Дореволюционная городская цивилизация
Революционные преобразования Петра I, а затем и Екатерины II значительно изменили характер жизни и облик городов России. В конце XVIII в. глобальной перепланировке были подвергнуты практически все города. В самом начале царствования Екатерины Великой 11 декабря 1762 г. была создана комиссия под руководством И.И. Бецкого. Ее задача заключалась в реконструкции не только столичных городов, но и провинциальных. За 34 года своего существования комиссия перепланировала 416 городов из 497.
Идеям и принципам строительства, заложенным в этих проектах, архитекторы и строители следовали вплоть до начала XX в. Характерной чертой русского градостроительства второй половины XVIII в. стало распространение принципов застройки, заложенных в Санкт-Петербурге:
♦ зонирование по высоте и качеству застройки (повышение этажности от периферии к центру, от одного до двух с половиной этажей, расположение деревянных строений на окраине, каменных — в центре города;
♦ сохранение наиболее ценных и капитальных зданий (церкви, соборы и некоторые крепостные сооружения), которые включались в новую планировку;
2,1 Ключевский В.О. Сказания иностранцев о московском государстве. М., 1991. С. 329.
♦ застройка улиц и площадей центра «сплошною фасадою» для более рационального использования площади кварталов и уменьшения длины улиц;
♦ строительство по периметру регулярно спланированных кварталов, образующих структуру планировки города — широкие прямые улицы и площади;
♦ распространение принципов типового и повторного строительства по всей территории России («по неимению архитектора»), использование «примерных», т.е. образцовых, фасадов для массового частного строител ьства2'.
Город основывался как центр управления, политического и фискального контроля, которые вменялись ему в обязанность. Таков вполне закономерный виток эволюции: после присоединения новых территорий ими надо было управлять. Конечно, деревня в качестве административного центра не подходила, ее единственная задача — заниматься сельским хозяйством. Экономической потребности в новых центрах чиновничества, бюрократизма и коррупции не было. Новые города нужны были прежде всего государству, а не народу, власти, а не подчиненным. Они служили удовлетворению административных аппетитов, а не росту производительных сил. В.О. Ключевский так и писал: «...большая часть новых городов и городков Московского государства возникла не вследствие экономических потребностей страны, но вследствие государственных соображений, по распоряжениям правительства»22.
Устроительная роль государства выражалась еще и в том, что русские правители не только назначали тому или иному поселению статус города, но
Врезка
Дореволюционный город
Жизнь улицы. Кто первым выходил на улицы Санкт-Петербурга до революции?
• фонарщики (каждый за полчаса должен зажечь утром и потушить вечером до 500 фонарей);
• «кормители кошек» — деклассированные элементы, кормившие бездомных кошек (которых было во много раз больше домашних) ливерной колбасой, за небольшую плату нанятые администрацией города;
• дворники, которые открывали ворота, мели тротуар и проезжую часть. Это приходилось проделывать до появления первых прохожих (в противном случае им грозило увольнение). Если прохожий получал травму у конкретного дома, его владелец оплачивал лечение. Дворниками в большинстве своем служили татары. Имущественно они были вовсе не бедными. Трудились также и днем: приходилось убирать навоз от проезжающих по дороге экипажей еще до того, как очередная подвода не размажет его по брусчатке (за день на 1 кв. м площади выпадало до 30 пудов навоза);
• разносчики (мелкие торговцы), а также посыльные, купцы, извозчики.
Кроме того, среди постоянных обитателей улицы можно было видеть стекольщиков, кольщи-ков дров, нищих, старьевщиков. Раньше бумагу делали из старых тряпок, иногда старье нужно было портнихам. Так что старьевщикам — в основном татарам и лицам кавказской национальности («азиатам») — работы хватало.
Все они — рядовые труженики улицы, так сказать, ее обслуживающий персонал. Они всегда для кого-то старались. Для кого? Прежде всего для многочисленных прохожих — мамаш с детишками, священников, чиновников, приезжих, студентов и школяров, врачей, юристов и прочей интеллигенции.
:| Тирских СВ., Тирских В.М. Городские архитектурные проекты. — http://urban.internord.ru. 22 Ключевский В.О. Указ. соч. С. 19I.
и постоянно пересматривали список городов, снимая с поселения такой статус. В 1775 г. Екатерина II начала административно-территориальную реформу, в ходе которой перечень российских городов был подвергнут жесткому пересмотру. Часть из них признали непригодными служить административными центрами и «разжаловали» в сельские поселения. Зато учредили сотни новых городов, преобразовав их из дворцовых и монастырских сел. Опрос местных администраций в 1797 г. показал, что 63% вновь созданных городов «недействительны» — их население занято только сельским хозяйством. Мало того, каждый второй тогдашний город в России был преимущественно аграрным23. Б.Н. Миронов отмечает, что вопреки росту числа, размеров городов24 и численности горожан доля последних снижалась. По его данным, наличное городское население (с пригородами) в Европейской России составляло: 13% в 1742 г., 11,6% в 1783 г., 9,1% в 1825 г., 9% в 1856 г. Затем начался рост численности горожан, но к концу XIX в. он только вернул долю горожан к уровню 1742 г.25 Если это дезурбанизация, то ее причинами могли быть не только высокая смертность горожан из-за их чрезмерной скученности, плохих санитарных условий, распространения паразитарных процессов (пауперизм, алкоголизм), но и слабая миграция крестьян в города, передвижение которых было ограничено крепостным правом.
Городские реформы сверху не всегда приносили желаемый результат. Если сравнить XIX и XVIII вв. по числу учрежденных городов, то окажется, что XIX в. сильно уступает предшествующему. За 1801 — 1900 гг. в Европейской России было учреждено 29 городов, тогда как в XVIII в. в 5,5 раз больше — 14626. И еще одна цифра: с 1724 по 1796 г. городское население России увеличилось в 4 раза27. Правда, преобразование поселений в города в XIX в. было более обоснованным, чем во время губернской реформы Екатерины II.
В Новое время центр русских городов приобретает иное значение. Для петербургского пейзажа к середине XVIII в. характерна «информационная открытость и деловитость: Адмиралтейство, Фондовая биржа, царский дворец, отнюдь не за высокими стенами, Академия с ее музеями и залами для собраний и занятий, Университет»28. На рубеже XVII—XVIII вв. и в Москве появляются крупные общественные постройки, поставленные по-новому, открыто к городу (Монетный двор, Главная аптека, Арсенал). Но все же в целом к середине XVIII в. Москва представляла собой скорее средневековый город. Каменное мощение улиц только началось. Для придания городу европейского вида предписывалось строить вместо изб оштукатуренные под камень мазанки. Перенос столицы в Петербург негативно отразился на архитектуре Москвы. Запустение тогда особенно коснулось центра — казенных построек, в том числе и Кремля: ветшали его стены, башни и дворцы. Во второй
23 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.). Т. 1. СПб.,1999. С. 297-319.
24 В XVIII в. средняя людность городов Российской империи оставалась ниже 5 тыс. жителей, но затемза полвека выросла вдвое, а за весь XIX в. — вчетверо, до 21 тыс. человек.
25 Миронов Б.Н. Указ. соч. С. 315.
26 Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен: Монографический сборник. М., 2001.С. 68-69.
27 Туган-Барановский М.И. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX в. М., 1922. С. 42-43.
28 Кузнецова Н.И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России // Вопросыфилософии. 1989. № 3. С. 50.
четверти века усилился приток знати: насильственное заселение Петербурга прекратилось, многие вернулись в Москву29.
Весьма противоречивым градообразующим фактором выступала крупная фабрично-заводская промышленность. Долгое время ни заводов, ни фабрик в городах не было: горожане, наслышанные о страшных условиях труда на фабриках и развращенных нравах рабочих, были категорически против развития промышленности. Фабрики, собиравшие вместе по 300—800 полуголодных мужчин, представлялись публике, влиявшей на принятие политических решений, особо криминогенным фактором. В периодическом издании «Дух журналов» за 1820 г. так и говорилось: «Сообщество нескольких сот или
тысяч мастеровых, живущих и работающих всегда вместе, не имеющих никакой собственности, питает в них дух буйства, и мятежа. Частые мятежи в английских мануфактурных и городах служат тому доказательством». Помимо того, занятие однообразной работой утомляет и притупляет человека. «Фабричные по большей части бывают хворы, чахоточны, калеки, скоро пухнут и преждевременно укорачивают век». Намного лучше, по мнению автора статьи, земледельческий труд на свежем воздухе: «Никакой народ не бывает смыш-леннее земледельческого... Земледельческий народ есть самый набожный, а также и самый миролюбивый, крепкий и благонравный. Он вместе и самый покорный царю... Он привязан к родимой земле своей, которая его возрос-тила... Мастеровой ничего не ожидает от Бога, а всего от машины; и ежели бы Господь не насылал на него болезней, то он едва ли бы когда вспомнил о Боге». Пусть уж лучше русский крестьянин остается вечным батраком у своего помещика, чем по примеру иностранцев станет рабом на фабрике30. Земельные собственники, крупное дворянство, в то время ведущая общественная сила, не хотели «пускать» промышленность в города. Поэтому российские города долгое время оставались аграрными.
Но и промышленники не рвались в тесные городские кварталы. Во-первых, аренда земли здесь была выше, а нарождающаяся буржуазия была еще не очень богата. Во-вторых, ограничительных запретов в городе было гораздо больше, даже в отношении шума, промышленных отходов и условий труда. Кроме того, крупное мануфактурное и тем более фабричное производство, создавшее промышленный пролетариат, до конца XVIIв. складывалось вне города, так как неразвитость дорожной сети и очень низкая скорость передвижения требовали, чтобы производство располагалось как можно ближе к источникам сырья. Поскольку в то время единственным источником энергии были древесный уголь и падающая на лопасти колес вода (металлургия, солеваренная промышленность и др.), фабрики «прижимались» к берегам рек. Важнейшая бюджетообразующая отрасль российской индустрии XVIIIв. — металлургическая — развивалась вне городов из-за привязки железо- и ме-
:<) Кулакова И.П. «Минервин храм» (Москва и Московский университет в XVIII веке) // ВИЕТ. 1997. № 3. 111 Подробнее см.: Туган-Барановский М.И. Указ. соч. С. 214—216.
деплавильных заводов к рудным месторождениям, а текстильщики предпочитали пользоваться дешевым крестьянским трудом.
Поскольку промышленность не могла развиваться в городах, ей приходилось самой создавать города. В 1844 г. получил городской статус крупный фабричный центр Подмосковья — Павлов Посад, ав 1871 г. — еще более известный Иваново-Вознесенск («русский Манчестер»). В 1867 г. стал городом центртяжелой индустрии в восточном Донбассе Александровск-Грушевский (ныне г. Шахты).
Царское правительство, стремясь не отстать от европейских стран, насаждало в аграрной стране передовую индустрию, как и прежде, активно строило города. Но успех был меньше ожидаемого. Видный русский историк М.И. Ту-ган-Барановский считает, что созданная «крупная промышленность не была капиталистической. Социальное и экономическое положение тогдашней России было таково, что капиталистическое (т.е. основанное на наемном труде) производство у нас было невозможно. Для последнего не хватало в России самого важного условия — класса свободных рабочих. Вся масса сельского населения была несвободна: часть была крепостными государства, часть — помещиков. Городское население было немногочисленно и в значительной степени слагалось из тех же крепостных»31.
Рис. 34. В первой половине XIX в. немногочисленное городское население в значительной степени
состояло из крепостных
Ситуация изменилась только через 20 лет после консервативных публикаций в «Духе журналов» (1820). По словам прусского экономиста барона А. Гак-стгаузена, который в апреле — октябре 1843 г. при материальной поддержке русского правительства совершал путешествие по Центральной России: «Москва стала центром фабричной деятельности и из дворянского города превратилась в фабричный город»32. Значительная часть дворянства превратилась
11 См.: Туган-Барановский М.И. Указ. соч. С. 23.
32 Его труды об особенностях русского агрономического строя и крестьянской общины оказали влияние на русскую общественную мысль середины XIX в. См.: Studien ^ber die inneren Zustande, das Volksleben und insbesondere die l%idischen Einrichtungen Russlands. Bd f-3, Hannover; В., 1847-1852.
в фабричных предпринимателей. Город неожиданно стал привлекателен для господствующего класса, а значит, и всего российского общества. Помещики, к тому времени создавшие достаточно много фабрик в своих имениях, нуждались в расширении рынка сбыта и сокращении транспортных издержек; кроме того, у них уже появились капиталы. Для удовлетворения новых экономических потребностей подходил не аграрный город, а индустриальный. Можно считать, что индустриализация города, во всяком случае ее предпосылки, начинается в России не после отмены крепостного права (1861), а накануне этого события. Отметил новые тенденции в общественной жизни и Туган-Барановский: «...господствующее в александровскую эпоху мнение, что Россия — страна земледельческая, должно было смениться иным представлением о России. Промышленные интересы приобрели более важное значение, чем прежде. В эту эпоху у нас появились крупные капиталисты-промышленники, вышедшие по большей части из среды кустарей. В дворянских имениях (особенно в 1830—1840-х гг.) также усиленно заводились фабрики. Изменение экономического строя не замедлило отразиться и в идеологии эпохи»33.
Отныне индустриализация российского города не только наращивает темпы, но становится доминирующим фактором его жизнедеятельности. При советской власти она приняла гипертрофированные масштабы: фабрики, подобно бедным родственникам, уже не ждут своей очереди у городских ворот. Городские агломерации формируются вокруг заводов-гигантов, шахт-гигантов, строек-гигантов. Фабрика содержит на свои отчисления всех горожан, которые толпятся у заводской проходной в поисках работы. Через 200 лет произошло именно то, о чем предупреждали консервативные писатели в начале XIX в.: фабрика уродует человека, превращает его в придаток машины, а заодно разрушает экологию.
В одной из первых книжек «Москвитянина» за 1845 г., когда журнал перешел в руки славянофильской группы и редактором стал И. Киреевский, помещена статья «О мануфактурной промышленности России». В этой статье вполне определенно выражен взгляд славянофилов на промышленное развитие России. Славянофилы отнюдь не отрицали пользы развития промышленности. Но не всякая форма промышленности, по их мнению, отвечает интересам народа. Крупная обслуживает правительство, а мелкая — простой люд. Тогда это именовалось промыслами и кустарничеством, ныне — малым бизнесом. Сторонники такой позиции считали мелкую промышленность характерной чертой России, отличающей ее от индустриального Запада, особенно от прокопченного заводами и фабриками Лондона. Чистый воздух, сельская округа, неизнурительный труд и здоровое питание — вот что нужно русскому человеку. Если уж он поселился в городе, то крупная фабрика должна приучить его к дисциплинированному труду. Славянофилы в то время признавали необходимость городских фабрик, но предназначение городской промышленности видели в другом: она «должна дать не только пример общим техническим улучшениям, но и пример благоустройства и нравственного улучшения рабочего класса».
Сегодня подобные установки приняты на вооружение всеми градостроителями мира. Главным достоинством города они считают экологическую безопасность (не только для работающих, но и для горожан), высокую произво-
,3 См.: Туган-Барановский М.И. Указ. соч. С. 218.
дительностьтруда и безотходные технологии. Многие промышленные объекты, загрязняющие атмосферу, создающие шум и неудобство для жителей города, выносятся за его пределы. А в самом городе, особенно в его историческом центре, остается только малый бизнес. Ныне основной доход европейским, да не только им, городам дает часто не промышленность, а туризм.
В истории отечественной урбанизации XIX в. стал переломным, знаменуя превращение индустрии и железнодорожного транспорта в градообразующую базу старых городов. Отныне рост и размеры городов стали определять темпы и масштабы развития промышленности34. Если в XIII—XVI вв. важнейшим градообразующим фактором выступали водные магистрали, и города возводились
на берегах рек, то в XIX в. эстафету перехватили сухопутные, а именно железнодорожные, пути сообщения. Почти все губернские и областные города соединились железнодорожными магистралями. Однако их явно не хватало для гигантской страны. Крупные и средние города, служащие центрами промышленности и железнодорожными узлами, все еще оставались редкими островками в бескрайней крестьянской России. В России конца XIX в. имелось только два столичных города-миллионера и еще пять больших с населением более 100 тыс. жителей каждый — Саратов, Казань, Астрахань, Ростов-на-Дону и Тула. Для огромной страны этого было явно недостаточно. К тому же совсем отсутствовали города с населением численностью от 250 тыс. до 1 млн жителей.
В большинстве российских городов было много сельского, не только генетически (по происхождению из сел), но и в силу устойчивого преобладания сельских занятий населения, типовдомов и усадебной застройки. После преобразования села в город его жители, перейдя в сословие мещан, по духу и занятиям в большинстве своем оставались крестьянами. Не случайно города, учрежденные сверху, Н.П. Огарев называл «правительственной фантазией». Для уральских «городов-заводов» был характерен тип рабочего-крестьянина. На предприятия Старопромышленного центра тоже нанимались жители окрестных деревень: на фабрике рабочие, дома — по-прежнему крестьяне; даже переселяясь в фабричный поселок, они сохраняли крестьянские черты быта, досуга и мышления. А.Г. Вишневский (1988) писал об «урбанизации по-деревенски», имея в виду советское время. Но с куда большим основанием это можно отнести к России конца XIX в. Именно тогда А. Геттнер (1909) характеризовал российские города как недостаточно городские35.
В конце XIX в., несмотря на экономический бум, строительство железных дорог явно отставало от потребностей и темпов урбанизации. Города, оказавшиеся вдали от дорог, хирели, теряя шансы на то, чтобы когда-либо догнать индустриальных лидеров, а многие из них даже утратили городской статус. Поданным Всероссийской переписи 1897 г., на территории европейской части России насчитывалось 376 городов и 37 посадов, доля городского населения не превышала 15%. Вспомним приведенные выше факты: по
54 Город и деревня в Европейской России. С. 72. " Там же. С. 74.
мнению ряда специалистов, в начале XIIв. Русь насчитывала около 400 городов. Железнодорожная сеть не могла покрыть огромную территорию, наметился все возрастающий разрыв между центром и периферией, между Петербургом и Москвой и остальными городами.
СОВРЕМЕННЫЕ ГОРОДА
Отечественные специалисты, изучая этапы урбанизации России, называют XIXв. революционным. Действительно, по темпам прироста городов и увеличению их роли в социально-экономической жизни общества он опережал все предыдущие эпохи.
В еще большей мере характеристика «урбанистическая революция» применима к советскому времени. Как мы помним, в конце XIXв. доля городского населения не превышала 15%, а в конце XXв. она возросла до 73%. Ни одна страна мира не знала подобного скачка, а если учесть размеры территории, низкий уровень экономического развития, вечную нехватку денег и неповоротливость российской бюрократии, то произошедшее можно назвать только революцией. Сегодня, уже с позиций технотронного XXIв., созданное советской властью может показаться нереальным. Вряд ли нынешние демократические власти сумели бы совершить то, что осуществили в стране коммунисты.
Повсеместно росли старые и возникали новые города. Советские люди осваивали все, что только можно было освоить, — тундру, тайгу, пустыню, болота, непроходимые лесные чащи. Их трудовой энтузиазм сравним, быть может, только с пионерами Дикого Запада, которые столетием ранее осваивали безбрежные просторы Америки. В том и другом случае происходило наступление цивилизации на непокоренные девственные земли, которое еще называют фронтиромъь.
На протяжении всей своей истории Россия неустанно, непрерывно строила и учреждала новые города. В значительной мере это связано с расширением государственной территории и ее хозяйственным освоением. Примечательно, что самый старый русский город носит имя Новгород. За ним следовали Нижний Новгород, Новая Ладога, Новочеркасск. Казань на первых порах своего существования называлась Новый Булгар, Архангельск — Новые Холмогоры. И в XX в. Россия убедительно подтвердила свое право называться страной новых городов, в названия которых включались соответствующие слова и приставки — от Новониколаевска (Новосибирска) до Ново-Воронежа и Ново-уральска-'7.
Большевики мечтали пересадить крестьянина с телеги на трактор, а сельскую страну сделать страной городской. И они многого добились. Ударными темпами и в короткие сроки возводились сотни новых городов рядом с
1,1 В переводе с английского frontier означает «граница», а Фронтиром — с большой буквы — называют запад, юго-запад и юг США, где поселялись переселенцы из восточных штатов. Принятый в 1862 г. Homestead Act позволял селиться на пустой земле и, обработав ее, получать в собственность. Последующие 30 лет стали настоящим пиком Фронтира. Со временем Фронтир перемещался. Освоенная земля становилась «обычной», и на новую границу шли новые поселенцы.
17 Город и деревня в Европейской России. С. 126.
промышленными предприятиями, рудниками и шахтами, гидроэлектростанциями, на пересечении транспортных магистралей. Вопрос в том, какой ценой это достигалось и были ли похожи возведенные объекты на город в общепринятом смысле. Мы выиграли в сроках, но проиграли в качестве архитектурных решений и удобстве городской среды. Советские города напоминали однообразные казармы, построенные ради экономии средств в стиле эстетического минимализма, что диктовалось экономической целесообразностью, но отнюдь не интересами и потребностями горожан.
Вторжение промышленности в старые города, по мнению специалиста, имело положительные и отрицательные последствия38. С одной стороны, их
хозяйственная база усиливалась, диверсифицировалась, а функциональное разнообразие влекло за собой и социальное. С другой стороны, промышленность вы зывала чрезмерно быстрый рост городов, их населения и территории. Вокруг исторических центров формировались периферийные жилые зоны на основе типовых проектов, шаблонных планировочных приемов. Возникали унылые по своему облику районы, бедные объектами социальной инфраструктуры, испытывающие дисбаланс мест жительства и мест приложения труда, большие транспортные трудности. Индустрия плодила новые города и новые районы старых городов, лишенные полноценной городской среды, наделяла города «промышленным флюсом», перекашивая, деформируя их функциональную структуру. Как отрасль приоритетная она подчас сокращала ресурсы для развития других видов деятельности.
Города становились не только и не столько средством организации территории, сколько опорными точками разраставшейся вширь промышленности. Она создавала городскую инфраструктуру «под себя», на свой манер и по своему усмотрению, что далеко не всегда сочеталось с пожеланиями людей и замыслами архитекторов. В советских новостройках было много труб и мало зелени, много проезжих дорог и мало пешеходных тротуаров. Магазинчики ютились в пристройках жилых домов либо в малоприспособленных складских помещениях. Они не зазывали покупателя, не рекламировали товар, не блистали роскошью витрин. Магазины в средних, малых, а то и в крупных городах были скорее пунктами распределения продуктов питания и ширпотреба — по бросовым ценам и низкому качеству. С ними «состязались» клубы и дворцы культуры, которые проводили плановое культурное обслуживание населения, а не являлись привлекательными центрами отдыха и досуга. Дворец можно было перепутать с заводоуправлением, а магазин — с подсобкой заводского цеха. Жилые дома возводились вовсе не для того, чтобы человек признал его своим очагом, пристанью или крепостью. В малогабаритных квартирах с крохотным балкончиком на пятом этаже, совмещенным санузлом, невысокими потолками (стандартная высота — от 2,3 до 2,75 м), прослушиваемыми стенами и промерзающими стыками на внешних стенах почувствовать себя комфортно было весьма трудно.
Советское время внесло новую тенденцию в градостроительство — индустриальное домостроение. По одному чертежу в разных городах, располагающихся
'* Город и деревня в Европейской России. С. 131.
в совершенно разных климатических зонах и обслуживающих разные отрасли промышленности — от городков нефтяников до наукоградов — на крупнопанельном заводе штамповались габаритные стены, проемы, потолочные плиты, которые позже монтировались строительными бригадами на возводимом объекте. Дома строились быстро и жили недолгий век. Ставилась задача — переселить людей в более или менее благоустроенное жилье, предоставить им крышу над головой, но еще важнее было обеспечить постоянной рабочей силой строящиеся заводы и фабрики. Поэтому квартирами награждали передовиков производства, ударников коммунистического труда и начальство. Советские люди простаивали по 20—30 лет в очереди за жильем, а хозяйственные руководители использовали его как самый эффективный рычаг манипулирования поведением социальных масс. Обещанием квартиры заманивали дефицитных специалистов, удерживали кадры на предприятии, расплачивались с долгами. Строили много, некачественно, а жилья все равно не хватало.
Рис. 35. Новостройка 1960-х гг.
Максимальное число новых городов появилось в 1938 г. Во время Великой Отечественной войны процесс образования новых городов не прекращался, а даже ускорился — в Европейской России было создано почти полсотни новых городов, преимущественно на базе городов-заводов и пристанционных поселков. В послевоенные годы число новых городов в среднем снижалось. Интересно, что за 14 предвоенных лет (1927-1940) и за 13 послевоенных (1946-1958) воз-
никло практически одинаковое число городов: соответственно 116 и 115. В конце 1960-х гг. начался спад: число новых городов снизилось до 1 —3 в год, лишь иногда показатель был выше — 4 города в 1971 г., 5 в 1981 г. и даже 7 в 1989 г.39
В СССР промышленность служила тем стержнем и ядром, вокруг и под воздействием которого разворачивалась функциональная структура. Заводы обрастали проектно-конструкторскими бюро, научными и учебными заведениями. Благодаря экономической мощи предприятий создавались дома культуры, театры, музеи, библиотеки (не говоря о жилье, объектах коммунального хозяйства). Развитие всей социальной сферы индустриального города финансировалось через индустрию. Результаты на самом деле получились весьма неплохие, о чем свидетельствуют примеры Иваново, Липецка, Кургана, Брянска, Белгорода, Волгограда, Челябинска и др.
Сегодня население России проживает большей частью в городах и поселках городского типа — 73%. Из 1092 городов и 1963 поселков городского типа в России насчитывается 13 городов-миллионников (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Омск, Казань, Уфа, Челябинск. Пермь, Ростов-на-Дону, Волгоград) и 20 городов с численностью населения от 500 тыс. до 1 млн человек40. Россия стремилась стать страной крупных городов, используя для этих целей самый эффективный и короткий путь — индустриализацию, и она ею стала. Более 30 лет назад американский географ Ч. Харрис41 заметил, что в СССР крупных городов уже больше, чем в США, Японии и т.д. В РСФСР находились 50% всех и 56% больших советских городов, выше была их доля в населении. Перед началом индустриализации, т.е. в середине 1920-х гг., в Европейской России насчитывалось 17 больших городов. По состоянию на 1 января 1999 г., здесь имелось 127 больших городов. Обновление состава больших городов, происшедшее в течение XX в., значительно: из 127 городов — 80 старых и 47 новых, в том числе 30 возникли на пустом месте. На 47 новых центров приходится чуть более 17% совокупной численности населения больших городов Европейской России, в том числе на города-новостройки — около 11 %. В центрах регионов (областей, краев, республик) сосредоточено 3/4 населения больших городов (39,5 млн из 53,2 млн человек). И даже если исключить Москву и Петербург, то эта доля останется высокой (66%)42.
39 Город и деревня в Европейской России. С. 127.
40 Распределение населения на территории России // Отечественные записки. 2002. № 6.
41 Harris Ch.D. Cities of the Soviet Union: Studies in their Functions, Size, Density and Growth. Chicago,1970. P. 1.
42 Город и деревня в Европейской России. С 135—136.
ОКОЛОГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Второе жилище, как называют дачу в нашей стране, играет огромную роль в жизненном укладе россиян. Это уникальная ситуация: редко в какой стране граждане имеют или вынуждены иметь по два жилища. Европейцы и американцы, проживающие в частных домах за городом, не имеют или, как правило, не имеют квартиры в крупном городе — дорого, невыгодно и не нужно. Но малогабаритные российские «хрущобы» как бы нарочно выталкивают уставших горожан в пригородную зону. Жить в тесной городской квартире зимой и трудиться на шести сотках летом — неотъемлемая черта российского образа жизни.
Городскому ритму жизни подчиняются как ближние пригороды, так и отдаленная сельская глубинка, где молодежь начинает общаться, одеваться и вести себя по стандартам своих городских сверстников. Но позитивный ли этот процесс или негативный? Однозначного ответа в науке до сих пор нет.
ПРИГОРОДНЫЕ ВОНЫ
Отличительным признаком урбанизации служат разросшиеся на сотни километров мегаполисы, где стираются грани между городом и пригородом. Сегодня подавляющее большинство населения развитых стран проживает в городах и мегаполисах.
Непланируемый и практически неуправляемый процесс роста пригородов, имеющий вполне объективный характер, хотя причиной его выступают исключительно субъективное желание людей жить в экологически чистых районах, называется субурбанизацией(suburbia — пригород). Наиболее субурбанизированной страной мира считаются сегодня США: здесь в пригородной зоне живет 60% населения. Америку так и называют «страна пригородов».
Современные американские города ассоциируются у нас с небоскребами, огромным количеством машин на улицах, пробками на дорогах в час пик и чахлыми пятачками зелени, затертыми между громадами зданий. Несомненно, эта урбанистическая картина предстанет перед вашими глазами в нью-
Йоркском Манхэттсне, в центре Чикаго. Лос-Анджелеса и любого другого американского города.
Реакция туристов, впервые приехавших в Америку и совершающих прогулку по центру, всегда одна и та же: здесь невозможно жить. Так оно и есть: в центре не живут, а работают. Средний класс США почти целиком переселился в ближайшие пригороды, соединенные с историческими центрами шикарными автобанами. В центре города, особенно крупного, располагаются деловые офисы и проживают малоимущие слои. Иметь собственный дом с садиком где-нибудь в благополучном престижном районе — предел мечтаний среднестатистического американца.
Среднестатистический американец строит себе, как правило, стандартный, т.е. типичный, загородный коттедж — типовой дом, участок прямоугольной формы, традиционная планировка сада, в котором пространство делится на парадный и задний дворики. Прибавив сюда практически одинаковую архитектуру огромнейших моллов (универсальных магазинов) с гигантскими парковочными площадями, бензозаправки плюс скоростные дороги, мы получим достаточно полную картину современного американского пригорода.
Американцы не ограждают свои дома стенами или изгородями. Дом может быть твоей крепостью, но вот то, что расположено перед домом, принадлежит общественности. Более того, американский пригород предложил неписаный закон гражданского самосознания — каждый домовладелец несет ответственность перед соседями за вид своего парадного дворика. Парадный
Врезка