В каком пространстве мы обитаем?
Город представляет собой не только зримое (физическое) пространство, разделенное улицами и площадями, но и незримое, коммуникативное и символическое. Его нельзя увидеть, дотронуться до него или перенести с одного места на другое. Но социальное пространство, как и физическое, имеет четкие границы, нарушение которых не поощряется, осуждается или наказывается.
3 Чирков В.Ф. Культурологический смысл «градоводства» // Проблемы городов России. Омск, 1996. С. 17.
4 Pincon M, Pincon-Charlot M. La conquete de 1'Ouest. P., 1992.
Улицы и городской транспорт — места постоянного скопления случайно сталкивающихся людей. Такие столкновения — взаимодействия, протекающие по особым правилам, упрощающим пребывание людей в подобных ситуациях. Эти правила достаточно просты, однозначны и обязательны. Улица, транспорт, кафе, ресторан, кинотеатр, театр, музей, выставка, вокзал, симпозиум, парк — места кратковременного пребывания случайных и незнакомых людей. На этот короткий срок поддерживаются простые структуры отношений, при которых люди стараются не мешать друг другу. Это структуры включают простые обмены типа «Не одолжите ли мне вашу солонку?», разговоры на общие темы «Не правда ли сегодня прекрасная погода?» Сдержанное поведение в таких местах призвано продемонстрировать причастность к общепринятым нормам вежливости и ничего более.
Выделяют следующие типы пространства (их именуют также территориями), в которых приходится обитать горожанину:
♦ общественная территория;
♦ домашняя территория;
♦ личное пространство.
Личное пространство — это один из четырех видов человеческой территории, по мнению С. Лимана и М. Скотта. Кроме него они выделяют общественную (публичную), домашнюю и межличностную территории. Однако в подобной классификации происходит смешение терминов «территория» и «пространство».
Для того чтобы не путать их, договоримся о следующих обозначениях. Под территорией будем понимать часть земельной площади, отводимой под выполнение определенной социальной функции и ограниченной условно-кон-венциальными или административными маркерами (соответствующими табличками, например «Посторонним вход воспрещен»). Земельный участок нельзя переносить с собой и ставить на новое место, хотя можно передвигать расположенные на нем здания. Под.личным пространством будем понимать часть воздушной среды, занимаемую в данный момент конкретным индивидом независимо от того, является она его собственностью, обозначена она социальными маркерами или нет. Переместившись с одного сиденья в вагоне метрополитена на другое, вы перенесли свое личное пространство на новое место, но не затронули земельный участок, который отведен под метрополитен, обозначен административным правом и является общественной территорией.
В результате мы получаем два модуса пространственно-территориального состояния: 1) личное пространство надомашней территории, 2) личное пространство на общественной территории. В отдельных случаях термины «пространство» и «территория» будут использоваться нами в качестве синонимов.
Общественная территория
Общность городского коллектива во все времена проявлялась в общественном пространстве. Общественное пространство— это открытая городская территория, свободная от построек жилого типа и торговых зданий, она используется для самых разных общественных нужд. В отличие от него места публичных собраний— это ограниченные территории, которые отмечены историческими памятниками и по традиции почитаются. Таким образом,
городское общественное пространство служит функциональным, ритуальным или повседневным целям людей, а в местах публичных собраний люди выражают свое мировоззрение, традиционные и этические понятия.
Разделение городского пространства на общественную и домашнюю территории началось еще в античности. Можно выделить несколько исторических типов организации общественной территории и исторического центра городов. Среди них — греческая агора и римский форум.
В древнегреческомполисе, который обозначал не только место в материальном смысле, т.е. населенный людьми и застроенный зданиями участок земли, но и совокупность обычаев, истории, религиозных верований и политических учреждений народа, общественное пространство представляло собой открытую городскую территорию, свободную от построек жилого типа и торговых зданий: оно использовалось для самых разных общественных нужд. В отличие от него места публичных собраний — это ограниченные территории, которые были отмечены историческими памятниками и по традиции почитались.
У античных греков роль общественного центра выполняла агора — место для публичных выступлений политиков и народных трибунов, жарких диспутов и ожесточенных теоретических дебатов. Назначение находящихся на ней статуй, произведений живописи и архитектурных ансамблей заключалось в том, чтобы влиять на личность человека, возвышать и утверждать его,
Врезка
Т. Пнин
А переулку— переулково
...Если русскую «широту» обусловили бескрайность и неоглядность среднерусского ландшафта, то узкие московские переулки привнесли в менталитет ограниченность, сдержанность, узость. Узость вообще была ключевым принципом русского градостроительства; старая Москва вся плотно пригнана: двор к двору, улица к улице, стена к стене, семья к семье. Белокаменная огораживалась заборами и брандмауэрами, опоя-
сывалась бульварами, тщательно подтыкала одеяло парков, закручивалась тупичками, уютно, как кошка, свертывалась в клубок, по-домашнему поджимая ножки переулков.... И гордилась ими столица не меньше, чем храмами: Камергерский переулок— читай «МХаТ», Лаврушинский — Третьяковка, Столешников — Гиляровский, Трехпрудный — Цветаевы... Не только поэты жили в переулках; сама поэзия в них обреталась: в Скатертном жила Анна Онегина, в Глазовском — Сказка из «Первого свида-
ния» Андрея Белого. Да что там! Столешников, Калашный, Калошин, Староконюшенный, Тишинский: что ни переулок — легенда, что ни название — вкусное, сдобное, московское «ш»! Сами переулки — в стихи заверстывали, «хвосты» подрубая; «Здесь, в старых переулках, за Арбатом — совсем особый город», — писал Бунин. ...Переулки — узкие, темные, кривые — были такой же «неотъемлемостью» Москвы, как прямые проспекты — Питера. В Москве проспектов практически не было; все «широченности» — наследство XX в.: Калининский, проломившийся сквозь задворки Собачьей площадки, проспект Маркса, сожравший сразу три улочки. Тверская, ставшая — реконструкцией — шире в три раза... По генеральному плану 1935 г. Москва должна была превратиться в подобие Ленинграда; скромной Тверской отводилась роль парадного Невского, Красная площадь утюжилась под Марсово поле, река одевалась в гранит под стать царственной Неве, а из переулков кроились проспекты. В начале века их было 936, сейчас — 715. Переулки вырубались и выкорчевывались, как старые пни; в них жило прошлое: в этом сумраке, в герани на окнах, в сохнущем белье, которого никто не стесняется, в ушедших под землю подвальных окнах, в чудом сохранившейся керамике богатых особняков; тут город жил своей будничной, непарадной, неофициальной жизнью. Здесь было законное диссидентство, законное подполье. Сокращено по источнику: АиФ. 1994. № 6.
карать и утешать, забавлять, просвещать и поучать. Памятники посвящались местным героям, политическим деятелям, защитникам свободы, выдающимся личностям прошлого.
В Афинах главные храмы, почти все судебные и административные учреждения, основные ремесленные и торговые районы, все городские кварталы и места занятия спортом, а также памятники находились на агоре или примыкали к ней. Крытые галереи служили естественным дополнением агоры, давали защиту от дождя и зноя, увеличивали пространством в то же время являлись величественным архитектурным фоном.
В Древнем Риме форумом называли площадь и рынок, являвшиеся, как в Древней Греции агора, центром культурной жизни. Главный форум Рима — форум Романум, развиваясь с VI в. до н.э., превратился в парадный архитектурный ансамбль. Этот символ могущества Рима, построенный этрусками как политический центр города, в дальнейшем достраивался Юлием Цезарем и Августом. Он был дополнен базиликами Юлия и Эмилия, зданием Сената и Рострой (трибуной для ораторов). Октавиан построил собственный форум — Форум Августа. «Я нашел Рим кирпичным, а оставлю его мраморным», — говорил Август. Последующие императоры запечатлевали свои деяния в монументальных архитектурных формах. Так возникли Храм мира на форуме Веспасиана, Форум Траяна — последний и самый замечательный из всех императорских форумов.
В средневековом европейскомгороде центром общественного пространства выступала рыночная площадь. Ее рассматривали не как пространственный, а как рабочий центр города — место обмена, причем не только товарами, но и информацией. Ее символом служила городская церковь (реже собор), возведенная в честь святого — покровителя города и ярмарки, которая здесь периодически проводилась. Собор выступал символом духовной власти, которую олицетворял епископ, а городская церковь выражала победу горожан, добившихся самоуправления в борьбе с местным феодалом.
В период раннего Средневековья площадь становится центром светской (и прежде всего политической) и религиозной жизни. Так, соборная площадь во Флоренции с баптистерием и дворцом епископа была единственным городским центром. Собор служил не только оплотом веры, но и местом принятия политических решений, ибо там заседал городской совет.
К общественной территории относятся улицы и перекрестки, железнодорожные и аэровокзалы, жилое здание и двор, лестничные пролеты, лифты, подъезды и многое другое.
Наконец, сюда надо включить городские переулки — особый «жанр» городского архитектурного ландшафта...
Общественная территория — это также внутридомовое помещение, клубные, кружковые, спортивные помещения. Общественная территория — место в городской среде, доступное всем жителям, в котором индивид должен сообразовывать свое поведение с официальными нормами. К общественной территории относятся: само жилое здание и двор, лестничные пролеты, лифты, подъезды.
Здесь человек согласует свое поведение с общепринятыми нормами и правилами; его поведение контролируется другими людьми. Такие правила ограничивают или запрещают определенные действия либо появление в общественных местах определенной категории лиц. В вечернее время городские
улицы патрулирует милиция. Сотрудники МВД могу! проверить паспорт у подозрительных лиц, призвать к порядку, доставить в участок нарушителей, заглянуть в любой потаенный уголок городского парка.
Городская улица или городской парк являются общественной территорией. Однако здесь могут возникать феномены личного пространства. Когда влюбленные уединяются на скамейке в тенистой аллее, окружающие понимают, что им лучше не мешать. Это личное пространство, возникшее в границах общественной территории.
Рис. 46. Запрещающие, разрешающие, информирующие знаки на общественной территории
Каждый человек может вспомнить множество житейских примеров соблюдения личного пространства в наиболее посещаемых местах: в сквере гуляющие рассаживаются, как правило, подальше друг от друга. Точно так же ведут себя пассажиры метро и автобуса: если есть возможность, они стараются сесть поодаль друг от друга. Личное пространство в квартире — кабинет отца, детская комната, спальня родителей.
Общественная территория — это область предписанного поведения индивидов, которое незримо контролируется нормами приличествующего (должного) действия. Кроме неформальных, т.е. конвенциональных, норм здесь существуют также и формальные правила поведения в общественных местах, издаваемые государственными (центральными и местными) исполнительными органами (рис. 46). Их нарушение пресекается уже не общественным мнением, а уголовным правом (правонарушения). Такие правила ограничивают (запрещают) либо проявление определенных действий (курение, распитие спиртного, выгул собак), либо появление в общественных местах определенной категории лиц (например, нетрезвых либо в пачкающей прохожих одежде).
Личное пространство на общественной территории может быть нефиксированным и фиксированным. Скамейка в городском сквере или обычное сиденье в автобусе — образец нефиксированного пространства. Напротив, специальные сиденья в автобусе или метро, обозначенные надписью «Места для пассажиров с детьми и инвалидов», относятся к типу фиксированного пространства. На них не указана фамилия того, кто имеет право занимать подобные ниши. На общественной территории этого не делается и в принципе делать нельзя. Зато обозначена групповая принадлежность. Каждый индивид идентифицирует себя принадлежащим к определенной социальной группе, например инвалидам, и соответствующим образом реагирует на социально-групповое пространство. Таким образом, личное пространство на общественной территории принимает безличную форму. Мы ее назвали социально-групповой.
Случай нефиксированноголичного пространства — это место на скамейке в городском парке или в библиотеке, на сиденье автобуса. Здесь границы личного пространства не фиксированы, хотя, например, личное пространство в автобусе или в метро очерчивается разделительными границами одного сиденья. Тем не менее если сосед занял часть отведенного вам места, вы можете попросить его подвинуться. Его сиденье, как и ваше, не считается частной собственностью. Правда, места для пассажиров с детьми и инвалидов тоже не являются частной территорией, но если вы принадлежите к данным социальным группам, у вас есть приоритетное право занять его первым.
В строгом смысле нефиксированное личное пространство, поскольку оно существует чаще всего в общественных местах, называется персональной территорией. Ведь она есть нечто такое, что индивид всегда носит с собой, она не закреплена за ним (например, место в автобусе).
Утопическое пространство. Вединое общественное пространство можно превратить не только отдельный город или его часть, но и всю страну. Со-
Врезка
В. Глазычев