С. Милграм Эксперимент в метро
Недавно мы обратились к изучению метро — весьма характерного атрибута жизни Нью-Йорка. Поразительный факт: в часы пик духота, давка, чужие локти в вагоне метро, битком набитом незнакомыми людьми, почти не порождает агрессии. Более того, поведение людей вполне регламентировано и упорядочено; и мы попытались исследовать, каким нормам оно подчиняется. Я предложил, чтобы каждый студент моего курса подошел к кому-то в метро и попросил уступить место. Студенты немедленно отреагировали так же, как и вы, — смехом. Однако нервный смешок часто означает, что затронута важная проблема. Многие студенты считали, что ни один человек в Нью-Йорке не уступит место другому просто потому, что тот его об этом попросит. И вот еще в чем обнаружились предрассудки моих студентов. Они утверждали, что человеку придется сделать вид, что он болен, сказать, что у него тошнота, головокружение; они полагали, что самой просьбы уступить место будет недостаточно, ретий факт: я хотел набрать добровольцев из
числа аспирантов, но они единодушно и категорически отвергли мое предложение. Это весьма показательно. В конце концов, все, что от них требовалось, — обратиться к человеку с довольно безобидной просьбой. Почему это предприятие казалось столь пугающим? Иными словами, первые данные, необходимые для ответа на вопрос о факторах, регулирующих поведение человека в метро, мы получили уже во время обсуждения будущего эксперимента, я имею в виду описанную эмоциональную реакцию. Наконец, выполнить это задание героически взялся один смельчак. Он обратился с просьбой лишь к 14 пассажирам, а не к 20, как предполагалось вначале. Откровенно говоря, я полагал, что это будет несложно. Я подошел к сидящему пассажиру и приготовился произнести волшебную фразу. Но оказалось, что слова застряли у меня в горле и наотрез отказывались выходить наружу. Я застыл на месте, а затем ретировался, не выполнив моей миссии. Студент, наблюдавший за мной, побуждал меня сделать еще одну попытку, но мои центры самоконтроля были парализованы. Я убеждал себя: «Ну что же ты, трус несчастный! Велел сделать это своим студентам. Как же ты вернешься к ним, сам
В нынешнем обществе за провозглашенной свободой заключения брака для мужчины и женщины последовала такая же широкая свобода его расторжения. Нормы свободного заключения брака требовали свободного расторжения брачных уз. Без этого невозможно осуществить индивидуальные права и ценности. Статистика свидетельствует, что в XX в. резко увеличилось число разводов, причем по инициативе женщины. Представить себе такое в традиционном обществе было невозможно. Интересен и другой факт: уровень разводов вначале рос в развитых странах, а затем в слаборазвитых, по мере того как они переходили от традиционного уклада жизни к индустриализации и урбанизации.
Современное общество и культура модернити предполагают широкие и открытые международные контакты, а значит, свободное перетекание ценностей и норм с Запада на Восток. Сегодня отмечается странная закономерность: молодежь в традиционных обществах придерживается не заветов и ценностей отцов, а перенимает ценностный мир своих подростков из более развитых стран. На этом основан феномен вестернизации культуры. И вот уже люди отказываются от пуританских норм добрачного поведения, обсуждают права женщины на свободный выбор добрачной модели сексуального поведения, дискутируют о проблемах феминизма и контроля над рождаемостью. Некоторые культурологи, в частности Аира Рейсе, выдвигают программу нового культурного кода добрачного поведения, согласно которому более моральным надо считать не целомудрие подростков, если оно принудительно, а свободный добрачный секс, если он основан на взаимной любви'.
Таким образом, в каждом обществе и в любую историческую эпоху между различными частями нормативной системы культуры мы обнаруживаем согласованность и гармонию. Иначе и быть не может, ведь нормы — это квинт-
не выполнив задания?» Наконец, после нескольких неудачных попыток я подошел к одному пассажиру и выдавил из себя просьбу: «Простите, пожалуйста, вы не уступите мне место?» На мгновение меня охватил совершеннейший, безотчетный ужас. Но человек тут же поднялся и уступил место. И здесь меня поджидал второй удар. Сев, я почувствовал общую необходимость оправдать эту просьбу своим поведением. Я почувствовал, что бледнею, и скорчился так, что едва не уперся лбом в колени. Ролевая игра тут не при чем. Казалось, что я вот-вот отдам концы. Затем третье открытие: как только я сошел с поезда на следующей станции, напряжение исчезло без следа.
Данные эксперимента показали, что нарушение правил поведения в обществе обычно вызывает у нас тревогу, которая выступает как сдерживающий фактор. Попросить уступить место — казалось бы, сущая ерунда, и все же сделать это было чрезвычайно трудно. Во-вторых, он выдвигает на первый план могущественную необходимость оправдать свою просьбу, прикинув-
шись больным или усталым. Должен подчеркнуть, что дело не в притворстве, мы действуем так, подчиняясь логике общественных отношений. Наконец, тот факт, что все эти сильные чувства порождались конкретной ситуацией и не выходили за ее рамки, демонстрирует, насколь-
ко сильна ситуационная обусловленность человеческих переживаний и поведения. Я ощутил облегчение и вернулся в нормальное состояние моментально, как только сошел с поезда. Источник: Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000. С. 13.
' ReissI.L. The Family System. N.Y., 1971.
эссенция культурных ценностей, массовых верований и идеалов, нормы — всего лишь практические инструменты воплощения ценностей и идеалов. А разве между средствами и целями может быть противоречие? Если такое случается, общество начинают сотрясать конфликты, войны, революции.
Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает мораль общества — предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашенными нормами. Большинство наших норм согласованы между собой и регулируют образ нашей жизни. Когда нормы согласованы, в обществе кооперация и сотрудничество побеждают соперничество и конфликты. Гипотеза Рейсе о том, что сегодня формируется «новая сексуальная мораль», всего лишь попытка привести к единому знаменателю массовую практику добрачного поведения подростков и ценности общества, которые во многом еще базируются на традиционных нормах.
В нормативной системе культуры все элементы должны быть согласованы. Вместе они составляют логически связанное, целостное образование. Если общество провозгласило нормы целомудрия и верности, то ему придется провозгласить и главенство моногамного брака, основанного на слиянии двух начал — любви и секса. Если нормы провозглашены, но не воплотились в жизнь, то велика вероятность конфликта, причем на любом уровне. Скажем, если муж получает в семье любовь, но не получает сексуального удовлетворения, он найдет его на стороне. Следовательно, если в данной культуре провозглашено равенство мужчины и женщины, жена может выступить инициатором расторжения брака по причине неверности мужа. В традиционном обществе даже в случае неверности мужа, а такое случалось повсеместно, жена никогда не подаст на развод: ее права не равны правам мужа. В японском обществе еще недавно жена терпимо относилась к любовным похождениям мужа и должна была гостеприимно встретить его любовницу, когда ту приглашали в гости. Но времена меняются, и современная Япония отходит от норм традиционной культуры.
НОРМЫ И ИХ СОБЛЮДЕНИЕ
Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение — прежде всего результат научения. Мы с детства обучаемся правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Обучаясь нормам, мы одновременно контролируем свое поведение и управляем им.
Нормы— правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются как бы картой или схемой культурной жизни. Тротуары, улицы и дорожные знаки — метки культурного пространства — служат своеобразными сигналами, которые предупреждают нас об опасности и направляют наше движение в нужную сторону.
Социокультурная норма — это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями. Норма является главным способом регуляции поведения людей.
Совокупность таких норм образует соционормативную систему(рис. 28). Основными типами нормативных систем выступают обычай, мораль, религия, право.
Нормативная система предписывала членам традиционного сообщества порядок и характер их действий. Это могло выражаться внешне мягко, скажем, в форме мифов и преданий о героях. «Если человек умер, его младший брат должен жениться на его женах, чтобы они не могли стать женами человека из другого племени. Чтобы сохранить людей, нужно сохранить скот, и люди смогут наследовать скот и не будут страдать от голода», — наставлял зулусский миф об Ункулункулу. Позднее, когда культура выработала развитый правовой регулятор и записала его положения в виде законов и уставов, «решетку» их конструкций крепили с помощью таких жестких слов, как «обязан», «должен», «не вправе».
Рис. 29. Соционормативная система напоминает жесткую кристаллическую решетку,
про помощи которой общество, с одной стороны, ограничивает поведение людей,
а с другой — пытается ими управлять (а. Ь, с — элементы такой системы)
В социологии нормы иногда подразделяют на социальные и культурные. Однако большинство исследователей вполне справедливо полагают, что между ними не существует принципиальных различий, поэтому их можно рассматривать как некое единство — социокультурный статус, двумя гранями которого выступают социальные и культурные нормы.
Социальные нормы— это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они регулируют поведение людей путем дозволения — указания на варианты поведения, которые не запрещены, желательны, но не обязательны, предписания — указания на требуемые действия и запрета. Дозволение — предписания — указания на действия, которые не следует совершать. Норма характеризует эти действия как общественно вредные, плохие, несправедливые.
Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах. Они относятся к так называемым групповым привычкам. К примеру, американский социолог Элтон Мэйо обнаружил нормы, которые применяли по отношению к новичкам, принятым в бригаду, старшие товарищи, в частности «не держись со
своими официально», «не говори начальству то, что может навредить членам группы». Другие нормы возникают и существуют в больших группах или обществе в целом и называются «общие правила». Большой социальной группе, будь то народ, профессиональное сообщество или молодежная группа, присущи такие правила, а кроме них, свои манеры, обычаи и этикет.
Социальные нормы одновременно похожи и вместе с тем сильно отличаются от законов природы и религиозных заповедей. С законами природы социальные нормы, в частности юридические законы, роднит неизбежность или обязательность исполнения. Закон всемирного тяготения заставляет яблоко падать на землю с той же непреложностью, что и закон, предписывающий пожизненное заключение для преступника, совершившего умышленное убийство. Различие между ними в том, что: а) от карающего меча правосудия можно все-таки уйти, а от законов природы — никогда; б) юридическим законам человек подчиняется добровольно — после того, как выбрал гражданство и признал правомочность над собой конституции данной страны, а природным законам тела следуют безо всякой свободы выбора.
Существуют сходство и различия также между социальными нормами и религиозными заповедями. Сходство выражается уже в самой природе — обе системы являются творением человека. Правда, социальные нормы в форме юридических законов закреплены в конституции и соответствующем своде законов, а религиозные заповеди освящены Богом (если брать в пример христианство). Какой гарант сильнее — государство или Бог, — надо еще посмотреть. Большинство людей не слушает и того, и другого.
Нарушая юридические законы, люди боятся попасть в тюрьму. Это вполне реальная угроза провести годы вдали от благ цивилизации, снизить свой статус и имидж в глазах значимых других, получить негативный ярлык и после выхода на свободу стать либо аутсайдером, либо маргиналом.
Нарушая религиозные заповеди, люди боятся непрощения грехов после смерти. Это ирреальная угроза, но страх перед таинственным действует подчас не менее сильно, чем реальное заточение. Попасть в чистилище или сгореть в аду — это перспектива, не имеющая конца. Тому, кто попал сюда, обратного хода нет. У Бога нет сроков, нет дат и нет конца.
Религиозные заповеди предполагают подчинение своей воли нравственным императивам, предписанным Богом. Тем они и отличаются от юридических законов, выполнять которые человек обязан независимо оттого, нравится ему этот закон или нет. Подставить щеку — это личный выбор каждого человека, причем выбор, чреватый, возможно, трагическими последствиями. Жертвенность во имя чего-то высшего, самопожертвование и добровольность — это именно те свойства, которых нет ни у законов природы, ни у социальных норм. Законы природы вообще не оставляют выбора, а решение соблюдать (или не соблюдать) социальные нормы диктуют зачастую интерес и выгода: если индивиду выгодно не нарушать закон, он будет законопослушным, невыгодно — он нарушит и попытается обелить себя, солгав судьям, подкупив свидетелей и т.п. При выполнении религиозных заповедей нельзя ни солгать, ни подкупить. Потому, видимо, они так трудны для исполнения. Подавляющее большин-
ство землян, независимо от страны проживания, исповедуемой веры и разделяемой культуры так или иначе, в большей или меньшей мере, нарушают религиозные заповеди. Грешат и каются, потом снова грешат, и им снова отпускают грехи после искреннего раскаяния. Всепрощение ослабляет нравственную дисциплину. Небесная кара не страшна, если ее как-либо удается избежать еще на земле. Лишь единицы понимают, что самая страшная кара ожидает нас не на небесах, а в собственной душе.
Рис. 30. Современное общество переобременено законами, нормами, кодексами
Современное общество, переобремененное множеством законов, подзаконных актов, указов, инструкций и нормативных документов, в которых разбираются только специалисты, и то каждый в своей узкой области, обладает, во-первых, гетерогенным, во-вторых, искривленным пространством. Кривизну ему придают: запутанность и противоречивость законов, их неисполнение со стороны государства и самих граждан, необходимость социальной системы давать своим членам больший люфт и маневр действий.
Юридические нормы и религиозные заповеди соблюдают почти одни и те же слои общества, как и нарушают их сходные между собой группы населения. Атеисты не верят в Бога и данные им заповеди. Маргиналы и аутсайдеры, находящиеся на социальном дне, не получившие достойного воспитания, выросшие в неблагополучной среде, не верят обществу, не признают его ценностей и постоянно пополняют ряды нарушителей.
Законо- и религиознопослушной частью населения обычно выступает интеллигенция (социологи еще добавили бы «средний класс»), получившая достойное воспитание, выросшая в благополучной среде, разделяющая ценности общества и религиозные ценности. Если в какой-то стране численность
среднего класса составляет 60 или 80% населения, то уровень его стабильности выше, чем в той стране, где доля среднего класса и, соответственно, доля интеллигенции не превышают 15—20%.
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемою) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. Поскольку в коллективе общественное обычно ставится выше личного, правила частной жизни менее ценны и строги, нежели общественной. Если, конечно, они не изменили свой статус и не превратились в общественные.
В норму превращались коллективные идеалы красоты, добра, отваги. В статусе идеала или эталона, культурные нормы сразу становились ценностями — особо почитаемыми представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. В любом обществе ценности оберегаются особым образом. За нарушение норм и попрание ценностей полагались всевозможные санкции и наказания. На соблюдение культурных норм был ориентирован огромный механизм социального контроля, который действует поныне. Пресса, радио, телевидение, книги пропагандируют нормы и идеалы, которым должен соответствовать цивилизованный человек. Их нарушение осуждается, а соблюдение вознаграждается.
В разных культурах различаются даже представления о расстоянии, на котором следует вести беседу. Североамериканец не терпит, чтобы до него дотрагивались и отступает от собеседника, тогда как латиноамериканцам надо подойти достаточно близко, чтобы заговорить. Так, для канадца удобное расстояние при разговоре 75 см, а для аргентинца это слишком далеко, и он может подумать, что американец, с которым он разговаривает, держится холодно и отчужденно. Таковы этические критерииобщения.
Весьма существенно различаются эстетические нормы,представления о прекрасном. Древним сарматам не нравилась естественная форма головы, и они изменяли ее так, что в конфигурации черепа почти не оставалось вертикального лба: профиль оказывался чуть ли не горизонтальным. У инков голова делилась как бы на две части, связанные перемычкой: они перетягивали череп младенца специальной повязкой. В Африке еще сохранился обычай дырявить нос для украшений, а европейца не удивляют проколотые для серег мочки ушей. У бушменов нос ребенка делали приплюснутым, а во Франции XVI в. было популярным вытягивание носов.
Люди отличаются друг от друга и тем, что и как они могут съесть. Для мужчин и женщин, для детей и взрослых выработаны разные правила поведения и пищевые табу. Только женщины, толстяки и богатые знают, что такое диета. Бедняки зачастую недоедают, потому им не знакомы культурные нормы ограничения в приеме пищи. Иностранцы не всегда с удовольствием едят то, от чего приходят в восторг местные жители. Однако раскрыть свое неудовольствие означает проявить неуважение к хозяевам.
Всевозможные культурные практикипризваны помочь человеку достичь установленных норм и идеалов. Физкультура и спорт, аэробика, лечебная
гимнастика, массажные кабинеты, салоны красоты и т.п., ставшие в современном обществе настоящей индустрией, позволяют желающим избавиться от лишнего веса, курения, гиподинамии, поддерживать приятный цвет лица, спортивную форму и здоровье. В большинстве европейских стран и США здоровый образ жизни возведен в своеобразный культ, который буквально навязывают населению.
Культурные нормы являются не только идеалами и эталонами, которые ориентируют людей на то, к чему они должны стремиться, на кого походить, кому или чему подражать. Нормы выступают также в роли запретов. К примеру, в штате Миссури (США) пожарным не разрешается ходить по улицам
в нижнем белье. В штате Индиана человек, поевший лука, не имеет права в течение двух часов после этого пользоваться общественным транспортом. В штате Монтана под угрозой тюремного заключения запрещается строить гримасы из окна автобуса. В Калифорнии нельзя купить мышеловку, не получив разрешения в полиции. Таким образом, культурные нормы предстают в двух ипостасях —разрешениеи запрещение.Это не значит, что каждая культурная норма обладает двумя сторонами. Одни нормы выступают только как призывы, советы или пожелания, а другие, напротив, лишь как запрещение что-либо делать. Культурные нормы суть не только разрешение на одобряемые поступки, но и запрещение совершать неодобряемые действия. В разных культурных системах и религиях запрещается и разрешается не одно и то же. Например, шариат запрещает мужчинам носить золотые украшения, хотя в христианстве это вполне допускается.
Православная церковь запрещает употреблять в пищу во время поста скоромное и настоятельно рекомендует воздерживаться от исполнения супружеских обязанностей. А поскольку интимные отношения вне брака церковь отвергает вообще, то половая жизнь оказывается под запретом. Кроме того, в православии лежит запрет на чертыхании и произнесении имени Господа всуе. Практика не выявила, какой вид норм — разрешающих или запрещающих — эффективнее влияет на поведение людей. Иногда они остаются равнодушными к всевозможным призывам и советам, иногда избегают даже самых строгих запретов. По всей видимости, причину надо искать не в типе культурных норм, а в том, что составляет их мотивационную основу. Иначе говоря, культурная норма соблюдается тогда, когда индивид заинтересован это сделать.
Чем древнее цивилизации, тем многослойнее культурные пласты, тем большее количество культурных норм и традиций обнаруживается в этом обществе. К древнейшим культурам мира принято относить Индию и Китай. В Китае культурные нормы пропитали все поры общества, поэтому здесь в норму и соответствующую ей ценность возводятся такие явления, которые в других странах никак не нормированы, например существуют нормы детно-сти, сыновней почтительности, предпочтения сыновей и наследования по мужской линии, проживания поблизости от родных, недопущения повторного брака вдов у зажиточных людей, наконец, культ предков.
СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ НОРМ
Социальные нормы (нравственные, религиозные, правовые) регулируют социальные отношения, т.е. отношения междулюдьми и социальными группами. В этом их отличие от других норм, например технических, которые устанавливают правила обращения с материальными объектами. Но и некоторые технические нормы могут приобретать социальное значение (правила техники безопасности).
Любая социальная норма имеет определенную (трехчленную) логическую структуру. Эта структура проще всего выявляется в правовых нормах как наиболее формализованных. В структуру нормы входят гипотеза, диспозиция и санкция.
♦ В гипотезе говорится о круге лиц, являющихся адресатом нормы, и обстоятельствах, выступающих условием ее реализации. Очень часто в формулировке нормы гипотеза опускается, поскольку круг лиц и обстоятельств или представляется самоочевидным, или вытекает из общих принципов нормативной системы.
♦ В диспозиции описывается собственно правило поведения, говорится о правах и обязанностях субъекта, причем правоспособного и дееспособного. Субъективное право определяет границы возможного поведения, а обязанность — должного.
♦ В санкции указываются меры воздействия на субъекта, реализующего норму.
В социальных нормах используются три основных способа(метода) социального регулирования и контроля:
1)дозволение указывает на варианты поведения, которые не запрещены (разрешены). Это наиболее мягкий способ контроля;
2)предписаниеуказывасг на определенные, обязательные варианты поведения;
3)запрет указывает на варианты поведения, которые запрещены, но ничего не говорит о вариантах разрешенного поведения.
Соответственно, все нормы по способу контроля можно разделить на три группы:
1) дозволяющие (управомочивающие) представляют определенные права, например право на отдых;
2) обязывающие (предписывающие) налагают определенные обязанности, например обязанность взрослых детей по содержанию престарелых родителей;
3) запрещающие устанавливают запрет на совершение какого-либо конкретного действия (бездействия), например на хищение чужого имущества.
Социальная норма характеризуется такими свойствами, как социальная обусловленность, или общественная полезность; обязательность; реализуемость в поведении.
Социальная обусловленностьнормы означает ее производность (но не произвольность) от характера социальных условий. Всякая норма устанавливается потому, что она отвечает каким-то общественным потребностям, она полезна, выгодна для интересов какой-либо социальной группы (или общества в целом). Но интересы группы меняются, то, что выгодно для одной социальной группы, невыгодно для другой. Норма, теряющая свою полезность,
отмирает. Поэтому социальные нормы исторически изменчивы. Из этого следует, что нормы имеют не абсолютный характер, а относительный.
Свойство обязательностиотличает норму от других, сходных по форме, велений —пожелания, совета, рекомендации. Без этого свойства норма теряет свои контрольные функции.
Но полезная и необходимая норма будет эффективной в плане социального контроля только в том случае, если она реализуется в поведении людей.Норма — это идеальный образец поведения, а не само реальное поведение. Эффективность социального контроля определяется степенью реализации норм в поведении людей. Наибольшая эффективность проявляется в привычном поведении: привычка умываться по утрам как способ реализации санитарно-гигиенических норм предпочтительнее, чем умывание из желания поощрения или страха перед наказанием. Существуют три основные формы реализации социальных норм:
1) использование нормы заключается в осуществлении (или неосуществлении) субъективных прав, предоставляемых нормой. Человек может вступить или не вступить в политическую партию, тем самым он волен использовать (или не использовать) свое право на участие в общественных объединениях;
2) исполнение нормы заключается в осуществлении субъектом обязанностей, возлагаемых на него нормой. Например, наемный работник обязан выполнять условия контракта или коллективного договора с работодателем;
3) соблюдение нормы заключается в воздержании от действия, запрещенного нормой. Например, гражданин не приобретает, не хранит и не носиторужия, запрещенного законом.
В тех случаях, когда правовая норма не используется, не исполняется или не соблюдается, вступает в действие особая форма реализации — применение нормы.Здесь норма реализуется путем вмешательства государственного органа или должностного лица (приговор суда, взимание штрафа за безбилетный проезд).
Нормы в зависимости от сущности установившего их (и контролирующего) социального института и характера санкций делятся на формальными неформальные.
Формальные нормы — это писаные нормы, они текстуально закреплены; их установление и отмена связаны с определенной установленной процедурой; они, как правило, имеют ясно обозначенные санкции; применяют санкции уполномоченные на то органы и должностные лица. Неформальные нормы таких ограничений не знают2.
Социокультурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они:
♦ являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках;
♦ служат ожиданиями в отношении будущего поступка;
♦ контролируют отклоняющееся поведение;
♦ выступают образцами, эталонами поведения.
2 Подробнее см.: Курганов СИ., Кравченко А. И. Социология для юристов: Учеб. пособие для вузов. М., 1999. С. 117-130.
Рассмотрим первые две функции (третья рассматривается в главе о социализации, а четвертая описывалась в начале данной главы).
С одной стороны, нормы — это обязанности одного лица по отношению к другому (или другим) лицу. Запрещая курить в учреждениях, администрация накладывает на сотрудников определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и коллегами. Следовательно, нормы формируют определенную систему взаимных отношений, основанных на правах и обязанностях.
С другой стороны, нормы — это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идут навстречу, — по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникает беспорядок. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.
В некоторых обществах женщины и дети не садятся за один стол со взрослыми мужчинами и принимают пищу после них. Здесь ожидают, что женщина будет есть последней и очень мало. В одних обществах женщина прислуживает мужчинам за столом, а в других эти обязанности делят между собой муж и жена. Во всех обществах за столом хозяева прислуживают гостям, а не наоборот. В ресторане с меню первой обычно знакомится женщина.
Рис. 31. В некоторых обществах домашние обязанности делят между собой муж и жена
Таким образом, нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:
♦ как стандарты поведения (обязанности, правила) или
♦ как ожидания поведения (реакция других людей).
Зашита чести и достоинства членов семьи — обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится очень высоко, а отступление от нее строго карается. То же можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи, но позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.
Культурные нормы выполняют функцию не только правил поведения, но также эталонов долженствования — эталона красоты, доброты, храбрости, честности и т.д. Некоторые эталоны в виде требований фиксируются письменно и составляют своды бесчисленных кодексов чести: дворянина, самурая, рыцаря и т.п. Другие закрепляются в устном предании народа и передаются из поколения в поколение через рассказы и обучение.
С древнейших времен человечество нормировало, кажется, все, что растет, двигается, умирает, вступает в брак, переезжает, ест, лежит и т.д. Существовали нормы на то, как надо одеваться, ходить, какой длины должны быть ногти и шея, какой формы — голова, шляпка, галстук. Маникюр сегодня — элемент моды, а в древности длинные ногти свидетельствовали о том, что их обладатель не занимался физическим трудом; это отвечало существовавшим нормам и традициям. В Древнем Китае специально отращивали ногти, которые служили признаком благородного происхождения.
У многих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому грузины, укладывая ребенка спать, старались — для роста шеи — положить его так,
Врезка
Кодекс чести самурая
Примером тщательно разработанного кодекса чести служит бусидо — неписаный норматив поведения японского воина-самурая, представлявший собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина. Бусидо кодифицировалось в единую систему этических принципов приблизительно в XVI в. Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» («буси» — воин, самурай; «до» — путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится еще и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие «путь» является некой этической нормой (дао-дэ). Таким образом, бусидо — это «самурайская мораль», «добродетель», «морально-этический» кодекс. Основные положения и принципы бусидо развивались из поколения в поколение в течение длительного времени. Бусидо как специфическая мораль воинского сословия представляло собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев, способов воспитания самурайской молодежи, создания и укрепления определенных нравственных качеств и отношений. Буси-
до сформировалось в феодальном обществе и касалось отношения самураев к своему кругу людей, определенному классу, государству в целом. Впитав в себя положения различных религиозных учений (буддизма, конфуцианства и синтоизма— национальной религии японцев), бусидо превратилось в моральный кодекс воинов, одновременно выполняя функции философского знания и этического учения. Из дзен-буддизма бусидо восприняло идею строгого самоконтроля. Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались ценными качествами характера самурая. В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзен, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти. Из конфуцианства идеология самураев восприняла прежде всего конфуцианские требования о «верности долгу», послушании своему господину, а также требования, касающиеся морального совершенствования личности. Конфуцианство способствовало возникновению в среде самураев и в их идеологии презрения к производительному труду, в частности к труду крестьян. Являясь неразрывной частью восточной философии, бусидо приняло характер практического нравоучения. Самураи считали его
чтобы голова оказалась ниже плеч, а некоторые африканские племена добивались того же эффекта с помощью специальных колец. Прямые ноги почитались за образец только у европейцев, например древние греки специально выпрямляли ноги, а кочевники любили кривые ноги, плотно охватывающие круп лошади. У китайцев этнографы обнаружили обычай перебинтовывать девочкам ступни, чтобы они не росли более 8-10 см. У древних майя новорожденной девочке ко лбу и затылку на несколько дней привязывали две плоские дощечки: лоб ребенка становился плоским и вдавленным. А к ее волосам на уровне глаз подвешивался шарик из каучука, и она вырастала косоглазой. Таковы были стандарты прекрасного у майя.
У некоторых народов нормировался даже цвет кожи. Так, в вождествах(первобытных общинах, находящихся на зрелой фазе развития) предводителем племени мог быть избран только человек с красивой и гладкой кожей соответствующего цвета. »
В какие-то эпохи строго нормировались мастерство и поведение оратора. В одних обществах это личное дело каждого, в других ораторское мастерство помогало занять высокие политические посты, а в древнем обществе оно служило неизменным требованием к тем, кто решил стать вождем или жрецом.
КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ
Нормы можно классифицировать по самым разным основаниям, например по сфере применения — в малой или большой социальной группе. Соответственно различают два типа норм. Нормы первого типа возникают и су-
методом совершенствования психической и телесной гигиены. Бусидо призвано научить самурая «правильной жизни» в феодальном обществе. Оно совмещало в себе теорию бытия и изучение психики человека, решало вопросы, связанные с понятием сущности индивида, его роли в окружающем мире, смысла жизни, доб<