Изучение н отбор экскурсионных объектов, разработка маршрута экскурсии

Весь материальный мир находится под пристальным взгЛ! дом экскурсоводов. В Сочи они показывают и рассказывают Черном море и дендрарии, в Домбае — о горах и ледники в Новочеркасске — об экспонатах музея истории донского й зачества и о легендарном вихорь-атамане Матвее Платов герое Отечественной войны 1812 г., в Москве - о соборе Кремля, Красной площади и сотне других достопримечатеЛ ностей, близких сердцу каждого россиянина, в Карелии зй

Изучение н отбор экскурсионных объектов, разработка маршрута экскурсии - student2.ru Методическая часть 65

Изучение н отбор экскурсионных объектов, разработка маршрута экскурсии - student2.ru комят с Валаамом, Кижами и гранитами, выходящими на дневную поверхность только в этих местах европейской Рос­сии... Бесконечно множество экскурсионных объектов на Зем­ле, и каждый из них заслуживает глубокого рассказа.

Экскурсионные объекты являются зрительной основой вос­приятия положений, развиваемых в экскурсиях, дают пред­ставления о характерных чертах природы, особенностях оп­ределенной эпохи развития общества, хозяйства, науки, ис­кусства.

В качестве экскурсионных объектов могут использоваться:

S природные объекты — геологические обнажения, леса и отдельные виды деревьев, кустарников, грибов, луга и сте­пи, долины рек и составляющие их части, озера, водная рас­тительность, горы и ледники, карстовые пещеры и многое Другое;

^ произведения архитектуры и градостроительства — гражданские здания, дворцы, замки, кремли, крепости, мав­золеи, триумфальные арки, соборы, церкви, часовни, мона­стыри, фонтаны, надгробные сооружения, садово-парковые ансамбли, произведения монументальной живописи и скуль­птуры и т.д.;

^ улицы и площади городов и поселков;

S здания и сооружения, связанные с крупнейшими ис­торическими событиями в жизни народов России;

^ скульптурные памятники, установленные в честь зна­менательных событий или знаменитым людям;

^ экспозиции краеведческих музеев, музеев изобрази­тельных искусств и декоративно-прикладного искусства, кар­тинных галерей;

^ археологические памятники — городища, земляные 2алы, дольмены на Кавказе, курганы, каменные бабы, древ­ние рисунки, высеченные на скалах, камнях, и т.п.

В процессе подготовки" экскурсии при отборе объектов" Необходимо учитывать значение каждого из них для раскры­тия освещаемой темы. Оценка объектов проводится по следу­ющим критериям:

+ познавательная ценность объекта;

♦ известность объекта, например, памятник тысяче­летия России в Новгороде, мемориал на Мамаевом кургане в Волгограде, исток Волги в Тверской области и др., с которы­ми обязательно хотят познакомиться экскурсанты;

' '0886 Долженко

66_______________________________________ Экскурсионное дел!

♦ экзотичность объекта, его неповторимость;

♦ выразительность, под чем подразумевается внешня^
выразительность самого объекта или его особое взаимодей
ствие с окружающей средой;

+ сохранность, современное состояние объекта, возмоэи ность и целесообразность его включения в маршрут экскур сии в том состоянии, в котором он находится;

+ месторасположение, удобство подъезда к нему, состя яние. подъездной дороги, наличие мест для стоянки транс порта и размещения группы при осмотре объекта.

После оценки экскурсионных объектов и изучения ли тературных источников, связанных с ними, на каждый объект составляется карточка. Требования к ней были разработащ Экскурсионным управлением ЦСТЭ. Они включают следую щие пункты:

1. Наименование объекта. Если объект переименовывал
ся, например, улица, то первоначальное название.

2. Исторические события, связанные с объектом, их дать|

3. Местонахождение объекта (адре,с).

4. Описание объекта (краткая характеристика внешни
черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, разьн
ры, тексты надписей на памятнике).

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним cbjJ
занных (библиографическое описание литературных и архи
вных материалов).

6. Сохранность объекта.

7. Охрана памятника (на кого возложена, каким решением).

8. Фотография или другой иллюстративный материал.

9. Дата составления карточки экскурсионного объект^
фамилия составителя.

Вышеназванные пункты карточек экскурсионных объе^ тов могут быть дополнены или несколько видоизменены, ocij бенно если это касается объектов природы.

Изучение экскурсионных объектов целесообразно шить составлением крупномасштабной ( масштаба 1: 2500Й 1: 10000, 1: 5000 ) карто-схемы территории, по которой про! дет будущий маршрут экскурсии, с нанесением на нее в ловных знаках всех выявленных достопримечательностей Общепринятых условных знаков экскурсионных объектов существует. Они должны быть разработаны самими участи^ ками творческой группы.




Изучение н отбор экскурсионных объектов, разработка маршрута экскурсии - student2.ru Изучение н отбор экскурсионных объектов, разработка маршрута экскурсии - student2.ru Изучение н отбор экскурсионных объектов, разработка маршрута экскурсии - student2.ru Методическая часть________________________________________ 67

После изучения экскурсионных объектов и составления карто-схемы наступает этап отбора экскурсионных объектов. Он производится на основе определения значения каждого из них для раскрытия экскурсионной темы с заранее намечен­ной целью. При отборе необходимо учитывать силу зритель­ного воздействия объекта на экскурсантов, его известность, местоположение, наличие удобных подъездных путей, состо­яние окружающей территории и др.

Объекты подразделяют также на основные и дополнитель­ные. Основные — это те, без которых невозможно раскрыть ему экскурсии. Как правило, на показе основных объектов раскрываются подтемы экскурсии.

Дополнительные объекты помогают рассказать об отдель­ных эпизодах, фактах, локальных событиях, обогащающих экскурсию конкретными деталями. Не рекомендуется вклю­чать в показ объекты, не связанные с темой, поскольку они отвлекают внимание экскурсантов и нарушают стройность экскурсии.

В экскурсионной практике принято в двух-трехчасовой обзорной городской экскурсии использовать 15 — 30, в тема­тической — 10 — 15 объектов. В экскурсии не следует стре­миться к чрезмерному увеличению числа объектов показа, это мешает глубине освещения темы. Недостаточное же их количество не создает полноценного зрительного ряда, что также не способствует повышению качества экскурсии.

Экскурсионный маршрутпредставляет собой путь сле­дования экскурсионной группы. Необходимо стремиться сде­лать его компактным, чтобы не допускать слишком длинных проездов или проходов между объектами показа. Их время Не должно превышать 10 — 15 мин.

Маршруты строятся по хронологическому, тематическо- и тематико-хронологическому, или комплексному, прин­ципу. Ввиду разбросанности объектов по городу выдержать Реологический принцип при составлении маршрута доволь-0 сложно или даже невозможно. Преимущественно исполь-ется тематический принцип, с учетом которого разработа-0 большинство тематических экскурсий. Тематико-хроноло-Ческий принцип применяется так же часто, особенно при °Дготовке городских обзорных экскурсий. В них хронологи-Ская последовательность показа объектов и ведения рас-аза может соблюдаться только внутри отдельных подтем.

Изучение н отбор экскурсионных объектов, разработка маршрута экскурсии - student2.ru 68____________________________________ Экскурсионное де;

При разработке маршрута следует избегать повторных л] ездов по одной и той же улице или мимо одного и того экскурсионного объекта. Но этого не всегда можно добиты

Разработка маршрута заканчивается составлением cxei маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, которым должна следовать группа, с нанесенными на объектами показа (в условных знаках) и местами выхода скурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках р* сматривается та или иная подтема экскурсии. На схеме ei может быть указана скорость движения автобуса: «медл* ная» (около 30 км/ч), «средняя» (40 — 45 км/ч), «быстр* (около 60 км/ч). Указание на скорость движения автоб; особенно важно при освоении экскурсии новыми экскурсо] дами.

Наши рекомендации