Культурная инфраструктура города
Именно в городах традиционных обществ сосредоточивались учебные заведения и библиотеки, мастерские архитекторов и художников, музеи и галереи, театры — словом, то культурное ядро города, которое еще называют его историческим центром.
Учреждение культуры— общественная или государственная организация, выполняющая какую-либо важную культурную функцию, имеющая штат служащих и администрацию. Ее деятельность, структура, цели, задачи определяются соответствующими нормативными документами и инструкциями. Выделяют следующие типы учреждений культуры:
♦ театрально-зрелищные (театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, кинотеатры, цирки);
♦ музеи и галереи;
♦ массовые и специализированные библиотеки;
♦ парки;
♦ клубные учреждения.
По существу, все они занимаются одним и тем же: упорядочивают и организуют стихийные коллективные действия в культурной ситуации. Они организуют зрителей в музее, слушателей в концертном зале и т.д. В традиционном обществе никто не организовывал массовые культурные действия, как в современном обществе. Но тогда не существовало масс в принятом смысле слова. Традиционные механизмы обеспечивали весьма эффективную самоорганизацию людей в рамках семьи, общины, малой группы. В современном обществе прежние связи разрушились, поэтому понадобились специализированные механизмы принудительной организации.
Учреждения культуры выполняют два типа функций: а) профессиональные,
ради которых они, собственно говоря, и были созданы, например выставлять на всеобщее обозрение картины художников; б) общекультурные — функции социализации и воспитания, просвещения и познания, накопления, хранения и создания культурной информации, ее распространения и передачи не только ныне живущей аудитории, но и следующим поколениям. Учреждения культуры выполняют самые разные функции в зависимости от своих целей и задач. Архивы обеспечивают сохранение документов, имеющих общественное, культурное значение — подлинники произведений, имеющих значительную культурную ценность (произведений политических деятелей, ученых, деятелей искусства и религии, проектов, чертежей, исторических документов — декретов, решений, указов, законов и т.д., писем исторически значимых деятелей культуры, их дневников, мемуаров и т.д.). Музеи сохраняют преимущественно вещественные ценности культуры — картины, скульптуры, ценности профессионального и фольклорного прикладного искусства, образцов техники, предметов повседневного быта и т.д. Музеи не только хранят их, но и выставляют на всеобщее обозрение. Библиотеки сохраняют книги и обеспечивают доступ к ним населения. Фонотеки создаются для сохранения музыкальных записей. Реставрационные мастерские сохраняют жизнь ценнейшим произведениям архитектуры и изобразительного искусства путем восстановления первоначального качества1.
Из приведенного списка социологи пока изучили только библиотеки и музеи, и то крайне односторонне. Отечественные культурологи в последнее время предприняли попытки ликвидировать «белые пятна», но нехватка средств позволяет им работать лишь со статистикой, которая страдает неполнотой информации и ее несвоевременным поступлением. Никто не проводил социо-культурологического анализа запасников музеев, хотя известно, что в экспозициях нынешних музеев представлена лишь '/5 часть всего фонда.
К учреждениям, непосредственно обеспечивающим потребление ценностей духовной культуры, относятся все типы учебных заведений, клубы, музеи, театры, киносеть, библиотеки и видеотеки, читальные залы и лектории и т.п. К учреждениям, которые обеспечивают прежде всего распространение ценно-
1 Коган Л.Н. Социология культуры: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1992.
стей, относят книготорговлю и другие подобного типа заведения и институты, например черный книжный рынок во времена всеобщего книжного дефицита. Социологи больше изучили первый тип и почти не затронули второй. Распространение предметов культуры, в частности книг, — интересная социологическая тема. Парадокс советского периода: при дефиците хороших книг наблюдалось явное перепроизводство книжной «макулатуры». Таковы последствия бездействия третьего — коммерческого — критерия.
Театрально-зрелищные учреждения культуры включают в себя театры, концертные организации, спортивно-зрелищные комплексы, цирки, кино. Они не создают ничего нового, но доносят до широкой аудитории те культурные ценности, которые были созданы ранее. Сами по себе кинотеатры или стадионы призваны обеспечивать наилучшие условия для демонстрации культурных достижений. Для этого они снабжены специальным техническим оборудованием (спортивные снаряды, фильмоскопы, реквизит, раздевалки, гримерные и т.п.). Некоторые специалисты убеждены, что главной у них является функция социализации, но массовый зритель приходит сюда для развлечения и отдыха. Поэтому основной является рекреационная функция, а уже во вторую очередь просветительская.
Музеии галереив нормативных документах и справочниках относятся к категории научно-исследовательских и научно-просветительских учреждений. Музеи дифференцируются на исторические, художественные, мемориальные. К галереям относятся не только выставочные залы и картинные галереи, которые в нашей стране до недавних пор являлись общественными, но и частные собрания и коллекции картин, марок и других предметов, обладающих культурной ценностью, которые периодически или на постоянной основе экспонируются для зрителей.
Главное предназначение таких учреждений — тщательно собирать, каталогизировать, научно описывать те культурные ценности, которые остались от прошлых либо еще живущих поколений. Музейные и коллекционные фонды постоянно пополняются, фиксируются, обрабатываются, реставрируются, изучаются и экспонируются. Благодаря бережному подходу к отбору, хранению и экспонированию предметов, музеи и галереи создают эталонные культурные среды. Музеи и галереи хранят и распространяют эталонные образцы, связанные с историческим прошлым и настоящим национальной и мировой культуры. В этом заключается их важнейшая культурная функция. Действительно, в музеях хранятся наиболее ценные произведения, а не то, что случайно принесли посетители. Вторая не менее важная функция — просветительская.
Библиотеки — самостоятельные учреждения, где собираются, хранятся фонды печатной продукции, производится ее специальная обработка (научная и реставрационная) и организуется доступ к ней специального контингента — читателей. В нормативных документах библиотеки определяются как научно-информационные и культурно-просветительские (в советское время добавлялось: а также идеологические) учреждения. Это обусловливает их культурные функции.
Библиотеки можно подразделить на две основные категории — массовые и специализированные. К массовым публичным библиотекам относятся районные, городские, республиканские библиотеки. Они могут далее классифицироваться на общедоступные, юношеские, детские. Специализированные библиотеки существуют либо самостоятельно, либо при институтах, учреж-
дениях, предприятиях. Некоторые специализированные библиотеки несут так называемую мемориальную функцию —хранят обязательный экземпляр печатной продукции, подлинные или уникальные документы. Для таких библиотек основной функцией является формирование книжных фондов как таковых, а затем уже использование их читателями. Для массовых библиотек главное — доступность фондов для читателя.
Доступ к специализированным библиотекам ограничен. Для записи в библиотеку помимо паспорта необходимо так называемое отношение —документ или справка, свидетельствующие о том, что читатель имеет ведомственную принадлежность к ней, т.е. является сотрудником учреждения, работает в данной системе, например Академии наук, либо прикреплен особым распоряжением. Доступ в массовые библиотеки практически не ограничен, хотя многие практикуют запись только по месту жительства.
Рис. 54. Доступ в массовые библиотеки практически не ограничен
Наиболее крупные библиотеки работают одновременно в массовом и специализированном режимах. Знаменитая Российская библиотека (бывшая им. В.И. Ленина) хранит обязательный экземпляр каждого издания, ведет широкую исследовательскую деятельность, допускает в свои фонды специализированные категории читателей (научный зал для кандидатов и докторов наук) и массовый контингент. Такими же смешанными являются крупные республиканские и некоторые городские библиотеки.
Паркикак учреждения культуры получили массовое распространение в XX в. по мере того, как естественная, «дикая» природа стала исчезать. Таким образом, потребность в создании парков главным образом экологическая — забота об окружающей среде. Во многих странах существуют национальные заповедники, где природа сохраняется в первозданном виде, лесопарковые зоны, где имеющиеся в границах города островки природы используются для украшения, очищения воздуха и прогулок горожан. В последнее время создаются морские акванарии, где посетители через специальное стекло могут увидеть настоящих обитателей морей и океанов. Примерно такую же функ-
цию выполняют дельфинарии. Но они используются еще для научных и развлекательных целей. На демонстрационные показы стекается большое число зрителей.
Особую группу составляют парки, созданные искусственно в границах города только для отдыха и развлечений. В нашей стране они так и называются «парки культуры и отдыха». В советское время они создавались во всех крупных и средних, а отчасти и малых городах. Штат служащих таких парков включал дворников, охранников, озеленителей и массовиков-затейников, которые организовывали массовые гуляния, аттракционы, театрализованные представления, конкурсы и викторины.
В самостоятельную категорию надо выделить такие парки, которые превратились в мемориальные объекты или музеи, например парки Петродворца в Петербурге или Абрамцево в Москве. Они доступны для посетителей, но предназначены не для развлечений и активного отдыха на природе, а для приобщения к высокому искусству. Их ландшафт, парковая архитектура, декоративное оформление, находящиеся под особым контролем государства, представляют непреходящую культурную ценность — чаще всего они являются национальным достоянием. В дореволюционной России раньше и в зарубежных странах сегодня многие такого рода парки находились в частной собственности.
Таким образом, парки следует рассматривать как целостный природно-культурный комплекс, выполняющий несколько функций: охрана окружающей среды, аккумуляция и трансляция культурного наследия, просвещение и воспитание, развлечение и отдых.
Клубные учреждения. Вотличие от уже рассмотренных учреждений культуры, предметно-содержательная основа клубов является более неопределенной. Действительно, музеи и галереи основаны на музейных коллекциях, библиотеки — на книжных фондах, парки — на природной среде. У клубов же нет единой основы.
В нашей стране сложилась клубная традиция, отличная от тех, что существует в большинстве стран мира. Отечественные клубы чаще всего дублировали деятельность других учреждений культуры. В клубах демонстрировались фильмы, проходили спектакли, концерты и лекции. Наряду с дублированием они занимались оригинальной деятельностью, которая не проводилась в других учреждениях культуры. Прежде всего это организация кружков художественной самодеятельности, технического творчества и ремесел. Вторая область самостоятельной деятельности — клубы по интересам, создаваемые для общения специализированных групп населения: детей, юношества, тех, кому за 30, коллекционеров, любителей животных и т.п.
В СССР клубы функционировали как государственные или ведомственные учреждения (профсоюзные, колхозные и совхозные, железнодорожные, спортивные, военные). Из места неформального общения, каким изначально является в любом обществе клуб, советский клуб превратился в место публичного и подконтрольного общения. Стихийная социализация была вытеснена целенаправленным идеологическим воспитанием. В результате клубная деятельность в середине 1980-х гг. (а по некоторым данным раньше) переживала серьезный кризис, и клубы утеряли все свои функции, а именно: обучение, просвещение, развлечение, общение.
Типология культурных учреждений.Культурные учреждения подразделяют на однопрофильные и многопрофильные. К однопрофильным относят те орга-
низации, которые ориентированы на один или несколько родственных видов деятельности. Таковы рок-клуб, рок-лаборатория, дом фольклора, театральные мастерские, клуб самодеятельной песни, центр современного искусства и т.п. Многопрофильные учреждения сочетают несколько неоднородных видов деятельности. Таковы молодежные и национально-культурные центры, ассоциации детских и юношеских клубов, ассоциации художников, товарищество композиторов, ассоциации деятелей эстрадного искусства и т.п. Границы разделения на одно- и многопрофильные учреждения достаточно условны. Иногда затруднительно отнести к одной из категорий то или иное учреждение. Как правило, у того и другого типа культурных учреждений широкий спектр задач, сложная организационная структура, включающая библиотеку, архив, музейную экспозицию, спортивно-оздоровительный комплекс, видео-и фонотеку и даже производственные подразделения.