Мэри Дуглас: внутренняя неудовлетворенность как источник модных изменений
Изложение антропологической концепции модных изменений и их последующей адаптации в повседневной моде необходимо начать с изучения работы Мэри Дуглас (Douglas, 1966). Эта исследовательница придавала большое значение пограничным ситуациям, в рамках которых устоявшаяся общепризнанная система категорий начинает разрушаться и подвергаться сомнению, провоцируя тем самым внутрикультурное беспокойство. В рамках каждой культурной среды существуют люди и события, не соответствующие нормам своей референтной группы. Те, кому с точки зрения общества удается соответствовать принятым стандартам, пользуются уважением как успешные представители группы. Эти люди получают право на ношение одежды, подчеркивающей их статус, и они охотно его демонстрируют. Те, которые не полностью соответствуют нормам, либо делают попытки подстроиться под стандарт, либо бросают вызов существующей системе. И они часто пользуются для этого собственной одеждой и внешним видом. Такие люди обладают потенциалом способствовать изменениям. С точки зрения Мэри Дуглас, назначение ритуалов заключается не только в том, чтобы подтвердить и заявить общепринятые правила. Но в периоды культурного волнения, когда люди и их опыт больше не вписываются в принятую систему категоризации, рождаются новые ритуалы.
Первый общеизвестный пример массового заимствования белыми поселенцами образцов одежды североамериканских индейцев возник как результат внутрикультурной неудовлетворенности, когда мятежные английские колонисты предприняли первую попытку обособиться от своей исторической родины и обозначить зарождающуюся американскую национальную идентичность. Этот пример не сводится к простому распространению модных трендов. Согласно выводам Мэри Дуглас, понятия «американский гражданин» в тот период еще не существовало, поэтому люди, которые больше не испытывали верноподданнических чувств к британской короне, должны были искать для себя другой вариант национальной идентичности. В рамках этой маргинальной зоны произошел первый документально зафиксированный случай использования белым человеком костюма североамериканских индейцев для обозначения принадлежности американской национальной идентичности.
Многим знакома история Бостонского чаепития, когда белые колонисты, переодевшись в костюмы индейцев, совершили дерзкое нападение на британский караван судов, пришвартованных в бостонской гавани, и захватили перевозимый груз. В данном случае одежду использовали с целью бросить вызов существующей системе. Человек, прибывший в Новую Англию из Старого Света, первоначально считался подданным Англии и англичанином по национальности. Колонисты прикладывали все усилия, чтобы разорвать свою связь с Англией и создать новую нацию американцев. Заимствование одежды североамериканских индейцев позволило им порвать с прежней системой стандартов. Делориа писал, что переодевшись в костюмы индейцев, мятежные колонисты смогли «оставить позади свой колониальный статус, найти себя и стать американцами» (Deloria, 1998:69). Это первый в истории случай сознательного выбора белого человека из Старого Света в пользу сурового, мужественного образа североамериканского индейца, отраженный в символизме костюма. Одежда, предназначенная для военных или охотничьих походов органично вписалась в структуру американской национальной идентичности. Позднее она возродится в форме заимствования различных элементов в модных течениях в XIX, XX и XXI веках.
Несколько иначе обстоит дело с теми, кому не удается найти пристанище внутри массовой культурной системы и кто вынужден жить, ограничиваясь рамками узкого маргинального поля. Чтобы избавиться от чувства недовольства, такие люди ищут способы самовыражения за пределами этой культуры, формируя новые субкультуры. Другими словами, если родная культурная среда не может предоставить место в своей системе, человеку приходится искать круг, который примет его. Современное заимствование гомосексуалистами, живущими в Сан-Франциско, символического значения традиционного костюма «двух душ» (или берда-шей) — попытка воссоздать принятую другим обществом и визуально представленную модель третьего пола. Очевидно, что тренды, подобные этим, могут получить более широкое распространение в моде. В таком случае части костюма, являющиеся идентифицирующими признаками бердаша, будут использоваться как внутри соответствующей субкультуры, так и за ее пределами. Нечто похожее произошло с женской линией обуви марки Doc Marten, имитирующей военную обувь. Ее первоначально надевали женщины в знак своей лесбийской ориентации. Затем эта обувь довольно быстро получила широкое распространение в моде, так как активно использовалась в коллекциях дизайнеров 1980-х и 1990-х годов (Browne, 2004).