Возвращение к истокам: понятие функциональной антропологии
Одежда и внешний облик попали в поле зрения антропологии после того, как исследователи приступили к изучению категорий населения и культурных групп, выделяющих себя с помощью костюма. Эмиль Дюргейм (Durkheim, 1915) определил, что для различения и деления мира на категории в разных культурах используются различные способы. Человека, который растет и развивается в рамках определенной культуры, учат делить людей на категории по соответствующим признакам, которые кажутся ему естественными и необсуждаемыми. Например, на большей части земного шара принята бинарная система тендерного деления, и в рамках этой системы дети с самого раннего возраста учатся делить людей на две категории: мужчин и женщин. В этих культурах стили и тренды различаются по признакам мужской или женской одежды и доминирует представление о том, что такое деление по двум категориям является естественным. В данной ситуации основное функциональное назначение одежды — маркировка для отнесения к одной из тендерных категорий, чтобы дать возможность людям взаимодействовать друг с другом, исходя из принятых в данной среде социальных ожиданий и ролей.
Существует небольшое количество культур, в которые входят и некоторые североамериканские племена, где существует категория третьего пола, маркируемого специфическим костюмом и традициями внешнего облика. Бердаш — собирательное имя, которым индейцы называют представителей третьего пола. С биологической точки зрения это мужчина, который живет жизнью женщины. Он носит особую одежду, сочетающую в себе признаки как мужского, так и женского костюма. В своем племени такой человек выполняет специфическую роль советника и терапевта. Сегодня для обозначения таких людей предпочитают использовать термин «две души», который в полной мере отражает двойственную женскую/мужскую природу личности человека, отнесенного к категории третьего пола. Ниже приводится описание одежды, которую носил бердаш (или «две души») Майкл-Одинокое Перо, когда рос в резервации в середине 1950-х годов, сделанное им самим:
Моя одежда всегда отличалась от остальных. Мне никогда не нравилось то, что носили другие люди, и я всегда создавал свою собственную. Я моделировал одежду так, чтобы она сияла. Я просмотрел много журналов, прежде чем придумал свой костюм. Я знал, что выгляжу не так, как остальные мальчики, и был рад этому. Я осветлил волосы и завил их в кудри. Я был не похож ни на мальчика, ни на девочку. Уникальность — вот чего я добивался (Williams, 1986: 75).
Встречи и собрания современных последователей «двух душ», которые приезжают из различных мест, получили распространение в конце XX — начале XXI века. На их примере можно наблюдать особый стиль одежды, заимствованный у бердашей современными представителями третьего пола. В октябре 2006 года во время девятого ежегодного собрания «двух душ» в Монтане прошел парад участников, одетых в традиционные женские наряды (Leland, 2006a, из архивов). С функциональной точки зрения особый костюм представителей третьего пола подчеркивает обоснованность существования трехполовой тендерной системы, а также маркирует отличительные черты представителей третьего пола, что облегчает нормальное ежедневное взаимодействие.
В дополнение к тендерной классификации разные культуры предлагают и другие основания для деления людей по разным категориям. Общепринятые примеры включают возраст, социальный класс, вероисповедание, принадлежность к политической партии или общественному движению, ортодоксальную религиозность, политические взгляды или систему жизненных ценностей. Например, пожилые женщины в Соединенных Штатах и Европе объединяются в так называемое Общество Красных шляп, где красные шляпки и фиолетовый цвет в нарядах используются для публичного заявления о вступлении в средний или пожилой возраст, и все это сопровождается забавной одеждой ярких тонов (Lynch, 2007).
Указанные системы категорий помогают людям, живущим в рамках одного культурного сообщества, взаимодействовать друг с другом. В этом случае костюм выполняет функции знаковой системы, позволяющей с первого взгляда распознавать соответствие человека определенной группе по знакомой и общепризнанной классификации, распространенной в данной культуре. Торжественные мероприятия, подразумевающие особый церемониал, такие как свадьба, выпускной бал, некоторые наиболее важные календарные праздники, — это специальные ситуации, ради которых принято одеваться особым образом. В рамках данных событий категории людей, на которых ориентируется массовая публика, могут быть вынесены на всеобщее обозрение и оценены.
Несомненно, функциональный подход предлагает логичное толкование причин, по которым возникает многообразие типов одежды в человеческом обществе. Например, он позволяет легко объяснить, какова роль одежды в обозначении невидимого мира верований и убеждений. С другой стороны, этот подход не способен дать толкование, почему одежда отдельных индивидуумов совершенно не вписывается в рамки общепринятых стандартов внутри данной культуры или почему люди, принадлежащие одной культуре, могут заимствовать некоторые элементы одежды из другой системы культурных ценностей. Как объяснить, почему в начале XXI века белый юноша-гомосексуалист, живущий в консервативном американском пригороде, вдруг заимствует элементы костюма, принятого у индейцев-бердашей? Это происходит именно потому, что функциональный антропологический подход не признает важный постулат: одежда как культурный артефакт способна инициировать и стимулировать культурные изменения в поведении и системе отношений. Из представленного ниже обзора антропологии культуры очевидно, что именно в этом аспекте одежды, в ее способности к трансформации и заложена причина изменений в моде.