Перечень тестов для оценки уровня сформированности компетенции ОК-1 на этапе «Знания»
История древнерусской литературы
1.Ярослав Мудрый представляет тип
а) князя-воина, б) князя-книжника, в) князя-удельника, г) князя-мученика.
2. «Слово о полку Игореве» рассказывает
а) О походе рязанского князя против Батыя,
б) о походе князя Игоря Новгород - Северского на половцев,
в) о походе князя Игоря к древлянам за данью,
г) о битве на реке Калке.
3. Апокриф – это
а) описание жизни святых (житийная литература),
б) неканоническое изложение библейского сюжета,
в) учение отцов церкви,
г) занимательный рассказ из жизни монахов и обычных людей.
4. Родители Февронии ушли
а) Пахать в поле,
б) достать копием конец поля половецкого,
в) взаймы плакать,
г) в мир иной.
5. Причину жизненных ошибок и прегрешений молодого поколения автор повести «О горе и злочастии» видит
а) во множестве соблазнов, окружающих молодежь,
б) в греховной природе человека,
в) в неправильном родительском воспитании,
г) в негативном влиянии среды.
6. Протопопа Аввакума объявил святым
а) Патриарх Никон, б) Церковный Собор, в) сам Аввакум, г) царь Алексей Михайлович.
История русской литературы XVIII века
1. Кто из писателей XVIII века прибегает в сатирах к приему словесного портретирования и саморазоблачения героев?
а) В.К. Тредиаковский, б) А.Д. Кантемир, в) А.П. Сумароков, г) М.В. Ломоносов.
2. Какое из нижеперечисленных суждений принадлежит М.В. Ломоносову, предъявившему в «Письме о правилах российского стихотворства» 1739г. новые требования к русскому стихосложению?
а) Сочетать женские рифмы с мужскими – все равно, что младую «европейскую красавицу» выдать замуж за «дряхлого, черного и девяносто лет имеющего арапа».
б) «… для чего нам… самовольную нищету терпеть и только одними женскими рифмами побрякивать, а мужских бодрость и силу … оставлять?»
в) Тот стих лучше, который состоит из хореических стоп.
г) Сочетание мужской и женской рифмы в русском стихе «мерзкое и гнусное».
3. Выберите верное продолжение фразы: «Повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» свойственно (свойствен) …»
а) романтическое начало;
б) отказ от социальной сатиры, изображение «низкого» быта, гуманистический пафос;
в) новое осмысление взаимосвязи литературы и действительности, гражданско-обличительная направленность,
г) разрешение конфликта страсти и долга в пользу первого.
4. Кто из ниже перечисленных писателей XVIII в. был создателем таких сатирических журналов, как «Живописец», «Кошелек»?
а) И.А. Крылов, б) Д.И. Фонвизин, в) Н.И. Новиков, г) В.К. Тредиаковский.
5. Кто из ниже перечисленных писателей XVIII в. в возрасте 12 лет бежит из Астрахани в Москву, в славяно-греко-латинскую академию, через 2 года, не удовлетворившись схоластичеким образованием, отправляется в Голландию, потом – пешком в Париж, в Сорбонский университет, в 1745 г. «первым из россиян» будет произведен по высочайшему распоряжению в «профессоры как латинския, так и российския элоквенции», создаст первые образцы галантно-любовной поэзии на русском языке?
а) А.П. Сумароков;
б) А.Д. Кантемир;
в) В.К. Тредиаковский;
г) Н.М. Карамзин.
6. Кому из русских писателей XVIII в. принадлежат следующие строчки:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы царства и царей
а) Г.Р. Державин, б) А.Н. Радищев, в) Д.И. Фонвизин, г) А.Д. Кантемир.
13. Какое суждение о творчестве Г.Р. Державина верно?
а) Державин в основном останавливается в своих произведениях на мрачных сторонах жизни крестьянства.
б) Наряду с героической стороной современной ему русской действительности, он рисует исключительно яркие картины быта эпохи.
в) Является по преимуществу романтиком в своей лирике.
г) Никогда не нарушал основных принципов классицизма в своем творчестве.
История русской литературы начала XIX века
1. Когда в России возникает метод реализма?
а) в 10-у годы ХIХ века,
б) в 20-е годы ХIХ века,
в) в 30-е годы ХIХ века,
г) в 40-е годы ХIХ века.
2. В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов отдает дань классицизму,
так как
А) сохраняет единство места и времени;
Б) вводит резонера;
В) сохраняет единство действия,
Г) раскрывает сложную внутреннюю жизнь героев.
3. Кто из внесценических персонажей упоминается в самом конце комедии Грибоедова «Горе от ума»?
А) Французик из Бордо,
Б) Максим Петрович,
В) Княгиня Марья Алексеевна,
Г) племянник Хлестовой.
4. Какое из произведений не входит в цикл Пушкина «Маленькие трагедии»?
А) «Каменный гость», Б) «Пир во время чумы», В) «Гробовщик»,
Г) «Моцарт и Сальери».
5. Формулируя названия произведений, входящих в один из его циклов, А.С. Пушкин прибегает к оксюморону. Выберите нужный цикл, объясните назначение художественного приема.
А) «Сказки», Б) «Маленькие трагедии», В) «Повести Белкина», Г) «Миргород».
6. «Евгений Онегин» - произведение
А) романтическое,
Б) реалистическое,
В) сочетает в себе черты разных методов,
Г) написано в соответствии с принципами классицизма.
Русская литература 1840-х годов. Эстетика западников. Натуральная школа. Европейские и русские истоки ее поэтики. Славянофилы, их эстетические воззрения. Творчество А.И. Герцена, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова
1. Найдите лишнее утверждение в характеристике «натуральной школы»:
а) словосочетание «натуральная школа» впервые употребил в своей статье редактор газеты «Северная пчела» и журнала «Сын Отечества» Ф.В. Булгарин,
б) авторов этого литературного движения объединял пафос «социальности», заинтересованный анализ влияния общественных нравов на человека,
в) эстетические и художественные новации представителей этой школы нашли в сборниках «Физиология Петербурга»,
г) в жанровом отношении была представлена романом в письмах, рассказом-новеллой.
2.Кто из русских писателей, создавая одно из главных произведений своей жизни, заметил: «Законы истории не лишены логики, но они не совпадают с логикой мысли»?
а) Тургенев И.С., б) Некрасов Н.А., в) И.А. Гончаров, г) Герцен А.И.
3. Найдите лишнее утверждение.
А) К «таинственным» повестям И.с. Тургенева относят такие повести, как «Собака», «Клара Милич», «Сон», «Песнь торжествующей любви».
Б) Первая книжка стихов Некрасова Н.А. называлась «Мечты и звуки».
В) Некрасов Н.А. является создателем суггестивной лирики.
Г) Западники проповедовали научный, АНАЛИТИЧЕСКИ-ЭМПИРИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, который в Европе, главным образом во Франции, активно развивали и пропагандировали ученые-естественники и философы-позитивисты.
4.Назовите роман И.С. Тургенева, в тексте которого встречаются следующие строки: «Как это жизнь так скоро прошла? Как это смерть так близко надвинулась? Смерть, как рыбак, который поймал рыбу в свою сеть и оставляет ее на время в воде: рыба еще плавает, но сеть на ней, и рыбак выхватит ее, когда захочет».
А) «Накануне», Б) «Отцы и дети», В) «Дворянское гнездо», Г) «Дым».
5. Первая часть этого произведения - скрупулезно-подробная и лирическая автобиография молодого человека, вторая - описание патриархальных нравов города Калинова.
А) Помяловский Н.Г., «Молотов», б) Герцен А.И., «Записки одного молодого человека, в) Гончаров А.И., «Обыкновенная история», г) Тургенев И.С., «Дневник лишнего человека».
6. О каком произведении, на Ваш взгляд, говорит цензор 19 века Е. Волков:
«Нельзя без содрагания и отвращения читать этой ужасной повести! В ней так много безнравственного, так много ужасающей нищеты!.. И нет на одной отрадной мысли!..»?
а) Герцен А.И., «Кто виноват?», б) Некрасов А.Н., «Еду ли ночью по улице темной», в) Тургенев И.С., «Живые мощи», г) Гончаров А.И., «Оюыкновенная история».
Русская литература 1850-1860-х годов. Доктрина «чистого искусства». Доктрина «почвенничества». Русский антинигилистический роман. Творчество писателей демократического направления, близких журналу «Современник». Творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.Н. Островского, А.К. Толстого, Н.Г. Чернышевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина.
1. Первой законченной пьесой молодого Островского-драматурга была
А) «Бедная невеста», б) «Банкрот», в) «Семейная картина», г) «Женитьба Бальзаминова».
2. Антидворянской тетралогией в творчестве Островского называют пьесы:
а) «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», б) «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза», в) «Трудовой хлеб», «Лес», «Не в свои сани не садись, «Женитьба Бальзаминова», г) «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Комик XVII столетия».
3. Бушмин А.С., Макашин С.А., Николаев Д.П.. Прозоров В.В. посвятили свои литературоведческие исследования творчеству
а) Тютчева Ф.И., б) Чернышевского Н.Г., в) Толстого А.К., г) Салтыкова-Щедрина М.Е.
4. Кому из поэтов принадлежат слова:
Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук
Хватает на лету и закрепляет вдруг
И темный бред души, и трав неясный запах?
А) Тютчеву Ф.И., б) Фету А.А., в) Толстому А.К., г) Некрасову Н.А.
5. Творчество какого поэта, по оценке Л.В. Пумпянского, представляет собой «сплав Шеллинга с Державиным», «соединение несоединимых: романтизма и барокко»?
А) А.А. Фета, Б) Н.А. Некрасова, В) А.К. Толстого, Г) Ф.И. Тютчева.
6. Найдите неверное утверждение.
Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» обращается к евангельским сюжетам и образам, чтобы:
А) доказать читателю, что «божественная сущность есть не что иное, как человеческая сущность, очищенная, освобожденная от индивидуалистических границ, то есть от действительного, телесного человека»,
Б) показать несостоятельность утверждения «возлюби ближнего, как самого себя» в противовес своему - «рассчитай выгоды ближнего своего, как свои собственные»,
В) утвердить принцип «разумного эгоизма», который, по мнению писателя, вполне совместим с принципами христианской морали,
Г) показать разрушительную силу нигилизма, рационализма, характерных для сознания современного поколения.
Русская литература 1870-х годов. Творчество Ф.М. Достоевского, Тургенева И.С., Островского А.Н., Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова.
1. В каком из романов Достоевского Ф.М. повествование представляет собой записки молодого человека?
А) «Идиот», Б) «Преступление и наказание», В) «Бесы», г) «Подросток»?
2. «Полифонический роман» роман Достоевского Ф.М. предполагает:
а) новую художественную позицию автора по отношению к его героям: это диалогическая позиция, утверждающая самостоятельность, внутреннюю свободу героя, его принципиальную непредопределенность, неподвластность окончательной и завершаюей авторской оценке,
б) многоголосие персонажей в художественном тексте,
в) обозначение авторского голоса в тексте наряду с голосами персонажей,
г) увеличение количества действующих лиц в тексте художественного произведения.
3. Кто из писателей формулирует свое отношение к религии:
«Прежде я не решался поправлять Христа, Конфуция, Будду, а теперь думаю: да, я обязан их поправлять, потому что они жили три-пять тысяч лет тому назад»?
а) Достоевский Ф.М., б) Толстой Л.Н., в) Тургенев И.С., г) Чернышевский Н.Г.
4. Кто автор произведения, эпиграфом к которому взяты слова А. Майкова : «Вся жизнь моя была досель нравоучительною школой, И смерть есть новый в ней урок»?
а) Лесков Н.С., «Воительница», б) Толстой Л.Н., «Воскресение», в)Достоевский Ф.М., «Братья Карамазовы», г) Тургенев И.С., «Новь».
5. Мировоззренческий кризис Толстого 1870-х годов нашел отражение в таком произведении, как
а) «Исповедь», б) «Семейное счастье», в) «Война и мир», г) «Три смерти».
6. Батюто А.И.. Маркович В.М.. В. Н. Топоров, Лебедев Ю.В. посвятили свои исследования творчеству
а) Толстого Л.Н., б) Тургенева И.С., в) Островского А.Н., г) Достоевского Ф.М.
Русская литература 1880-1890-х годов. Творчество Достоевского Ф.М., Толстого Л.Н., В.Г. Короленко, А.П. Чехова. «Новая драма».
1. Кто из писателей сформулировал свою творческую позицию:
«Искусство должно быть «средством движения человечества к единению и благу»?
А) Толстой Л.Н., б) Чехов А.П., в) Достоевский Ф.М., г) Лесков Н.С.
2. Какое из названных ниже произведений не принадлежит перу А.П. Чехова?
А) «Остров Сахалин», Б) «Спать хочется», В) «Житие одной бабы», г) «Невеста».
3.Вступлению в литературу этого писателя предшествовала многолетняя чиновничья служба, после окончания Крымской войны он поступил на частную службу в пензенской губернии к англичанину А.Я. Шкоту. Поэтому практическое знание русской жизни наложило отпечаток на творчество
а) Короленко В.Г., б) Лескова Н.С., в) Чехова А.П., г) Салтыкова-Щедрина М.Е.
4. Назовите пьесу А.П. Чехова, в которой есть тургеневские мотивы, темы Островского и Шекспира.
А) «Чайка», б) «Вишневый сад», в) «Юбилей», г) «Три сестры».
5. В каком произведении А.П. Чехова образ сада не становится символическим?
А) «Вишневый сад», Б) «Черный монах», В) «Крыжовник», Г) «Дом с мезонином».
6. Что такое «подводное течение» в пьесах Чехова А.П. ?
А) Внешнее действие стоит на месте или движется очень медленно.
Б) Своеобразный подтекст, дополнительный смысл который прочитывается за часто предельно лаконичным или, на первый взгляд, нейтральным, нелогичным высказыванием героя.
В) Конфликт вообще отсутствует.
Г) Драматург лишает нас возможности проникнуть во внутренний мир персонажа, его переживания.
Современный литературный процесс
Современный литературный процесс, темы, проблемы, тенденции
1. Найдите лишнее утверждение. Тема исторической правды становится главной в произведениях
а) С. Алексиевич, б) Астафьева В.П., в) Л. Улицкой, г) Ю. Бондарева.
2.Вспомните названия современных литературно-художественных «толстых» журналов. Вычеркните «лишний» журнал.
а) «Новый мир», б) «Звезда», в) «Наш Современник», г) «Власть».
3. Кто из поэтов второй половины ХХ века является нобелевским лауреатом?
А) Вознесенский, Б) Высоцкий, В) Бродский, г) Евтушенко.
4. Какое утверждение-характеристика тенденций современного литературного процесса неверно?
А) Сегодня воспитательная, учительная миссия русской литературы уже не столь очевидна, как в конце 19-нач. 20 века.
Б) Многоголосие литературы, отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера – одна из ярких черт современности.
В) Современная литература отказалась от продолжения классических традиций.
Г) Сегодня ощущение «конца литературы» связано с фундаментальным переосмыслением функций литературы в обществе.
Современная условно-метафорическая проза. Сказка, миф, фантасмагория, фэнтэзи. Антиутопия и ее виды. Юмор и сатира в современной литературе
1. Автором философской сказки «Кролики и удавы» является
а) Бондарев Ю., б) Астафьев В.П., в) Искандер Ф., г) Распутин В.П.
2. Жанр антиутопии может быть представлен
а) Романом Ю. Бондарева «Бермудский треугольник, б) книгой А.И. Солженицына «Двести лет вместе», в) романом Т. Толстой «Кысь», г) повестью В.П. Распутина «В ту же землю».
3. Жанр антиутопии является средством сатирического, пародийного изображения действительности
а) в романе Улицкой «Медея и ее дети», б) В. Войновича «Москва 2042», в) романе А. Варламова «Лох», г) романе Астафьева В.П. «Веселый солдат».
4. Литературная сказка представлена в творчестве
а) В. Распутина, б) В. Маканина, в) А.И. Солженицына, г) Петрушевской Л.С.
Судьбы реалистической традиции. Литература постмодернизма. Массовая литература.
1. Найдите неверное утверждение
а) Постмодернизм пересмотрел традиционное представление о литературе как отражении действительности.
б) Философскую основу постмодернизма составляют труды Ж. Дерриды, М. Фуко, У.Эко, Ф. Лиотара.
в) Литература постмодернизма может быть представлена творчеством Пелевина, Кибирова, Виктора Ерофеева, Пьецуха.
г) Разновидностями постмодернизма являются концептуализм, соц-арт.
2. Описывает мир лишенных корней «архаровцев» один из представителей так называемой «деревенской прозы»
а) Ч. Айтматов, б) В. Распутин, в) Д. Гранин, г) В. Астафьев.
3. Какое утверждение неверно? Современная массовая культура
а) часто прибегает к ремейку, б) обречена на серийность, если хочет быть востребована рынком, в) как правило, быстро теряет свою актуальность, не предназначена для перечитывания, г) отличается глубиной психологизма.
4. «Родоначальниками» русского литературного концептуализма явились
а) В. Ерофеев, В. Сорокин, б) Всеволод Некрасов, Л. Рубинштейн, Д.А. Пригов, в) Л. Петрушевская, Э. Радзинский, г) Л. Петрушевская, А. Кабаков.
Современная драматургия. Современная поэзия. «Женский почерк» в современной прозе.
1. Современная драматургия может быть представлена именами
а) Петрушевской Л.С., Распутина В.П., б) Слаповского А., Толстой Т. Н., в) Петрушевской Л.С., Слаповского А., г) В. Пелевина, В. Маканина.
2. «Голос ребенка» «озвучивает» сказочки, как в зеркале отражающие больной, деформированный окружающий малыша мир, в котором он не нужен ни матери, ни бабушке в пьесе
а) Петрушевской «Три девушки в голубом», б) Петрушевской «О любви», в) СлаповскогоА. «От красной крысы до зеленой звезды», г) Э. Радзинского «Убьем мужчину».
3. Назовите автора следующих строк:
4.Не мигают, слезятся от ветра
Безнадежные карие вишни.
Возвращаться плохая примета,
Я тебя никогда не увижу.
И качнутся бессмысленной высью
Пара фраз, залетевших отсюда:
Я тебя никогда не забуду,
Я тебя никогда не увижу!
А) Евтушенко Е., б) Кушнер, в) А. Вознесенский, г) А. Дементьев.
4. Найдите неверное утверждение.
а) Мир Петрушевской – это «изнаночный мир», болезненный и угрюмый.
б) В. Токарева, как истинный кинематографист, любит недосказанность, многоточие, дальний план.
в) Л. Улицкая по-чеховски лаконична в своих повествованиях.
г) Н. Садур является автором сборника «Ведьминские сказки».
Список работ, рекомендуемых
для конспектирования
- Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа русской духовности. – Новый мир. 1988. №3.
- Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М. : Худож. литер., 1975. – С. 447-484.
- Иванов В.И. Достоевский и роман-трагедия // Иванов В.И. Родное и вселенское / сост., вступ. ст. и прим. В.М. Толмачева. – М. Республика, 1994. – С. 282-336.
- Лихачев Д.С. Контрапункт стилей как особенность искусств // Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература: статьи. – Л.: Советский писатель, 1984. – С. 230-241.
- Лихачев Д.С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы // Лихачев Д.С. Избранные работы: в 3 т. – Л.: Худож. лит., 1987. – Т. 3. – С. 398-431.
- Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Театр. – 1980. – № 1. – С. 89-99.
- Ортега-и-Гасет Х. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.
- Чудакова М.О. Сквозь звезды к терниям (смена литературных циклов) // - Новый мир. 1990. № 4.