Программа туристско-краеведческого объединения

Программа туристско-краеведческого объединения

«АКТИВИСТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»

Авторы:

Казурова Ольга Алексеевна – директор ГУ «Владимирский областной спортивно-оздоровительный центр»

Константинов Юрий Сергеевич – доктор педагогических наук, заместитель председателя Союза краеведов России;

Слесарева Людмила Петровна – директор Московской городской станции юных туристов, кандидат педагогических наук

Пояснительная записка

Цель программы детского туристско-краеведческого объединения «Активисты школьного музея» – всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности. Основными принципами туристско-краеведческой деятельности являются:

– создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения – одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;

– формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к краеведческой поисково-исследовательской работе, к походам и экспедициям, расширение кругозора воспитанников с помощью краеведческой должностной инструментовки; – внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления детского объединения;

Цельдостигается через решение следующих задач:

– формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;

– формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;

– профессиональная ориентация подростков;

– формирование прочных трудовых навыков и навыков;

Задачи данной программы подготовки активистов школьных музеев многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание учащихся. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере – памятники и достопримечательности великой истории и культуры России, природный ландшафт, непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских городах, включенность подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности, приобретения раз- нообразных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков, формирования дружбы и товарищества путем совместной работы – вот реальные рычаги воспитания духовности и характера подростков.

Отличительной чертой программы является то, что рассматривается именно школьный музей – самостоятельный, цельный культурно-исторический организм, со своей неповторимой судьбой и характером, который является призмой, через которую школьник получает возможность узнать прошлое своих предков, оценить свое настоящее и приступить к проекции и реализации своего будущего. Выразить свои впечатления, свое понимание окружающей действительности воспитанник может через формирование собственных экспозиций в коллективном долгосрочном образовательном проекте – создании школьного музея. Предметом комплексного рассмотрения на занятиях будет со- циальный объект, изучая который воспитанники овладеют основами музееведения.

Структура программы

Предлагаемая программа носит комплексный характер. Методика построения отличается тем, что можно на используемом материале развивать межпредметные связи, формируя комплексное восприятие окружающего мира. Работая по ней, изучая с учащимися конкретный объект, предоставляется возможность сообщить им необходимые знания в области географии и археологии, этнографии и топонимики, истории и архитектуры, литературы и искусствоведения.

Каждый год обучения включает четыре тематических раздела, тесно взаимосвязанных между собой, но самостоятельных по своему внутреннему строению. Темы разделов могут пересекаться.

В первом разделе – «Музей-хранитель наследия веков» сообщаются знания о музеях, их функционировании, формировании фондов, экспозиций.

Во втором разделе – «Создание музейных экспозиций» через поисковую деятельность формируются специальные знания и умения воспитанников.

Третий раздел – «Основы туристско-экспедиционной деятельности», формирует навыки, необходимые воспитанникам в процессе полевого исследования.

Четвертый раздел – «Школа экскурсовода», формирует активную жизненную позицию, в нем значительное внимание уделяется внутреннему миру воспитанника, его личностному росту.

Программа имеет концентрическое построение, состоит из пяти курсов для каждого года обучения: 1. «Я, моя семья и школа» – помогающий воспитанникам лучше понять своеобразие школы в целом и особенности конкретных семей, знакомит с родословием. 2. «Я и мир вокруг меня» – помогающий воспитанникам лучше понять, своеобразие населенного пункта в целом и особенности конкрет- ных улиц. 3. «Родная сторона» – ориентирующий воспитанников на изучение природных условий, истории возникновения и последующей судьбы населенного пункта. 4. «Моя малая Родина» – нацеливающий воспитанников на форми- рование комплексного восприятия региона России через личные впечатления воспитанника. 5. Создание музейной экспозиции (вариативный курс), ориентиру- ющий подростков на самостоятельное исследование, способствующий изучению психологии человека через призму его поступков, формированию коммуникативной культуры, жизненных ориентиров через личные впечатления. Для удобства пользования программой в учебном плане 5-го года обучения в разделе «Создание музейной экспозиции (вариативный курс)» разработаны и приводятся в качестве примера темы «Быль монастырская» и «Дворянские гнезда родного края», как менее разработанные в существующей практике работы школьных музеев. Вместо этих тем можно разработать тематику, связанную с конкретным промышленным или сельскохозяйственным предприятием, учреждением культуры и т.п. Материал подобран по принципу усложнения и увеличения самостоятельной работы в процессе реализации каждого последующего курсового проекта.

Значимая сторона программы – постоянное углубление краеведческого материала на протяжении 5 лет, при неоднократном повторении материала предыдущих лет на более самостоятельном и осознанном восприятии материала – всё это позволяет пройти воспитаннику индивидуальный образовательный путь по трём уровням.

· Общекультурный– уровень усвоения предполагает расширение кругозора ребёнка и информированности в данных образовательных областях, совершенствование навыков общения и умений совместной деятельности в коллективе;

· Углубленный– предполагает развитие компетентности в данной образовательной области овладение основными знаниями на уровне практического применения, умение передавать свой опыт младшим членам коллектива;

· Допрофессиональный – предусматривает наличие профессиональной ориентации, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения, получение социального опыта.

Порядок изучения тем в целом и отдельных вопросов определяется педагогом в зависимости от местных условий деятельности объединения. Комплексность данных программ основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности обучающихся детей. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного процесса в основных направлениях:

1. Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.

2. Предпрофессиональная подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом объединения.

3. Формирование разносторонне развитой личности.

4. Воспитание и дополнительное образование средствами туристско-краеведческой деятельности. При этом педагогу необходимо учитывать принципы организации самодеятельности объединения для успешной реализации данных программ:

· обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;

· насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;

· дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;

· гедонистическая направленность деятельности объединения, предполагающая организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.

В основе замысла программы лежит идея развивающего обучения в процессе совместной деятельности детей и специально подготовленного организатора детской оздоровительно-познавательной, туристской деятельности (учитель, родитель, старший школьник, студент педагогического училища, педагогического вуза).

Содержание программы составлено с учетом принципов концентрического освоения окружающей действительности, цикличности проведения оздоровительно-познавательной, туристско-краеведческой и исследовательской деятельности, использования должностно-ролевой системы творческого самоуправления и развития творческой самодеятельности участников детского объединения.

Педагогическая эффективность туристско-краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающийся будет включаться в эту деятельность посредством выполнения соответствующим его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам должностей (ролей): организационно-хозяйственных и познавательно-краеведческих. При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм.

При реализации программы необходимо отдавать преимущество активным формам работы, предусматривать организацию краеведческих викторин, экскурсионных поездок, подготовку учащимися докладов, исследовательских работ, разнообразной наглядности (альбомы, раскладушки, плакаты), которая пополнит научно-вспомогательный фонд музея, а так же участие кружковцев в разнообразных культурно-массовых мероприятиях, проводимых на базе школьного музея (экскурсии, музейные часы, вечера встреч). На практике необходимо реализовать принцип свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, уровня усвоения материала, формирование чувства ответственности за результат своего выбора. Процесс успешного развития навыков неразрывно связан с активной умственной деятельностью обучающихся, индивидуальной и коллективной работой по выполнению обязанностей в объединении. Воспитанники должны быть призваны активно соучаствовать в выработке, анализе и реализации действий по решению стоящих задач.

Результативность программы

Результатом выполнения программы для учащихся является создание музея о своем населенном пункте, а значит и о друзьях, их родителях и земляках. Результат детского труда осязаем и реален, его можно показать друзьям, родителям, землякам.

Процессом поиска и радостью находок подросток может делиться на краеведческих конференциях школьников. При реализации программы воспитанник в своих экспозициях как в зеркале отразит свой внутренний мир, а педагог получит возможность отслеживать социальные процессы, происходящие в нём.

Педагогу рекомендуется предусмотреть проведение систематической (не менее 2-х раз в течение каждого года занятий) психолого-педагогической и медико-функциональной диагностики и тестирования занимающихся с целью контроля за влиянием занятий на их организм и отслеживания динамики развития функциональных и творческих способностей детей. Такое наблюдение позволит своевременно корректировать объем, интенсивность и продолжительность нагрузок, а также поможет при разработке совместно с семьей и школой (классный руководитель, школьный психолог, школьный медицинский работник, организатор внеклассной и внешкольной работы) личностно ориентированных «образовательных маршрутов» для каждого воспитанника. Особое внимание в коллективе педагог должен уделять учету туристских и краеведческих достижений и общественно полезной работы подростков. В процессе реализации программы формируется результат коллективной проектной деятельности.

Параметры 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения 5 год обучения
Основной вид деятельности музея Домашний музей Музей-выставка Музей-мастерская (студия), музей-яр­марка Музей-клуб, му­зей-театр Музей-экскурсион­ное бюро Музей-научный кабинет, музей-ла­боратория
Создание экс­позиции Сменная экспо­зиция по истории семьи, школы Постоянная экспо­зиция по истории улицы Этнографическая экспозиция с хро­нологией «Родная сторона» Виртуальная экспозиция «Моя малая родина» Фотовернисаж, путеводитель, экспозиция (по выбору педагога)
Составление экскурсии Коллективно разработанная экс­курсия, которую втроем проводят воспитанники по витрине экспози­ции Коллективно разработанная индивидуальная экскурсия по витрине экспози­ции, пешеходная экскурсия Коллективно разработанная экс­курсия – диалог, экскурсия – пред­ставление Мультимедийная (заочная) экскур­сия по самостоя­тельно разработан­ной теме Индивидуальная экскурсия по самостоятельно разработанной теме и самостоя­тельно созданной экспозиции
Работа в музее Понятие экспонат, их классификация Атрибуция экспо­ната, сбор экспо­натов Ведение архивной и инвентарной книг Формирование интерактивного фонда Реставрация му­зейных предметов
Экспедиция Два однодневных похода-экспеди­ции Два двухдневных похода Однодневный и двухдневные похо­ды по району Трёхдневный по­ход-экспедиция в незнакомый город с экскурсионной программой Шестидневный поход-экспедиция по области
Коммуни­кативность воспитанника Выступление перед однокласс­никами и родите­лями Выступление перед земляками и ровесниками Выступление перед ветеранами и старшеклассни­ками Выступление на краеведческой конференции в школе Выступление на межшкольной кон­ференции «Отечество», участие в конкурсах

По результатам трех лет обучения у учащихся должны быть сформированы следующие знания, умения и навыки:

Умения:

· Понятие о музее и его предназначении. Понятие о структурной организации музея

· Понятие о коллекционировании древностей. Понятие о значении музеев для развития современного общества

· Понятие об основных типах и видах музеев. Ведущие музеи мира

· Понятие основ исследовательской деятельности

· Понятие термина «фонды музея»

· Понятие термина «экспозиция»

· Понятие основных задач и функций выставки

· Понятие основ экскурсоведения

· Основные сведения по истории и культуре родного края

· Понятие о культурно- образовательной деятельности музея

· Основные этапы развития музейного дела в России

Навыки:

· Культурное поведение в музее. Нахождение музейных терминов в тексте, работа со словарем

· Начальные этапы работы с научно- популярной литературой

· Определение профиля музея

· Начальные выполнения научно- исследовательской работы

· Различие между подлинником и копией

· Отличие музейных экспозиций по профилю музея

· Формирование художественного и эстетического вкуса

· Составление вопросов для экскурсовода по интересующей проблеме

· Нахождение объектов культурно- исторического наследия. Ведение исследовательских записей

· Участие в научно-практической конференции

· Отбор краеведческого материала по теме

Примерный учебный план детского

Год обучения

«Я, моя семья и школа»

№ п/п Тема Количество часов
Всего Теория Практика
1. Музей – хранитель наследия веков
1.1. Исторические предпосылки возникнове­ния музеев
1.2. Музей в школе – хранитель памяти
1.3. Фонды школьного музея
1.4. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната
1.5. Музейная экспозиция
1.6. Приемы оформления сменной экспозиции
1.7. Сбор и обработка воспоминаний
2. Создание музейных экспозиций, посвященных семье, истории школы
2.1. Семья. Семейные архивы
2.2. Школьный двор, микрорайон и его ближайшее окружение
2.3. Проект экспозиции, посвященной исто­рии школы
3. Основы туристско-экспедиционной работы
3.1. Основы безопасности при проведении экскурсий, туристских походов и экспе­диций
3.2. Туристское снаряжение и уход за ним
3.3. Туристская группа на прогулке (экскур­сии), в походе
3.4. Правила организации и проведения похо­да, экспедиции
4. Школа экскурсовода
4.1. Организация школьного музея
4.2 Пути овладения культурой общения
4.3 Развитие творческой активности
4.4 Психолого-педагогическая диагностика занимающихся
4.5 Подведение итогов года
  Всего часов

Примерная учебная программа детского туристско-краеведческого объединения

«АКТИВИСТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ»

Й год обучения.

«Я, моя семья и школа»

Практические занятия

Сформулировать при помощи изобразительных средств определения основных понятий: окружающий мир, время, культура, культурное наследие, музей, вещь музейного значения, подлинник, копия, реставрация. Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу». Посещение музеев, знакомство с их работой.

Практические занятия

Посещение экскурсий в школьном музее. Планирование работы на год.

Фонды школьного музея

Структура и состав собрания школьного музея: основной и научно-вспомогательные фонды, музейные коллекции. Основные принципы формирования фондов и коллекций. Организация учета фондов школьного музея. Обеспечение сохранности музейных предметов: температурно-влажностный и световой режимы хранения. Реставрация музейных предметов и их передача в фонды государственных и муниципальных музеев и архивов. Что нельзя хранить в школьном музее.

Сущность понятия «домашний музей». Семейный фотоальбом. Фотографии и документы родственников, участников войны, работников тыла. Медали, ордена, другие награды.

Практические занятия

Игра-практикум по разработке структуры музейного собрания, формированию основного и научно-вспомогательного фондов, тематических, систематических и персональных коллекций. Создание инвентарной книги собственного «домашнего музея».

Практические занятия

Классификация предоставленных музейных предметов (по выбору педагога). Формулирование правил хранения фотографий, семейных реликвий.

Музейная экспозиция

Музейная экспозиция. Основные понятия раздела («экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы», «музейная экспозиция» и др.). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом). Экспозиция в школьном музее.

Тексты в музейной экспозиции, их назначение. Виды оглавительных и сопроводительных текстов. Правила составления этикеток к экспонатам. Приемы размещения текстов в экспозиции. Научное определение и описание музейных материалов. Шифр собранных предметов и документов. Порядок приема и выдачи музейных материалов.

Практические занятия

Знакомство с постоянной экспозицией музея. Анализ существующей в школьном музее экспозиции по содержанию, приемам построения и оформления экспозиции. Игра-практикум по составлению этикетажа к экспонатам школьного музея. Собирательская работа для домашнего музея.

1.6. Приемы оформления сменной экспозиции

Классификация экспозиций. Музейная экспозиция – текст (музейные предметы – вещи) и подтекст (понятия – ценностная ориентация, этно- конфессиональное самосознание, этнические стереотипы поведения). Алгоритм разработки и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы.

Практические занятия

Планирование проекта сменной экспозиции. Разработка и построение сменной экспозиции по теме проведенного поиска с последовательной отработкой этапов и приемов экспозиционной работы.

Практические занятия

Проведение анкетирования и интервьюирования членов семьи, родственников.

Семья. Семейные архивы

Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Мое родословное дерево. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц.

Как записать рассказы и воспоминания родственников. Дом – портрет эпохи. Вещи в доме. Обряды рождения дома. Хранители очага, обереги.

Моя улица, архитектурные особенности зданий.

Практические занятия

Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей рода и родного края. Составление родословных таблиц. Изыскание семейных реликвий. Описание семейных архивов и реликвий. Обсуждение собранных материалов.

Практические занятия

Подготовка и проведение анкетирования и интервьюирования учащихся школы на тему: «Какой должна быть экспозиция о школе?» Подготовка к анкетированию и интервьюированию учителей школы.

Практические занятия

Игры на темы: «Что делать в случае… (задымления, обнаружения очагов возгорания, запаха газа, посторонних предметов и пр.)?», «Дей­ствия в чрезвычайной ситуации во время экскурсии, на туристской прогулке, в походе, экспедиции», «Правила перехода улицы».

Практические занятия

Упаковка и распределение между участниками группового снаря­жения. Овладение навыками пользования групповым снаряжением и применения его. Овладение навыками установки, снятия и упаковки палатки.

Практические занятия

Построение в походную колонну, отработка движения группы. Ра­бота направляющего и замыкающего. Туристская прогулка (экскур­сия), поход. Планирование и организация бивака на местности, орга­низация бивачных работ.

Практические занятия

Обработка результатов похода, экспедиции в соответствии с долж­ностными обязанностями в группе. Индивидуальный отчет по этапам экспедиции.

Школа экскурсовода

Организация школьного музея

Школьный музей как общественное учебно-исследовательское объ­единение учащихся. Профиль и название музея. Формы организации, ролевые функции, права и обязанности актива школьного музея. Учре­дительные документы школьного музея. Охрана труда и техника безо­пасности в фондовых и иных помещениях музея.

Практические занятия

Подготовка проектов, обсуждение и принятие Устава (Положе­ния) и концепции школьного музея. Выборы исполнительных органов школьного музея: Совета школьного музея, руководителя школьного музея, формирование рабочих групп, выборы их руководителей. Об­суждение функций Совета содействия (попечителей) школьного музея и утверждение его состава.

Практические занятия

Прослушивание экскурсий разных типов (по населенному пункту, в музее, по памятным местам).

Практические занятия

Участие в организации и проведении конкурсов детских работ «От­крытки для ветеранов», «Подарки для ветеранов», «Ветераны в нашей семье». Сбор и оформление воспоминаний ветеранов.

Практические занятия

Рассказ детей о своих друзьях и своих семьях «Я и моя семья». Вы­явление психолого-педагогического портрета окружения обучающих­ся. Проведение тестов с целью выявления темперамента, воображения, типа памяти и пр.

Проведение в игровой (состязательной) форме тестов с целью опре­деления (выявления) общего физического и функционального уровня развития воспитанников.

Подведение итогов года

Подведение итогов годовой работы. Разбор деятельности каждого участника, его вклада в общее дело. Подведение итогов индивидуаль­ных проектов. Планы на следующий учебный год.

Литература

· Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. /Труды Государственного исторического музея. Вып. 52; Под общ. ред. А.Б.Закс и Л.Е.Янбых. – М.: 1980.

· Александрова Н.А. Государственные символы и награды. Справоч­ное пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.

· Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в на­чальной школе. – М.: ЦДЮТиК, 2002.

· Бардин К. Азбука туризма.– М.: Просвещение, 1981.

· Белявский М.Т. Работа в музеях с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.): Учебное по­собие. – М.: 1978.

· Беляева В.С., Василевская С.Д. Изучаем природу родного края. – М.: Просвещение, 1974.

· Бородина И.Н. Деревья и кустарники СССР. Справочник. – М.: Мысль, 1996.

· Документальные памятники: выявление, учет, использование: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /И.А.Аль­тман, А.А.Курносов, В.Е.Туманов и др. Под ред. С.О.Шмидта. – М.: 1988.

· Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. – М.: ЦРИБ «Турист», 1983.

· Издательская деятельность музеев: Методические рекомендации. – М., ГЦМСИР, 2010.

· Изучение материалов о Великой Отечественной войне в средней школе: Из опыта работы по военно-патриотическому воспитанию на материале краеведения. /Под ред.П.В.Иванова. – М.: 1975;

· Историческое краеведение. (Основные источники изучения истории родного края): Пособие для студентов педвузов /Под ред. Н.П.Милоно­ва – М.: 1969.

· Историческое краеведение: Учебное пособие для студентов истори­ческих факультетов педагогических институтов: Изд. 2-е перераб. и доп. /В.Н.Ашурков, Д.В.Кацюба, Г.Н.Матюшин; Под ред. Г.Н.Матю­шина. – М.: 1980.

· Использование ресурсов музеев в образовательно-воспитательном процессе. Опыт Гимназии Свято-Алексиевской пустыни. – Ярославль, 2015.

· Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. – М.: ЦДЮТиК, 2002.

· Константинов Ю.С. Детско-юношеский туризм: учебно-методиче­ское пособие. – М.:, 2006.

· Константинов Ю.С. Из истории детско-юношеского туризма в Рос­сии. 1918-2008. – М.: ФЦДЮТиК, 2008.

· Краеведение: Пособие для учителя. /Под ред. А.В.Даринского. – М.: 1987; Смирнов В.Г.

· Краткий справочник туриста. – М.: Профиздат, 1985.

· Краеведческая работа в начальных классах: Из опыта работы. /Сост. И.В.Соколова. – М.: 1977.

· Краеведение Москвы: Научно-методические материалы в помощь краеведам. /Под ред. Л.В.Ивановой и С.О.Шмидта. – М.: 1990.

· Кружковая работа по истории и обществоведению: Сб. статей: Кни­га для учителя. /Сост. М.П.Простов. – М.: 1984 и др.

· Маслов А.Г. Организация работы и финансирование туристско-кра­еведческих объединений учащихся. – М.: ЦДЮТур, 1998.

· Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей. /Под ред. Н.С.Борисова. – М.: 1982;

· Музейные термины. /Сб. науч. трудов Центрального музея Револю­ции СССР:

· Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. пособие для вузов по спец. «История». /Под ред. К.Г.Левыкина и В.Хербста. – М.: 1988.

· Михайловская А.И. Музейная экспозиция. (Организация и техни­ка). /Под ред. Ф.Н.Петрова и К.Г.Митяева. – М.: 1964.

· Музей и школа: Пособие для учителя. /Е.Г.Ванслова, А.К.Ламуно­ва, Э.А.Павлюченко; Под ред. Т.А.Кудриной. – М.: 1985.

· О деятельности музеев образовательных учреждений: Письмо Ми­нистерства образования России № 28-51-181/16 от 12.03.2003./ Рос­сийский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, № 2(46) – М.: 2003.

· Огородникова С.В. Музейно-педагогическая деятельность в сельском социуме: Учебно-методическое пособие. – Киров, 2015.

· Озеров А.Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. – М.: ФЦДЮТиК, 2005.

· Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся. – М.: ФЦДЮТиК, 2007.

· Описание вещественных музейных предметов. Методическое пособие. М., ГЦМСИР, 2011.

· О порядке ведения (оформления) документации при постановке на государственный учет памятников истории и культуры, объектов при­роды, хранящихся в. общественных музеях, в том числе школьных /Методическое письмо Министерства культуры СССР. – М.: 1980.

· Остапец А.А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. – М.: ЦДЮТиК, 2001.

· «Отечество»: Альманах. Вып.5: Родословие: Программы, опыт, ре­комендации для руководителей объединений в образовательных уч­реждениях./ Сост. Н.А. Александрова, Ю.А.Попович. – М.: ЦДЮТур, 1998.

· «Отечество»: Альманах.- Вып. 1–7. – М.: ЦДЮТиК, 1995-2001.

· Персин А.И. Школьные музеи в России: исторический аспект. /IV Всероссийские педагогические краеведческие чтения. Сб. докладов. – М.: 1997.

· Персин А.И. Об итогах: паспортизации школьных музеев в Россий­ской Федерации по состоянию на 1996 г. /Вестник детско-юношеского туризма в России. – М.: 1997, № 2 (22).

· Персин А.И. Краеведение и школьные музеи. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.

· Персин А.И. Словарь юного краеведа. – М.: ФЦДЮТиК, 2008.

· Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее): приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003. № 28-51-181/16. «О деятельности музеев образовательных учреждений». / Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. № 2 (46). – М.: 2003.

· Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Рос­сийской Федерации «Отечество»/ Современное состояние и перспекти­вы развития краеведения в регионах России: Материалы Всероссий­ской научно-практической конференции. – М.: 1999.

· Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий. – М.: Владос, 2001.

· Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собра­ния. – М.: ФЦДЮТиК, 2005.

· Решетников Н.И. Школьный музей и его деятельность: Учебно-методическое пособие. – М.: ФЦДЮТиК, 2015.

· Родин А.Ф. История родного села. Пособие по внеклассной краевед­ческой работе. – М.: 1954.

· Российская музейная энциклопедия. В 2-х томах. – М.: 2001.

· Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. –М.: ФЦДЮТиК, 1992 – 2009 гг.

· Рубцова З.И. Эколого-зоологические экскурсии с учащимися. – М.: ЦДЮТур, 1998.

· Руководство для актива школьных музеев. (Методическое пособие). /Сост. З.А.Огризко. Под ред. А.В.Ушакова. – М.: 1962.

· Самарина И.А. Основы туристско-экологической деятельности уча­щихся. – М.: ФЦДЮТиК, 2007.

· Сборники докладов и аннотаций Всероссийских конференций участников туристско-краеведческого движения учащихся «Отече­ство». – М.: ЦДЮТур, 1995-2009.

· Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краеведческой работе, организации отдыха детей и молодежи./ Сост. Константинов Ю.С., Усков С.В. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.

· Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: Книга для учителя. – М.: 1988.

· Сейненский А.Е. Родной край: страницы истории. В помощь педа­гогу-краеведу. – М.: 1994.

· Сергеев И.С., Сергеева В.И. Краеведческая работа в школе. – М.: Просвещение, 1974.

· Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе: Книга для учи­теля: Из опыта работы. – М.:1987.

· Соколова И.В. Следопыты ведут поиск: Пособие для учителей. – М.: 1973.

· Современное состояние и перспективы развития краеведения в ре­гионах России: Материалы Всероссийской научно-практической кон­ференции: 10-11 декабря 1998 г. – М.: 1999.

· Стешенко Л.А. Тепферов В.Д. О памятниках истории и культуры. М.: 1977.

· Строев К.Ф. Краеведение. – М.:1976.

· Словарь говора казачьего населения станицы Отрадной Краснодарского края. Сост. С.Д.Мастепанов. – Армавир-Отрадная, 2013.

· Теория и практика архивного дела в СССР: Учебник. /Под ред. Ф.И.Долгих и К.И.Рудельсон. – М.: 1980.

· Терминологические проблемы музееведения. – М.: 1986.

· Тихомиров М.Н. Источниковедение истории СССР. Выпуск пер­вый: С древнейших времен до конца ХVIII века: Учебное пособие. – М.: 1962.

· Туманов В.Е. Общественные музеи. /Сб.науч.трудов. «Музейное дело в СССР»: Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на со­временном этапе. – М.; 1985.

· Туманов В.Е. Некоторые проблемы школьного краеведения Мо­сквы. /Краеведение Москвы: Научно-методические материалы в по­мощь краеведам. Под ред. Л.В.Ивановой и С.О.Шмидта. – М.: 1990.

· Туманов В.Е. Наследие в системе образования. /Информ. сб. Инсти­тута Наследия «Наследие и современность», вып. № 2: Школьное кра­еведение: программы, идеи, опыт. – М.: 1995.

· Туманов В.Е. Школьный музей. – М.:ФЦДЮТиК, 2006.

· Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. – М.: ФЦДЮТиК, 2006.

· Туристско-краеведческие кружки в школе: Методические указания для руководителей. /И.А.Верба, Я.Б. Галкин, А.П.Радищев и др.; Под ред. В.В.Титова. – М.: 1988.

· Туризм и краеведение: образовательные программы для системы дополнительного образования детей./ под ред. Константинова Ю.С., Маслова А.Г. – М.: Советский спорт, 2005.

· Фондовая работа в школьном музее (методические рекомендации). – М., ГЦМСИР, 2011.

· Фоломеев В.А., Шкурко А.И. Учет и хранение фондов школьных музеев: Методические указания. – М.: 1976.

· Федеральный Закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» № 54-ФЗ от 26 мая 1996 г. /Рос­сийская культура в законодательных и нормативных актах: Музейное дело и охрана памятников: 1991-1996. – М.: 1998.

· Филимонов С.Б. Краеведческие организации Европейской России и документальные памятники (1917-1929 гг.). – М.: 1991.

· Художественное краеведение

Наши рекомендации