Темы для написания контрольных работ
Примерный список тем для разработки дискуссионных форм общения
1. Бездомные животные
2. Высшее образование
3. Ветераны
4. Детская беспризорность
5. Здоровье нации
6. Деньги
7. Демография России
8. Дорожное движение и безопасность
9. Женщины и мужчины
10. Инвалиды
11. Интернет
12. Качество образования
13. Культура и общество
14. Коррупция
15. Общество и нравственность
16. Отцы т дети
17. Религия и церковь
18. Реклама
19. Российская армия
20. Личность и общество
21. Национализм
22. Семья
23. Секты
24. СМИ
25. Суицид
26. Пенсионеры
27. Патриотизм
28. Телевидение
29. Трагедия поколения
30. Традиции и культура
31. Герои России
32. Ценности
33. Ювенальная юстиция
34. Эвтаназия
3. Разработка текста собственного выступления
Методические рекомендации по разделу практической работы «Разработка текста публичного выступления»
Студентам прежде всего необходимо осуществить выбор вида деловой речи. Деловая речь может быть в следующих вариантах:
речь на презентации фирмы, организации, учреждения, товара, услуги;
речь на совещании;
речь на собрании потенциальных спонсоров;
вступительная речь на переговорах;
приветственное сообщение;
рекламно-информационное обращение.
Прежде чем приступить к составлению плана деловой речи, студент должен определить специфические особенности составления речи, связанные с речевой ситуацией. Т. е. найти конкретный повод произнесения речи. Данный этап называется предкоммуникативный. Он также включает в себя определение конкретного предмета речи. Студенту необходимо придумать себе социальную роль, от имени которой он будет произносить деловую речь перед потенциальной аудиторией.
Докоммуникативный этап связан с тем, что студент должен сформулировать целевую коммуникативную установку речи. Четкость формулировки цели речи должна опираться на социально-демографические, социально-психологические особенности восприятия определенной потенциальной целевой аудитории. Цель деловой речи может быть следующей: дать необходимую информацию; убедить в правильности принимаемого решения; призвать к сотрудничеству, партнерству; усвоить полученную информацию; продемонстрировать выгоды и блага от сотрудничества; указать на пути решения, возникшей проблемы; заинтересовать, пробудить интерес и т. д. Правильность формулировки целевой установки можно проверить, поставив перед собой следующие вопросы: во имя чего и для чего я произношу свою речь? Какой реакции я хочу добиться от аудитории? Ответы на эти вопросы помогут правильно и конкретно сформулировать или скорректировать цель выступления.
Целевая установка взаимосвязана с выбором вида речи и ее темой. При этом необходимо учитывать, что тема должна быть актуальной, соответствовать интересам аудитории, отражать ее социально-психологические особенности и ожидания. Выбранная тема обязана быть проблемной и вызывать желание говорить, а аудиторию слушать.
После определения предмета речи, темы и цели необходимо собрать письменный материал, содержащий цифры, статистические данные, описание учреждения или организации, цитаты, иллюстрации, примеры, информацию и т.д. Здесь необходимо отказаться от механического переписывания цитат из книг, соответствующих теме выступления, а идти путем анализа и осмысления собранного материала. Следует особо обратить внимание на сбор необходимых фактов, которые должны быть достоверные, неоднократно проверенные в авторитетных источниках. Фактов должно быть много. Все они собираются, классифицируются, анализируются, обобщаются, сопоставляются. В работе с фактами выделяется в них общее и частное, т. е. все, что может служить доказательством или опровержением тех или иных положений, выдвигаемых в деловой речи.
В ходе работы над сбором необходимого материала должна возникнуть связь отдельных частей темы. Это является основой для составления плана публичного выступления. Определенным ориентиром при этом служит метод логического изложения материала, который помогает выстроить отдельные части в последовательности и развитии. План должен отражать структуру публичного выступления в композиционно-логической связи. Модель публичного выступления возникает только при логическом изложении материала и, в конечном итоге, план будет соответствовать структуре деловой речи. Традиционная модель состоит из компонентов: вступление, основная часть, заключение. Можно использовать модели публичных речей, предлагаемых Д. Карнеги. Или придумать креативный вариант публичной деловой речи. Важно одно, деловая речь должна быть интересной, глубокой по содержанию, проблемной, целенаправленной, яркой и запоминающейся.
Текст написания деловой речи должен учитывать роль, которую студент выбрал для ее произнесения. Стиль изложения должен соответствовать именно разговорному стилю, что подразумевает активное включение аудитории в речевое действие. Необходимо применять фигуры речи для выстраивания общения между собой и аудиторией в процессе всей речи. Все содержание речи должно быть пронизано личностным отношением к теме. Важна собственная позиция, свой взгляд на избранную проблему.
Условиями разработки деловой речи и ее критериями являются: композиционная четкость построения каждого компонента. Краткость изложения материала, который не должен превышать 2 минут непосредственного произнесения речи. Необходимо обратить внимание на ясность в изложении вопроса и логику изложения материала. Аргументация позиции должна быть подкреплена цифрами, фактами, статистическими данными и иными убедительными доводами. Постановка проблем, заявленная в речи, должна быть соединена с готовностью предложить пути их разрешения. Конструктивность является одним из требований к составлению деловых речей.
Необходимо проявить умения сосредоточить внимание потенциальной аудитории на ключевых звеньях проблемы. Убрать из текса выступления то, что не несет в себе рационального содержания. Изобразительные средства языка использовать избирательно, стараться сохранять деловой стиль как основной.
В процессе написания речи необходимо помнить, что в деловой речи важно соотношение эмоционального и рационального в пользу последнего.
Структура деловой речи должна содержать:
Вступление, которое включает в себя пролог, экспозицию и может состоять из обращения, цитаты, интригующего факта, ссылки на авторитетный источник. Вступление также выполняет методическую основу речи – это введение в тему выступления. Далее следует завязка основного конфликта мнений, оценок, суждений. Цель вступления – установление эмоционально-психологического контакта с аудиторией.
Основное содержание речи должно быть насыщено ссылками на авторитетные источники, примерами, фактами, описаниями, иллюстрациями, датами как способами доказательства позиции. Цель основного содержания речи – установка и развитие рабочего контакта. Кульминацией речи является обращение к аудитории с целью не только ее активизировать, но и привлечь внимание к проблеме, заострить конфликт. Риторический вопрос, эмоциональное восклицание или вопросно-ответный прием способствует кульминационному подъему оратора.
Заключение содержит развязку речи и ее финал, который может состоять из образной, глубокой, содержательной цитаты известного аудитории человека или произведения, фразеологических единиц (пословицы, поговорки), прямого обращения к аудитории. Цель заключения речи – проверка эффективности выступления. В финале надо помнить «закон края», сущность которого заключается в том, что аудитория запоминает то, что сказано последним. Поэтому, красивая цитата – залог успеха речи.
4. Краткое эссе с ответами на два вопроса по теоретическим основам коммуникативной культуры.
Выбор вопросов осуществляется студентом самостоятельно из представленного списка тем:
На основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, а также практического опыта студент должен, самостоятельно проанализировав источники, раскрыть тему, показать свое видение тех или иных рассматриваемых в литературе проблем.
Примерный список тем для разработки дискуссионных форм общения
1. Бездомные животные
2. Высшее образование
3. Ветераны
4. Детская беспризорность
5. Здоровье нации
6. Деньги
7. Демография России
8. Дорожное движение и безопасность
9. Женщины и мужчины
10. Инвалиды
11. Интернет
12. Качество образования
13. Культура и общество
14. Коррупция
15. Общество и нравственность
16. Отцы т дети
17. Религия и церковь
18. Реклама
19. Российская армия
20. Личность и общество
21. Национализм
22. Семья
23. Секты
24. СМИ
25. Суицид
26. Пенсионеры
27. Патриотизм
28. Телевидение
29. Трагедия поколения
30. Традиции и культура
31. Герои России
32. Ценности
33. Ювенальная юстиция
34. Эвтаназия
3. Разработка текста собственного выступления
Методические рекомендации по разделу практической работы «Разработка текста публичного выступления»
Студентам прежде всего необходимо осуществить выбор вида деловой речи. Деловая речь может быть в следующих вариантах:
речь на презентации фирмы, организации, учреждения, товара, услуги;
речь на совещании;
речь на собрании потенциальных спонсоров;
вступительная речь на переговорах;
приветственное сообщение;
рекламно-информационное обращение.
Прежде чем приступить к составлению плана деловой речи, студент должен определить специфические особенности составления речи, связанные с речевой ситуацией. Т. е. найти конкретный повод произнесения речи. Данный этап называется предкоммуникативный. Он также включает в себя определение конкретного предмета речи. Студенту необходимо придумать себе социальную роль, от имени которой он будет произносить деловую речь перед потенциальной аудиторией.
Докоммуникативный этап связан с тем, что студент должен сформулировать целевую коммуникативную установку речи. Четкость формулировки цели речи должна опираться на социально-демографические, социально-психологические особенности восприятия определенной потенциальной целевой аудитории. Цель деловой речи может быть следующей: дать необходимую информацию; убедить в правильности принимаемого решения; призвать к сотрудничеству, партнерству; усвоить полученную информацию; продемонстрировать выгоды и блага от сотрудничества; указать на пути решения, возникшей проблемы; заинтересовать, пробудить интерес и т. д. Правильность формулировки целевой установки можно проверить, поставив перед собой следующие вопросы: во имя чего и для чего я произношу свою речь? Какой реакции я хочу добиться от аудитории? Ответы на эти вопросы помогут правильно и конкретно сформулировать или скорректировать цель выступления.
Целевая установка взаимосвязана с выбором вида речи и ее темой. При этом необходимо учитывать, что тема должна быть актуальной, соответствовать интересам аудитории, отражать ее социально-психологические особенности и ожидания. Выбранная тема обязана быть проблемной и вызывать желание говорить, а аудиторию слушать.
После определения предмета речи, темы и цели необходимо собрать письменный материал, содержащий цифры, статистические данные, описание учреждения или организации, цитаты, иллюстрации, примеры, информацию и т.д. Здесь необходимо отказаться от механического переписывания цитат из книг, соответствующих теме выступления, а идти путем анализа и осмысления собранного материала. Следует особо обратить внимание на сбор необходимых фактов, которые должны быть достоверные, неоднократно проверенные в авторитетных источниках. Фактов должно быть много. Все они собираются, классифицируются, анализируются, обобщаются, сопоставляются. В работе с фактами выделяется в них общее и частное, т. е. все, что может служить доказательством или опровержением тех или иных положений, выдвигаемых в деловой речи.
В ходе работы над сбором необходимого материала должна возникнуть связь отдельных частей темы. Это является основой для составления плана публичного выступления. Определенным ориентиром при этом служит метод логического изложения материала, который помогает выстроить отдельные части в последовательности и развитии. План должен отражать структуру публичного выступления в композиционно-логической связи. Модель публичного выступления возникает только при логическом изложении материала и, в конечном итоге, план будет соответствовать структуре деловой речи. Традиционная модель состоит из компонентов: вступление, основная часть, заключение. Можно использовать модели публичных речей, предлагаемых Д. Карнеги. Или придумать креативный вариант публичной деловой речи. Важно одно, деловая речь должна быть интересной, глубокой по содержанию, проблемной, целенаправленной, яркой и запоминающейся.
Текст написания деловой речи должен учитывать роль, которую студент выбрал для ее произнесения. Стиль изложения должен соответствовать именно разговорному стилю, что подразумевает активное включение аудитории в речевое действие. Необходимо применять фигуры речи для выстраивания общения между собой и аудиторией в процессе всей речи. Все содержание речи должно быть пронизано личностным отношением к теме. Важна собственная позиция, свой взгляд на избранную проблему.
Условиями разработки деловой речи и ее критериями являются: композиционная четкость построения каждого компонента. Краткость изложения материала, который не должен превышать 2 минут непосредственного произнесения речи. Необходимо обратить внимание на ясность в изложении вопроса и логику изложения материала. Аргументация позиции должна быть подкреплена цифрами, фактами, статистическими данными и иными убедительными доводами. Постановка проблем, заявленная в речи, должна быть соединена с готовностью предложить пути их разрешения. Конструктивность является одним из требований к составлению деловых речей.
Необходимо проявить умения сосредоточить внимание потенциальной аудитории на ключевых звеньях проблемы. Убрать из текса выступления то, что не несет в себе рационального содержания. Изобразительные средства языка использовать избирательно, стараться сохранять деловой стиль как основной.
В процессе написания речи необходимо помнить, что в деловой речи важно соотношение эмоционального и рационального в пользу последнего.
Структура деловой речи должна содержать:
Вступление, которое включает в себя пролог, экспозицию и может состоять из обращения, цитаты, интригующего факта, ссылки на авторитетный источник. Вступление также выполняет методическую основу речи – это введение в тему выступления. Далее следует завязка основного конфликта мнений, оценок, суждений. Цель вступления – установление эмоционально-психологического контакта с аудиторией.
Основное содержание речи должно быть насыщено ссылками на авторитетные источники, примерами, фактами, описаниями, иллюстрациями, датами как способами доказательства позиции. Цель основного содержания речи – установка и развитие рабочего контакта. Кульминацией речи является обращение к аудитории с целью не только ее активизировать, но и привлечь внимание к проблеме, заострить конфликт. Риторический вопрос, эмоциональное восклицание или вопросно-ответный прием способствует кульминационному подъему оратора.
Заключение содержит развязку речи и ее финал, который может состоять из образной, глубокой, содержательной цитаты известного аудитории человека или произведения, фразеологических единиц (пословицы, поговорки), прямого обращения к аудитории. Цель заключения речи – проверка эффективности выступления. В финале надо помнить «закон края», сущность которого заключается в том, что аудитория запоминает то, что сказано последним. Поэтому, красивая цитата – залог успеха речи.
4. Краткое эссе с ответами на два вопроса по теоретическим основам коммуникативной культуры.
Выбор вопросов осуществляется студентом самостоятельно из представленного списка тем:
На основе самостоятельного изучения рекомендованной литературы, а также практического опыта студент должен, самостоятельно проанализировав источники, раскрыть тему, показать свое видение тех или иных рассматриваемых в литературе проблем.
Темы для написания контрольных работ
1. Общение в системе социально-культурной деятельности.
2. Теоретические подходы к изучению общения в психологии.
4. Характеристика основных видов и типов межличностного общения.
5. Теория М.С. Кагана о сущности общения.
6. Коммуникативная культура личности.
7. Коммуникативная культура общества.
8. Основные теории коммуникации
9. Характеристика основных элементов коммуникационного процесса.
10. Различные подходы к классификации уровней и видов коммуникации.
11. Коммуникативное творчество в структуре культуры личности.
12. Понятие «коммуникативные стереотипы», характеристика барьеров и технологии их устранения.
13. Характеристика вербальных и невербальных форм общения.
14. Характеристика письменной речи и ее отличия от устной речи.
15. Классификация монологических форм общения в теории коммуникации.
16. Теоретические основы изучения диалогических форм общения.
17. Дискуссионные формы общения
18. Общая характеристика психологических средств воздействия.
19. Заражение, внушение, убеждение в системе изучения психологией и практика применения.
20. Манипуляция как универсальный механизм воздействия в различных сферах общественной практике.
21. Теоретические основы изучения подражания.
22. Теория изучения речи как основы общения.
23. Понятие и практика применения речевой ситуации в общении.
24. Характеристика основных элементов речевого действия.
25. Понятие «стратегия речевого поведения».
26. История становления и развития речевого этикета.
27. Практика применения изобразительных средств языка.
28. Богатство и выразительность языка.
29. Анализ применения фразеологических единиц речи в классической литературе.
30. Основные периоды становления и развития риторики.
31. Характеристика основных факторов зарождения риторики в Древней Греции.
32. Значение теоретических трудов Аристотеля в становлении риторики как науки об ораторском искусстве.
33. Плутарх о выдающихся ораторах Древней Греции и Риме.
34. Значение личности Демосфена на становление риторики в Греции.
35. Марк Тулий Цицерон в истории риторики Рима.
37. Риторические традиции России XVIII-XXI веков.
43. Выдающиеся личности в русской педагогике.
44. Американские традиции в развитии риторики.
45. Значение Д. Карнеги в практике произнесения публичных речей.
46. Методика подготовки публичной речи.
47. Значение публичного выступления в социально-культурной деятельности.
48. Теоретические основы классификации публичных речей.
49. Общая характеристика форм социально-политических речей.
50. Общая характеристика форм повседневных речей.
51. Общая характеристика форм праздничных речей.
52. Общая характеристика форм делового общения.
53. Понятие «деловая компетенция» специалиста социально-культурной сферы.
54. Теоретические основы классификации диалогических форм общения.
55. Характеристика деловой переписки.
56. Теоретические основы изучения деловых бесед.
57. Методика подготовки и проведения переговоров.
58. Дискуссионные формы делового общения.
59. Спор как основа дискуссионных форм общения.
60. Теоретические основы изучения спора.
61. Понятие «мода» и ее влияние на развитие языка.
62. Речевой сленг в субкультурах.
63. Влияние СМИ на речевую культуру.
64. Характеристика электронных коммуникаций.
65. Интернет-технологии в развитии общения.
66. Специфика и особенности коммуникации в Интернет-пространстве.
67. Теоретические основы изучения «имиджа».
68. Технологии формирования имиджа делового человека.
69. Дресс-код в системе формирования имиджа.
70. Эстетическое восприятие оратора в деловой сфере.
71. Характеристика проксемического поведения.
72. Теоретические основы изучения невербальной коммуникации в процессах формирования коммуникативной культуры личности.