Публичное пространство города

За свою долгую историю европейский город вы­растил пять главных объектов, на которых сло­жились и публичное пространство, и городское сообщество. Первый — рынок, а затем биржа. Рынок — это не только место операций, это еще место, где люди видят друг друга в действии, своего рода театр. Второй — собор, бывший не только местом молений, но и местом собраний. Третий — суд, как свободная система сугубо городского пространства и одновременно театр, в котором роль актеров играют судья, истец, ответчик, адвокат, присяжные. Четвертый — собственно театр, как зеркало, в котором ауди­тория воспринимает предъявляемые ей дей­ствия, таким театром может быть и площадь. Пятый — уличная харчевня, трактир, пивная, ресторан, кафе — место, в котором люди видят и воспринимают друг друга, где идет постоян-

ное общение тех, кто сидит и смотрит на иду­щих мимо. Ведь сами люди больше всего инте­ресны друг другу, и город прежде всего является системой «кулис», дающих возможность смот-

Публичное пространство города - student2.ru

реть друг на друга, смотреть разнообразно, бо­гато, любопытно.

Ради чего была пробита и обустроена главная улица? Это театральная протянутая кулиса, ус­троенная ради шествия, и исключительно ради этого, потому что утилитарной потребности в

циалистические проекты построения утопического общества, где царит об­щественная собственность и нет частной, где эксплуатацию и неравенство заменяют всеобщность труда и социальная справедливость, на самом деле задумывались как насквозь прозрачные, доступные государственному кон­тролю социальные пространства. Личность, индивид и приватные сферы здесь находятся под всепроникающим взором коллектива, а каждый шаг и действие социальных атомов расписаны и запланированы системой. Тако­вы утопии Платона, Р. Оуэна, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье. В том же ряду зна­чится и антиутопия Е. Замятина «Мы» (1921) — технико-футурологический роман, жестко высмеявший мир Единого государства, рационализированный и упорядоченный в каждом своем проявлении, мир единообразия и несво­боды. На первый взгляд, рациональное общество — это уютный и в чем-то совершенный мир: нет дымящих заводов, парализующих окружающую сре­ду и самих людей, безработицы и продовольственной проблемы, жилищно­го голода и экономических кризисов. В мире, построенном «по Тейлору», есть Музыкальный завод, трубы которого исполняют марш Единого государства, по улицам шествуют колонны рабочих («нумеров») в голубоватых юнифах, а станки на огромном эллинге воплощают «красоту гигантского машинного балета». В этом мире не только движения, но мысли и чувства людей про­считаны и измерены по точным математическим формулам. «И сливаясь в единое, миллионнорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, мы подносим ложки ко рту и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тейлоровских экзерсисов, отходим ко сну...» — с гордостью описывает свое безмятежное существование главный герой Д-503.

Научная этика ожидающего нас через тысячу лет будущего построена не на любви и ненависти, а на вычитании, сложении, делении и умножении. У «нумеров» нет личного времени и нет личного, приватного пространства, где можно было бы уединиться. Как, впрочем, нет и самой личности. Но есть

главной улице нет никакой. Первая европей­ская улица прямая, как стрела, прокладывает­ся в Риме в начале XVI в. Зачем? Потому что главным зрелищем был съезд кардиналов к папскому дворцу. Это гигантской протяженно­сти лента некоего действа, повторявшегося почти ежедневно. Следующие прямые улицы, соединившие разные места Рима (а Риму по­том подражали и Париж, и Берлин, и Санкт-Петербург), возникли для того, чтобы толпы паломников, желающие приобщиться к хрис­тианским святыням пантеона, не передавили друг друга. Это зрелищная, динамичная сис­тема, подминавшая под себя все, заставляв­шая ломать старые кварталы, менять движе­ние, строить мосты. Первым это копирует Париж. Возникает новый образец для подра­жания, и Мария Медичи, матушка трех несчаст­ных королей, прокладывает первый бульвар в Париже. Складывается новый идеал, новый признак города, причем большого города, а

маленьким городам остается воспроизводить его в миниатюре.

Город бесконечен, как вся история культуры. Город является собой, т.е. приближается к иде­алу, ровно настолько, насколько он индивидуа­лен. Город не поддается усреднению, как не под­дается ему личность. Даже грозной энергии Пет­ра I не хватило, чтобы сразу воплотить в жизнь план Петербурга как места тотального порядка, и тот еще долго повторял на новом месте обыч­ный деревянный городок России. Потребовалось сконцентрировать чуть не все финансы страны, чтобы при Елизавете, Екатерине II, при Алексан­дре I и Николае I сложилась прекрасная форма города по римскому образцу — Северная Паль­мира. Понадобились полвека, предшествовав­шие 1917 г., чтобы эта форма начала наполнять­ся жизнью городского сообщества, обладавшей гигантской сложностью и многообразием. Источник: Глазычев В. Город на все времена. — http://archive.1september.ru/art/1999/no5.htm.

стеклянные аквариумы, розовые входные билеты, удостоверение на право зашторить окно, «нефтяная пища» (нечто вроде аналога синтетических про­дуктов), «газовые камеры» и колонны марширующих на манифестации в честь Благодетеля.

Замятин, создавший далекий от реалий жизни роман-антиутопию в про­тивовес утопиям Платона и Кампанеллы, оказался удивительно прозорли­вым. Он предсказывал не далекое будущее, а то близкое время, которое на­ступило уже через десять лет. Тоталитарная модель сталинизма строилась по подобию научно-рационального общества, где все рассчитывалось, плани­ровалось и контролировалось. Здесь царило общественное пространство и изгонялось частное, здесь коллектив главенствовал над личностью и этой личности некуда было скрыться от всевидящего ока государства, партии, первичного комитета (комсомольского, профсоюзного).

Общественные туалеты

К социально-групповым типам личного пространства относятся обще­ственные туалеты, на которых есть соответствующее обозначение для муж­чин или женщин.

В толковом словаре приводится ряд значений слова «туалет», среди кото­рых можно выделить три основных: 1) одежда (преимущественно женского рода); 2) одевание — приведение в порядок своего внешнего вида; 3) назва­ние уборных в некоторых обществен­ных местах.

Если следовать логике толкового словаря, то общественный туалет — это место (кабина, павильон, стационарное Публичное пространство города - student2.ru строение), где граждане должны иметь возможность справить нужду, а также воспользоваться предметами личной гигиены, привести в порядок свой внешний вид (одежду, обувь), при необ­ходимости получить услуги медицинского, иформационного характера, вос­пользоваться таксофоном и т.д., причем на современном технологическом и экологическом уровне.

Состояние общественных туалетов служит показателем цивилизованно­сти города. Русский инженер И.Я. Агунаков в своей книге «Санитарно-ин-женерное искусство», изданной в Петербурге в 1910 г., сетовал, что Россия несравненно отстает от Европы по количеству и удобству общественных туалетов. К сожалению, проблема не решена до сих пор. Так, поданным вы­борочных проверок, до 50% стационарных туалетов в Санкт-Петербурге за­крыты на капитальный ремонт или перепрофилированы под другие объек­ты — кафе, мастерские и т.д. Но и остающиеся в рабочем состоянии туалеты далеки от идеала. Мировые достижения в области санитарии за последние 25 лет не учтены. Как следствие — отсутствие современного оборудования и расходных материалов, проведение санитарной обработки дедовскими ме­тодами, а именно: хлорной известью, издающей резкий запах. Значительная часть стационарных туалетов расположена вне зоны интересов граждан и также не используется (www.tualet.spb.ru). Согласно СНиПам, один туалет должен обслуживать не семь тысяч, а одну тысячу горожан. Следовательно, петербуржцы обеспечены этим видом услуг на 15% своих потребностей.

По данным Интерфакса со ссылкой на Госсанэпиднадзор столицы, в Москве почти каждый восьмой общественный туалет находится в неудовлет­ворительном состоянии. В городе насчитывается 399 стационарных обще­ственных туалетов, включая платные санитарные сооружения, расположен­ные на городских рынках. Часть из них закрыта, часть перепрофилирована в кафе и магазины.

Стационарные туатеты экономичес­ки неэффективны, они построены по правилам 1950-х гг., занимают большую площадь, не всегда находятся в подхо­дящих местах (далеко от скопления лю­дей), расходуют много тепла, воды, де­ Публичное пространство города - student2.ru зинфекция времен «каменного века», обслуживающий персонал не подготов­лен, отсутствуют дополнительные услуги.

Какие нормы следует соблюдать при эксплуатации общественного туалета:

♦ соответствие мировым требованиям экологической санитарной безо­пасности граждан;

♦ доступность (низкая цена услуг);

♦ возможность предоставления дополнительных услуг (платных). Само посещение туалета должно стоить недорого;

♦ дезинфекция (воздуха, писсуаров, унитазов, раковин) после каждого посетителя;

♦ вода для мытья рук и соблюдение правил личной гигиены по ГОСТу «Питьевая вода»;

♦ наличие смыва и водяного замка для туалетов, устанавливаемых на срок более 3 дней (кроме туалетных кабин для массовых мероприятий);

♦ вентиляция из накопительной емкости только через специальный фильтр;

♦ чистка, опорожнение накопительной емкости не реже 1 раза в 3 дня.

Для того чтобы выполнить требования санитарных норм и правил (туа­леты должны находиться друг от друга на расстоянии 500—700 м, на 500 че­ловек полагается одно туалетное очко), необходимы новые виды туалетов: для переходов, улиц с большим пешеходным движением, остановок обществен­ного транспорта (в особенности конечных), территорий крупных рыночных комплексов, больших торговых центров, у станций метро5.

Зарубежный дайджест6. Археологические находки туалетов сидячего типа в Древнем Египте датируются II тысячелетием до н.э.; примерно к это­му же времени относятся и находки туалетов на территории современной Индии, не говоря уже о широко известных общественных туалетах в Риме. В Египте около 2000 г. до н.э. применялось обеззараживание воды солнеч­ными лучами.

Китайские туалеты относятся к глубокой древности. В июле 2000 г. Би-Би-Си со ссылкой на китайское национальное информационное агент­ство «Синьхуа» сообщило новость: китайские археологи во время раскопок

1 Моксунов В.В. Концепция общественных туалетов. — http://www.tualet.ru/BASE/koncep.htm. ь По материалам NTR.ru, NEWSru.com; Алимов И.А. Поднебесная: туалеты и урны // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1995. Вып. 8-9. С. 371—378.

одного из могильных комплексов в Шанцю, провинция Хунань, обнаружи­ли туалет, который датируется временем династии Поздняя Хань (206—23 до н.э.)- Сам каменный комплекс включает в себя более трех десятков помеще­ний различного назначения, в том числе и туалет. Собственно туалет пред­ставляет собой креслообразное каменное сооружение с подлокотниками для обеспечения наибольшего комфорта (что понятно: могила княжеская), обо­рудованное механизмом для спуска воды.

«Туалетная» тема прошла через всю историю китайской литературы. Так, великий поэт и политический деятель Оуян Сю (1007—1072) писал, что луч­шие свои творения создал, сидя в туалете. Широкое хождение имела леген­да о туалетном духе Цзы-гу (она же Цэ-гу, Цэ-шэнь, Сань-гу, Кэн Сань-гу) — наложнице, доведенной до самоубийства в отхожем месте ревнивой старшей женой; духу регулярно поклонялись (в ночь 15-го дня первого лунного ме­сяца), а также вызывали его для предсказания будущего. В сельской местно­сти Китая находится лабиринтообразный туалет, который представляет со­бой каменную стену чуть выше пояса, заставлявшую жаждущего пройти вдоль ее спиральных изгибов некоторое расстояние, пока он наконец не оказывался в середине лабиринта, в месте, отведенном для удовлетворения физиологи­ческих потребностей.

В Римской империи санитария и гигиена провинциальных городов были на достаточно высоком уровне: существовали подземные канализационные коллекторы, проводилась очистка сточных вод вином с добавлением свинца. В городах была введена должность уполномоченного по воде и коллекторам.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТУАЛЕТ — общественное место, где каждый же­лающий может справить естественные надобности, привести в по­рядок свой внешний вид,

В эпоху Ренессанса были изобретены туалетная бумага и туалет со смывом.

За последнее столетие новейшие технологии позволили сделать туалет более безопасным и комфортным. Современный городской туалет — это сложный, дорогостоящий комплекс, где заложены высокие нормативы лич­ной гигиены, санитарии и средств дезинфекции. Например, в США, в об­щественном туалете можно получить до 20 видов услуг, а в Испании обще­ственные платные туалеты редкость. В пекинской гостинице «Shangri-La» в туалете предусмотрена особая услуга: туалетный бой в униформе отеля, который находится там постоянно, приветствует входящих на английском языке. Далее он интересуется, какую потребность клиент хочет удовлетво­рить, и провожает его к соответствующему устройству. Пока клиент в ка­бинке, бой пытается развлекать его разговором о Пекине и его достопри­мечательностях.

Унитазы японской фирмы Matsushita, более известные под маркой Panasonic, могут анализировать уровень холестерина благодаря электродам, связанным с сенсорами; при желании клиента они могут проводить анали­зы, результаты которых по интернету отсылаются в ближайший медицинский центр, связанный с этими кибер-туалетами. Туалеты фирмы Inax, специа­лизирующейся на производстве сантехники, отличаются еще большей изощ­ренностью. Унитаз ночью светится и воспроизводит звуки, которые клиент выбирает сам: пение птиц, классическая музыка, шум водопада или тради­ционная японская арфа. Новые модели унитазов оснащены микрочипами и

умеют приветствовать каждого гостя. Дети могут услышать напутствие мамы или воспитательницы детского сада.

Президент Всемирной водной ассоциации Майкл Роуз призвал вернуть­ся к практике использования человеческих фекалий в качестве удобрения, а жидкости просто выливать в землю. С помощью международных агентств подобные практики получают все большую популярность в Южной Азии, где для внедрения канализации в традиционном европейском понимании нет ни ресурсов, ни инфраструктуры.

Социальные аспекты. Все больше людей, имея свободные средства, берут в аренду общественные туалеты, размещая их около кафе, парков, на пля­жах и т.д. Как правило, это люди, потерявшие работу по специальности и в данной области не имеющие необходимых навыков и знаний. Порой, зара­батывая быстрые деньги, они невольно дискредитируют саму идею, оказы­вая услуги некачественно. Необходимо, чтобы они прошли минимальный курс обучения (знать, как пользоваться дезинфекционными средствами, пра­вильно эксплуатировать туалет, иметь элементарные навыки общения).

Культура начинается в том числе и с туалета. На предприятиях, в учреж­дениях, офисах качество туалетных комнат зависит от уровня воспитания и культуры руководителя. Ее нет там, где городские улицы, здания, памятни­ки, предприятия грязны, полны насекомых и грызунов, дурно пахнут, не­достаточно туалетов, мусоросборников.

ТУАЛЕТ(УБОРНАЯ)

♦ место для приведение в порядок своего внешнего вида;

♦ помещение для отправления естественных надобностей;

♦ комната, где актеры одеваются, готовятся к выходу на сцену.

Нет ничего странного в том, что общественные туалеты выступают объектом социологического исследования. Надписи, сделанные в различ­ных туалетах (не только отечественных, но и зарубежных), изучал видный социолог Б.А. Грушин. Но для него туалет выступал скорее как часть го­родской субкультуры.

В отличие от него для О. Никоновой это — часть криминальной куль­туры. Чаще всего школьный туалет у нас представляет собой курилку или место, где старшеклассники, устанавливая свои порядки, «строят» младших.

Криминальная субкультура. Есть ли она в школе? Зайдите, например, в туалет школы, в некоторые ее классы и вы увидите исчерпывающие сведения о том, «кто есть кто»: Коля Ветров — «плебей», Толя Семе­нов — «бык», Сережа Круглов — «пацан», а Веня Астахов — «чушка» и т.д. Думаю, многие видели эти и другие «шедевры» настенной, «на-партной» и «назаборной» печати или татуировки ребят, слышали, как они обращаются друг к другу не по имени, а по прозвищам, говорят друг с другом на своем «языке». Непосвященный человек не обратит на это внимания. Подумаешь, детские шалости. Но чаще всего это тревожный сигнал о неблагополучии, свидетельство того, что в данном учебном заведении существует криминогенная обстановка7.

Не только в средней школе, но и в ряде вузов туалеты — очаги криминаль­ной субкультуры: из туалетов метлой выметают использованные шприцы.

7 Никонова О. Психология школьной дедовщины. — http://vernadsky.dnttm.ru/raboty/h3/w01077.hlm.

Китайский социолог Лим Тайвей анализировал туалеты как специфичес­кий тип социального пространства8. Для него подобное заведение — упро­щенная модель, или микрокосм, большого общества. Если сравнивать туа­леты в разных странах, то окажется, что в этом своеобразном зеркале отра­жаются уровень культурного и экономического развития страны, привычки и характер народа, социальные стереотипы и предрассудки, гигиенические стандарты, социальные чувства (например, отношение одной национально­сти или меньшинства к другой).

Вопросы международной культуры пользования общественными туале­тами ежегодно обсуждаются на симпозиумах и конференциях. В 2002 г. в Сингапур съехалось более 200 участников из 15 стран. На теоретической ча­сти в рабочих группах обсуждались, в частности, такие проблемы, как «При­стойное и непристойное поведение в туалетах», «Секс в туалетах», «Граффи­ти в туалетах» и «Воровство в общественных туалетах». Особое внимание на конференции уделялось национальным особенностям пользования туалета­ми. Так, на первой Всемирной конференции по проблемам общественных туалетов решено уделить особое внимание китайской культуре «маленьких домиков» на открытом воздухе и культуре финских туалетов. В 2001 г. в юж­нокорейском городе Илсан проходила выставка, посвященная истории туа­лета и культуре пользования этим общественным местом в странах Востока и Запада. Среди самых удивительных экспонатов выставки — фотографии прообразов канализационных труб, созданных человеком 10 тыс. лет назад и обнаруженных археологами на островах Оркни.

Наши рекомендации