В отсутствие богообщения ушло и взаимопонимание между людьми.

В отсутствие богообщения ушло и взаимопонимание между людьми.

Для строителей Вавилона их тип деятельности казался единственно осмысленным, прогрессивным, передовым. Однако он исключал всякую возможность понимания другого мира, другой личности…И вот результат: раньше люди «слышали голос» друг друга, теперь перестали, ибо сказал Господь:

Приидите, и сошедше да смесим там их язык, да не услышат – каждый гласа ближнего [своего].[2]

Быт. 11:7

«Слышать голос» другого человека означает сердечно его понимать, принимать в себя... «Слышать голос» другого человека можно по-разному: это не всегда безопасно... Можно слушать голос другого с пониманием, а можно и заразиться его состоянием...

Понимание другого человека никогда не происходит непосредственно, напрямик: Я – Другой.

Понимание происходит на том уровне бытия человека, который есть «образ Божий»: Я – образ Божий, и Другой – образ Божий. Между мной и другой личностью есть нечто Третье…

Третий – между мной и Другим – тоже личность, Он превосходит и меня, и Другого: когда Я и Другой открыты в Нем, то через Него можем быть открыты друг другу… «Бог одной силой связи с Собой как Началом сотворяет всех близкими друг другу»[3]. Мы понимаем друг друга только через наше Начало, поскольку «я» – Его образ и «другой» – Его образ.

А если попытаться понять другого человека напрямик, «услышать голос ближнего своего» непосредственно? Мы можем приразиться состоянию другого человека, что, например, произошло с Адамом в раю. Мы не знаем, какие слова жена говорила Адаму, но грех Адама в раю Бог так назвал: «ты послушал гласа жены твоей», буквально, «услышал глас жены» (Быт. 3:17 LXX = ТМ). Грех Адама был в том, что он впустил в себя этот голос и не опознал, что в нем. Между Адамом и женой установилось какое-то единение, которое мгновенно разрушилось, когда они «услышали глас Господа Бога» (Быт. 3:8).

«Слышать голос» другого человека в отсутствии богообщения… В Вавилонском многолюдье это была какая-то лавина греха... Богообщение стало невозможно, и понимание невозможно, «единого гласа» – того, что между людьми – не было… Голос Бога люди не могли слышать, а голос друг друга слышали. Строители башни не только сквернили своими устами первичную речь, но, слыша – друг от друга – голос той речи, принимали в себя греховное возбуждение от других людей. Такому общению был положен предел: больше они не будут «слышать голос ближнего своего». Идейное единство во грехе распалось.

«Да не услышат – каждый гласа ближнего своего» может означать также, что прежние сплоченные общинники перестали воспринимать речь ближнего как звуки речи. Они даже не понимали, что не понимают… Тот, кто не говорит на моем языке, тот щебечет как птица «вар-вар-вар», либо вообще он немой (немец). Я не просто не понимаю его речи, я не слышу его речь как речь. – Творцы Вавилонской башни «после этого стали похожи на безумных» (св. Ин. Златоуст).

И рассеял их Господь оттуда по лицу всей земли, и престали строящие город и башню [4].

Посему названо имя его +Вавилон+, ибо там смесил Господь устна всей земли, и оттуда рассеял их Господь Бог по лицу всей земли.

Быт. 11:8, 9

Имя города Бавел:lbB, ибо Господь «смесил»: балал llB.

Вызывает недоумение, что Господь «смесил устна» ― t¦ ce…lh, губы (в ТМ все то же сафа hpf). Почему «устна» (губы), а не «язык» смесил Господь, как Он сам сказал («да смесим там их язык»)? Господь смесил язык – людей, устна – земли.

Речь (губа) и «язык» людей таинственно связаны с их отношением к земле; язык людей на определенной территории есть «уста земли» (пределы обитания языковой общности).

Вместе с «языком» каждый народ получил землю: от единого языка – свою часть, и от земли – свою часть. Каждому народу дан язык (а языку дан народ) и своя земля. От той поры «универсальная культура» – это или фикция или демоническое движение [5].

В рассеянии народов по территориям не было беспорядка и смуты, как ее не было в смешении «языка». Промысел действовал и как первичный импульс в расселении народов, так и впоследствии. Выражение, что «Господь смесил устна всей земли»[6]может означать, что каждому народу Он «определил предназначенные сроки и пределы обитания» на земле, а это имело смысл, чтобы народы искали Бога, пока не смогут «осязать Его» (см. Деян. 17:26, 27). Об этом говорил ап. Павел, а отправной точкой для него было Второзаконие:

Когда разделял Вышний народы, когда рассеивал сынов Адама, поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих.

Втор. 32:8 LXX

в отсутствие богообщения ушло и взаимопонимание между людьми.

Для строителей Вавилона их тип деятельности казался единственно осмысленным, прогрессивным, передовым. Однако он исключал всякую возможность понимания другого мира, другой личности…И вот результат: раньше люди «слышали голос» друг друга, теперь перестали, ибо сказал Господь:

Приидите, и сошедше да смесим там их язык, да не услышат – каждый гласа ближнего [своего].[2]

Быт. 11:7

«Слышать голос» другого человека означает сердечно его понимать, принимать в себя... «Слышать голос» другого человека можно по-разному: это не всегда безопасно... Можно слушать голос другого с пониманием, а можно и заразиться его состоянием...

Понимание другого человека никогда не происходит непосредственно, напрямик: Я – Другой.

Понимание происходит на том уровне бытия человека, который есть «образ Божий»: Я – образ Божий, и Другой – образ Божий. Между мной и другой личностью есть нечто Третье…

Третий – между мной и Другим – тоже личность, Он превосходит и меня, и Другого: когда Я и Другой открыты в Нем, то через Него можем быть открыты друг другу… «Бог одной силой связи с Собой как Началом сотворяет всех близкими друг другу»[3]. Мы понимаем друг друга только через наше Начало, поскольку «я» – Его образ и «другой» – Его образ.

А если попытаться понять другого человека напрямик, «услышать голос ближнего своего» непосредственно? Мы можем приразиться состоянию другого человека, что, например, произошло с Адамом в раю. Мы не знаем, какие слова жена говорила Адаму, но грех Адама в раю Бог так назвал: «ты послушал гласа жены твоей», буквально, «услышал глас жены» (Быт. 3:17 LXX = ТМ). Грех Адама был в том, что он впустил в себя этот голос и не опознал, что в нем. Между Адамом и женой установилось какое-то единение, которое мгновенно разрушилось, когда они «услышали глас Господа Бога» (Быт. 3:8).

«Слышать голос» другого человека в отсутствии богообщения… В Вавилонском многолюдье это была какая-то лавина греха... Богообщение стало невозможно, и понимание невозможно, «единого гласа» – того, что между людьми – не было… Голос Бога люди не могли слышать, а голос друг друга слышали. Строители башни не только сквернили своими устами первичную речь, но, слыша – друг от друга – голос той речи, принимали в себя греховное возбуждение от других людей. Такому общению был положен предел: больше они не будут «слышать голос ближнего своего». Идейное единство во грехе распалось.

«Да не услышат – каждый гласа ближнего своего» может означать также, что прежние сплоченные общинники перестали воспринимать речь ближнего как звуки речи. Они даже не понимали, что не понимают… Тот, кто не говорит на моем языке, тот щебечет как птица «вар-вар-вар», либо вообще он немой (немец). Я не просто не понимаю его речи, я не слышу его речь как речь. – Творцы Вавилонской башни «после этого стали похожи на безумных» (св. Ин. Златоуст).

И рассеял их Господь оттуда по лицу всей земли, и престали строящие город и башню [4].

Посему названо имя его +Вавилон+, ибо там смесил Господь устна всей земли, и оттуда рассеял их Господь Бог по лицу всей земли.

Быт. 11:8, 9

Имя города Бавел:lbB, ибо Господь «смесил»: балал llB.

Вызывает недоумение, что Господь «смесил устна» ― t¦ ce…lh, губы (в ТМ все то же сафа hpf). Почему «устна» (губы), а не «язык» смесил Господь, как Он сам сказал («да смесим там их язык»)? Господь смесил язык – людей, устна – земли.

Речь (губа) и «язык» людей таинственно связаны с их отношением к земле; язык людей на определенной территории есть «уста земли» (пределы обитания языковой общности).

Вместе с «языком» каждый народ получил землю: от единого языка – свою часть, и от земли – свою часть. Каждому народу дан язык (а языку дан народ) и своя земля. От той поры «универсальная культура» – это или фикция или демоническое движение [5].

В рассеянии народов по территориям не было беспорядка и смуты, как ее не было в смешении «языка». Промысел действовал и как первичный импульс в расселении народов, так и впоследствии. Выражение, что «Господь смесил устна всей земли»[6]может означать, что каждому народу Он «определил предназначенные сроки и пределы обитания» на земле, а это имело смысл, чтобы народы искали Бога, пока не смогут «осязать Его» (см. Деян. 17:26, 27). Об этом говорил ап. Павел, а отправной точкой для него было Второзаконие:

Когда разделял Вышний народы, когда рассеивал сынов Адама, поставил пределы народов по числу Ангелов Божиих.

Втор. 32:8 LXX

Наши рекомендации