Понятие «культуры», его структура и функции. Типология «культуры»

Культура– это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Культура- это культурное обобщение всего (А.Ф. Лосев).

Структура культуры – так же не простое дело. С одной стороны, она вобрала в себя материальные и духовные ценности, с другой, включает в себя деятельность людей, нынешних поколений, опирающуюся на оставленное им наследство предшествовавших поколений.

Культура - явление многоплановое и многоуровневое. Принято делить культуру на 2 формы: материальную и духовную.

Материальная культура – совокупность материальных ценностей, созданных человеком или вовлеченных им из природного окружения в сферу своей деятельности. Она охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и её результаты (орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.).

Духовная культура – связана с духовными ценностями. Она охватывает сферу духовного производства и его результаты, т.е. сферу сознания (познания, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание, что подобное деление культуры на материальную и духовную достаточно условно, потому что мы определяем структуру в процессе теоретического анализа культуры.

Вся культура подразделяется на мировую, являющейся синтезом лучшем достижением всех национальных культур, и на национальную, которая в свою очередь выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие и оригинальность которой проявляется как в духовной (язык, литература, живопись, музыка, религия), так и в материальной (особенности экономического труда, традиции труда и производства) сферы жизни и деятельности.

Функции культуры

Многоуровневый характер структуры культуры предполагает и разнообразие её функций. Возможный вариант, в котором выделяется следующие функции:

1. Возделывание, взращивание духа. Её ещё называют человекотворческой или гуманистической. С ней связаны все остальные и вытекают из нее.

2. Трансляции (передачи) социального опыта, исторической преемственности. Её называют еще информационной функцией, т.к. культура является фактически единственным механизмом сохранения, приумножения, распространения и передачи знаний, опыта, накопленного человечеством.

3. Познавательная или гносеологическая. Она находит свое выражение в науке и в научном поиске.

4. Регулятивная или нормативная. Она проявляется в системе зафиксированных в морали и праве, обычаях и обрядах, норм и требований общества ко всем своим членам общества.

5. Коммуникативная или семиотическая, или знаковая, носителями которой являются словесный язык, язык науки, а так же специфические языки музыки, кино и т.п.

6. Ценностная или аксиологическая, которая отражает качественное состояние культуры.

Выделяются так же функции разграниченияиинтеграции человеческих групп, имеется в виду, что культура всегда предстает перед нами в какой-то определенной национальной исторической форме, в многообразии, которое составляет богатство мировой цивилизации, социализации (человекотворческая), которая выполняет важную задачу, делая из первобытной биологической особи разумного общественного человека.

Типология культуры

Очень важным является вопрос о социальной типологии культуры, т.е. классификация культур по каким-либо основаниям, по общим признакам.

Основой построения типологии культуры является ведущий признак. Он позволяет выделить отдельные культуры, различать и объединять их в группы по наличию или отсутствию данного признака.

Существует множество оснований для построения классификаций. Это может быть географический ареал, с особенностями природной среды (например, западная и восточная культура); религиозный признак (христианская культура, иудаизма, ислама и т.д.); по «базовому типу человека» (первобытно-синкретический(слитность, нерасчленённость, характеризующая первоначальное не развитое состояние какого-ибо явления культуры) тип культуры, сциентично-прогматический тип культуры Нового времени); по характеру мировосприятия и методом познания (чувственный, идеалистический и идеациональный по П. Сорокину) и т.д.

Помимо социальной типологии культуры, не менее важное значение имеет историческая типология, которая отражает динамику культуры, т.е. ее развитие. В Европейской традиции XIX-XX вв. существует два направления, две модели теоритического осмысления культурно-исторического процесса:

1. Линейная модель трактует культурно-исторический процесс как поступательное движение.

2. Циклическая модель (или круговая) – рассматривает культурно-исторический процесс как смену локальных обособленных культур.

Линейная схема в понимании исторического развития культуры утвердилась во второй половине XIX в. в рамках этнографической школы эволюционистов (Л. Морган, Э. Тайлор). Культура здесь рассматривается, как процесс развертывающийся лишь по восходящей прямой.

В 20 веке идею единого происхождения человечества и единой истории культуры отстаивал немецкий философ К. Ясперс.

В Мировой истории он выделяет 4 эпохи:

1. «Прометеевская»;

2. «Эпоха великих культур древности»;

3. «Эпоха духовной основы человеческого бытия» («Осевое время»);

4. «Эпоха развития техники».

Циклическая модель опирается на «Теории локальных цивилизаций» (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Культура предстает здесь как круговорот локальных цивилизаций, которые практически не связаны между собой.

Плодотворно работали в этом направлении многие русские ученые: социолог и естествоиспытатель Н.Я. Данилевский(1822-1885), в работе «Россия и Европа» одним из первых дал историческую типологию культуры, по его мнению в общем потоке мировой культуры выделяются некоторые образования, представляющие собой замкнутые виды с целым набором признаков – от этнографических до географических.

Ход истории выражается в смене вытекающих друг из друга культурно-исторических типов.

Данилевский насчитывает 10 самобытных типов культур (греческая, римская, индийская, китайская и т.д.), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития.

Качественно новым, перспективным, с точки зрения истории типом, он считал «славянский» тип, наиболее полно выраженный в русском народе.

Пятирим Александрович Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика» (1937г.) предложил свою типологию культуры и выделил 3 основных её типа»

1. Чувственный или сенситивный тип культуры. Западная культура преимущественно чувственная, говорит Сорокин. Реальный пейзаж, человек, реальные события – таковы его темы искусства культуры. Фермеры, рабочие домашние хозяйки, учителя – его персонажи. Его цель – доставить тонкое чувственное наслаждение: расслабление, возбуждение усталых нервов, развлечение, увеселение. По этой причине оно должно быть сенсационным, страстным, патетичным, чувственным, эпатажным. Оно свободно от религии, моралей и других ценностей, а его стиль – «Искусство, ради искусства».

2. Идеациональный тип культуры. Характеризуется преобладанием рационального мышления, понимания реальности как нематериальной, не чувственной, имеет духовные потребности, обладает высокой степенью их удовлетворения. Как своим содержанием, так и своей формой, данное искусство выражает основную посылку идеациональной культуры – основная реальность, ценность – Бог. Поэтому тема идеационального искусства сверх чувственные царства Бога. Его герои – Бог, ангелы, святые и грешники, а так же душа во всех ее проявлениях – спасение, воплощение, искупление. Искусство полностью религиозно. Цель его не развлекать, не веселить, не доставлять удовольствие, а приблизить верующего к Богу.

3. Идеалистический тип культуры. Основан на интуитивном виде познания, в котором как бы соединены два первых типа и который выступает посредником между идеациональной и чувственной формами искусства. Культура 13-14 веков в Западной Европе, так же как и греческая культура 5-4 веков до н. э. были преимущественно идеалистическими культурами.

Наши рекомендации