Стили и виды педагогического общения

Школу можно рассматривать в качестве модели общества, которая воспроизводит всю систему социальных ценностей. Уровень (стиль) общения педагога и детей отражает социально-психологическую атмосферу общества. Чем менее демократично общественно-политическое устройство, тем более авторитарна образовательно-воспитательная система, тем менее успешным является педагогическое общение. Показатели дегуманизации общения взрослых и детей следующие: массовое отчуждение их друг от друга, дисгармония в личностном развитии, асоциаль-ность поведения, грубость, агрессивность и насилие. С середины XX века известны и описаны три стиля руководства, в том числе, педагогического общения: авторитарный, либеральный и демо­кратический. Их характеристики общеизвестны.

В последние годы получила признание следующая класси­фикация стилей общения:

- доверительно-диалогический стиль, для которого харак­терны высокая активность и эффективность совместной деятель­ности, удачное сочетание индивидуального и коллективного;

-альтруистический стиль, которому свойственна полная са­моотдача работе, высокая активность со стороны воспитателя. Не­достатком является низкая активность со стороны воспитанников;

- комфортный стиль. Отличается поверхностностью и рав­нодушием, ориентацией на репродуктивную деятельность, хотя внешне проявляется доброжелательность;

- пассивно-индифферентный стиль, при котором заметна дистанция, равнодушие, завышенная самооценка педагога, не­удовлетворенность с обеих сторон;

- рефлексивно-манипулятивный стиль. Манипулирование под­чиненными, знание их сильных и слабых сторон, неискренность, при высоком уровне интеллектуального, речевого развития педагога;

- авторитарно-монологический стиль. Ориентация на запу­гивание, принуждение, субъективизм в оценках, низкая эмпатия при сильной воле;

- конфликтный стиль. Низкий самоконтроль руководителя,
неверие в возможности детей, неприятие друг друга, оскорбле­ния, психотравмирующие воздействия.

В.А. Кан-Калик предложил два подхода к педагогическому общению:

1.1) общение на основе увлеченности совместной творче­ской деятельностью; 2) общение на основе дружеского располо­жения; 3) общение - дистанция; 4) общение - устрашение; 5) общение - заигрывание.

II.Несколько с юмором, условно названные виды педагогиче­ского общения: 1. «Монблан» (гора) - педагог возвышается над массой детей. 2. «Китайская стена» - преобладает снисходительное покровительство, дистанция. 3. «Локатор» - учитель больше улав­ливает интересы учащихся, чем руководит. 4. «Тетерев» (глухарь) -учитель без обратной связи, как бы сам по себе, много говорит, ярок, 5. «Робот» - характерен негибкий стиль мышления и обще­ния, учитель осуществляет свой план без учета конкретной изме­нившейся ситуации. 6. «Я сам» ~ учитель берет всю инициативу на себя, не развивая самостоятельность и творчество детей. 7. «Гам­лет» - учитель неволевой, во всем сомневающийся человек. 8. «Приятель» - у учителя дружеские отношения, например, со стар­шеклассниками, которые ему все рассказывают, вместе курят и т.п.

Н.А. Березовин и Я.Л. Коломинский в книге «Учитель и дет­ский коллектив» предложили пять стилей: 1) положительный (высокие результаты совместной деятельности, положительные эмоции); 2) пассивно-положительный (хорошие результаты дея­тельности, но эмоциональная черствость, педантизм, категорич­ность отношений); 3) ситуативный (эмоциональная неустойчи­вость, вспыльчивость, непоследовательность симпатий и антипа­тий); 4) активно-отрицательный (грубость, резкость, наказания преобладают); 5) пассивно-отрицательный (эмоциональная вя­лость, отчуждение, равнодушие сторон).

Принимая в целом предложенные выше классификации, свя­занные с качественной характеристикой общения, мы предлагаем количественную и выделяем три уровня общения; 1) оптималь­ный, высокий; 2) односторонний, средний; 3) неудовлетвори­тельный, недопустимый, низкий.

Первый уровень предполагает умение руководителя пони­мать каждого подчиненного и формировать устойчивые положи­тельные интеллектуальные, нравственно-волевые и эмоциональ­ные качества личности, создавать условия для их непрерывного развития. В совместной деятельности и у руководителя, и у под­чиненных ярко выражены положительные эмоции, радость по­знания, общения, сотворчества, поэтому даже сложные пробле­мы решаются легко и непринужденно. Совместная деятельность имеет внутреннюю мотивацию.

Средний уровень характеризуется в целом положительно, но он имеет недостатки, крайности, причины которых разные. Одна из них - стереотипность мышления руководителя при ярко выраженных волевых качествах (этот стиль близок к авторитарному обще­нию). Не всегда умея понять особенности развития другого челове­ка, своеобразие ситуации, руководитель навязывает свой образ мыслей и поведения, требует, прежде всего, дисциплинированности и послушания. Все это связано с доброжелательностью, стремлени­ем успешно решать общие задачи, но общее, должное преобладает над индивидуальным, активность и самостоятельность подчинен­ных развиваются слабо. Второй вид среднего уровня общения ха­рактеризуется эклектичностью мышления, недостаточной целеуст­ремленностью и низким уровнем развития волевых качеств у руко­водителя; Будучи мягким и чутким, такой инициатор общения не­редко тонет в мелочах, суетится, многое берет на себя; в главном же скорее подстраивается под других, чем направляет их творческое развитие. В результате подчиненные довольно активны, во всяком случае, внешне, но подлинных внутренних мотивов совместной деятельности нет, как нет ответственности и сознательной дисцип­лины. Индивидуальное преобладает над общим.

Низкийуровень общения отличается полным непониманием друг друга, нежеланием считаться с интересами и своеобразием другого человека. Такие руководители многим недовольны, легко раздражаются, кричат, оскорбляют, мучают подчиненных. Низкий уровень общения является причиной нервно-психических заболе­ваний, ограничивает и сдерживает психическое развитие личности подчиненного. В общении преобладают недоверие, неприязнь и другие отрицательные эмоции и чувства. Такой уровень общения мы считаем недопустимым. Конфликты руководителю следует предупреждать и учиться их разрешать с минимальными потерями.

Наши рекомендации