Структура и принципы культурологического знания

Культурология – наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе. Но эти науки обращены каждая лишь к одной сфере культуры и не исчерпывает всего объема, а «узкая глубина» нередко ограничивает целостное понимание культурных процессов.

Культурология выявляет инвариантные структуры культурных феноменов, определяет динамику их изменений и позволяет рассмотреть не просто каждый культурный феномен в отдельности, но и определить взаимодействие этих феноменов, а также проанализировать их дальнейшее развитие и со-бытие. Здесь культурология предстает как комплекс наук о культуре. Каждая из них имеет свой ареал и предмет исследования, предпочитаемые категории и термины, методы и источники.

Философия культуры исследует понятие, сущность и структуру культуры. определяет ее функцию в обществе, выясняет соотношения культуры и природы, культуры и цивилизации, определяет роль средств массовой коммуникации в распространении культуры, изучает множественность языковых и символических форм культуры. помимо этого философия культуры исследует диалектику и динамику социокультурных процессов, определяет роль межкультурных контактов в изменении самобытности отдельных культур.

Социология культуры исследует процесс функционирования культуры в обществе, тенденции культурного развития, проявляющиеся в сознании, поведении и образе жизни различных социальных групп.

В социальной структуре общества выделяются группы различного уровня – массовый, народный, элитарный. Каждый из них отличается своими культурными особенностями, ценностными предпочтениями, вкусами, стилем и образом жизни. Наряду с ними существует множество микрогрупп, которые образуют различные субкультуры. Можно выделить общности по ряду признаков: возрастные – субкультуры детей, молодежи, стариков; конфессиональные – различные вероисповедания; профессиональные – определенный вид деятельности, и т.д. Также социология культуры дает возможность представить типологию личности в зависимости от отношения к сложившейся общественной ситуации.

Антропология культуры исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, выявляет ключевые моменты социализации, аккультурации, инкультурации человека. Изучает адаптацию человека к культурной среде, к системам образования и воспитания. Главным направлением антропологии культуры является изучение процесса социализации личности в условиях разных культур, влияния природной и культурной среды на духовный мир человека, особенностей национального характера, взаимодействия экологии и этноса. Особенно ярко это проявляется при объяснении различий типов культур западной и восточной цивилизаций.

История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран, народов. Она дает материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о различиях и противоречиях культурно-исторического процесса. История культуры формирует знания о культурном наследии, поисках и открытиях, памятниках материальной и духовной культуры, идеалах и символах разных народов; исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения.

Прикладная культурология исследует организацию и технологию культурной жизни общества; осуществляет практическое руководство культурой, проявляется в конкретных прикладных дисциплинах (музееведение, литературоведение, театроведение и т.п. ); Одной из главных задач прикладной культурологии является репрезентация культурных особенностей, разработка ментальных программ культурной идентичности для народов «малых» культур, находящихся на грани исчезновения.

Вывод:

Культурология - гуманитарная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности развития культуры как системы. Помогает систематизировать исторические и гуманитарные знания, понять явления общественной жизни в едином смысловом контексте, раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества культур.

Культурология как наука использует свой понятийный аппарат, целую систему терминов. Исходное, ключевое слово у нее «культура». На его основе образуется целая группа других, вполне самостоятельных понятий: ценности культуры, культурная коммуникация, культурная социодинамика, культурно-исторический тип и др.

Литература:

Иконникова С.Н. История культурологических теорий./ С.Н Иконникова - .СПб, 2005 – 474 с.

Ирхин Ю.В.. Социология культуры. учебное пособие/ Ю.В.. Ирхин. - М., 2006 – 525 с.

Культурология/ Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2005 – 566 с.

Уайт Л.А. Наука о культуре./ Л.А Уайт – М.: РОССПЭН, 2004 – 960 с.

ТЕМА 2 ШКОЛЫ КУЛЬТУРОЛОГИИ

План:

1. Основные подходы культурологии

2. Западноевропейские школы культурологи

3. Отечественные школы культурологи

4. Семиотические школы и направления

Школы культурологии

Культурологические школы создали тот фундамент, который позволил культурологии выделиться в самостоятельную науку. Школы культурологии возникают на основании различных подходов к трактовке сущности культуры, опираясь на достижения как западных, так и отечественных теоретиков культуры.

Основные научные концепции: эволюционистская, психологическая, функционалистская, структурно-антропологическая, феноменологическая.

Эволюционистская (Э. Тейлор). Понимание развития культуры по аналогии с развитием естественных явлений и биологических видов. Выделение инвариантов развития (универсалии культуры): понятия «души», «смерти», «бога» и др.

Психологическая (З. Фрейд, К.Г. Юнг). Объяснение культурных феноме­нов посредством редуцирования их к психологическим. Три структуры лично­сти (З. Фрейд): «Оно» подсознательные влечения человека, инстинкты; «Я» сис­тема согласования подсознательных устремлений и требований культуры; «сверх Я» - культура.

Постулация связи индивидуальной психики с бессознательным сверх лич­ным коллективным началом (коллективное бессознательное - архетип) (К.Г. Юнг)

Функционалистская (Г.Спенсер, Б.Малиновский, А. Рэдклифф-Браун). Культура как самостоятельная система и функциональные организмы. Постула­ты функционализма: 1) существование функционального единства общества как взаимосвязь социальных и культурных структур; 2) дифференциация соци­альных структур, складывающихся в упорядоченную систему; 3) поддержание всех элементов культуры (производственные навыки, ритуалы, нормы, пред­ставления и т.д.), обеспечивающее сохранение общества.

Структурно-антропологическая (Ф. де Соссюр, Леви Стросс). Культура - символическая система, парадигматика, на основе которой человек структу­рирует свою познавательную деятельность, формирует представление о мире и себе.

Феноменологическая (Э. Гуссерль, М. Хайдегер, Г.Г. Гадамер). Культура - утраченное прошлое, изгнанное из мира МАН (безличного начала, господ­ствующего в современной технократической культуре).

Произведения искусства, поэтический язык, народная культура - изна­чальная мера авторства. Истина мира в прикосновении к прошлому, выстраива­нии связи времен.

2. Основные западноевропейские культурологические школы:

Американская школа – культурно-антропологическая, основана на эмпирических исследованиях духовной жизни, психологии народа, обычаев, нравов, образа жизни. Наиболее значительный вклад в развитие культурологии внёс американский учёный Лесли Уайт (1900-1975 г.г.) – антрополог, теоретик культуры, ввёл в научный оборот понятие «культурология».

Английская школа – социально-антропологическая основана на точности знаний по типу естественных наук. Исследует экономическую, политическую, нравственную и религиозную жизнь. Наиболее ярким представителем этой школы был Бронислав Малиновский (1884-1942 г.г.). Культура для него выступала, прежде всего, как способ адаптации к окружающей среде. Он проводил исследования, опираясь на потребности человека: биологические, надбиологические (социальные), интегративные, ориентирующие человека на религию и государство.

Большой вклад в развитие культурологии внесли последователи европейского романтизма (философско-художественное течение в европейской культуре XVIII-XIX веков, основанное на интересе к личности, к человеку). Немецкий философ и культуролог Мюллер (1779-1829 г.г.) ввёл термин «культурфилософия», что позволило исследовать исторические типы культуры. Эту традицию продолжили учёные О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев, А. Тойнби.

Наши рекомендации