Быстрота движений и методика ее направленного развития в физическом воспитании.

Быстрота движений и методика ее направленного развития в физическом воспитании.

Задачи: 1) разностороннее развитие скоростных способностей (быстрота реакции, чистота движений, скорость одиночного движения) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. 2) максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей и подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (единоборства, бег на короткие дистанции, спортивные игры и др.); 3) совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определённых видах трудовой деятельности (в лётном деле и др.)

Основными средствами воспитания быстроты движения служат упражнения, выполняемые с предельной либо около предельной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) общеподготовительные упражнения; 3) специально подготовительные упражнения. Необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях и использовать следующие методические подходы и приёмы.

1.Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение. Самый распространённый способ – уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнить движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.

2.Использование эффекта «ускоряющего последствия» и варьирование отягощений. Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту). Механизм этого эффекта заключён в остаточном возбуждении нервных рецепторов в сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.

3.Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приёмы (бег за лидером-партнёром и др.). объём скорости упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно не велик даже у специализирующихся видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью психической напряжённостью упражнений; во-вторых, тем, что их целесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервал отдыха в серии корсетных упражнений должен быть таким, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой чем предыдущее.

39. Аэробная выносливость и методика ее направленного развития в физическом воспитании.

Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Мерилом выносливости является время, в течении которого осуществляется мышечная деятельность определённого характера и интенсивности.

Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности предусмотренных для освоения в обязательных программах ФВ. 1) уточнить действие во всех основных опорных точках как в основе, так и в деталях техники. 2) добиться целостного выполнения ДД на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3) устранить мелкие ошибки техники, особенно в её основном звене.

Данные задачи могут решаться параллельно, т.е. одновременно. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приёмов и средств обучения. Используя метод целостного исполнения действия. Необходимо в комплексе с ним широко применять зрительную, звуковую и двигательную наглядность, направленную на создание ощущений правильного исполнения деталей техники. На этом этапе широко используется комплекс разнообразных средств.

1) Применяются упражнения для укрепления мышечной системы и всего организма с учётом особенностей изучаемого ДД.

2) Используется подводящие упражнения, которые подготавливают к освоению основного действия путём его целостной имитации, либо частичного воспроизведения в упрощённой форме. Подводящие упражнения обычно представляют собой элемент, часть, связку нескольких движений изучаемого ДД. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений эти упражнения имели возможно большее сходство с основной частью изучаемого движения.

3) Длительность применения подводящих упражнений зависит от сложности разучиваемого ДД, подготовленности занимающихся. В применении подводящих упражнений не должно быть перерывов в противном случае произойдёт забывание ранее выученного движения и эффект воздействия их снизится.

Эффективность использования различных упражнений достигается при чётком соблюдении следующих моментов: а) цели и задачи упражнения; б) структурная взаимосвязь с основными ДД; в) дозирование упражнений; г) контроль и самоконтроль выполнения.

В рамках одного занятия обучение на этом этапе необходимо планировать в первой половине основной части урока, когда ещё не наступило значительное утомление.

Общая выносливость – это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности и глобальном функционировании мышечной системы. По-другому её ещё называют аэробной выносливостью. Человек который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и др.). основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная биомеханическая экономизация. Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность СС и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счёт преимущественно аэробного источника, интенсивность работы может быть умеренной. Большой переменой: суммарная длительность выполнения упражнений состовляет от нескольких до десятков минут. В практике ФВ применяют самые разнообразные по форме ФУ циклического и ациклического характера, например продолжительный бег, бег по пересечённой местности, передвижение на лыжах, бег на коньках, плавание, игры и т.д. основные требования, предъявляемые к ним, следующие, упражнения должно выполнятся в зонах умеренной и большой мощности работ: их продолжительность о нескольких минут до 60-90 мин.: работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.

Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности); 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод. Методика. Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклический упражнения продолжительности не менее 1-20 мин., выполняемы в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменно-непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил:

1. Доступность. Сущность правил заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности.

2. Систематичность. Эффективность ФУ, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Должно соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в СС и дыхательной системах можно добиться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться.

47. Гибкость и методика ее направленного развития в физическом воспитании.

Гибкость – это способность выполнять движения с большой амплитудой. В ФВ главной является задача обеспечения такой степени всестороннего развития гибкости, которая позволяла бы успешно овладевать основными жизненно важными ДД (умение и навык) и с высокой результативностью проявлять остальные двигательные способности – координационные, скоростные, силовые, выносливость.

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой. Их иначе называют упражнениями на растягивание. Основными ограничениями размаха движений являются мышцы-антогонисты. Растянуть соединительную ткань этих мышц – задача упражнения на растягивание. Среди упражнении на растягивание различают активные, пассивные и статические. Активные движения с полной амплитудой (махи руками и ногами, наклоны) можно выполнять без предметов и с предметами (гимнастические палки, мячи и т.д.). Пассивные упражнения на гибкость включают: движения выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; движения выполняемые с помощью резинового эспандера или амортизатора; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам, сгибаний кисти другой рукой и т.д.); движения, выполняемые на снарядах (в качестве отягощения используют вес собственного тела).

Статические упражнения, выполняемые с помощью партнёра, собственного веса тела или силы. Требуют сохранения неподвижного наложения с предельном амплитудой в течение определенного времени (6-10с.). После этого следует расслабление, a затем повторение упражнении. Основные правила применения упражнения в растягивании: не допускаются болевые ощущения, движения выполняются в медленном темпе, постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника. Основным методом развития гибкости является повторный метод, где упражнения на растягивание выполняются сериями. В зависимости от возраста, пола и физической подготовленности занимающихся количество повторений упражнения в серии дифференцируется. В качестве развития и совершенствования гибкости используются также игровой и соревновательный методы (кто сумеет наклонится ниже).

Анаэробная выносливость и методика ее направленного развития в физическом воспитании.

Анаэробная выносливость — это способность организма противостоять утомлению при выполне-нии кратковременной нагрузки (при этом в процессе образования энергии участвуют креатин-фосфатный и гликолетический (безкислородные) механизмы)

Воздействуя на анаэробные возможности в целях увеличения их, решаются две задачи:

повышение функциональных возможностей креатин-фосфатного механизма,

усовершенствовать гликолитический механизм.

В качестве средств используют обычно упражнения циклического характера соответствующей интенсивности. Помимо целостного прохождения какой-либо избранной дистанции, характеризующейся работой максимальной или субмаксимальной мощности, рекомендуется применять повторное и переменное интервальное упражнение на укороченных отрезках дистанции.

Упражнения, направленные на совершенствование креатин-фосфатного механизма, отличаются при этом следующими характеристиками:

Интенсивность работы близка к предельной, но может быть несколько ниже ее. Выполнение

большого объема работы на предельной скорости приводит к образованию «скоростного барьера».

Некоторое снижение скорости (скажем, до 95% от максимальной) позволит избежать этой опасности и

облегчит контроль над техникой движения; в то же время столь небольшое снижение практически не

скажется на интенсивности метаболических процессов и, следовательно, - на эффективности

упражнений.

Продолжительность разовой нагрузки задается с таким расчетом, чтобы она равнялась примерно 3—8 сек. (бег 20—70 м, плавание 8—20 м и т. п.).

Интервалы отдыха, учитывая значительную быстроту «оплаты» алактатной фракции кислородного долга, надо назначать в пределах примерно 2—3 мин. Однако, поскольку запасы креатин-фосфата в мышцах очень малы, уже к 3—4-му повторению данный механизм исчерпывает свои возможности. Поэтому целесообразно разбить планируемый в занятиях объем работы на несколько серий по 4-5 повторений в каждой. Отдых между сериями может быть 7—10 мин. Такие интервалы достаточны, чтобы успела окислиться значительная часть образовавшейся молочной кислоты; в то же время при них сохраняется повышенная возбудимость нервных центров.

Заполнять интервалы отдыха другими видами работы есть смысл лишь в перерывах между

сериями повторений. Чтобы не снижалась возбудимость центральных нервных образований, полезно

давать дополнительную работу очень низкой интенсивности, включающую те же мышечные группы,

что несут нагрузку в основном упражнении (например, спринтеру в паузах следует не сидеть, а спокойно ходить).

Число повторений определяется подготовленностью спортсмена

При совершенствовании гликолитического механизма упражнения характеризуются следующими чертами:

Интенсивность работы определяется, в частности, длиной выбранной для упражнения дистанции. Скорость передвижения должна быть близкой к предельной на данной дистанции(90—95% от предельной).

Продолжительность разовой нагрузки лимитируется нередко в пределах примерно от 20сек.

до 2 мин. (дистанции от 50 до 200 м в плавании; от 200 до 600м беге и т. п.).

Интервалы отдыха должны задаваться с учетом динамики гликолитических процессов, о которой судят по содержанию молочной кислоты в крови.

Заполнять интервалы отдыха активными «переключениями» в данном случае не следует. Нужно избегать лишь полного покоя.

Число повторений при работе со сближающимися интервалами отдыха обычно бывает невелико (не свыше 3—4) из-за быстро развивающегося утомления. При этом уже к 3-4-му повторению в крови скапливается очень много молочной кислоты. Если пытаться продолжать работу дальше, то гликолитический механизм исчерпывает свои возможности и энергетическое обеспечение деятельности переходит к аэробным реакциям.

Описанные методики разработаны с таким расчетом, чтобы можно было относительно избирательно воздействовать на один из анаэробных механизмов (креатин-фосфатный или гликолитический).

Наши рекомендации