, инструменты), понимать значение обобщающих слов.

· Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

· Учить любоваться растениями, животными, красотой окружающей природы.

· Учить детей правильно вести себя в природе: не загрязнять мест отдыха, не ломать деревьев и кустов, не рвать растения, бережно относиться к животным.

· Знать предметы быта, техники и уметь ими пользоваться.

· Иметь представление о правилах безопасного использования бытовой техники.

Приобщение ребенка к труду взрослоговоспитывает интерес к труду взрослых, бережное отношение к его результатам и желание оказывать взрослым посильную помощь. В своих наблюдениях ребенок выделяет основные трудовые процессы и порядок их выполнения. Наблюдения на улице во время экскурсий расширяют представления детей о красоте природы, явлениях общественной жизни.

Программные задачи (4-й год обучения):

· Дать детям знания о труде близких взрослых, развивать интерес к труду человека.

· Учитывая местные условия, познакомить детей с некоторыми конкретными видами труда в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте и т.д., объясняя им, какое значение этот труд имеет для окружающих, как дружно, помогая друг другу, работают взрослые, как умело они используют в своей работе различные машины и инструменты.

· Формировать представление о содержании труда, названиях профессий, цели работы, материалах, оборудовании, орудиях труда и инструментах, трудовых действиях и их последовательности, результатах труда и его значении.

· Наблюдать добросовестное отношение взрослых к своей работе, к качеству выпускаемой продукции (красивая, прочная, удобная одежда), взаимосвязь и взаимопомощь людей в труде, стремление сделать полезные вещи.

· Дать детям представление о некоторых видах труда: рабочие трудятся в шахтах, на заводах, фабриках; добывают уголь; создают машины, мебель, продукты питания, шьют одежду.

· Формировать знания о том, что труженики сельского хозяйства обрабатывают землю, сеют и выращивают хлеб, овощи, получают урожай, разводят домашних животных, ухаживают за ними.

· Обогатить знания детей о труде людей по управлению транспортом, трудовых действиях работников транспорта, их обязанностях (управляет транспортом, обслуживает пассажиров в пути, ремонтирует, проверяет машины перед рейсом, обеспечивает безопасность движения).

· Формировать представления о некоторых учреждениях культурно-бытового обслуживания населения (ателье, магазин, почта, больница, библиотека), об их назначении.

· Приобщать детей к помощи взрослым в детском саду и дома, помогать больным детям, старикам.

· Включать детей в работу взрослых, учить уважать результаты труда.

Наблюдения и поведение детей на улицепредусматривает наблюдения за поведением людей на улице, их внешним видом, за транспортом и светофором. Большое значение имеет проведение экскурсий. Детей знакомят с сезонными изменениями в природе, общественными заведениями, их работой, с правилами пользования.

Программные задачи (4-й год обучения):

· Дать представления о многообразии специального транспорта, его оборудовании механизмами и устройствами для выполнения определенного вида работ (пожарная, снегоочистительная, поливная).

· Научить группировать, сравнивать разные виды транспорта (наземный, водный, воздушный) по назначению (пассажирский, грузовой, специальный), учить понимать зависимость назначения транспорта от характера груза.

· Учить правилам дорожного движения.

· Уточнить знания детей о разделении проезжей части осевой линией, дорожных знаках (пешеходный перекресток, перекресток, пункт питания, телефон, место стоянки, пункт медицинской помощи).

· Упражнять детей в соблюдении правил движения пешеходов на улицах.

· Развивать ориентировку на улице с использованием сохранных анализаторов и зрения.

Раздел «Ознакомление с явлениями общественной жизни» появляется в программе на 4-м году обучения.На занятиях дети получают знания о явлениях общественной жизни, о стране, в которой они живут, о природе, труде взрослых, видах транспорта и связи.

· У детей следует воспитывать уважение к Государственному гербу, флагу, гимну России.

· Дети должны знать название столицы нашего государства — Москва.

· Знать название своего города, поселка, села, деревни.

· Познакомить детей с некоторыми фактами жизни и творчества А.С. Пушкина, П.И. Чайковского и других знаменитых людей литературы и искусства.

· Воспитывать интерес и любовь к произведениям великих поэтов, композиторов, художников, желание разучивать стихи, песни, любоваться живописью.

· Познакомить детей с произведениями национального искусства, например с хохломской росписью, дымковской глиняной игрушкой, русскими кружевами (с учетом национальных и местных условий).

· Знакомить детей с русскими народными песнями, сказками, пословицами.

· Знать особенности местных природных условий жизни.

· Для того чтобы успешно трудиться, стать в будущем образованными, умелыми рабочими, тружениками сельского хозяйства, инженерами, врачами, учеными, надо многое знать и уметь, многому учиться. Поэтому все дети поступают в школу, где изучают многие интересные науки.

· У детей следует воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге, формировать представление о том, как создается книга.

· Рассказать им о том, что писатель пишет рассказы, стихи.

Подраздел «Ребенку о нем самом»включает в себя усвоение детьми своего имени, отчества, фамилии. Умение оценивать эмоциональное состояние сверстника и взрослого человека. Важным является обучение детей с нарушениями зрения пользоваться зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями, о возможностях замены зрительной информации слуховой при ориентировке в большом пространстве, когда дети не могут видеть движущиеся объекты, но могут услышать, как они двигаются.

Программные задачи (4-й год обучения):

· Формировать у детей представление о человеческом облике: мимика, жесты, походка, осанка, голос, речь, проявление эмоций.

· Обучать детей формам общения вербального и невербального характера.

· Понимать положительные и отрицательные стороны в поведении окружающих людей (доброжелательность, заботливость, внимательность, дисциплинированность и другие проявления).

· Учить детей правильно пользоваться неполноценным зрением там, где оно дает точную информацию, или же использовать сохранные анализаторы, когда зрение не позволяет свободно ориентироваться.

В реализации задач социально-бытовой ориентировки необходима взаимосвязь в работе всех участников образовательного процесса (разных педагогов, медицинских работников, психологов, родителей).

Задачи по развитию осязания и мелкой моторикирешаются тифлопедагогом на всех коррекционных занятиях.

ФОРМИРОВАНИЕ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ

1. Формирование представлений о строении и возможностях рук, знакомство с расположением, названием и назначением пальцев: обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки; обучение приемам обследования предметов и их изображения; обучение соблюдению определенной последовательности при обследовании животных (голова, туловище, хвост, ноги или лапы), растений (овощи, цветы и др.), геометрических фигур, предметов домашнего обихода.

2. Выделение сенсорных эталонов формы: учить различать с помощью осязания геометрические фигуры (круг — шар, квадрат — куб, овал — эллипсоид, треугольник — призма, прямоугольник —параллелепипед) и находить эти формы в окружающих предметах.

3. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов: учить различать свойства поверхности предметов (гладкая — шероховатая, мягкая — твердая, теплая — холодная и т.п.).

4. Формирование представлений о величине предметов: учить детей различать величину предметов, учить осязательным приемам сравнения предметов: наложением плоскостных предметов, измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок (палец, рука и др.).

5.Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах: учить определять поверхности (стен, дверей, пола и др.); находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых поверхностях; давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.

6. Дифференцирование различных признаков и свойств предметов: учить детей классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам (все круглые, все жесткие, все мягкие, все холодные, теплые, колючие;здесь теплые, а здесь колючие и т.д.). Обследование различных предметов (из дерева, металла, пластмассы, тканей, стекла и других материалов) с целью тренировки, дифференцирования их величины, фактуры и температурных ощущений.

7. Ориентирование на микроплоскости с помощью осязания: учить выделять стороны (листа, стола), углы, середину; учить размещать предметы по образцу и словесному указанию.

8. Формирование представлений о человеке: учить детей обследовать себя, сверстников и взрослых, выделяя форму, строение тела, характерные признаки и особенности тела: голова шарообразная, покатые или круглые плечи, худые руки, ноги, волосы жесткие (кудрявые, длинные или короткие и т.д.).

9. Приемы использования осязания при знакомстве и общении с человеком: учить различать пластику и ритм ласковых, строгих, нежных, энергичных, слабых и других видов действия рук; учить сопряженному действию рук.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСЯЗАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

При подготовке детей к рисованию, конструированию, аппликации учить выкладыванию узоров из геометрических фигур, составлению отдельных предметов (забор, елочка, неваляшка, снеговик, домик и т.п.) и композиций из них.

Конструирование. Знакомство с деталями различных конструкторов и их назначением; подбор деталей по форме, размеру с помощью наложения и приложения; обучение скреплению деталей конструкторов, сборка отдельных предметов (лесенок, башен, стен без проемов и с проемами); построение домика, предметов мебели и др.; составление композиций из сконструированных предметов (жилая комната, гараж и др.).

Занятия лепкой. Обучение приемам разминания глины, лепка палочек и колбасок при раскатывании глины между ладонями рук и пальцами, лепка колечек и шариков, составление орнаментов из палочек, колечек и шариков; лепка предметов из колбасок (огурец, морковь, яйцо и т.п.) и шариков (плоды овощей, фруктов и др.), лепка отдельных предметов и составление композиций из них.

Занятия с использованием мозаики. Знакомство с рабочим полем, видами фишек; заполнение фишками рабочего поля, выкладывание горизонтальных и вертикальных линий, орнаментов, отдельных предметов и композиций из них (по образцу и по памяти).

Занятия аппликационной лепкой (заполнение рельефного рисунка пластилином). Подбор деталей-заготовок из пластилина для наложения их на определенные части рисунка, размазывание пластилина до контуров рельефного рисунка (огурец, морковь, репка, грибы, веточка вишни, машина, цветок и т.п.).

Работа с бумагой. Ознакомление с различными сортами бумаги (промокательная, салфеточная, газетная, туалетная, тетрадная, перфокарточная, оберточная и др.), сгибание листа бумаги по различным направлениям, обрывание листа по сгибу, обрывание бумаги по контуру рельефных рисунков предметов, составление из них композиций накладыванием на контрастный фон; поделки из бумаги приемом сгибания (лодка, кошелек и др.).

Работа с фольгой. Разглаживание смятой фольги (ладонями, отдельными пальцами); формовка из фольги различных поделок (человечки, зверушки и т.п.).

Занятия с нитями. Наматывание клубков, связывание нитей, распутывание узлов, выполнение различных плетений типа макраме.

Работа с палочками. Вынимание палочек из коробочки (по одной, две, три и т.д.) попеременно правой и левой руками, перекладывание палочек из одной коробки в другую, составление из палочек по образцу и по памяти геометрических фигур, контуров печатных букв и цифр плоскопечатного шрифта, выкладывание колодца и т.п.

Работа с книгой. Перелистывание страниц книги, нахождение на странице начала текста, конца и абзацев, по Брайлю, перелистывание страниц плоскопечатной книги приемом отпускания каждого листа от начала книги и от ее конца. Разработка тонкой координации движений для плоского письма; проведение линии сверху вниз, слева направо, справа налево, наклонно, по кругу; дидактические игры типа «Дорога к дому», когда надо идти посредине дороги, не выходя за ее пределы; обведение трафаретов букв, соединение точек в заданном порядке, штриховка и раскрашивание контурных рисунков, не выходя за границы контуров, и т.п.

Обучение элементам рисования. Освоение разных видов движения как приемов рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, волнистые, отрывочные), воспроизводимых вначале в воздухе, а затем для слепых на пленке прибора для рельефного рисования и черчения «Школьник» или на пласткомпе прибора Н.А. Семевского, а для слабовидящих на бумаге (дорожка, дождик, травка, волны, море, яйцо, колобок и т.п.); работа с линейкой (фиксация линейки пальцами левой руки, расположение у края линейки с легким упором на нее кончика стержня шариковой ручки, рейсфедера или карандаша при работе соответственно на пленке прибора «Школьник», приборе Н.А. Семевского, бумаге; проведение линии четко вдоль края линейки); обводка по трафаретам, штриховка и раскрашивание.

Чтение рельефных рисунков. Приемы обследования рельефного рисунка в соотнесении его с реальным предметом или его моделью (грифель, расческа, замок, машина и т.п.); восприятие сюжетных рельефных картинок по книге О.И. Егоровой «Приключения сказочного человечка», воспроизведение учащимися различных поз человечка по его рельефному изображению.

Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые словесными описаниями тифлопедаго­га, а позже - самого ребенка. Вопросы, которые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследование, помогают выделить необходимые признаки и словесно их обозначить.

Задачи по развитию осязания и мелкой моторики включаются вразличные виды предметно-практической деятельности.

Развитие у дошкольников со зрительной патологией осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятель­ности и речи; обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориенти­роваться в нем.

Наши рекомендации