Вульгарный шик: явление нового эротизма
Если вы когда-нибудь страдали бессонницей, коротая время до утра у телевизора, то наверняка знакомы с программой «Девочки уходят в отрыв», телевизионной версией стрип-шоу, где разные девушки раздеваются перед камерой, обнажая грудь, ягодицы, а иногда и гениталии, при этом радостно выкрикивая «Bay!» Километры пленки, содержащей абсолютную бессмыслицу, никогда не прерывающиеся рекламой известных всей Америке брендов... «Только девочки, мы никогда не снимаем парней. И никаких профессионалок. Все должно быть по-настоящему» (Levy, 2006:13-15).
По мнению Валери Стил, трансформацию стиля, когда одна модель сменяется другой, необходимо рассматривать относительно способов выражения сексуальности, принятых в прошлом. Публичный образ жизни флапперов 1920-х годов, проанализированный в одной из предыдущих глав, был оппозицией замкнутому домашнему мирку, в котором приличной женщине полагалось одеваться в сдержанные туалеты викторианской эпохи и быть хранительницей домашнего очага, а публичные «плохие» женщины, носившие яркие, провокационные наряды, имели репутацию уличных шлюх. Стиль флапперов, положивший начало новому восприятию женской сексуальности и эротизма, появился под влиянием двух факторов: с одной стороны, закостенелой системе взглядов нужна была хорошая встряска, с другой — женщина вышла из тени домашнего очага и стала участвовать в социальной жизни.
Подобным образом — относительно доминировавшей в XX веке концепции женской сексуальности и возросших возможностей самореализации — необходимо рассматривать и явление, которое можно условно назвать вульгарным эротизмом (Levy, 2005). Бесспорно, что в сейчас в американской культуре существует новый стандарт сексуального поведения. Его приметы можно найти на каждом шагу, начиная с фотографий олимпийских чемпионок на разворотах эротических журналов и заканчивая студентками колледжа, демонстрирующими грудь в каждом выпуске «Девочки уходят в отрыв», чтобы подзаработать во время весенних каникул; от щедро одаренных природой официанток ресторанчиков Hooter's в супермини до образа из телешоу, где в качестве главной героини выступает какая-нибудь неразборчивая в половых связях домохозяйка. Вульгарный эротизм притягивает аудиторию, превращая обычную женщину в порнозвезду. Мы уже попали в его сети, и особенно это касается молодых женщин, которые активно перенимают новую моду и новый стиль.
Первая ступень признания обновленного образа включает в себя одежду и аксессуары с логотипами, позволяющими понять, что их обладатель относит себя к культуре вульгарного шика (например, футболки и кепки с надписью «Девочки уходят в отрыв», майки с эмблемой Hooter's, различные аксессуары с последней версией изображения плейбоевско-го зайчика). Вслед за ними идут такие модные бренды, как Abercrombie and Fitch. Реклама этой марки одежды буквально пропитана открытой сексуальностью. В 2003 году компания выпустила собственный каталог с пометкой «Только для взрослых». Новые предприниматели, недавно освоившие модный рынок, например генеральный директор и владелец American Apparel, расположенной в Лос-Анджелесе компании, Дов Чарни, задаются целью сократить разрыв между порнографией и нормами приличия и строят на этом всю маркетинговую стратегию. Чарни использует этот прием, чтобы продать стиль жизни сегменту потребителей, которых он называет молодыми жителями большого города. Характеризуя данную группу потребителей, Чарни подчеркивает, что они избрали «мир агрессивной сексуальности, извращенную и дегенеративную эстетику развращенности — культурного феномена, все элементы которого так или иначе связаны с киберэстетикой, базирующейся на сексе» (Wolf, 2006).
Основа линейки товаров, выпускаемых American Apparel, — плотно облегающие тело предметы гардероба. Первая футболка с логотипом компании была продана в 2003 году с витрины галереи в модном районе Нью-Йорка, в которой выставлялись фотографии. К январю 2006 года Чарни владел сотней магазинов, расположенных в крупных городах Соединенных Штатов и за рубежом. Общий объем продаж компании в 2005 году составил $ 250 млн. На принадлежащей ей фабрике занято 3 500 рабочих, и это единственная в США фабрика по производству одежды, расположенная на побережье. Дело даже не в том, что футболки, выпущенные этой компанией, обтягивают фигуру, считает аналитик моды Джейми Вульф, а в том, что реклама компании целиком построена на ассоциациях с культурой вульгарного шика и сексуальной киберидентичностью, которую легко найти на таких веб-сайтах, как MySpace и Facebook:
Содержание рекламных роликов также весьма вызывающе, и не только потому, что в них демонстрируют нижнее белье или полупрозрачные облегающие маечки. Главные герои этой рекламы — парни и девушки, которых показывают в постели или в душе. Если эти люди просто отдыхают, сидя на диване или на полу, то их ноги обычно широко раздвинуты. Частенько на них надет только один предмет одежды; пара молодых женщин, похоже, пребывает на пике экстаза. Эти ролики пропагандируют вызывающую, низкопробную вульгарщину, и они мало похожи на рекламу. Скорее это напоминает частные фотоснимки, размещенные на одной из страниц MySpace (Wolf, 2006).
С появлением нового облика четкая грань между «хорошей» и «плохой» женщиной вновь стирается. Во введении к своей книге о разных тенденциях стиля и культурных течениях 1920-х годов Джошуа Зейтц (Zeits, 2006) писал, что общество высмеивало флапперов и отождествляло поклонниц этого стиля с продажными уличными женщинами. В результате данный стиль приобрел бешеную популярность, поскольку женщины бросились перенимать альтернативный идеал красоты. Точно так же аура альтернативности, окружающая этот тип сексуальности, явно проступает на видеопленке, запечатлевшей Пэрис Хилтон и ее бойфренда в печально известном выпуске «Девочки уходят в отрыв». Вульгарный шик становится все более популярным, а традиционная женственность смешивается с порнографией.