Особенности полит культуры Италии
Италия — «демократическая республика, основой которой является труд», говорится в Конституции, принятой в 1947. Административное деление включает три вида единиц: районы (их 20), провинции (94) и коммуны, т.е. муниципалитеты (около 1 тыс., идёт укрупнение). Принято разделять экономические районы Севера (Ломбардия, Пьемонт, Лигурия, Венето, Эмилия-Ро-манья, Валлед’Аоста, Трентино-Альто-Адидже, Фриули-Венеция-Джулия), Центра (Лацио, Тоскана, Умбрия, Абруцци, Марке) и Юга (Кампания, Молизе, Апулия, Базиликата, Калабрия, Сицилия, Сардиния). Крупнейшие города (более 1 млн чел., 1995): Рим, Милан и Неаполь. Крупные урбанизированные зоны сложились вокруг городов Турин, Генуя, Венеция, Болонья, Флоренция, Бари, Палермо, Катания и Кальяри.
Управление государством осуществляется в соответствии с конституционными принципами и нормами гражданского права. Высший орган законодательной власти — двухпалатный парламент, высший орган исполнительной власти — кабинет министров (правительство). Глава государства — президент. Глава высшего органа законодательной власти — спикер верхней палаты парламента. Глава высшего органа исполнительной власти — премьер-министр.
По характеру распределения прерогатив в системе власти И. является парламентской республикой. Нижняя палата (палата депутатов) избирается сроком на 5 лет, верхняя (Сенат) — на 6 лет всеобщим прямым голосованием; в первом случае избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет, во втором — 25 лет. Новый избирательный закон 1993 заменил пропорциональную систему голосования смешанной, с преобладанием мажоритарного принципа. В палате депутатов 3/4 мест заполняются на мажоритарной основе, остальные — пропорционально голосам, поданным за общенациональные партийные списки, с учётом порога доступа (4%). В Сенате 3/4 мест заполняются мажоритарным, остальные — пропорциональным голосованием по районам, причём каждая партия может выставить в избирательном округе не более одного кандидата. Небольшое число сенаторов за особые заслуги перед страной может быть назначено пожизненно.
По итогам выборов президент назначает премьер-министра, который формирует состав правительства и представляет его на утверждение президенту, а затем парламенту. Правительство ответственно перед парламентом. Наличие в этом органе большого числа фракций и неустойчивость партийных коалиций обычно приводили к частой смене кабинетов. Правительство С.Берлускони, пришедшее к власти в 2001, является 59-м по счёту за послевоенный период.
Президент (согласно закону он не может быть моложе 50 лет) избирается коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат и 58 представителей районов, сроком на 7 лет. Для избрания требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов, но если кандидатура не проходит после 3-го голосования, становится достаточным простое. Президент может распускать парламент, но не позднее чем за 6 мес. до окончания срока его полномочий.
Выдающимися деятелями послевоенного периода были: А.деГаспери — лидер ХДП и премьер-министр в 1945—53, сыгравший ведущую роль в определении стратегии внутренней и внешней политики И. на этапе перехода к демократии; Л.Эйнауди — первый президент страны, видный экономист; Э.Маттеи — основатель и президент государственного нефтяного холдинга ЭНИ; Дж.Андреотти — член руководства ХДП, начиная с 1946 постоянный член парламента, неоднократно возглавлявший правительство или занимавший высокие руководящие посты.
Высшим органом судебной власти является Конституционный суд. Он состоит из 15 судей, треть которых назначает президент, треть избирается парла-ментом, а треть избирается обычным и административным Верховными судами.
Система исполнительной и законодательной власти на местах переживает период трансформации. С 1990-х гг. в стране происходит законодательный сдвиг — передача части управленческих функций (а также финансовых и кадровых ресурсов) из центра на периферию. В 1993 введены прямые выборы мэров городов с населением св. 15 тыс. чел. и провинций, мажоритарная система выборов в местные законодательные органы (джунты); с 2000 прямым голосованием избираются и главы районов. Важным событием стал пересмотр в 2001 одной из статей Конституции, что дало районам законодательные права по широкому кругу вопросов, в т.ч. право вносить изменения в свои статуты без обязательного одобрения их центром. Всё это реально увеличило автономию региональных и местных органов власти. Одновременно повысилась роль функциональных автономий — парагосударственных организаций, обладающих специфической формой самоуправления и тесно взаимодействующих с властями в решении местных задач (торговые палаты, университеты, местные ярмарки, некоторые центры здравоохранения, консорциумы, межмуниципальные предприятия сферы услуг и т.п.). Появилась и новая структура — совещания, представляющие собой органы постоянного взаимодействия центральной администрации с региональными и местными звеньями власти на консультативной основе. Круг вопросов, входящих в сферу деятельности негосударственных структур и институтов местного самоуправления, постоянно растёт, что создаёт предпосылки для федеративного переустройства. Однако возникающая система пока не может быть охарактеризована как федерализм, поскольку верхняя палата парламента юридически не является палатой региональных автономий. Начавшаяся реформа носит в известной степени импровизационный характер: механизм передачи управления на субнациональные уровни недостаточно проработан, многие вопросы разделения полномочий между районами, провинциями и муниципалитетами до конца не прояснены.
Партийная система И. в нач. 1990-х гг. подверглась глубоким изменениям. Предшествовавшая ей система характеризовалась как «несовершенная двухпартий-ность», поскольку не допускала обычного для демократического государства чередования у власти двух ведущих партий или блоков. Фактической монополией на власть обладала ХДП, вторая крупнейшая политическая сила — ИКП в условиях «холодной войны» была обречена оставаться в оппозиции. Коалиционные правительства во главе с ХДП формировались на основе политического торга, скрепляемого распределением постов в государственном секторе. Это породило массовую коррупцию. По оценкам экспертов, размах нелегального финансирования партий, участвовавших в дележе бюджетных средств через размещение контрактов, подрядов и т.п., достигал 50—100 млрд долл. в год. В 1992 группа миланских прокуроров во главе с А. диПьетро начала расследовать коррупционные связи партийных лидеров и бизнес-элиты. В эту операцию («чистые руки») оказались вовлечены более 100 депутатов парламента, многие министры, видные представители промышленного и финансового мира. Её огромный общественный резонанс, волна отставок, арестов и т.д. в условиях развивающегося экономического кризиса привели к слому всей прежней партийной системы. ХДП раскололась и сошла с политической сцены, оставив на ней три небольших группировки. ИСП практически исчезла, как и небольшие «буферные» партии социал-демократов и республиканцев. Из неофашистского Итальянского социального движения выделился Национальный альянс, отмежевавшийся от идеологических корней своего предшественника. ИКП, ещё ранее преобразовавшаяся в Демократическую партию левых сил (ДПЛС), утвердилась как главная альтернативная левая сила. Возникли новые партии — на правом фланге «Вперёд, И.» и Северная лига, на левом — «Рифондацьонекомуниста» (сторонники марксистского курса). Этот радикальный сдвиг, означавший практическое исчезновение прежнего политического класса, положил начало становлению новой, двухполюсной партийной системы.
В 2002 в стране насчитывалось 16 партий, большая часть которых входила в лево- и правоцентристскую коалиции. К первой («Оливковое дерево») относились: ДПЛС, объединение «Маргаритка» (Народная партия, Итальянское возрождение, Союз демократов для Европы, Демократическая партия), объединение «Подсолнечник» (Федерация «зелёных», Итальянские демократы-социалисты) и Итальянская коммунистическая партия. Во вторую («Дом свободы») входили: «Вперёд, И.», Северная лига, Национальный альянс и объединение «Белый цветок» (Христианско-демократический центр и Объединённые христианские демократы). Неприсоединившимися остались радикалы, партия Южного Тироля и Социалистическое движение. Ведущая сила первого блока — ДПЛС, второго — «Вперёд, И.»; лидеры блоков — Ф.Рутелли и С.Берлускони.