Греховные идеалы женственности нового тысячелетия

Суть теории долговременных циклов Барбера (Barber, 1999) следующая: женская мода меняется в зависимости от того, насколько женщина зависима от мужчины с финансовой точки зрения. Тесную взаимосвязь с модными изменениями также имеют идеалы женственности, актуальные в разные исторические периоды. В 1950-х годах, когда среди женщин было большое число домохозяек, зависевших от доходов мужа, эталоном женственности и хорошего вкуса в одежде были добродетель и скромный внешний вид. Вниманию женщины XXI века предлагается принципиально иной идеал красоты, основанный на облике состоятельной богини поп-культуры. Такая женщина не нуждается в материальной поддержке мужчины и зачастую имеет сомнительную репутацию, которую еще более укрепляют лоскутки ткани, заменяющие ей одежду, и заведомо непристойное поведение.

Заголовок статьи Гая Трибея, посвященной грехопадению, а затем публичному покаянию кокаинозависимой супермодели Кейт Мосс, гласит: «Дурная репутация — хорошее подспорье в карьере». В своей колонке он утверждает, что подмоченная репутация гарантирует внимание прессы, а женщин, которые придерживаются рискованного стиля в одежде и соответствующе себя ведут, современная культура обожествляет и возводит на пьедестал:

Кажется совершенно очевидным, что публичное унижение больше не является достаточным основанием для смущения. В прошлое ушли те времена, когда перспектива оказаться сфотографированным в момент занюхивания дорожки кокаина могла означать для застигнутого на месте преступления конец карьеры. Однако Пэрис Хилтон, которую один из ее бойфрендов снял на видео голой на четвереньках в невменяемом состоянии, доказала нам, что этот факт нисколько не мешает ей осуществлять запланированное (Trebay, 2006; из архивов).

Трибей приводит и другие примеры из прессы, заметив, что Кейт Мосс попала в поле зрения общественности практически сразу после того, как закончился ее курс лечения от наркомании:

Еще до того как известная модель вышла из лечебницы, в которой лечилась от наркозависимости, ее не оставляли в покое, буквально засыпав предложениями о работе. Журнал W поместил ее фотографию на обложку и опубликовал интервью с ней в ноябре 2005 года. Через месяц Vanity Fair выбрал ее для своей обложки. Влиятельный французский модный журнал Vogue посвятил персоне мисс Мосс целый номер, она также выступала в нем в роли приглашенного редактора. Совершенно неясно, каким образом закрепившаяся за ней дурная слава плохо отразилась на ее имидже и в чем это проявляется (Trebay, 2006; из архивов).

Кейт Мосс и другие знаменитости вроде Пэрис Хилтон поддерживают свой имидж полуобнаженных персон. Так, Хилтон, например, известна как звезда, являющаяся постоянной участницей шоу «Стринги расскажут обо всем» (этот вид развлечения стал особенно популярным в конце 1990-х годов, пользуется спросом и в наши дни). Неудивительно, что не кто иной, как Кейт Мосс, была приглашена сниматься обнаженной для рекламы компании Nikon. Идея избавиться от своего нейтрального имиджа и поразить воображение потребителей младшей возрастной категории, печально известной своим непостоянством, оказалась искушением, против которого трудно устоять (New York Times, April 20, 2006).

Будто в подтверждение теории долговременных циклов Барбера Кейт Мосс и Пэрис Хилтон совершенно отчетливо демонстрируют публике, что они материально благополучны, полностью независимы и пребывают в согласии со своей сексуальностью и свободным стилем жизни. Найденная Барбером взаимосвязь между высоконравственным скромным обликом и наличием зависимости от дохода мужчины с достаточной очевидностью прослеживается в этом примере, в котором экономическая независимость идет рука об руку с бросающимся в глаза сексуальным поведением и вызывающей манерой одеваться. Две представительницы высших слоев общества, которые в новом тысячелетии выступают в роли образцов для подражания, — достаточное тому доказательство.

«Перетряхни свой шкаф»: винтаж стремительно возвращается

Как мы уже знаем, каждый кратковременный модный цикл имеет четко обозначенные начало, середину и конец. В прошлом один модный тренд в одежде мог продержаться несколько покупательских сезонов. В то же время благодаря некоторым из современных культурных тенденций, имеющим отношение к моде (см. главу 1), длительность модного цикла со временем сильно сократилась. Такие явления, как Интернет, с его всепроникающей способностью, в котором публика может ознакомиться с новыми трендами и тенденциями; промышленность, взявшая на вооружение стратегию быстрого реагирования, в связи с чем в течение одного сезона на рынок поступает множество модных новинок, — приводят к перенасыщению. В результате мы наблюдаем ускоренный оборот модных стилей и сокращение срока жизни модного товара по мере нашего вступления в XXI век.

Учитывая все вышеупомянутые тенденции, Марк Джейкобе обнаружил удивительное явление, которое заключается в актуальной сегодня практике «перетряхивания собственного шкафа» в поисках винтажных вещей. Он выяснил, что новая одежда превращается в винтажный предмет гардероба (явление, наблюдаемое на рынке одежды) в течение смехотворно короткого промежутка времени, и это «является следствием резко сократившегося модного цикла» (Jacobs, 2005; из архивов). По мнению Джейкобса, поклонники моды теперь выступают в новом качестве — поклонников винтажного римейка, просто доставая из шкафа те вещи, которые там уже имеются.

Эта тенденция свидетельствует о том, что теперь мы должны по-новому интерпретировать циклическую теорию модных изменений, в основе которой лежит изменение стиля. Модные вещи, некоторое время назад спрятанные в шкаф, снова возникают из небытия как уже сочетающиеся с новым образом. Это явление в перспективе способно изменить стандартное представление о максимумах и минимумах модной кривой жизненного цикла модного тренда, что может выражаться в их повторном появлении, связанном со способностью устаревшего продукта отвечать требованиям нового стиля и служить его выражением.

Наши рекомендации