Публичное пространство города
За свою долгую историю европейский город вырастил пять главных объектов, на которых сложились и публичное пространство, и городское сообщество. Первый — рынок, а затем биржа. Рынок — это не только место операций, это еще место, где люди видят друг друга в действии, своего рода театр. Второй — собор, бывший не только местом молений, но и местом собраний. Третий — суд, как свободная система сугубо городского пространства и одновременно театр, в котором роль актеров играют судья, истец, ответчик, адвокат, присяжные. Четвертый — собственно театр, как зеркало, в котором аудитория воспринимает предъявляемые ей действия, таким театром может быть и площадь. Пятый — уличная харчевня, трактир, пивная, ресторан, кафе — место, в котором люди видят и воспринимают друг друга, где идет постоян-
ное общение тех, кто сидит и смотрит на идущих мимо. Ведь сами люди больше всего интересны друг другу, и город прежде всего является системой «кулис», дающих возможность смот-
реть друг на друга, смотреть разнообразно, богато, любопытно.
Ради чего была пробита и обустроена главная улица? Это театральная протянутая кулиса, устроенная ради шествия, и исключительно ради этого, потому что утилитарной потребности в
циалистические проекты построения утопического общества, где царит общественная собственность и нет частной, где эксплуатацию и неравенство заменяют всеобщность труда и социальная справедливость, на самом деле задумывались как насквозь прозрачные, доступные государственному контролю социальные пространства. Личность, индивид и приватные сферы здесь находятся под всепроникающим взором коллектива, а каждый шаг и действие социальных атомов расписаны и запланированы системой. Таковы утопии Платона, Р. Оуэна, Т. Кампанеллы, Ш. Фурье. В том же ряду значится и антиутопия Е. Замятина «Мы» (1921) — технико-футурологический роман, жестко высмеявший мир Единого государства, рационализированный и упорядоченный в каждом своем проявлении, мир единообразия и несвободы. На первый взгляд, рациональное общество — это уютный и в чем-то совершенный мир: нет дымящих заводов, парализующих окружающую среду и самих людей, безработицы и продовольственной проблемы, жилищного голода и экономических кризисов. В мире, построенном «по Тейлору», есть Музыкальный завод, трубы которого исполняют марш Единого государства, по улицам шествуют колонны рабочих («нумеров») в голубоватых юнифах, а станки на огромном эллинге воплощают «красоту гигантского машинного балета». В этом мире не только движения, но мысли и чувства людей просчитаны и измерены по точным математическим формулам. «И сливаясь в единое, миллионнорукое тело, в одну и ту же, назначенную Скрижалью, секунду, мы подносим ложки ко рту и в одну и ту же секунду выходим на прогулку и идем в аудиториум, в зал Тейлоровских экзерсисов, отходим ко сну...» — с гордостью описывает свое безмятежное существование главный герой Д-503.
Научная этика ожидающего нас через тысячу лет будущего построена не на любви и ненависти, а на вычитании, сложении, делении и умножении. У «нумеров» нет личного времени и нет личного, приватного пространства, где можно было бы уединиться. Как, впрочем, нет и самой личности. Но есть
главной улице нет никакой. Первая европейская улица прямая, как стрела, прокладывается в Риме в начале XVI в. Зачем? Потому что главным зрелищем был съезд кардиналов к папскому дворцу. Это гигантской протяженности лента некоего действа, повторявшегося почти ежедневно. Следующие прямые улицы, соединившие разные места Рима (а Риму потом подражали и Париж, и Берлин, и Санкт-Петербург), возникли для того, чтобы толпы паломников, желающие приобщиться к христианским святыням пантеона, не передавили друг друга. Это зрелищная, динамичная система, подминавшая под себя все, заставлявшая ломать старые кварталы, менять движение, строить мосты. Первым это копирует Париж. Возникает новый образец для подражания, и Мария Медичи, матушка трех несчастных королей, прокладывает первый бульвар в Париже. Складывается новый идеал, новый признак города, причем большого города, а
маленьким городам остается воспроизводить его в миниатюре.
Город бесконечен, как вся история культуры. Город является собой, т.е. приближается к идеалу, ровно настолько, насколько он индивидуален. Город не поддается усреднению, как не поддается ему личность. Даже грозной энергии Петра I не хватило, чтобы сразу воплотить в жизнь план Петербурга как места тотального порядка, и тот еще долго повторял на новом месте обычный деревянный городок России. Потребовалось сконцентрировать чуть не все финансы страны, чтобы при Елизавете, Екатерине II, при Александре I и Николае I сложилась прекрасная форма города по римскому образцу — Северная Пальмира. Понадобились полвека, предшествовавшие 1917 г., чтобы эта форма начала наполняться жизнью городского сообщества, обладавшей гигантской сложностью и многообразием. Источник: Глазычев В. Город на все времена. — http://archive.1september.ru/art/1999/no5.htm.
стеклянные аквариумы, розовые входные билеты, удостоверение на право зашторить окно, «нефтяная пища» (нечто вроде аналога синтетических продуктов), «газовые камеры» и колонны марширующих на манифестации в честь Благодетеля.
Замятин, создавший далекий от реалий жизни роман-антиутопию в противовес утопиям Платона и Кампанеллы, оказался удивительно прозорливым. Он предсказывал не далекое будущее, а то близкое время, которое наступило уже через десять лет. Тоталитарная модель сталинизма строилась по подобию научно-рационального общества, где все рассчитывалось, планировалось и контролировалось. Здесь царило общественное пространство и изгонялось частное, здесь коллектив главенствовал над личностью и этой личности некуда было скрыться от всевидящего ока государства, партии, первичного комитета (комсомольского, профсоюзного).
Общественные туалеты
К социально-групповым типам личного пространства относятся общественные туалеты, на которых есть соответствующее обозначение для мужчин или женщин.
В толковом словаре приводится ряд значений слова «туалет», среди которых можно выделить три основных: 1) одежда (преимущественно женского рода); 2) одевание — приведение в порядок своего внешнего вида; 3) название уборных в некоторых общественных местах.
Если следовать логике толкового словаря, то общественный туалет — это место (кабина, павильон, стационарное строение), где граждане должны иметь возможность справить нужду, а также воспользоваться предметами личной гигиены, привести в порядок свой внешний вид (одежду, обувь), при необходимости получить услуги медицинского, иформационного характера, воспользоваться таксофоном и т.д., причем на современном технологическом и экологическом уровне.
Состояние общественных туалетов служит показателем цивилизованности города. Русский инженер И.Я. Агунаков в своей книге «Санитарно-ин-женерное искусство», изданной в Петербурге в 1910 г., сетовал, что Россия несравненно отстает от Европы по количеству и удобству общественных туалетов. К сожалению, проблема не решена до сих пор. Так, поданным выборочных проверок, до 50% стационарных туалетов в Санкт-Петербурге закрыты на капитальный ремонт или перепрофилированы под другие объекты — кафе, мастерские и т.д. Но и остающиеся в рабочем состоянии туалеты далеки от идеала. Мировые достижения в области санитарии за последние 25 лет не учтены. Как следствие — отсутствие современного оборудования и расходных материалов, проведение санитарной обработки дедовскими методами, а именно: хлорной известью, издающей резкий запах. Значительная часть стационарных туалетов расположена вне зоны интересов граждан и также не используется (www.tualet.spb.ru). Согласно СНиПам, один туалет должен обслуживать не семь тысяч, а одну тысячу горожан. Следовательно, петербуржцы обеспечены этим видом услуг на 15% своих потребностей.
По данным Интерфакса со ссылкой на Госсанэпиднадзор столицы, в Москве почти каждый восьмой общественный туалет находится в неудовлетворительном состоянии. В городе насчитывается 399 стационарных общественных туалетов, включая платные санитарные сооружения, расположенные на городских рынках. Часть из них закрыта, часть перепрофилирована в кафе и магазины.
Стационарные туатеты экономически неэффективны, они построены по правилам 1950-х гг., занимают большую площадь, не всегда находятся в подходящих местах (далеко от скопления людей), расходуют много тепла, воды, де зинфекция времен «каменного века», обслуживающий персонал не подготовлен, отсутствуют дополнительные услуги.
Какие нормы следует соблюдать при эксплуатации общественного туалета:
♦ соответствие мировым требованиям экологической санитарной безопасности граждан;
♦ доступность (низкая цена услуг);
♦ возможность предоставления дополнительных услуг (платных). Само посещение туалета должно стоить недорого;
♦ дезинфекция (воздуха, писсуаров, унитазов, раковин) после каждого посетителя;
♦ вода для мытья рук и соблюдение правил личной гигиены по ГОСТу «Питьевая вода»;
♦ наличие смыва и водяного замка для туалетов, устанавливаемых на срок более 3 дней (кроме туалетных кабин для массовых мероприятий);
♦ вентиляция из накопительной емкости только через специальный фильтр;
♦ чистка, опорожнение накопительной емкости не реже 1 раза в 3 дня.
Для того чтобы выполнить требования санитарных норм и правил (туалеты должны находиться друг от друга на расстоянии 500—700 м, на 500 человек полагается одно туалетное очко), необходимы новые виды туалетов: для переходов, улиц с большим пешеходным движением, остановок общественного транспорта (в особенности конечных), территорий крупных рыночных комплексов, больших торговых центров, у станций метро5.
Зарубежный дайджест6. Археологические находки туалетов сидячего типа в Древнем Египте датируются II тысячелетием до н.э.; примерно к этому же времени относятся и находки туалетов на территории современной Индии, не говоря уже о широко известных общественных туалетах в Риме. В Египте около 2000 г. до н.э. применялось обеззараживание воды солнечными лучами.
Китайские туалеты относятся к глубокой древности. В июле 2000 г. Би-Би-Си со ссылкой на китайское национальное информационное агентство «Синьхуа» сообщило новость: китайские археологи во время раскопок
1 Моксунов В.В. Концепция общественных туалетов. — http://www.tualet.ru/BASE/koncep.htm. ь По материалам NTR.ru, NEWSru.com; Алимов И.А. Поднебесная: туалеты и урны // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1995. Вып. 8-9. С. 371—378.
одного из могильных комплексов в Шанцю, провинция Хунань, обнаружили туалет, который датируется временем династии Поздняя Хань (206—23 до н.э.)- Сам каменный комплекс включает в себя более трех десятков помещений различного назначения, в том числе и туалет. Собственно туалет представляет собой креслообразное каменное сооружение с подлокотниками для обеспечения наибольшего комфорта (что понятно: могила княжеская), оборудованное механизмом для спуска воды.
«Туалетная» тема прошла через всю историю китайской литературы. Так, великий поэт и политический деятель Оуян Сю (1007—1072) писал, что лучшие свои творения создал, сидя в туалете. Широкое хождение имела легенда о туалетном духе Цзы-гу (она же Цэ-гу, Цэ-шэнь, Сань-гу, Кэн Сань-гу) — наложнице, доведенной до самоубийства в отхожем месте ревнивой старшей женой; духу регулярно поклонялись (в ночь 15-го дня первого лунного месяца), а также вызывали его для предсказания будущего. В сельской местности Китая находится лабиринтообразный туалет, который представляет собой каменную стену чуть выше пояса, заставлявшую жаждущего пройти вдоль ее спиральных изгибов некоторое расстояние, пока он наконец не оказывался в середине лабиринта, в месте, отведенном для удовлетворения физиологических потребностей.
В Римской империи санитария и гигиена провинциальных городов были на достаточно высоком уровне: существовали подземные канализационные коллекторы, проводилась очистка сточных вод вином с добавлением свинца. В городах была введена должность уполномоченного по воде и коллекторам.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТУАЛЕТ — общественное место, где каждый желающий может справить естественные надобности, привести в порядок свой внешний вид,
В эпоху Ренессанса были изобретены туалетная бумага и туалет со смывом.
За последнее столетие новейшие технологии позволили сделать туалет более безопасным и комфортным. Современный городской туалет — это сложный, дорогостоящий комплекс, где заложены высокие нормативы личной гигиены, санитарии и средств дезинфекции. Например, в США, в общественном туалете можно получить до 20 видов услуг, а в Испании общественные платные туалеты редкость. В пекинской гостинице «Shangri-La» в туалете предусмотрена особая услуга: туалетный бой в униформе отеля, который находится там постоянно, приветствует входящих на английском языке. Далее он интересуется, какую потребность клиент хочет удовлетворить, и провожает его к соответствующему устройству. Пока клиент в кабинке, бой пытается развлекать его разговором о Пекине и его достопримечательностях.
Унитазы японской фирмы Matsushita, более известные под маркой Panasonic, могут анализировать уровень холестерина благодаря электродам, связанным с сенсорами; при желании клиента они могут проводить анализы, результаты которых по интернету отсылаются в ближайший медицинский центр, связанный с этими кибер-туалетами. Туалеты фирмы Inax, специализирующейся на производстве сантехники, отличаются еще большей изощренностью. Унитаз ночью светится и воспроизводит звуки, которые клиент выбирает сам: пение птиц, классическая музыка, шум водопада или традиционная японская арфа. Новые модели унитазов оснащены микрочипами и
умеют приветствовать каждого гостя. Дети могут услышать напутствие мамы или воспитательницы детского сада.
Президент Всемирной водной ассоциации Майкл Роуз призвал вернуться к практике использования человеческих фекалий в качестве удобрения, а жидкости просто выливать в землю. С помощью международных агентств подобные практики получают все большую популярность в Южной Азии, где для внедрения канализации в традиционном европейском понимании нет ни ресурсов, ни инфраструктуры.
Социальные аспекты. Все больше людей, имея свободные средства, берут в аренду общественные туалеты, размещая их около кафе, парков, на пляжах и т.д. Как правило, это люди, потерявшие работу по специальности и в данной области не имеющие необходимых навыков и знаний. Порой, зарабатывая быстрые деньги, они невольно дискредитируют саму идею, оказывая услуги некачественно. Необходимо, чтобы они прошли минимальный курс обучения (знать, как пользоваться дезинфекционными средствами, правильно эксплуатировать туалет, иметь элементарные навыки общения).
Культура начинается в том числе и с туалета. На предприятиях, в учреждениях, офисах качество туалетных комнат зависит от уровня воспитания и культуры руководителя. Ее нет там, где городские улицы, здания, памятники, предприятия грязны, полны насекомых и грызунов, дурно пахнут, недостаточно туалетов, мусоросборников.
ТУАЛЕТ(УБОРНАЯ)
♦ место для приведение в порядок своего внешнего вида;
♦ помещение для отправления естественных надобностей;
♦ комната, где актеры одеваются, готовятся к выходу на сцену.
Нет ничего странного в том, что общественные туалеты выступают объектом социологического исследования. Надписи, сделанные в различных туалетах (не только отечественных, но и зарубежных), изучал видный социолог Б.А. Грушин. Но для него туалет выступал скорее как часть городской субкультуры.
В отличие от него для О. Никоновой это — часть криминальной культуры. Чаще всего школьный туалет у нас представляет собой курилку или место, где старшеклассники, устанавливая свои порядки, «строят» младших.
Криминальная субкультура. Есть ли она в школе? Зайдите, например, в туалет школы, в некоторые ее классы и вы увидите исчерпывающие сведения о том, «кто есть кто»: Коля Ветров — «плебей», Толя Семенов — «бык», Сережа Круглов — «пацан», а Веня Астахов — «чушка» и т.д. Думаю, многие видели эти и другие «шедевры» настенной, «на-партной» и «назаборной» печати или татуировки ребят, слышали, как они обращаются друг к другу не по имени, а по прозвищам, говорят друг с другом на своем «языке». Непосвященный человек не обратит на это внимания. Подумаешь, детские шалости. Но чаще всего это тревожный сигнал о неблагополучии, свидетельство того, что в данном учебном заведении существует криминогенная обстановка7.
Не только в средней школе, но и в ряде вузов туалеты — очаги криминальной субкультуры: из туалетов метлой выметают использованные шприцы.
7 Никонова О. Психология школьной дедовщины. — http://vernadsky.dnttm.ru/raboty/h3/w01077.hlm.
Китайский социолог Лим Тайвей анализировал туалеты как специфический тип социального пространства8. Для него подобное заведение — упрощенная модель, или микрокосм, большого общества. Если сравнивать туалеты в разных странах, то окажется, что в этом своеобразном зеркале отражаются уровень культурного и экономического развития страны, привычки и характер народа, социальные стереотипы и предрассудки, гигиенические стандарты, социальные чувства (например, отношение одной национальности или меньшинства к другой).
Вопросы международной культуры пользования общественными туалетами ежегодно обсуждаются на симпозиумах и конференциях. В 2002 г. в Сингапур съехалось более 200 участников из 15 стран. На теоретической части в рабочих группах обсуждались, в частности, такие проблемы, как «Пристойное и непристойное поведение в туалетах», «Секс в туалетах», «Граффити в туалетах» и «Воровство в общественных туалетах». Особое внимание на конференции уделялось национальным особенностям пользования туалетами. Так, на первой Всемирной конференции по проблемам общественных туалетов решено уделить особое внимание китайской культуре «маленьких домиков» на открытом воздухе и культуре финских туалетов. В 2001 г. в южнокорейском городе Илсан проходила выставка, посвященная истории туалета и культуре пользования этим общественным местом в странах Востока и Запада. Среди самых удивительных экспонатов выставки — фотографии прообразов канализационных труб, созданных человеком 10 тыс. лет назад и обнаруженных археологами на островах Оркни.