Тема 14. Организационная культура.
Контент-тест:
1. Функции организационной культуры:
a. Формирование определенного имиджа организации, усиление системы социальной стабильности, сплочение организации, формирование и контролирование форм поведения и восприятия
b. Формирование определенного имиджа организации, усиление системы социальной стабильности
c. Формирование и контролирование форм поведения и восприятия
d. Усиление системы социальной стабильности, сплочение организации
Правильный ответ: a
2. Характеристика национальных культур по Г. Хофштеде:
a. Национальные особенности, религия
b. Индивидуализм/коллективизм, отношение к власти, отношение к риску, отношение к роли женщины в обществе
c. Групповое взаимодействие, социальные зависимости
d. Отношение к роли женщины в обществе
Правильный ответ: b
3. Изучение организационного поведения связано с:
a. Вопросами управления и показателями социально-экономической эффективности работы организации.
b. Проблемами поведения менеджеров в организации.
c. Проектированием моделей выявления профессиональных и личностных качеств работников.
d. Вопросами взаимодействия сотрудников в оргнаизации
Правильный ответ: a
4. Отличительная особенность организационного поведения как предмета изучения:
a. Детальное рассмотрение поведения индивида в организации.
b. Междисциплинарный подход к его изучению.
c. Изучение организации и индивида как отдельных предметах исследования.
d. Исследование взаимоотношений руководителя и подчиненных
Правильный ответ: b
Практическое задание
Задания для выполнения практического задания.
Проанализируйте два приведенных ниже документа и ответьте на следующие вопросы:
1) Что общего в этих документах?
2) В чем вы видите отличия между ними, разницу в подходах?
3) Какие из положений этих документов можно использовать в качестве типовых в других организациях?
4) Какие изменения и дополнения вы бы внеси в эти документы?
Документ 1: Кодекс поведения шведско-немецкого консорциума Skanska (компания работает в строительной и лесной промышленности).
Skanska приняла корпоративный кодекс поведения с целью определения своих принципов в области отношений с работниками, коммерческой деятельности, прав человека, окружающей среды и отношений с заинтересованными кругами.
Общие принципы. Наша задача состоит в обеспечении и развитии процветающей коммерческой деятельности на прочной экономической основе. Мы несем ответственность перед государством, общественной средой, в которой мы работаем, перед сотрудниками и деловыми партнерами и в целом перед всем человеческим сообществом.
Ключевые принципы деятельности:
o Мы соблюдаем требования законов, действующих в тех странах, где мы ведем коммерческую деятельность.
o Мы уважаем Всеобщую декларацию прав человека ООН и признаем свою ответственность за соблюдение тех прав, которые применимы к нашим отношениям с сотрудниками и обществом.
o Мы обязуемся вести коммерческую деятельность на высоком нравственном и этическом уровне. В сфере своего внимания мы стараемся следить за тем, чтобы наши поставщики и субподрядчики соблюдали принципы, заложенные в нашем кодексе поведения.
Отношения с работниками:
o Мы не используем принудительный труд, рабский труд иди другие формы недобровольного труда на наших площадках.
o Мы не нанимаем на работу лиц моложе 15 лет.
o Мы предоставляем безопасные и благоприятные для здоровья человека условия работы и обязуемся постоянно их улучшать. Письменные инструкции по гигиене и безопасности труда находятся в доступном для работников месте, соблюдаются на всех стройплощадках.
o Мы предоставляем одинаковые возможности всем людям, независимо от расы, цвета кожи, национальности, религиозной или этнической принадлежности.
o Мы не допускаем проявлений дискриминации или сексуальных домогательств.
o Мы признаем за работниками право создавать профсоюзы и вступать в них в соответствии с законами страны.
Этика коммерческой деятельности:
o Мы будем избегать действий, противоречащих законам честной конкуренции.
o Мы не будем предлагать или осуществлять какие-либо ненадлежащие выплаты или иные формы вознаграждения физическим или юридическим лицам с целью склонить их к действиям, противоречащим их рабочим обязанностям, для расширения или сохранения бизнеса Skanska.
o Мы не будем принимать какие-либо ненадлежащие выплаты или иные формы вознаграждения, которые предлагаются нам с целью склонить нас к действиям, противоречащим нашим установленным рабочим обязанностям.
Окружающая среда.
o Мы обязуемся предупреждать и минимизировать негативное воздействие на окружающую среду, беречь природные ресурсы.
o Мы не ведем деятельности, которая связана с неприемлемыми экологическими и социальными рисками. Мы стараемся идентифицировать такие риски как можно раньше, чтобы принять своевременные и адекватные меры и решения.
Документ 2: кредо корпорации Johnson & Johnson.
Мы несем ответственность перед врачами, медсестрами, пациентам, матерями и всеми другими людьми, пользующимися нашими товарами и услугами.
Мы должны постоянно стремиться к снижению затрат для поддержания разумных цен. Заказы покупателей должны выполняться быстро и точно. Наши поставщики потребители должны иметь возможность получать достаточную выгоду.
Мы отвечаем перед своими работниками – мужчинами и женщинами, работающими с нами по всему миру. Каждый из них должен рассматриваться как личность. Мы должны уважать их достоинство, чувство безопасности и уверенности в своей работе. Заработная плата должна быть достаточной и адекватной, рабочее место – чистым и безопасным. Работники должны чувствовать себя свободными в высказывании замечаний и предложений. Они должны иметь возможность применять и повышать свою квалификацию.
Мы должны обеспечивать компетентное управление, и наши действия должны быть справедливыми и разумными.
Мы отвечаем перед обществом, в котором живем, и перед миром в целом. Мы должны быть достойными гражданами – хорошо работать и платить налоги. Мы должны помогать улучшать системы образования и здравоохранения.
Мы должны поддерживать в хорошем состоянии нашу собственность, обеспечивая сохранность окружающей среды и природных ресурсов.
Мы отвечаем перед нашими акционерами. Бизнес должен приносить ощутимую прибыль. Мы должны экспериментировать с новыми идеями. Исследования должны выполняться, научные программы – развиваться, ошибки – исправляться. Необходимо приобретать новое оборудование, реализовывать новые возможности, выпускать новые продукты. Если мы будем работать в соответствии с этими принципами, держатели наших акций будут получать хорошие дивиденды.
Защита результатов практического задания
По окончании работы над практическим заданием, студенты представляют свои работы индивидуально