Просвещение славян. Расцвет культуры. Раскол христианской церкви
Добрый вечер, братья и сестры! Продолжим наш материал по византийской истории. Эти беседы сопровождают весьма значительные по объему лекции по истории православной церкви, так что я думаю, вы получаете довольно значительные знания. Итак, в прошлый раз я рассматривал эпоху иконоборчества и ее последствия как политические, так и очень серьезные, более, чем серьезные последствия культурные. У византийцев было много крупных успехов, несмотря на то, что после последних иконоборцев был малоудачный император Михаил III (842-867 годы), вошедший в историю как Михаил Пьяница. Но вместе с тем, может быть, и не так плохо, ибо при Михаиле Пьянице начинается патриаршество одного из величайших деятелей всей восточно-христианской, а тем самым и христианской истории, святителя Фотия, патриарха Константинопольского, патриарха с 858 года. Ну, житие святителя Фотия вам известно. Чисто церковные дела и проблемы разрыва отношений с Западом, попытавшемся при папах Николае и Адриане грубо вмешиваться во внутренние канонические дела Константинопольской патриархии, вам рассказывались. Не мною. Знать их, конечно, нам всем надо. Это предпоследний крупный раскол, разрывающий Рим и Константинополь взаимной анафемой. Последний в середине XI века разорвет отношения Рима и Константинополя навсегда. Эта будет «Великая Схизма». Ну, о ней особый разговор.
Однако, патриаршество Фотия знаменито не только этим. Церковь при поддержке государства, прежде всего Константинопольская церковь, Константинопольская патриархия уделяет небывалое до тех пор со времен апостольских усердие в миссионерской деятельности. Государство, естественно, охотно поддерживает эту деятельность настолько, насколько оно в силах. Это касается и нашей, нынешней ситуации. Да, церковь, действительно, стоит перед тяжелой задачей широчайшего миссионерства в землях, которые были православными, но расцерковились, во всех землях исторической России. Это касается всех христиан. И государство в этом тоже заинтересовано, ибо когда девяносто процентов населения Российской Федерации, ну, по крайней мере три четверти населения исторической России, то есть бывшего Советского Союза, как это и должно быть, станут снова православными, от этого вообще-то выиграет и Россия, от этого выиграет и Российское государство. Власти Византии это понимали. Кесарь Варда это понимал, но главная заслуга здесь у Фотия.
Что было сделано? В первые же годы его патриаршества начинается миссионерская деятельность среди славян. Фотий становится патриархом в 858 году. Несмотря на напряженные отношения с Римом, которые почти тут же были начаты идеологической агрессией папы Николая, начинаются миссионерские поездки. В 760 году мы уже видим миссионерскую поездку святых Константина и Мефодия, просвещеннейших священнослужителей и ученейших филологов Кирилла и Мефодия, знаменитых Солунских братьев — будущих Кирилла и Мефодия. Монашеское пострижение Константин Философ принял только в конце жизни. Их первая миссионерская экспедиция направлена в Причерноморье, где православные христиане были за пределами небольших византийских владений. Были они и в пределах Хазарского каганата. Напомню, что в Причерноморье, в Поволжье и особенно по Дону встречалось уже достаточно много славян, а многие из них были крещены еще в апостольские времена. Константин Философ видел там Евангелие, написанное русскими письменами. Это совсем не те письмена, которыми мы пользуемся сейчас, которые представляют собой более упорядоченный алфавит, созданный как раз Кириллом и Мефодием.
Есть гипотеза, что в 860 году или скорее всего в 861 году Солунские браться были и в Киеве. Тут надо помнить еще один момент. В 860 году славяно-варяжская рать, предводительствуемая киевскими правителями, князьями Аскольдом и Диром, осаждают Константинополь. Это, естественно, языческая рать. Осаждать Константинополь было тяжело. Поэтому, несомненно, для этого киевскими князьям потребовалось увлечь с собой явно прельщенных большой добычей богатейшего города христианского мира, славян и русов (это разные народы), и с Поднепровья, и, вероятно, с Дона, и, несомненно, с северного Причерноморья, а также, возможно, живших западнее Днепра, по Днестру и Пруту, где было немало славян. Киев не располагал такими силами, чтобы уверено осаждать Константинополь. Момент был выбран успешно. Лучшие войска империи были переброшены на азиатский плацдарм, в северную Сирию. Там опять были сражения с мусульманами. Флот пытался активно противодействовать мусульманским пиратам. А ведь один византийский флот мог бы деблокировать, освободить от осады Константинополь. Ведь византийцы владели «греческим огнем», напалмом того мира, и впоследствии они сожгут им эскадру ладьей князя Игоря, довольно большого неудачника в своей деятельности. Но и флота в распоряжении Михаила III не было. Правда, Константинополь был полумиллионным городом. Несомненно, население в нем было много больше, чем количество осаждавших славян, славяно-варягов, славяно-русов. Но какой прок от многолюдства, если это в основном старики, священнослужители, монахи, женщины, дети. Только голод раньше начнется. Вот голод в осажденном Царьграде и начался. И вместе с ним большое уныние в жителях столицы. Но чудо, совершенное богоматерью во Влахернском храме, которое мы почитаем и до сих пор, ведь точно не знаем, то ли в праздник Покрова, то ли в праздник Положения Ризы. не исключено даже, что два эти праздника одного и того же происхождения. Однако чудо с видением Андрею Юродивому, знаменитому константинопольскому блаженному, который был по преданию, по житию славянского происхождения. Чудо, когда Богоматерь подняла над престолом покров, как бы защищая Константинополь, оказалось действенным. Аскольд и Дир не только сняли осаду, конечно, заключив выгодный торговый договор, но и изъявили желание креститься. Об этом святитель Фотий сообщает окружным посланием епископам, указав, что народ самый страшный, самый непобедимый из бывших врагов христианства отныне становится братом и что он направляет в Киев епископа и проповедников. Вот в связи с этим есть старая гипотеза, что возможно первыми проповедниками, посетившими Киев, были Константин Философ и брат его Мефодий, хотя это и оспаривается. На этом ситуация не исчерпывается.
В 863 году государь Великой Моравии обращается с просьбой прислать ему просветителей христиан. Константин Философ и Мефодий отправляются туда, возможно, уже с небольшой дружиной своих учеников. В основном их ученики нам известны, такие как Климент, впоследствии Охридский. Ученики были славянами из тех, кого они просветили. Моравия — это часть нынешней Чехии, часть нынешней Венгрии, тогда Паннонии. Их миссия включала перевод Священного Писания и православного богослужения на славянский язык, причем регулярный славянский. Повторяю, славяне за столетие до того имели письменность, но очень примитивную, и не было никакой грамматики, никаких правил правописания. Поэтому она вообщем-то для богослужения не очень-то и годилась. А теперь получили упорядоченную грамматику славянского языка. Это один из величайших подвигов в истории христианской церкви, Кирилл и Мефодий создали новый христианский язык для всего славянского мира, язык, на котором все славяне и были просвещены, в том числе и те славяне, которых впоследствии загнали в западное исповедание, в римское католичество. И они просвещались благодаря православным первоучителям.
Как видите, эта совершенно грандиозная миссия, причем, несомненно, она не была совершена только лишь двумя великими просветителями и их учениками, но и другими, которые просвещали Киевскую Русь и другие восточнославянские земли. Миссия Солунских братьев продолжалась более двадцати лет, 863-885 годы. Одним из ключевых моментов тех лет явилось принятие православия болгарским царем Борисом, первым христианским правителем Болгарии, и, соответственно, начавшееся крещение болгар. Если велико-моравское население удалось оторвать от восточно-христианской культуры прямой германской агрессией при поддержке римских пап, то Болгария так и останется в рамках византийской культуры. Ну, а что означает этот период для культуры, которая опиралась на православную веру?
Во-первых, тем же святителем Фотием, труды которого неисчерпаемы, подводя итоги развития иконописания, был создан «Фотиев канон» (он так и называется) росписи православного храма, центрического купольного храма. Фотиев канон существует и в большей или меньшей степени исполняется и сейчас. Жаль, когда он сейчас нарушается, потому что в последнем расцвете русской храмовой архитектуры второй половины XIX, начала XX века Фотиев канон был вполне восстановлен. Например, хорошо сохранившиеся росписи Новоафонского монастыря в Абхазии созданы в соответствии с Фотиевым каноном. Так впоследствии храмы везде и расписывали. И в куполе, который символизирует небо, всегда изображали Христа Вседержителя, а в конхе (полукуполе) алтаря, алтарной апсиды — молящуюся Божию матерь. Теперь соответственно было все сделано, чтобы начался бурный расцвет церковных искусств. Это и происходит.
Во-вторых, уже в IX веке складываются новые типы центрических храмов. Это более крупный храм октагон (восьмигранник) на тромпах и чаще встречающийся, наиболее совершенный, наиболее изысканный храм на четырех колоннах. По интерьеру это самые совершенные христианские храмы, когда либо созданные. С того момента они сохранятся до конца существования Византии, до начала XV века. Они будут, естественно, все разные, они будут варьироваться. Их будут по разному украшать. Но ничего более совершенного не будет создано. И до конца византийской истории будут строиться храмы на четырех колоннах или храмы октагоны. К сожаленью, русская архитектура не переняла их совершенного интерьера, их совершенного внутреннего пространства. Уже к XII веку наше новое церковное каменное зодчество внешне будет интереснее, совершеннее, нежели у учителей, прекраснее, чем у византийцев. Но интерьер столь прекрасным не станет. На всей территории исторической России дошел до нас, сохранился только один чисто византийский, чисто константинопольский, прекрасно сохранившийся храмик. Это церковь Иоанна Предтечи в Керчи, в которой сейчас восстановлено богослужение. И если кто-нибудь из вас окажется в Таврии, рекомендую обязательно съездить на автобусе в Керчь, просто, чтобы посмотреть византийский храмик, не выезжая для этого в Грецию или, увы, в Турцию.
Это расцвет иконописания. Это те иконы, которые мы с вами знаем, те иконы, на которых иконописанию учились славяне, сербы, болгары, тогда, конечно, и моравские славяне, и вся Русь училась. Прекраснейшая из икон средневизантийского периода — это, конечно, наша величайшая святыня, икона Владимирской Божьей матери, видимо, где-то конца XI века. Это тоже средневизантийский период. Иначе его еще называют македонским периодом. От этого периода сохранились прекрасные мозаики и фрески. Фрески у нас тоже трудно искать, потому что в нашем климате фрески довольно быстро, за несколько веков обесцвечиваются, выцветают. Слишком большие перепады температур, слишком суровые зимы, а мозаики мы не приняли, хотя сохранились мозаики Киевской Софии и мозаики погибшего, уничтоженного киевскими чекистами, украинскими коммунистами Михайловского Златоверхого собора. Киевская София — это середина XI века, а Михайловские мозаики и фрески — это начало XII века.
Это украшение книг. Не только написание книг с хорошей грамматикой, но и украшение книг миниатюрами тоже начинается с этого времени. Фотиев канон — это расцвет византийской архитектуры, расцвет византийской церковной живописи от книжной миниатюры до монументальных мозаик. Это то, на чем мы научились христианскому искусству, становясь христианской страной. И, конечно, среди всей этой колоссальной просветительской деятельности ключевой и наиболее значительный момент есть Крещение Руси, окончательное крещение Руси в 988-989 году от Р.Х.