Учебно-познавательные умения.

Дальнейшее развитие общих учебных умений, связанных с приемами самостоятельного приобретениязнаний: использовать двуязычный и одноязычный словари и другую справочную литературу, ориентироватьсяв иноязычном письменном и аудиотексте, обобщать информацию, фиксировать содержание сообщений,выделять нужную/основную информацию из различных источников на изучаемом иностранном языке.

Развитие специальных учебных умений: интерпретировать языковые средства, отражающиеособенности иной культуры; использовать выборочный перевод для уточнения понимания иноязычного текста. [2].

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения иностранного языка на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения исоответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевогоэтикета, отражающих особенности культуры страны/стран изучаемого языка;

- значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видо-временные, неличные инеопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь / косвенныйвопрос, побуждение и др., согласование времен);

- страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опытшкольников: сведения о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических исовременных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре,взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения всоответствии со сферой общения и социальным статусом партнера;

уметь:

Говорение

- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (врамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связис прочитанным/прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета;

- рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлятьсоциокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка;

Аудирование

- относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартныхситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать не- обходимуюинформацию из различных аудио- и видеотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды),публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения;

Чтение

- читать аутентичные тексты различных стилей: публицистические, художественные, научно-популярные,прагматические – используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее,поисковое/просмотровое) в зависимости от коммуникативной задачи;

Письменная речь

- писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой встране/странах изучаемого языка, делать выписки из иноязычного текста.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля:

- общения с представителями других стран, ориентации в современном поликультурном мире;

- получения сведений из иноязычных источников информации (в том числе через Интернет), необходимыхв образовательных и самообразовательных целях;

- расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности;

- изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомленияпредставителей зарубежных стран с культурой и достижениями России. [2].

Внимательно изучив основные положения стандарта, мы можем выбрать учебную программу, которая соответствует положениям. Для рассмотрения и охарактеризации каждого пункта стандарта возьмем рабочую программу по французскому языку к УМК «Синяя птица» для 5 класса, разработанную учителем французского языка высшей категории Дубыниной Ларисы Борисовны. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных разделов образовательного стандарта, предлагает для них распределение учебных часов, а также возможные, соответствующие темам, виды деятельности учащихся.

Данная рабочая программа составлена согласно Примерной программе основного общего образования по иностранным языкам, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования, на основе программы «Французский язык. Второй иностранный язык». Автор Н.А.Селиванова - М.: «Просвещение», 2013 и предусматривает работу по учебнику Э.М.Береговская ««Синяя птица»», М.: «Просвещение», 2010г, соответствующему ФГОС основного общего образования и имеющему гриф “Рекомендовано Министерством образования и науки РФ”. [7].

Общая характеристика и цели

Иностранный язык как учебный предмет характеризуется:

- межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Основная цель обучения французскому языку как второму иностранному на данном этапе - достижение учащимися элементарного уровня владения коммуникативной компетенцией (что соответствует уровню A1 scolaire в общей шкале уровней владения иностранным языком). Первый этап обучения закладывает необходимые основы для формирования базовых умений владения французским языком как вторым иностранным.

В процессе изучения французского языка на данном этапе реализуются следующие цели: развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

Основные задачи:

- дать основы произносительных навыков французского языка, четкой артикуляции всех звуков французского языка

- научить правильному чтению букв и буквосочетаний в отдельном изолированном слове, словосочетаниях, предложениях.

- научить объясняться (устно и письменно) в типичных ситуациях.

- развить умение воспринимать на слух и зрительно несложные тексты и понимать.

- научить соотносить задачи общения с социокультурным контекстом, что предполагает усвоение учащимися некоторых поведенческих характеристик и овладение определенным объемом страноведческих знаний.

Представленная программа предусматривает изучение французского языка как второго иностранного в общеобразовательной школе в 5 классе из расчета 3 учебных часа в неделю. Всего 102 учебных часа (34 учебных недели). [7].

Содержание обучения

Предметное содержание речи

- Взаимоотношения в семье, с друзьями. Внешность. Досуг и увлечения (спорт, музыка, посещение кино/ театра / парка аттракционов). Покупки. Переписка.

- Школа и школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы и их проведение в различное время года

- Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, климат, погода, столицы, их достопримечательности. Городская/сельская среда проживания школьников

- Здоровье и личная гигиена. Защита окружающей среды.[7].

Речевые умения.

Говорение

Диалогическая речь

В 5 классе формируются и развиваются такие речевые умения, как умение вести диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию.

Обучение ведению диалогов этикетного характера включает такие речевые умения, как:

- начать, поддержать и закончить разговор;

- поздравить, выразить пожелания и отреагировать на них;

- выразить благодарность;

- вежливо переспросить, выразить согласие / отказ. Объем диалогов - до 3 реплик со стороны каждого учащегося.

При обучении ведению диалога-расспроса отрабатываются речевые умения запрашивать и сообщать фактическую информацию (Кто? Что? Как? Где? Куда? Когда? С кем? Почему?), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Объем диалогов - до 4-х реплик со стороны каждого учащегося.

При обучении ведению диалога-побуждения к действию отрабатываются умения:

- обратиться с просьбой и выразить готовность /отказ ее выполнить;

- дать совет и принять / не принять его;

- пригласить к действию/взаимодействию и согласиться / не согласиться, принять в не участие. Объем диалогов - до 2-х реплик со стороны каждого учащегося.

При обучении ведению диалога-обмена мнениями отрабатываются умения:

- выражать свою точку зрения;

- выражать согласие / несогласие с точкой зрения партнера;

- выражать сомнение;

- выражать чувства, эмоции (радость, огорчение). Объем учебных диалогов - до 2-х реплик со стороны каждого учащегося.

Монологическая речь

Развитие монологической речи в 5 классе предусматривает овладение следующими умениями:

- кратко высказываться о фактах и событиях, используя такие коммуникативные типы речи как описание, повествование и сообщение, а также эмоциональные и оценочные суждения;

- передавать содержание, основную мысль прочитанного материала, с опорой на текст;

- делать сообщение в связи с прочитанным/прослушанным текстом. Объем монологического высказывания - до 8-10 фраз.

Аудирование

Владение умениями воспринимать на слух иноязычный текст предусматривает понимание несложных текстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным пониманием текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

При этом предусматривается развитие умений:

- выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте;

- выбирать главные факты, опуская второстепенные;

- выборочно понимать необходимую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст.

Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность. Время звучания текстов для аудирования - до 2-х минут.

Чтение

Обучение французскому языку как второму иностранному в 5 классе начинается с вводного курса, рассчитанного на 10 -12 часов. Задача вводного курса - формирование основ фонологической компетенции: овладение основными правилами чтения и произношения. После вводного курса школьники учатся читать и понимать тексты с различной глубиной проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения); с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое / поисковое чтение). Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и интересам учащихся 5 классов, иметь образовательную и воспитательную ценность.

При обучении чтению формируются следующие умения и навыки:

- восприятие, понимание и интерпретация письменного источника информации на основе несложных фабульных текстов;

- чтение про себя и вслух при полном и детальном понимании содержания текста, целиком построенном на изученном материале;

- чтение и понимание основного содержания текста, включающего незначительный процент незнакомых лексических единиц;

- умение находить значения отдельных незнакомых слов в словаре учебника;

- умение соотносить достоверность информации, содержащейся в тексте, с тестовым заданием «Vrai ou Faux?»

Письменная речь

Овладение письменной речью предусматривает формирование орфографической грамотности и развитие следующих умений:

- писать свое имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на французском языке;

- правильно оформлять адрес на французском языке;

- писать короткие поздравления с днем рождения, другим праздником (объемом до 15-30 слов, включая адрес), выражать пожелания;

- заполнять бланки (указывать имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес);

- писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбы), объем личного письма - 20 слов, включая адрес. [7].

Языковые знания и навыки.

Графика и орфография

Знание правил чтения и написания слов, отобранных для данного этапа обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексико- грамматического материала.

Наши рекомендации