Обучение в организациях и «теории научения», методы «научения» и обучения, оценка качества обучения, теория и опыт обучающихся (научающихся) организаций.

Обучение как развитие инт капитала. Области обучения: знания, навыки, установки. Обучение – индивидуальное и коллективное, формальное и неформальное, по методам и пр. Повышает как навыки и профессионализм, так и приверженность, мотивацию, ответственность, интерес.

Обучение как процесс: оценка -> постановка целей обучения -> обучение -> оценка.

Обучающиеся организации (Сенге): Коллективное видение, Структура, Поддерживающая культура, Доверяющее руководство, Мотивированная рабочая сила, Усиленное обучение.

Общие черты существующих обучающихся организаций:

· адаптивность к внешней среде (ее потенциальным изменениям), что определяет их способность к обучению;

· высокая степень сплоченности персонала и идентичности культуры организации, что непосредственно влияет на способность компании создавать свои ценности, которые являются ее фундаментом;

· толерантность к новым или противоположным идеям и видам деятельности (что часто ведет к децентрализации управления), обеспечивающей открытость обучения и объективную оценку общего состояния внешней среды организации;

· консервативное финансирование как сдерживающий фактор рисковых инвестиций корпорации.

Практикой обучающихся организаций уже выработаны определенные принципы:

обучаться быстрее, чем конкуренты;

· обучаться внутри организации (друг у друга и рабочих групп);

· обучаться за пределами организации (у поставщиков и потребителей);

· обучаться по вертикали (от вершины до основания организации);

· задавать правильные вопросы и применять обучение в действии;

· прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучаться на них;

· применять на практике то, чему научились, и учиться на практике;

· обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда;

· обучаться в областях, где раньше не обучались.

Теории научения:

1. теория подкрепления – изменения в поведении происходят на события или стимулы и проистекающие из них последствия(вознагаждения и наказания)

2. когнитивная теория – приобретение знаний и понимания происходит за счет поглощения и.в форме принципов, концепций и фактов их последующей интернализации)

3. теория эмпирического научения – научение является личным «конструированием» смысла посредством опыта»

4. теория социал.научения – для эффект.научения необходимы социал.взаимодействия

3 вида обучения:

1. подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей челов.деят-ти, владеющих совок-тью спец.знаний и умений

2. повышение квалиф-и кадров – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений в связи с требованием проф-и и повыш-ем в должности

3. переподготовка кадров

• Методы – вопрос 26, оценка – 28

Содержание и методы «техник профессионального обучения»: «инструктажа», «обсуждения», «моделирования», «лекций», «групповых упражнений», «анализа конкретных ситуаций», «ролевых игр».

Профессиональное обучение — это имеющее определенную форму, системати­ческое изменение поведения через формирование новых навыков, которое про­исходит в результате получения образования, инструктажа, развития и плано­мерного практического опыта.

Методы обучения:

1. Методы обучения на рабочем месте (если спросит: демонстрация, наставничество, кура­торство,)

2.Методы обучения на рабочем месте или вне его. (инструктаж)

3. Методы обучения вне рабочего места (обсуждение, моделирование, лекция, групповое упраж., анализ конкретных ситуаций, ролевые игры)

Инструктаж должен проходить в четыре этапа:

1) подготовка; (у преподавателя дол­жен быть план презентации темы и использования соответствующих методов обу­чения и наглядных пособий.)

2) презентация: объяснение(простые и ясные) и демонстрация(3 этапа: демонстрация в обычном темпе, демонстрация медленно, еще раз медленно несколько раз);

3) практика и испытание; (обучающийся копирует движения инструктора, а затем под его руководством непрерывно повторяет операцию)

4) совершенствование. (длится столько времени, сколько тре­буется обучающимся для того, чтобы достичь такого же уровня выполнения опе­рации, как у обычного опытного рабочего)

Моделирование - это метод обучения, который сочетает анализ конкретных си­туаций и ролевые игры, чтобы в аудиторных упражнениях максимально прибли­зиться к реальности. Цель в том, чтобы помочь переносу знаний, полученных вне рабочего места, в рабочее поведение, воспроизводя в учебной аудитории ситуа­ции, наиболее приближенные к реальной жизни.

Обсуждение

Цели применения метода обсуждения состоят в том, чтобы:

• заставить слушателей активно участвовать в процессе обучения;

• дать людям возможность учиться на опыте других;

• помочь людям понять другие точки зрения;

• развить способности к самовыражению.

Лекция.Лекция не предполагает практически никакого участия слушателей, за исключе­нием времени, отведенного ответам на вопросы по ее окончании. Эффективность лекции зависит от способности лектора представить матери­ал, рационально используя наглядные пособия.

Анализ конкретных ситуаций (кейсов) — это предыстория или описание события либо ряда обстоятельств, которые обучающиеся анализируют, чтобы установить причины проблемы и выработать способ ее решения.

Ролевые игры.В ролевых играх участники разыгрывают ситуацию, принимая на себя роли дей­ствующих лиц. Ролевые игры дают обучающимся возможность получить совет специалиста и конструктивную критику от тренера и своих коллег в безопасной, учебной ситуа­ции.

Групповые задания.При использовании метода групповых заданий обучающиеся исследуют пробле­мы и вырабатывают решение совместно, в группе.

Наши рекомендации