Глава VIII. Международное сотрудничество
Статья 18. Международные договоры Российской Федерации в сфере туризма
Правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры Российской Федерации, заключаемые в соответствии с Федеральным законом «О международных договорах Российской Федерации».
Статья 19. Представительство федерального органа
Исполнительной власти в сфере туризма за пределами
Российской Федерации
В целях продвижения туристского продукта на мировом туристском рынке федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма создает представительства за пределами Российской Федерации. Порядок создания, деятельности и ликвидации указанных представительств определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Глава IX. Заключительные положения
Статья 20. Ответственность за нарушение
Законодательства Российской Федерации
О туристской деятельности
Нарушение законодательства Российской Федерации о туристской деятельности влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 21. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
214______________________________________ Экскурсионное дело
Статья 22. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент
Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль
24 ноября 1996 гада
№ 132-ФЗ
Приложения 215
Федеральный закон
«О туризме и туристской индустрии
В Российской Федерации»
Проект (основные положения)
№ 377260-3, внесен депутатами Государственной Думы Н.Н. Губенко, Е.Г. Драпеко, И.Д. Кобзоном, Д.О. Рогозиным и Ю.Н. Родионовым 17.10.2003 г.
Из пояснительной записки к проекту Федерального закона <<О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации»
Важнейшей предпосылкой для ускоренного развития туризма в России, повышения его социально-экономической эффективности и значимости для граждан, общества и государства является формирование законодательства Российской Федерации с учетом современного мирового опыта, а также традиций отечественного рынка.
В 1996 году был принят Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который сыграл важную роль в становлении туризма в России. Закон легализовал экономические отношения в сфере туризма, установил правила поведения участников туристского рынка, принципы государственной политики в сфере туризма и др.
Вместе с тем значительные изменения в законодательстве Российской Федерации, произошедшие за последние более чем 7 лет, а также необходимость дальнейшего его развития с учетом принципов Всемирной торговой организации, нормативно-правовых документов СНГ и Европейского Союза требуют внесения изменений в законодательство о туристской деятельности (туризме). На это указывает также опыт функционирования туристского рынка, в том числе результаты обширной правоприменительной (судебной и др.) практики.
Проект закона подготовлен в соответствии с Концепцией развития туризма в Российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 954-р., где в плане мероприятий по реализации Концепции указывается на необходимость принятия до 2005 года нового Федерального закона «О туризме».
216______________________________________ Экскурсионное дело
Проект Федерального закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации» разрабатывался на основе законодательства Российской Федерации с учетом концептуальных положений Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 2000 - 2003 годов, а также замечаний и предложений министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации, туристской общественности по совершенствованию законодательства в области туризма, поступивших в Комитет Государственной Думы по культуре и туризму.
Концепция проекта неоднократно обсуждалась на парламентских слушаниях, «круглых столах», проводимых в Государственной Думе. Ряд наиболее важных и принципиальных положений законопроекта рассматривался на Совете по культуре при Президенте Российской Федерации, общественных слушаниях в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Основные положения проекта Закона
Настоящий Федеральный закон («настоящий Закон») направлен на обеспечение и защиту закрепленных Конституцией Российской Федерации прав граждан Российской Федерации на отдых, свободу передвижения и иных прав при занятии туризмом;
устанавливает общие принципы разграничения полномочий в области туризма и туристской индустрии между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
определяет цели, принципы и приоритетные направления государственной политики в области туризма и туристской индустрии;
устанавливает правовые основы единого туристского рынка Российской Федерации, а также порядок рационального использования туристских ресурсов, осуществления и публичной организации предпринимательской и иной экономической деятельности субъектов туристской индустрии, в том числе права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц при оказании услуг в сфере туристской индустрии.
Приложения 217
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Туризм — составная часть социальной сферы Российской Федерации, включающая в себя все свободные передвижения (путешествия, поездки) физических лиц и/или их пребывание за пределами обычной среды в течение периода, не превышающего 12 (двенадцати) месяцев подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями;
обычная среда — место жительства физического лица, а также все иные места, систематически посещаемые данным лицом (место работы, учебы и др.);
посетитель - физическое лицо, пребывающее за пределами его обычной среды в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, и главной целью которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источника в месте пребывания;
турист — посетитель, совершающий путешествия в познавательных, профессионально-деловых, образовательных, спортивных, рекреационных, религиозных и иных целях, не противоречащих целям туризма, и осуществляющий, по крайней мере, одну ночевку в коллективном, специализированном или индивидуальном средстве размещения;
тур — поездка (путешествие), обусловленная определенной целью, в течение установленного срока и по определенному маршруту, осуществляемая физическими лицами самостоятельно или организуемая туристскими организациями, а также лицами, осуществляющими экскурсионную деятельность;
экскурсант — посетитель, включая пассажира экскурсионного маршрута, совершающий туры целью которых является ознакомление с туристскими ресурсами в течение периода, не превышающего 24 часов и/ или, если такой тур не включает в себя услуги по размещению;
туристские ресурсы Российской Федерации - объекты духовной и материальной культуры, природного наследия, иные объекты туристского показа, способные удовлетворить духовные и интеллектуальные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил, поддержанию нормальной жизни и деятельности; к туристским
218______________________________________ Экскурсионное дело
ресурсам также относятся особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-оздоровительные местности и курорты;
индустрия туризма («туристская индустрия», «туристская отрасль») — отрасль экономики Российской Федерации, которая обеспечивает функционирование туризма как социальной сферы и включает в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе осуществления субъектами туристской индустрии предпринимательской и иной экономической деятельности («деятельность в сфере туристской индустрии»);
субъекты туристской индустрии (исполнители услуг) -лица, осуществляющие деятельность по возмездному оказанию услуг, выполнению сопутствующих услугам работ и продаже товаров туристского назначения («услуги субъектов туристской индустрии») с использованием объектов туристской индустрии, а также туристских ресурсов;
услуги субъектов туристской индустрии — действия (операции), обусловленные особенностью, видами и целью тура, направленные на обеспечение и восстановление здоровья, поддержание нормальной жизни и деятельности, установление деловых контактов, а также способные удовлетворить духовные и интеллектуальные потребности физических лиц;
оказание (предоставление) услуг субъектов туристской индустрии — процесс производства, распределения, продвижения и доставки услуги заказчикам (потребителям);
объекты туристской индустрии — имущество, имущественные комплексы (предприятия), информация, результаты интеллектуальной деятельности, а также нематериальные блага, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности и ином законном основании (по договору и т.д.) и используемые ими для оказания услуг. К объектам туристской индустрии относятся средства размещения (в том числе, бизнес-отели, бизнес-центры) и средства транспорта, предприятия общественного питания, объекты развлечения и спорта, объекты духовной и материальной культуры, информационные ресурсы и информационные системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий;
заказчики услуг субъектов туристской индустрии — лица, использующие услуги субъектов туристской индустрии, вклю-
Приложения______________________________________________ 219
чая граждан — потребителей, а также иные лица, заказывающие услуги субъектов туристской индустрии с целью последующей передачи прав на их использование потребителям ( турагенты и др.); .
потребители услуг субъектов туристской индустрии — туристы, экскурсанты, постояльцы, а также иные лица, имеющие намерение заказать, заказывающие или использующие услуги субъектов туристской индустрии исключительно для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
туристская деятельность - туроператорская и турагент-ская деятельность;
туристские организации — субъекты туристской индустрии, основным видом деятельности которых является осуществление туроператорской и турагентской деятельности на основании лицензии;
туроператорская деятельность — предпринимательская деятельность по организации и возмездному оказанию комплексных туристских услуг, осуществляемая туристской организацией от своего имени, за свой счет и под свою ответственность ( «туроператор»);
турагентская деятельность — предпринимательская деятельность по оказанию информационно-консультационных и иных туристских услуг, за исключением комплексных, а также деятельность по оказанию посреднических услуг в интересах субъектов туристской индустрии и потребителей («ту-рагент»);
туристские услуги — любые действия (операции), совершаемые туристскими организациями по своему усмотрению или по конкретному заказу потребителей (Заказчиков), связанные с организацией и проведением туров;
комплексная туристская услуга («услуга по туристическому обслуживанию») — комплекс технологически связанных услуг, который оказывается или предлагается для оказания Заказчику (потребителю) за общую цену в составе, как минимум, двух нижеследующих частей:
а) услуг по перевозке;
б) услуг по размещению;
в) иных туристских услуг, включая трансфер, не связан
ных с перевозкой и размещением;
220______________________________________ Экскурсионное дело
гостиничная деятельность — предпринимательская деятельность субъектов туристской индустрии по оказанию гостиничных услуг;
гостиничные услуги - действия (операции) по размещению и временному проживанию потребителей (постояльцев) в коллективных средствах размещения, а также иные действия (операции), связанные с размещением и временным проживанием;
коллективное средство размещения (гостиницы, мотели и др.) — имущественный комплекс, находящийся под единым руководством и состоящий, как минимум, из 10 номеров, а в случаях, установленных законодательством, также классифицированный по категории (классу) в зависимости от уровня оказываемых услуг и имеющегося оборудования;
экскурсионная деятельность — экономическая деятельность субъектов туристской индустрии, а также физических лиц по оказанию услуг экскурсовода, гида, гида-переводчика;
услуги экскурсовода (гида) — действия (операции) по сопровождению и ознакомлению экскурсантов с туристскими ресурсами, осуществляемые в информационных, учебных, познавательных, культурно-просветительных и других целях творческим работником, обладающим соответствующей квалификацией;
услуги гида-переводчика — действия (операции) по сопровождению и ознакомлению экскурсантов с туристскими ресурсами, осуществляемые посредством последовательного и/ или синхронного перевода творческим работником, обладающим соответствующей квалификацией;
продвижение услуг субъектов туристской индустрии — комплекс мер, направленных на формирование спроса на услуги (товары, работы) субъектов туристской индустрии, в том числе посредством рекламы, создания информационных центров, участия в специализированных выставках, ярмарках, издания каталогов, буклетов и другое.