Обучение в организациях и «теории научения», методы «научения» и обучения, оценка качества обучения, теория и опыт обучающихся (научающихся) организаций.
Обучение как развитие инт капитала. Области обучения: знания, навыки, установки. Обучение – индивидуальное и коллективное, формальное и неформальное, по методам и пр. Повышает как навыки и профессионализм, так и приверженность, мотивацию, ответственность, интерес.
Обучение как процесс: оценка -> постановка целей обучения -> обучение -> оценка.
Обучающиеся организации (Сенге): Коллективное видение, Структура, Поддерживающая культура, Доверяющее руководство, Мотивированная рабочая сила, Усиленное обучение.
Общие черты существующих обучающихся организаций:
· адаптивность к внешней среде (ее потенциальным изменениям), что определяет их способность к обучению;
· высокая степень сплоченности персонала и идентичности культуры организации, что непосредственно влияет на способность компании создавать свои ценности, которые являются ее фундаментом;
· толерантность к новым или противоположным идеям и видам деятельности (что часто ведет к децентрализации управления), обеспечивающей открытость обучения и объективную оценку общего состояния внешней среды организации;
· консервативное финансирование как сдерживающий фактор рисковых инвестиций корпорации.
Практикой обучающихся организаций уже выработаны определенные принципы:
обучаться быстрее, чем конкуренты;
· обучаться внутри организации (друг у друга и рабочих групп);
· обучаться за пределами организации (у поставщиков и потребителей);
· обучаться по вертикали (от вершины до основания организации);
· задавать правильные вопросы и применять обучение в действии;
· прогнозировать будущее, создавать сценарии и обучаться на них;
· применять на практике то, чему научились, и учиться на практике;
· обучаться быстрее, чем меняется внешняя среда;
· обучаться в областях, где раньше не обучались.
Теории научения:
1. теория подкрепления – изменения в поведении происходят на события или стимулы и проистекающие из них последствия(вознагаждения и наказания)
2. когнитивная теория – приобретение знаний и понимания происходит за счет поглощения и.в форме принципов, концепций и фактов их последующей интернализации)
3. теория эмпирического научения – научение является личным «конструированием» смысла посредством опыта»
4. теория социал.научения – для эффект.научения необходимы социал.взаимодействия
3 вида обучения:
1. подготовка кадров – планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей челов.деят-ти, владеющих совок-тью спец.знаний и умений
2. повышение квалиф-и кадров – обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений в связи с требованием проф-и и повыш-ем в должности
3. переподготовка кадров
• Методы – вопрос 26, оценка – 28
Содержание и методы «техник профессионального обучения»: «инструктажа», «обсуждения», «моделирования», «лекций», «групповых упражнений», «анализа конкретных ситуаций», «ролевых игр».
Профессиональное обучение — это имеющее определенную форму, систематическое изменение поведения через формирование новых навыков, которое происходит в результате получения образования, инструктажа, развития и планомерного практического опыта.
Методы обучения:
1. Методы обучения на рабочем месте (если спросит: демонстрация, наставничество, кураторство,)
2.Методы обучения на рабочем месте или вне его. (инструктаж)
3. Методы обучения вне рабочего места (обсуждение, моделирование, лекция, групповое упраж., анализ конкретных ситуаций, ролевые игры)
Инструктаж должен проходить в четыре этапа:
1) подготовка; (у преподавателя должен быть план презентации темы и использования соответствующих методов обучения и наглядных пособий.)
2) презентация: объяснение(простые и ясные) и демонстрация(3 этапа: демонстрация в обычном темпе, демонстрация медленно, еще раз медленно несколько раз);
3) практика и испытание; (обучающийся копирует движения инструктора, а затем под его руководством непрерывно повторяет операцию)
4) совершенствование. (длится столько времени, сколько требуется обучающимся для того, чтобы достичь такого же уровня выполнения операции, как у обычного опытного рабочего)
Моделирование - это метод обучения, который сочетает анализ конкретных ситуаций и ролевые игры, чтобы в аудиторных упражнениях максимально приблизиться к реальности. Цель в том, чтобы помочь переносу знаний, полученных вне рабочего места, в рабочее поведение, воспроизводя в учебной аудитории ситуации, наиболее приближенные к реальной жизни.
Обсуждение
Цели применения метода обсуждения состоят в том, чтобы:
• заставить слушателей активно участвовать в процессе обучения;
• дать людям возможность учиться на опыте других;
• помочь людям понять другие точки зрения;
• развить способности к самовыражению.
Лекция.Лекция не предполагает практически никакого участия слушателей, за исключением времени, отведенного ответам на вопросы по ее окончании. Эффективность лекции зависит от способности лектора представить материал, рационально используя наглядные пособия.
Анализ конкретных ситуаций (кейсов) — это предыстория или описание события либо ряда обстоятельств, которые обучающиеся анализируют, чтобы установить причины проблемы и выработать способ ее решения.
Ролевые игры.В ролевых играх участники разыгрывают ситуацию, принимая на себя роли действующих лиц. Ролевые игры дают обучающимся возможность получить совет специалиста и конструктивную критику от тренера и своих коллег в безопасной, учебной ситуации.
Групповые задания.При использовании метода групповых заданий обучающиеся исследуют проблемы и вырабатывают решение совместно, в группе.