Наследственные особенности и врожденные свойства организма
Предпосылками психического развития ребенка являются наследственные особенности и прирожденные свойства организма. (Схема 12.)
Человеком можно стать, только имея прирожденные человеческие предпосылки, определенную человеческую наследственность. Выделяют генотипическую конституцию (генотип) — совокупность генов, получаемую от родителей... Биологический, молекулярный шифр, в котором
запрограммированы: обмен веществ между клетками и окружающей средой; природные свойства анализаторов; особенности строения нервной системы и мозга. Все это материальная основа психической деятельности.Все, что содержится в генотипе, довольно устойчиво. Ученые восстановили облик людей, которые жили в Новгороде. Люди, жившие сотни лет назад очень похожи на современных коренных жителей этих мест.
Мальчики, выросшие с матерью, могут быть очень похожи на своего отца и чертами лица и особенностями телосложения. Однако при передаче по наследству некоторых частных черт имеет место ИЗМЕНЧИВОСТЬ. Она обеспечивает более эффективное приспособление к условиям существования. Чем выше развитие организма, тем сложнее его взаимодействие со средой, тем большую роль играет изменчивость, тем эффективнее приспособление к условиям существования.
Схема 12
Говоря о том, что дочь похожа на мать, мы отмечаем и ее отличие от матери. В лице сына, хотя и «вылитого отца» есть что-то материнское. Он не является точной копией своего отца. От наследственных предпосылок следует отличать ВРОЖДЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ человека. (Схема 12). Они обычно формируются в процессе внутриутробного развития.
В силу единства организма матери и плода, развивающийся ребенок в какой-то мере компенсирует недостатки организма матери. В результате — повышенная (или пониженная) функция органа развивающегося ребенка. Но многие неблагоприятные воздействия плод не в состоянии компенсировать, и происходит патологическое развитие плода. Тогда дети рождаются со значительными индивидуальными особенностями. Строение, функционирование организма и отдельных органов различное (химический состав крови, тканей, количество мозговых нервных клеток и т. д.).
Сами по себе наследственные задатки не предопределяют становление личности, конкретные достижения ее развития, всего своеобразия отдельного человека.
На различия в развитии детей очень сильно влияет неблагоприятная среда, и особенно, если родители не в состоянии обеспечить своим детям хорошее образование. Однако при равных условиях вперед выходят наследственные факторы, именно они начинают определять будущее человека.
Исследователей давно интересовал вопрос доли наследственных и средовых факторов в развитии умственных способностей. По результатам исследований 20 — 30-х годов генотипическим особенностям отводили 80%. В 80-е годы доля генотипа составляла уже 60%.
Разнообразие людей (за исключением однояйцовых близнецов) в значительной степени могут определиться наследственностью, поскольку наряду с консервативным фоном генотип каждого человека содержит уникальное, присущее только ему сочетание генов. По некоторым данным 60 — 70% генофонда каждого человека индивидуализировано (Т.М. Марютина).
При анализе генотипической детерминации развития человека следует различать два относительно независимых аспекта: формирование нормативных (универсальных, общевидовых) закономерностей и формирование межиндивидуальной вариативности в реализации этих закономерностей, то есть формирование индивидуальных различий. (Схема 12а.)
Схема 12 а).Генотипические и средовые факторы, определяющие формирование признака в структуре индивидуальности
Генотип требует для своей реализации определенных условий среды. Его видеоспецифическая часть (консервативный фонд наследственности) предусматривает наличие диапазона силовых условий, в которых возможно полноценное развитие человека. При этом имеются в виду, с одной стороны, соответствующие видовым требованиям природные, экологические условия, позволяющие удовлетворить базисные потребности организма (в нише, безопасности и так далее). А с другой стороны — социальные, которые предусматривают необходимую заботу и поддержку со стороны взрослых, общение со сверстниками возможность присвоения социального опыта и другое. (А.М. Кларкс и другие).
* * *
Все факторы психического развития действуют в комплексе. Нет ни одного психического качества, развитие которого зависело бы только от одного из факторов.Все факторы выступают в органическом единстве.