Конформизм: идти вместе со всеми
Вывод о том, что, живя в обществе, мы не можем быть свободными от него, сулит нам не только плюсы, но и минусы.
Во-первых, мы во всем и всегда должны подчиняться законам и правилам общества, хотим мы того или нет, есть у нас настроение или нет. Следовательно, общество приказывает, а мы подчиняемся. Мы зависим от него, а быть зависимым часто означает быть несвободным в своих действиях.
Во-вторых, ценности общества далеко не всегда согласуются с моими личными. Общество прощает крупное преступление (какой-то банк обманул государство и вкладчиков на миллионы долларов) и наказывает безобидный проступок (украл из ларька пачку сигарет), а я с этим не согласен. У меня иные нравственные принципы. Есть много других пунктов, по которым индивид может сильно расходиться с обществом. Тем не менее он должен его терпеть и жить в этой стране — это его страна и другой у него нет. Но обходится это дорогой ценой — постоянным психологическим напряжением, которое вызывает конфликт между личными и общественными ценностями.
Конфликт может быть и не таким глобальным. Поводы для напряжения есть и в повседневной жизни. Например, некто N. не любит носить галстук, и в большинстве жизненных обстоятельств этого и не требуется. Но при входе в ресторан N. сталкивается с вежливым, но твердым предупреждением: он должен повязать галстук, предложенный метрдотелем, в противном случае его не смогут обслужить. N. остается либо подчиниться и поужинать в ресторане, либо удалиться с ощущением комфорта в душе и голода в желудке.
Состояние напряженного конфликта неприятно, но индивид вынужден подчиняться. Такое подчинение одного всем другим называется конформизмом (или конформностью).
Конформизм— это изменение своего поведения или мнения под влиянием давления со стороны другого человека или группы людей.
Психологи экспериментально доказали, что очень часто группа оказывает решающее воздействие на наше мнение и поступки.
Эксперимент 1
В эксперименте участвуют семь испытуемых, причем шестеро — подставные, они ведут себя в соответствии с установкой экспериментатора. На экране одновременно показывают пять фотографий пожилых людей. Совершенно очевидно, что все они разные. Первым спрашивают настоящего ис-
пытуемого. Он без колебаний, говорит, что это разные люди. Но каждый из подставных по очереди говорит, что второй и четвертый портреты изображают одного и того же человека, хотя на второй фотографии старик, а на четвертой — старуха. Подставные испытуемые, каждый по-своему, аргументируют свой ответ: фотографии изображают одно лицо, но под разными ракурсами, поэтому кажутся принадлежащими разным людям. Указывается на сходство в разрезе глаз, очертаниях скул и носа, количестве и расположении морщин и т.п. В конце эксперимента вновь спрашивают настоящего испытуемого, и в 80% случаев испытуемые отказываются от своего первоначального мнения и уступают давлению группы.
Эксперимент 2
В другом эксперименте демонстрируются две пирамидки — белая и черная. Результаты такие же. Вначале настоящий испытуемый говорит то, что видит; пирамидки разные, но в конце эксперимента он поддается давлению группы и признает, что обе они белые.
Эксперимент 3
Еще в одном эксперименте изучалась связь между успешностью деятельности и присутствием посторонних людей. В одних случаях присутствие вторых лиц повышает успешность деятельности, а в других — снижает. В серии экспериментов члены группы выполняли задание, например склеивание коробок, с разной скоростью — одни перевыполняли задание, а другие не дотягивали. После того как экспериментатор объявлял всем средний результат или норму, первые снижали темп работы, а вторые его ускоряли, стремясь к средней для всей группы норме. Групповое давление действовало и здесь.
Эксперимент 4
В эксперименте с подставной группой испытуемые определяли продолжительность одной минуты, не прибегая к часам и отсчитывая секунды про себя. Каждый испытуемый сидел в изолированной кабине и нажимал специальную кнопку, когда насчитывал ровно одну минуту. Кроме того, во всех кабинах были лампочки. Экспериментатор давал через них сигналы, якобы исходившие от одного или нескольких испытуемых (иногда он подавался через 35 секунд), а затем фиксировал, кто поддался на обман, поторопившись нажать свою кнопку. Оказалось, что людей, подверженных внушению и групповому давлению, очень много.
Эксперимент 5
Еще один похожий эксперимент. Представьте себя в следующей ситуации. Вы добровольно вызвались участвовать в эксперименте. Заходите в комнату вместе с четырьмя другими участниками, и экспериментатор показывает всем одну карточку, где изображен отрезок прямой X, и другую карточку с тремя отрезками А, В и С. Ваша задача — определить, какой из трех отрезков ближе всего по длине к отрезку X.
Решение представляется вам на удивление легким. Совершенно очевидно, что правильное решение — отрезок В, и, когда наступит ваш черед отвечать, вы, конечно, назовете именно его. Но сейчас не ваша очередь. Четверо подставных испытуемых (а о том, что они подставные, вы не знали), один за другим уверенно и вполне аргументированно дают иные ответы. Вначале вы думаете, что они сошли с ума. Но позже решаете, что с ума, возможно, сошли вы сами — ведь большинство людей никогда не ошибается.
Эксперимент 6
Психологи провели эксперимент, выяснявший степень коллективной солидарности. Учеников 7-го класса пригласили в тир и предложили выстрелить в одну из двух мишеней, предварительно предупредив: если ученик стреляет в первую мишень, то деньги, выскакивающие из барабана, пойдут на общее дело, а если он выстрелит во вторую, то — себе в карман. Экспериментаторы придумали хитринку, которая давала испытуемым ложную информацию. На каждой мишени светящимися точками указывалось количество попаданий, которые якобы сделали предыдущие ученики. И каждый раз на «эгоистической» мишени точек было гораздо больше. Школьникам как бы говорилось: вот смотри, все стараются только для своей пользы. Каждый вновь вошедший стоял перед сложным выбором: проявить себя коллективистом и не согласиться с мнением большинства либо остаться эгоистом и согласиться с большинством. Оказалось, что в дружном классе не поддались на провокацию до 80% испытуемых. Они стреляли в первую мишень.
С помощью таких экспериментов ученые доказали, что человек в своих поступках ориентируется на «значимых других» — тех, чье мнение или поведение имеет для человека какое-то, пусть даже небольшое, значение.
Самый удивительный вывод дал последний эксперимент — своего рода эксперимент в эксперименте. Ученые попросили испытуемых —людей самых разных возрастов и профессий — оценить, удастся ли группе навязать неправильное мнение отдельному человеку. Кроме того, их спросили: как бы вы сами повели себя в такой ситуации — поддались бы мнению других или нет? И как оказалось, подавляющее большинство людей считало, что другие обязательно уступят давлению группы, но они никогда! Получается, что о себе мы думаем лучше, чем о других. Или тут кроется нечто иное?
Особенно любопытен эксперимент 4. Он стал классическим, его автор — выдающийся американский психолог Соломон Эш. После эксперимента тем, кто пошел на поводу у большинства, был задан вопрос: действительно ли они видели длину отрезка иной, чем она была на самом деле, или они просто дали тот ответ, который от них ожидали? Некоторые испытуемые настаивали на том, что они действительно видели то, что сказали. Чтобы проверить их правдивость, условия эксперимента изменили — всем разрешили вести себя свободно: кто хочет, высказывает свое мнение вслух, а кто не хочет, пишет на бумаге. Естественно, подставные испытуемые высказывались вслух, чтобы внушить «жертве» неправильный ответ. А настоящие испытуемые разделились: те, кто высказывался приватно (не при всех), гораздо чаще давали правильный и независимый ответ, а остальные старались либо угодить группе, либо не противостоять ее мнению.