Джентрификация и субурбанивация
Хотя оба термина — «инвазия» и «сукцессия» — редко используются в современной социологии города, они имеют право на существование. Их разновидностями выступают такие процессы, как субурбанизация, геттоизация64 и джентрификация. Эти термины стали ныне модными и встречаются в литературе чаще прежних двух.
ДЖЕНТРИ — название среднего и мелкого дворянства в Англии XVI-XVII вв., составная часть так называемого «нового дворянства», выступали главным союзником буржуазии в революции XVII в.
Термин «джентрификация», нагруженный социально-классовым смыслом, в научный оборот ввела в 1964 г. английский социолог Рут Гласе65. Она писала о том, как постепенно рабочий класс вытесняется средним классом из мест своего традиционного обитания в Лондоне. Ветхие бараки, скорее напоминающие конюшни, продуваемые сквозняками и лишенные элементарных удобств, перестраиваются в двухуровневые квартиры (две комнаты наверху, две внизу), которые выглядят не просто добротными, но роскошными. Так стартовал процесс джентрификации, охвативший ныне многие развитые страны: средний класс переселялся в бывшие заводские районы, расположенные недалеко от центра, перестраивая ветхий жилой фонд, повышая тем самым арендную плату, которую уже не в состоянии были платить рабочие, перемещавшиеся в так называемое социальное жилье.
Приведем другие определения этого явления, почерпнутые из зарубежной литературы:
«gentrify»: convert (a working-class or inner-city district etc.) into an area of middle-class residence, gentrification/gentrifier (Oxford English Dictionary, 1993). «gentrify, -fied, -fying»: to convert (an aging area in a city) into a more affluent middle-class neighborhood, as by remodeling dwellings, resulting in increased
64 Одним из первых это явление с социологических позиций начал изучать Л. Вирт: Wirth L. The Ghetto.Chicago, 1928.
65 Glass R. Aspects of Change // Centre for Urban Studies (ed.) London: Aspects of Change. L., 1964.
property values and in displacement of the poor, gentrification (Webster's Dictionary of the American Language, 1988).
«Simultaneously a physical, economic, social and cultural phenomenon, gentrification commonly involves the invasion by middle-class or higher-income groups of previously working-class neighbourhoods or multl—occupied «twilight areas» and the replacement or displacement of many of the original occupants»66. «The Village can increasingly be described as a middle- to upper middle-class oasis. It is at present beset by the forces of gentrification, with developers, speculators, and more privileged classes gradually buying up properties inhabited by less well-off people of diverse backgrounds. Gambling on a steady rise in property values, many old and new residents hope the area will become «hot», trendy, and expensive»67.
«Gentrification is the process...by which poor and working-class neighborhoods in the inner city are refurbished by an influx of private capital and middle-class homebuyers and renters... a dramatic yet unpredicted reversal of what most twentieth-century urban theories had been predicting as the fate of the central and inner-city»68.
Итак, субурбанизаиия обозначает эмиграцию состоятельных горожан из центра в пригороды и в этом смысле напоминает сукцессию. Их возвращение в исторический центр, но, правда, после перепланировки и улучшения жилья, именуется джентрификацией.
Рис. 13. Субурбанизация по-российски
Джентрификация — процесс возвращения богатых в большие города, по своей направленности противоположный субурбанизации. Но оба процесса имеют много общего. Их субъектом, спонсором и агентом выступают зажи-
66 Hamnett С. Gentrification, Postindustrialism, and Industrial and Occupational Restructuring in GlobalCities//G. Bridge, S. Watson (eds). A Companion to the City. Oxford, 2000. P. 331-341.
67 Anderson E. Streetwise: Race, Class and Change in an Urban Community. Chicago, 1990.
68 Smith N. The New Urban Frontier: Gentrification and the Revanchist City. L.; N.Y., 1996.
точные слои населения — высокообразованные, высококвалифицированные и высокооплачиваемые69, т.е. два слоя нового среднего класса — средний и верхний. Все они либо наемные работники, либо самозанятые. Но это еще не высший класс в строгом смысле слова, среда обитания которых — роскошные загородные виллы и замки.
Субурбанизация и джентрификация — две стороны одного явления, а именно: градостроительной активности элиты. Сначала ей не понравилось жить в центре города, где и экология уже не та, и здания ветшают, поэтому она выехала в пригороды, построив для себя благоустроенные коттеджи. Через некоторое время элите наскучило жить в пригородной зоне и она решила вернуться в исторический центр. Тогда зажиточные горожане или какая-то их часть строят элитное жилье в престижном центре.
Субурбанизация (отъезд состоятельных горожан из центра в пригород) и джентрификация (их возвращение из пригорода в центр) следуют во времени, как прилив и отлив. Выезд среднего класса в пригород инициировала не только экология, но и высокие цены на жилье в исторической черте крупного города. Оно стало не по карману врачам, преподавателям, клеркам. Потоки «беженцев» потянулись за город — туда, где жилье дешевле. За ними потянулись и капиталы70. Цены на жилье в центре упали. Домовладельцы сбавили арендную плату на быстро ветшающее историческое жилье, и его стали снимать эмигранты, свободные художники, лица без определенных занятий и прочее «придонье»71.
СУБУРБАНИЗАЦИЯ — процесс переселения имущих граждан в пригород. ДЖЕНТРИФИКАЦИЯ — возвращение богатых в центр города.
Отлив вскоре сменился приливом: по мере расширения пригородной зоны цены на землю здесь резко повысились, и молодому поколению среднего класса оно стало уже не по карману. Поэтому молодых привлек исторический центр, заселенный, говоря по-русски, бомжами. Здесь их устраивало все: близость места работы к месту жительства и памятникам культуры, развитая инфраструктура развлечений и обслуживания, отсутствие необходимости простаивать в пробках по 2—3 часа, добираясь из дома на службу и обратно. Отталкивало одно — ветхое жилье72. Но и это проблему удалось быстро решить. Домовладельцы и строительные компании в короткие сроки благоустроили жилье, что ликвидировало последний барьер к приливу людского потока в центр.
Отрицательные последствия для городской среды проявляются и в этом случае: бесконтрольная реконструкция центральной части городов, ограничивающаяся застройкой еще свободной территории без сопутствующего сноса ветхого жилья на сопредельных участках. При этом под строительство отводятся лучшие участки вблизи рек, местных водоемов, парков, скверов.
Но есть и несомненные плюсы: лишь состоятельные граждане способны заказать архитекторам высококачественное жилье, украшающее видовой ланд-
69 Barry J., Derevlany J. (eds). Yuppies Invade my House at Dinnertime: a Tale of Brunch, Bombs and
Gentrification in an American City. N.Y., 1987. 711 Smith N. Op. cit. P. 23.
71 Hamnett С Op. cit. P. 331-341.
72 Atkinson R. Measuring gentrification and displacement in Greater London // Urban Studies. 2000. Vol. 37(1)P. 149-165.
73Б
шафт города, индивидуальные проекты на фоне массовой застройки и т.д. Используя компьютерный сленг, про реставрацию и заселение делового центра состоятельными горожанами говорят «апгрейдить» — поднять классность жилища, его качество и комфортность, перевести в более высокую категорию, снабдив дополнительными «прибамбасами».
По времени субурбанизация и джентрификация не совпадают (рис. 14). Первая проявилась в начале XX в., вторая — в его конце. Наиболее выраженными эти процессы были в США. Здесь пригороды существуют по крайней мере в течение столетия; их развитие стало наиболее интенсивным после Второй мировой войны. Ф.Л. Аллен определил пять основных этапов субурбанизации: на первом этапе (1900—1920) жители пригорода ездили в город на трамвае; второй связан с широким распространением личных автомобилей (1920—1930); на третьем развитие пригородов было неравномерным (1930 г. — конец Второй мировой войны); на четвертом — в пригородах стали строить дома из сборных конструкций; пятый этап сопровождался миграцией в пригороды коммерческих предприятий. Не существует особого образа жизни, характерного для жителей пригородов, но главное для них — дом и семья73.
Рис. 14. Соотношение процессов субурбанизации (а); джентрификации (6)
В 1970—1980-х гг. начался противоположный процесс — строительство в центре американских городов жилых домов улучшенного качества и переселение в них белых семей с высоким уровнем доходов. «Культурное опустошение» исторических центров приостановилось, и начался их ренессанс. Этот процесс распространился почти по всей стране —джентрификация происходит в Нью-Йорке, Вашингтоне, Филадельфии, Рочестере, Дейтоне и Миннеаполисе. Трехмильная зона вокруг делового центра Чикаго — мировой столицы городской социологии — сплошь заселена джентрифицированными районами: это Bucktown, West Town, Wicker Park, LakeView, Uptown and Pilsen14.
73 Смелзер Н. Социология. M., 1994. С 270.
74 Lees L. Gentrification in London and New York: an Atlantic gap? // Housing Studies. 1994. Vol. 9 (2).P. 199-217.
Микрорайон Северный Вест-Сайд в Нью-Йорке застроен большими, но не особенно шикарными жилыми многоэтажками, новенькими небоскребами, модными ресторанами и магазинами. Здесь же стоят небольшие жилые дома — в основном перестроенные старые многоэтажки. Рядом расположены Лин-кольновский центр исполнительских искусств и Фордемский университет, а неподалеку — жилые дома среднего класса, выстроенные в 1960-х гг. на месте «коммуналок». В 1970—1980-х гг. Северный Вест-Сайд пережил джентри-фикацию — здесь появились шикарные жилые новостройки, а старые дома перестроили для состоятельных квартиросъемщиков.
Возвращение состоятельных слоев из пригорода в центральные районы мегаполиса продиктовано рядом причин, в том числе желанием приблизить место жительства к месту работы и большей дешевизной жилья даже после его, говоря по-русски, «евроремонта». После бума субурбанизации, отмечавшегося в США в 1970-е гг., цены на пригородные коттеджи выросли до рекордной отметки, что и подстегнуло джентри (интеллигентные семьи) вернуться в город75. Оживились спекулянты, полагая, что попятный миграционный поток поднимет цены в центре города, стали скупать дома впрок. Часть «возвращенцев» являлась попросту городскими романтиками, не мыслившими свою жизнь без постоянного допинга, получаемого от безумного темпа городской жизни, уличной толпы, деловой суеты, наличия бесчисленных ресторанов, ночных баров и кафе, что дает возможность встречаться и знакомиться с людьми, в том числе необычных занятий или нетрадиционной ориентации, завязывать скоро проходящие романы76. Взращенное большим городом молодое поколение среднего класса уставало от скучной и монотонной жизни рафинированного пригорода, цепочки домов, выстроенных в викторианском стиле, полудеревенского, неспешного и насквозь про-
Врезка
В. Нестеров