Найдите предложение, в котором нет ошибок, связанных с неправильным употреблением формы имени прилагательного.

A) Больная совсем плохая.

B) Школьная газета будет подробно освещать всё самое интереснейшее, что делается в классах.

C) Она вышла во двор на босую ногу.

D) Эта комната низка для высокой мебели.

E) Девочка была больная ангиной.

Правильный ответ:

D

22. Укажите предложение, не содержащее ошибок в образовании или употреблении глагольных форм.

A) Часто на школьных вечерах можно прослушать выступления юных музыкантов.

B) Товарищ подверг сомнению то, о чем я рассказал.

C) За нарушение правил накладывают штраф.

D) Мороз щипает щёки, метёт позёмка.

E) Родители могут приобресть путёвки в оздоровительный лагерь.

Правильный ответ:

B

У какого глагола основа инфинитива не совпадает с основой прошедшего времени?

A) решать

B) пилить

C) колоть

D) тереть

E) видеть

Правильный ответ:

D

Найдите предложение с вводным словом (некоторые знаки препинания опущены).

A) Солнце еще не было видно, но верхушка правой стороны балки начинала освещаться.

B) Вся комната разом гаснет во мгле, видно только девический силуэт, чуть сгорбленный, грустный.

C) Эта визитная карточка видно имела свойство возбуждать любопытство.

D) ... стёкла запотевали, и не было видно одинокой берёзовой ветки, день и ночь стучавшей в окно. (К. Паустовский)

E) Не буду думать и до лета строго буду исполнять лечение. А там видно будет. (Л.Толстой)

Правильный ответ:

C

Укажите словосочетание с глагольной формой в роли главного слова.

A) уставшие путники

B) просьба о помощи

C) играющие лисицы

D) расправляющие крылья

E) заходящее солнце

Правильный ответ:

D

26. В каком предложении союзное слово который нельзя заменить союзным словом где, куда или откуда?

A) Дом, в котором поселились строители, был окружён тайгой.

B) Завод, на который направили молодого инженера, выпускает очень нужную сельскому хозяйству продукцию.

C) Поезд, на котором ехал Глеб, прибыл на станцию рано утром.

D) Страна, из которой приехали студенты, нуждается в специалистах нашего института.

E) В районе, в котором работали геологи, строится большая гидроэлектростанция.

Правильный ответ:

C

Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

A) Нужно всегда смотреть вперед, чтобы нас не застигла врасплох непрерывно меняющаяся жизнь. (А.Суворов)

B) Папа тихонько попросил, чтобы она сначала пошла поздороваться с Софьей Филипповной. (Ф.Кнорре)

C) Любая организация, чтобы быть прочной, должна быть эластичной, "чуть-чуть колебаться на ветру". (Д.Лихачев)

D) Краткость нужна, чтоб не путалась мысль, а стремилась свободно.

E) Для того, чтобы преодолеть трудности, нужно объединение. (М.Джаббаров)

Правильный ответ:

B

Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным степени и образа действия.

A) Ноги не двигались, будто магнит держит подмётки башмаков. (Ю.Яковлев)

B) Но в этот день к вечеру впереди показался длинный выступ, как будто стена выдвигалась к югу, меняя своё направление. (В.Обручев)

C) Алексей так обрадовался майору, как будто он несколько лет не видел его. (Б.Полевой)

D) Глаза ломило, будто кто-то нажимал на них поверх век пальцами. (Б.Полевой)

E) Я слушал его с грустным чувством, как будто вспоминал старую книгу, прочитанную ещё в детстве и пережитую с горечью и волнением. (В.Каверин)

Правильный ответ:

C

Вставьте вместо точек необходимый временной союз.

Я неторопливо, с великой осторожностью брал гриб и каждый раз ... начать счищать с него сорняки, поднимал его к свету. (Ф.Абрамов)

A) когда

B) пока

C) с тех пор как

D) прежде чем

E) после того как

Правильный ответ:

D

Какое предложение в зависимости от разного осмысления требует разной постановки знаков препинания (знаки препинания опущены)?

A) Хорошая книга это подарок завещанный автором человеческому роду. (Д.Аддисон)

B) Пушкин великий русский поэт создатель русского литературного языка.

C) Труд наилучшее лекарство нравственное и эстетическое.

D) Чинара гордость ташкентских улиц скверов и парков.

E) Чинара это и тень и прохлада и конечно предмет восхищения.

Правильный ответ:

B

Какому предложению соответствует следующая характеристика?

Это бессоюзное сложное предложение. В нём выделяются две смысловые части: вторая часть поясняет первую. Первая часть - простое предложение, вторая часть - бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых, в которых перечисляются последовательно осуществляющиеся явления.

A) Я открыл глаза и увидел Калиныча: он сидел на пороге полураскрытой двери и ножом вырезал ложку. (И.Тургенев)

B) А весна и лето в этом голу выдались отличные: вовремя перепадали тёплые спорые дожди, вслед за ними - ярко сияло солнце от утра до вечера. (Е.Пермитин)

C) Я смотрел в окно вдоль села: в двух домах ярко светили окна, другие были темны. (В.Солоухин)

D) По счастью, Поля не слышала конца его повести: никогда не спала так крепко, и ничего ей не снилось в этот раз. (Л.Леонов)

E) На этот раз проверяющие были в гражданской одежде: один - в стеганке, другой - в доходящей до колен брезентовой куртке. (А. Чаковский)

Правильный ответ:

B

Вопросы для подготовки к экзамену

1.Языковая система, уровни языковой системы.

2. Языковые знаки, отношения между знаками.

3. Язык и речь.

4. Литературный язык. Понятие языковой нормы.

5. Фонетическая система русского языка. Классификация звуков речи (принципы классификации гласных звуков; принципы классификации согласных звуков).

6. Грамматическая система русского языка. Грамматическое значение. Грамматическая форма. Грамматическая категория.

7. Лексическая система русского языка. Лексикология и её основные разделы.

8. Слово как знаковая единица языка. Двуплановость знака и его функции. Слова самостоятельные и служебные.

9. Лексическое значение слова и его разновидности. Соотношение лексического значения слова и понятия. Мотивированность («внутренняя форма слова»).

10. Семантические разряды лексики: синонимы, синонимические ряды и их доминанты; антонимы и энантиосемия, паронимы.

11. Территориально ограниченная лексика: диалектизмы. Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. Новые слова (неологизмы). Жаргонная и арготическая лексика.

12. Фразеология и основные типы фразем.

13. Заимствования. Старославянизмы, их приметы; функции славянизмов в русском языке. Экзотизмы. Варваризмы.

14. Лексические нормы: точность словоупотребления, лексическая сочетаемость слов, нормативное употребление фразеологизмов.

15. Лексикография как раздел языкознания. Типология словарей: основные словари русского языка. Отечественные лексикографы.

16. Словообразовательная система: морфемы, способы словообразования.

17. Русская орфография. Нормы правописания в русском языке.

18. Правописание гласных (проверяемых/непроверяемых) в корне слова.

19. Правописание согласных (проверяемые/непроверяемые; звонкие, глухие, непроизносимые; двойные; непроизносимые).

20. Употребление «ь» и «ъ». Правописание «ь» после шипящих.

21. Правописание приставок: при/пре, …з/…с.

22. Правописание суффиксов и окончаний существительных, прилагательных, глаголов. «Н», «НН» в суффиксах разных частей речи.

23. Правописание сложных слов.

24. Правописание наречий.

25. Правописание служебных частей речи: предлогов, частиц, союзов. Правописание частицы «не» с разными частями речи.

26. Понятие части речи. Распределение слов в русском языке по частям речи. Переходные явления в системе частей речи. Слова, не вошедшие в систему частей речи.

27. Имя существительное как часть частей речи, общая характеристика (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).

28. Имя прилагательное как часть речи, общая характеристика (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).

29. Имя числительное как часть речи, общая характеристика (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).

30. Местоимение как часть речи, общая характеристика (отсутствие общекатегориального значения, морфологические и синтаксические признаки). Представление о широком и узком объеме местоимений.

31. Глагол как часть речи, общая характеристика (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические признаки).

32. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола (общая характеристика). Грамматические особенности неопределенной формы глагола (инфинитива).

33. Наречие как часть речи, общая характеристика (общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические признаки). Правописание наречий.

34. Вопрос о словах категории состояния в современном русском языке. Общая характеристика категории состояния как отдельной части речи.

35. Общая классификация служебных частей речи: интегральные и дифференциальные признаки.

36. Частица как часть речи: классификация частиц по значению, структуре, происхождению. Вопрос о словообразовательных и формообразовательных частицах.

37. Предлог как часть речи: классификация предлогов по значению, структуре, происхождению. Образование и правописание предлогов.

38. Союз как часть речи: классификация союзов по значению, структуре, происхождению. Образование и правописание союзов.

39. Модальные слова как часть речи, общая характеристика.

40. Междометие как часть речи, общая характеристика. Вопрос о звукоподражаниях.

41. Морфологические нормы: образование форм имени существительного, образование форм имени прилагательного, числительного и местоимения, образование форм глагола.

42. Словосочетание как единица синтаксиса. Признаки словосочетания. Типы синтаксической связи в словосочетании, средства их выражения.

43. Предложение, его определение. Типология классификации предложений.

44. Структура простого предложения. Двусоставные предложения. Подлежащее и сказуемое, средства их выражения.

45. Пунктуация в простом неосложнённом предложении: знаки препинания в конце предложения; тире между подлежащим и сказуемым.

46. Классификация односоставных предложений по морфологической форме главного члена: глагольные и именные.

47. Распространённое предложение. Второстепенные члены предложения. Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения.

48. Предложения, осложнённые обособленными членами: определения, дополнения, обстоятельства. Знаки препинания в этих предложениях.

49. Сравнительный оборот с союзом «как». Знаки препинания.

50. Пунктуация в предложениях со словами, грамматически не связанными с предложением (вводные и вставные конструкции). Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращениями.

51. Структура сложносочинённого предложения. Пунктуация в ССП.

52. Структура сложноподчинённого предложения. Пунктуация СПП.

53. Структура сложного бессоюзного предложения. Пунктуация СБП.

54. Прямая речь и цитирование.

Начальник отдела аттестации педагогических,

научно-педагогических инаучныхкадров И.П. Масюченко

Наши рекомендации