Сравнение теорий психического развития (по Л.Ф. Обуховой)

Схема 28

Параметры развития Параметры развития психики ребенка и их понимание представителями разных конвенций
на Западе в России
Ход развития От индивидуального к социальному (социализация) От социального к индивидуальному (закон развития высших психических функций)
Условия развития Наследственность и среда Морфофизиологические особенности мозга и общения
Источник развития Внутри индивида (в его природе) Вне индивида (среда)
Форма развития Приспособление Присвоение
Движущие силы развития Конвергенция двух факторов (наследственности и среды) Обучение. Деятельность

Представители когнитивной психологии связывают зависимость с развитием познавательной способности ребенка, когда ребенок способен различать и узнавать отдельных людей, в первую очередь мать. Когда реагирует на ситуации ухода матери и ожидания ее возвращения.

По теории социального научения источник зависимости ребенка от матери в его беспомощности, его неспособности самостоятельно удовлетворять свои физические потребности. Действительно, матери при удовлетворении потребности ребенка подкрепляют и закрепляют их.

Затем само присутствие матери становится сигналом этой зависимости. Большую роль здесь играет чувство неуверенности ребенка, Особенно когда мать ведет себя непоследовательно, то хвалит, то ругает, то никак не реагирует. Повышается тревожность ребенка и его зависимость от матери.

Каждая теория объясняет возникновение зависимости со своей стороны.

Приложение

Схема 29. Основные характеристики ведущих форм деятельности и их развивающих ффектов. (Г. А. Цукерман)

Характеристики ведущей деятельности Непосредственно-эмоциональное общение Предметно-манипулятивная деятельность Игровая деятельность Учебная деятельность
1) Содержание Другой человек и я сам как источник любви, понимания, принятия и оценки Способы употребления человеческих орудий и знаков Социальные нормы и смыслы человеческих отношений Общие способы решения классов задач
2) Способ взаимодействия Симбиотическое слияние Буквальная имитация, действие по образцу Условная воображаемая, символическая имитация Поиск общего для партнеров способа действий в отсутствии образца
3) Характер инициативного приглашения партнера к сотрудничеству Выражения доброжелательности (преимущественно невербальные) "Покажи, как надо! Верно? Хорошо? Не получается..." — просьба образца, контроля, оценки «Давай как будто…Ты будешь…А я буду…» — чередование игры и межигровых коммуникаций о способах взаимодействия «Я смогу решить эту задачу, если...» — гипотеза о недостающем знании, проверять которую предстоит сообща
4) Чего ребенок ожидает от взрослого партнера Присутствие, сопереживание, поддержка, принятие, оценка Демонстрация образцов, пошаговая помощь, контроль и оценка Построение общего замысла и свобода импровизации в рамках договоренности Помощь в проверке высказанных ребенком гипотез, указание на противоречия
5) Новообразования, возникающие при освоении содержания ведущей деятельности Основополагающая вера и надежда. Базисное доверие к людям, себе и миру Речь, предметные действия Воображение, символическая функция Рефлексия
6) Новообразования, возникающие при освоении формы ведущей деятельности Потребность в другом человеке, способность доверять людям, открытость новизне Способность к имитации Способность к согласованным действиям с учетом игровой роли партнера Способность (умение) учиться
7) При полноценном формировании возрастных новообразований наблюдается Доверие себе и другим людям, устойчивость к эмоциональным стрессам, эмпатия Способность обучаться по образцам и инструкциям Способность действовать в уме, творить; социальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками Знание границ своих возможностей и способность их преодолевать ставить и решать задачи изменения своих ЗУНов
8) При недоразвитии возрастных новообразований наблюдается Неспособность любить и доверять, неверие в свои силы, заниженная самооценка Орудийная беспомощность, трудности в приобретении навыков, неорганизованность Бедная фантазия трудности при встрече с нестандартными ситуациями, социальный эгоцентризм Отсутствие умения учиться, преобладание рассудочного мышления
9) При гипертрофированном развитии возрастных новообразований наблюдается Зависимость от эмоциональной поддержки и оценки других людей, потребность в гиперопеке, потеря предмета сотрудничества, уход в межличностное общение Потребность в инструкциях, отсутствие собственного мнения, некритичность, исполнительские установки, трудности в анализе образцов Уход в фантазии, отсутствие чувства реальности, потеря направленности на результат, своеволие в целеполагании Пренебрежение к исполнительской части действия после того, как найден общий способ его осуществления, познавательская пристрастность
10) Вклад возраста в учебную деятельность Доверие к учителю, потребность в установлении отношений с ним, вера в свои силы, открытость новому опыту Способность и склонность подражать образцам действий учителя, выполнять его инструкции и правила Освоение роли ученика и правил жизни «настоящего школьника», готовность к учебной дискуссии Юношеское умение учиться самостоятельно





Литература

1. .Абрамова Г.С. Психология развития: Учеб. пособие. М., 2000.

2. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. М. — Воронеж, 2000.

3. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии раз-вития / Пер. с англ. М, 2000.

4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1995.

5. БлонскийП.П. Педология. М.,1934.

6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж,2001.

7. Валлон А. Психическое развитие ребенка / Пер. с фр. СПб.,2001.

8. Возрастная и педагогическая педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. №2121« Педагогика и методика нач. обучения» / П.В.Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезоидр. М., 1984.

9. Возрастная и педагогическая психология / Сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М., 1992.

10. Волков Б. С., Волкова Н.В. Психология детства. М., 1997.

11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах и ответах. М., 2002.

12. Волков Б. С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. М., 1991.

13. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Логические схемы. М., 2004.

14. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. М., 2003.

15. Фелъдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М., 1998.

16. Фелъдштейн Д. И. Психология становления личности. М., 1994.

17. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.).

18. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве — времени детства. М., 1997.

19. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими / Пер. сангл. М, 1992. Т6. Фрадкин Ф.А. Педология: мифы и действительность / Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология».№8. М, 1991.

20. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. М., 2003.

21. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М., 1997.

22. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Подред. И.И.Ильясова, В.Я. Ляудис. М., 1980.

23. Элъконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избр. психолог. тр. / Под ред. Д.И. Фельдщгейна. М., 1997

24. ЭлшагтнБ.Д. Психологияраз8Итйя.'М.,2001.

25. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996»

26. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

27. Яковлева Е.А. Психология развития творческого потенциала личности. М.1997.

Наши рекомендации