Организационное пространство

Организационное пространство — внутренняя топология социальной орга­низации, структура которой задается не столько физическими границами, сколько статусно-символическими. Если уподобить организацию лабиринту, то можно сказать, что здесь тоже есть свои препятствия. Они ощутимы, но невидимы, ибо скроены из элементов человеческого поведения — социальных ролей, норм и ценностей. Поэтому организации имеют «социальную карту» — особым образом разграфленное организационное пространство. Оно состоит из взаимоотношений и связей между людьми как исполнителями ролей.

Мастер и начальник литейного цеха постоянно вращаются среди рабочих, т.е. функционально они стоят ближе к ним, чем к заводскому начальству. Но по своему статусу они принадлежат не к исполнителям, а к руководству. Они часть его и психологически ощущают свою близость с ним. У них общие ин­тересы и ценности, иногда — даже взгляды на жизнь. Поэтому руководство цеха нередко находится в отдельном помещении, оно питается не со всеми, а в отдельном помещении внутри заводской столовой.

Если построить своеобразную «топографию» организационного простран­ства, то окажется, что она подразумевает четыре типа разграничения:

1)физическое — распределение работников по цехам и лабораториям, по­мещения которых отделены друг от друга;

2)функциональное — нормировщица и слесарь-инструментальщик распола­гаются в одном помещении, но функционально они разделены, так как выпол­няют разные обязанности. Они — представители разных специальностей. Все это создает не меньшие барьеры для общения, чем физическое разделение;

3)статусное (престиж, позиция) — служащие, руководители, рабочие со­ставляют самостоятельные группы. Они чаще общаются между собой и до­веряют представителям своей группы больше, чем другим;

4) иерархическое — правила формальной структуры предписывают обра­щаться за решением вопроса к непосредственному начальнику, но не через его «голову».

Несоблюдение топографического разграничения часто служит причиной конфликтов. Служебные конфликты, возникающие в организации, социо­логи, как правило, истолковывают не втерминах субъективных качеств лич­ности, а в терминах организационного пространства, т.е. места, занимаемо­го группой, к которой принадлежит индивид, в данной организации.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО

Информационное пространство — это скорее среда общения многих ты­сяч и миллионов людей, которое стало возможным благодаря распростране­нию по всему земному шару новых технологий и средств связи; телеграфа, телефона, телевидения, спутниковой и мобильной связи, компьютера и ин­тернета. Сами по себе технические средства входят в состав не информаци­онного пространства, а информационной инфраструктуры, т.е. ресурсов, обеспечивающих постоянную связь между людьми.

Информационное пространство может быть совершенно конкретным и локальным, например информационное пространство Уральского региона, Московской области, Иркутска, всей России, средней школы или универ­ситета. Оно может быть предметно ориентированным, а потому бывают: мо­лодежное информационное пространство, образовательное информационное пространство, информационное пространство новых ресурсов, информаци­онное пространство рынка труда, информационное пространство культуры, информационное пространство промышленности, патентно-информацион­ное пространство, культурно-информационное пространство и др.

Информационное пространство России структурируется с помощью ин­формационных систем — совокупности методов и средств сбора, накопления и хранения, поиска и аналитической обработки, распространения информа­ции. Однако стоит отметить, что внедрение современных информационных систем и доступ к информационным ресурсам весьма неравномерно распре­деляются по регионам страны. Достаточно упомянуть, что в нашей стране на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Си­бирский) приходится более ъ/\ используемых баз данных.

ТЕЛЕСНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Особняком стоит индивидуальное физическое пространство, которое нередко называют телесным пространством. Сегодня в США активно фор­мируется особая подотрасль —социология телаили телесности4. Начало ей положили работы французского философа Мишеля Фуко5, в 1970-е гг. пе­реведенные на английский язык. Фуко утверждал, что человеческое тело —

Shilling С. The Body and Social Theory L., 1993; Turner B. The Body and Society. Oxford Blackwell, 1984; Sociology of the Body (1999). —http://www.sociologyonline.co.uk/BodyPresl/index.htm. FoucaultM. Discipline & Punish. L., 1991.

основной объект манипуляций со стороны власти и современного общества. В рамках данного направления разрабатываются такие темы, как украшение тела (татуировка, пирсинг и др.) и одежда, язык и символика тела, танцы, балет и язык жестов, спорт и гимнастика, пространственное размещение и восприятие тела, питание, здоровье и заболевание, мифологизация и сакра­лизация тела, тело и технология, технология тела, восприятие тела, тело в структуре Я-концепции, тело как зеркало внутреннего мира, способы само­выражения телесности, уход и облагораживание тела, антропология тела, индивидуализация и семиотизация тела (от погребальных церемоний до се­миотики стриптиза), эротическая привлекательность тела, симуляция тела. Пространство в физическом мире конституируется через опыт собствен­ного тела, отмечал швейцарский социальный географ Б. Верлен6. Индивид лишь тогда вхож в мое социальное окружение и воспринимается мною, ког­да он существует в одном со мной пространстве и времени, а значит, реален для меня телесно, утверждал А. Щюц7.

организационное пространство - student2.ru

Рис. 11. В социальном пространстве все не так, как в физическом: то, что кажется близким, на самом деле является далеким

В развитие социологии тела большой вклад внесли своими идеями кроме М. Фуко, также Г. Зиммель, Ж. Бодрийяр, Н. Элиас, М. Мосс, У. Самнер, И. Гоффман, П. Бурдье, Р. Мерфи и др. Еще у Зиммеля социология простран­ства строилась с учетом телесности человека. Социальное пространство — это прежде всего пространство тел, в котором существуют территориальная близость

" Werlen В. Society, Action and Space. An Alternative Human Geography. N.Y., 1993. P. I6l. 7 Sen tz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie. Frankfurt a/M., 1981. P. 227.

и удаленностьлюдей по отношению друг к другу, способность людей воспри­нимать телесное присутствие других и самих себя при помощи органов чувств.

Телесность маркируется через особенности человеческого голоса и осо­бенности речи, запахи и внешний вид, манеру поведения и жестовую атри­бутику, выражение лица и мимику. Каналами пространственного восприя­тия другого человека выступают слух, зрение, речь и знание, память и ощу­щения, наконец, обоняние. У каждого органа чувств — своя дистанция, на которой воспринимается атрибутика другого человека8.

Язык телодвижений напрямую зависит от социального статуса власти и престижа (чем выше социальное положение человека, тем лучше развита вер­бальная форма проявления чувств и мыслей, но хуже — невербальная); воз­раста (у детей ярче все формы экспрессивного выражения телодвижений).

Общаясь, люди невольно держатся на определенной дистанции друг от друга. Естественно, что эта дистанция зависит от характера общения: одно дело, когда начальник разговаривает с подчиненным, а другое — когда бесе­дуют два близких человека. Иными словами, чем дружелюбнее, доверитель­нее общение, тем меньше дистанция; чем общение более формально и свя­зано с психическим напряжением, тем дистанция больше. Мы все, сами того не осознавая, следуем этому правилу.

Пространство тела ограничено небольшой окружностью, не обязательно замыкающейся одеждой. Тесное соприкосновение, прежде всего с незнако­мым человеком, часто воспринимается как вторжение в это пространство. Если в метро или общественном транспорте, где не очень тесно и скученно, вы ненароком коснетесь другого человека любой частью своего тела, то он отодвинется или отстранится. Если в совершенно пустом вагоне рядом с вами сядет другой пассажир, то вы расцените это как агрессивный выпад в свою сторону. Держась за поручни, попробуйте ухватиться за них так, чтобы чуть-чуть коснуться чьей-то другой руки, и ее тут же отведут в сторону. Подой­дите к милиционеру на расстояние 15—20 см, чтобы спросить о том, как найти нужную улицу, и вы почувствуете, как он машинально нащупывает кобуру. Если рядом с вами любимый человек, то вы можете держаться за руки, об­ниматься и целоваться и чувствовать себя при этом хорошо и комфортно.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

К разновидностям культурного пространства можно отнести религиозное пространство, где выделяется особый вид —каноническоепространство. Кано­ническое — это то, что, во-первых, имеет отношение к священным канонам церкви, а во-вторых, устроено в соответствии с ними (является «каноничным»). В данном случае оно совпадает с понятием конфессионального пространства — исторически закрепившейся за данной ветвью христианства, в частности пра­вославия, территории, на которой проживает большинство сторонников данной конфессии, соблюдают все ее церковные обряды и традиции, иденти­фицируют себя именно с ней и готовы защищать ее «идеологическую неприкос-

Подробнее о концепции социального пространства у Зиммсля см.: Филиппов А.Ф. Социология про­странства: общий замысел и классическая разработка проблемы. — http://www.ruthenia.ru/logos/ number/2000_2/Q9.html.

новенность». Каноническая территория не совпадает с государственной, а по­тому не имеет юридического основания. Хотя распространено представление о канонах в значении церковных законов, т.е. элемента церковного права, кано­нической территорией нельзя назвать территорию, которая оформлена законо­дательным образом, конституирована в церковном праве и вторжение на кото­рую другого субъекта церковного права могло бы рассматриваться аналогично вторжению одного субъекта международного права на территорию другого, т.е. как агрессия. Каноническое пространство, как и любой другой вид культурно­го пространства (если это не оговорено соответствующими законодательными документами), по определению является конвенциональным —таким образо­ванием, о структуре, содержании и грани­цах которого люди договариваются меж­ду собой при встрече, не оформляя ее ито­ги документально, либо соблюдают, организационное пространство - student2.ru опираясь на когда-то сложившиеся тра­диции и обычаи. Каноническая территория — это не только вероучительная территория данной конфессии, на которой проживает ее паства, но также территория, на которой субъект церковной власти обладает всей полнотой принадлежащих ему полномо­чий. Здесь он может беспрепятственно осуществлять свой религиозный долг, а полномочия любого другого субъекта церковной власти недействительны9. Вне­шняя граница канонической территории отделяет тех, кто подчинен какой-либо канонической церковной власти, от тех, кто ей не подчинен, тех, кто является объектом церковной власти, от тех, кто им не является. Это граница между хри­стианами и нехристианами или раскольниками и еретиками (т.е. теми, кто отде­лился от церкви и вышел из-под церковной власти по причинам несогласия с вероучением или с теми или иными аспектами церковной политики).

Понятие «каноническая территория» или шире — «каноническое пространство» появилось в отечественной литературе в начале 1990-х гг. Надобность в нем воз­никла в связи с тем, что Русская православная церковь (РПЦ) стала испытывать конкуренцию и вторжение со стороны также православных, но административно к ней не относящихся церквей. Во «вторжении» в свое каноническое пространство РП Ц обвиняла зарубежную церковь, начавшую открывать в России свои прихо­ды , а затем и епархии. В «неканонических действиях на канонической территории РПЦ» были уличены Румынская патриархия, открывшая в Молдавии свою Бесса­рабскую митрополию, и Константинопольский патриархат, принявший в свою юрисдикцию Эстонскую апостольскую церковь, немедленно получившую у недру­жественных Москве эстонских властей статус «наибольшего благоприятствования». На территории Украины сложилась каноническая чересполосица — УПЦ Москов­ской патриархии, УПЦ Киевской патриархии, «автокефалисты», греко-католики10. РПЦ подверглась вторжению и со стороны католической церкви. Учреждение любой новой католической епархии на территории Российской Федерации, насе­ление которой, за исключением исламского ареала, считается по преимуществу православным, РПЦ автоматически считает покушением на свои права и свое ре­лигиозное (каноническое, т.е. вероучительное) пространство.

9 СолдатовА., Холмогоров Е. Каноническое пространство: принципы, идеологи, конфликты//Оте­чественные записки. 2002. № 6.

10 Там же.

В XX в. получило распространение экуменическое движение, отрицаю­щее абсолютность межконфессиональных перегородок даже при несогласии между ними в вопросах веры. В рамках этого движения православные, като­лики, «ориентальные» монофизитские церкви признали друг друга «церквя­ми-сестрами», пребывание в которых также признается спасительным.

ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Термин «виртуальность» давно используется в разных областях знаний, в частности в физике для обозначения мнимости некоторых объектов. Кроме того, он применяется в названии «виртуальная реальность» для трехмерных макро­моделей, реализованных при помощи компьютера. Термины «киберпростран-ство» и «виртуальная реальность» вошли в повседневный оборот более 10 лет назад в связи с возникновением и глобальным распространением интернета. Все началось с того, что специалисты фирмы VPL Research {Redwood- City, California), придумавшие термин «virtualreality», описали аппарат ее создания как «средство, способное воссоздавать сны при пробуждении».

РЕАЛЬНАЯ ВИРТУАЛЬНОСТЬ — система, в которой сама реальность (т.е. материальное/символическое существование людей) полнос­тью схвачена и погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, где внешние отображения не просто находятся на экране, но сами становятся опытом.

Термин «виртуальная реальность» существует в научном и инженерном сообществе уже около 20 лет. Своим появлением он обязан военным. Для уде­шевления подготовки летчиков и танкистов были разработаны специальные тренажеры, на которых моделировался реальный бой. Поскольку в нем все происходило, как на самом деле, хотя не разрывались снаряды и не гибли люди, его назвали виртуальным боем, а происходившие в таком простран­стве события — виртуальной реальностью. (Кстати, и прообраз нынешнего интернета был придуман британскими учеными и инженерами первоначаль­но также для военных нужд.) Задача, поставленная перед инженерами аэро­космических фирм, звучала предельно просто: «Ощущения курсанта, рабо­тающего на тренажере, не должны отличаться от ощущений летчика, пило­тирующего боевой самолет». И действительно, на экранах, имитирующих стекла кабины, курсант видел то же, что наблюдал бы во время реального полета. Появился новый, весьма специфический вид интенсивного обуче­ния, максимально приближенный по ощущениям к реальности, создающий практически полную иллюзию реальности.

Компания Silicon Graphics, специализирующаяся на выпуске компьюте­ров для работы с графикой, является пионером в области создания и тира­жирования виртуальных пространств. Именно ей принадлежит первый ап­паратно-программный комплекс работы с виртуальной реальностью Reality-Engine, где двумерное изображение, представленное на обычном компьютере этой компании, не требует специального преобразования. Выпуск этой сис­темы был начат компанией в декабре 1992 г.

Затем в печати стали появляться названия: «виртуальный офис», «вирту­альная сеть», «виртуальные технологии», «виртуальный банк», «виртуальная

корпорация». Использование «виртуальности» стало возрастать лавинообраз­но. При этом сама «виртуальная реальность» до недавнего времени не явля­лась теоретическим представлением, но скорее красивой метафорой, за ко­торой виделось что-то очень загадочное.

В 1995 г. появилась система Gopher, первая интерактивная служба вирту­альной реальности, работающая с трехмерными объектами на любой плат­форме и превращающая текстовое представление информации, хранящейся на серверах интернета, в трехмерное представление такой информации по­средством создания виртуальных образов.

Именно прогрессирующе удобный характер такого интерфейса привел к созданию особого языка описания виртуальной реальности — VRML (Virtual Reality Modeling Language), на базе которого различные фирмы создают про­граммные средства, позволяющие визуализовать базы данных любого типа для web-страниц интернета. Мир превратился в знаковую, виртуальную ре­альность. Благодаря соединению телевидения, компьютера, факса отпадает нужда не только посещать библиотеки, театры и музеи, но и ходить в мага­зины, все популярнее становится надомный труд.

Наибольшее применение интерактивная технология виртуальной реаль­ности нашла собственно в интернете как «технология интерфейса». Распро­странение по всему миру интернета (или, как его именуют на сленге, «Сеть») специалисты сравнивают с новой глобальной революцией. Социологи утвер­ждают, что уже совсем скоро мир будет делиться не на богатых и бедных, а на подключенных к интернету и неподключенных. Концепция World Wide Web была разработана в 1992 г., и с этого момента начался стремительный приток в интернет широкого круга пользователей. За последние пять лет их число выросло в десятки раз. Интернет-революция стала делом молодых (во­обще, молодежь в числе революционеров бывает гораздо чаще, чем предста­вители любой другой возрастной категории).

Еще совсем недавно минимальным участием в виртуальном мире было наличие адреса электронной почты. Сегодня в интернете ежедневно публи­куются миллионы новых документов. Мировым лидером в области про­граммного обеспечения для персональных компьютеров является компания Microsoft, основанная в 1975 г. Она предлагает продукты и услуги как для кор­поративных клиентов, так и для индивидуальных пользователей, причем вся ее деятельность осуществляется в соответствии с заявленной миссией — пре­вратить ежедневную эксплуатацию персонального компьютера в простой и приятный процесс при максимальном использовании всех его возможностей.

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — представление статической и интер­активной информации в интернете в виде виртуальной трехмерной среды, содержащей различные объекты.

О существовании параллельных пространств, альтернативных реальнос­тей пишут давно. Сейчас интернет можно смело назвать альтернативным про­странством. Пусть информационным, пусть виртуальным, но пространством, для многих ставшим естественной и желаемой средой обитания. Оно суще­ствует объективно, живет по своим законам.

Виртуальная реальность — это интерактивная технология, позволяющая создать абсолютно (или почти абсолютно) убедительную иллюзию, что вы находитесь и действуете внутри реального мира, хотя на самом деле этот мир

существует только внутри компьютера. Впервые с понятием «виртуальная реальность» широкая публика столкнулась в фильме «Газонокосильщик», снятому по произведению «самого ужасающего» автора — Стивена Кинга (Кинг решил, что фильм не получился и, как известно, снял свою фами­лию из титров).

Выделяют три вида технологий создания виртуальной реальности: первый захватывает вас полностью и воздействует почти на все ваши органы чувств; второй владеет вами только частично, а третий вид мы наблюдаем на при­мере детей, когда они играют в компьютерные игры. Кстати, настоящая вир­туальная реальность принципиально отличается от стереоизображения. В ней, повернув голову, вы видите другую часть изображения — как в жиз­ни, а стереоизображение «следует» за вами, а если вы будете крутить голо­вой, вы увидите одну и ту же картинку.

Виртуальная реальность — феномен устойчивости некоторой структуры, ус­ловно объединенной в концептуальный объект или концептуальное простран­ство, однако не являющиеся ни объектом, ни пространством. Компьютерным образом смоделированная виртуальная реальность понимается как созданная ис-кусственными средствами аудиовизуальная (и воздействующая на иные орга­ны восприятия, т.е. расширяющая сферу своего воздействия) смысловая среда, которая выдается или принимается субъектом ее воздействия за подлинную или близкую к подлинной. Виртуальная реальность всегда имеет среду своего суще­ствования (среду действия или среду анализа) и некоторое постоянно воспро­изводимое отношение к этой среде. Компьютер, создание трехмерной объект­ной среды при помощи компьютера, создание компьютерных сетей всего лишь позволили нам увидеть этот фундаментальный принцип реальности.

Врезка

What Is Cyberspace?

«Cyberspace. A consensual hallucination experienced daily by billions of legitimate operators, in every nation, by children being taught mathematical concepts... A graphical representation of data abstracted from the banks of every com­puter in the human system. Unthinkable complexity. Lines of light ranged in the nonspace of the mind, clusters and constellations of data. Like city lights, receding...» (William Gibson. Neuromancer. 1984). Cyberspace «...the ether that lies inside and oc­cupies the in-betweens of all the computers» (SardarZ. & Ravetz J.R. 1995). «■■cyberspace is the homeland of the Information Age — the place where the citizens of the future are destined to dwell» (John Perry Barlow. 1991). «Whether by one telephonic tendril or millions, they are all connected to one another. Collectively, they form what their inhabitants call the Net. It extends across that immense region of electron states, microwaves, magnetic fields, light pulses and thought which sci-fi writer William Gibson named Cyberspace.

Cyberspace, in its present condition, has a lot in common with the 19th Century West. It is vast, un-

mapped, culturally and legally ambiguous, verbally terse (unless you happen to be a court steno­grapher), hard to get around in, and up for grabs. Large institutions already claim to own the place, but most of the actual natives are solitary and independent, sometimes to the point of sociopathy. It is, of course, a perfect breeding ground for both

организационное пространство - student2.ru

outlaws and new ideas about liberty» (John Perry Barlow, Crime & Puzzlement. 1990). «The Internet is sort of the cockroach of the modern age», he said, «It survives» (Paul Vixie. Internet Software Consortium. 23rd October 2002). Источник: www.cybergeography.org.

организационное пространство - student2.ru

Компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную реаль­ность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей и поступков. Важ­но, например, не только то, что теперь можно совершать покупки с помощью компьютера, подключенного к узлу интернета, но и то, что процесс покупки все чаше организуется как посещение виртуального магазина. Если с помощью изощ­ренной компьютерной графики и>е6-страница продавца симулирует расположе­ние товаров на витрине, их осмотр и обмен на плату в виде банкнот или чека, то это следует трактовать не просто как перенос операции купли-продажи из реаль­ного пространства в виртуальное, а как симуляцию институциональной формы товарного обмена. Эта институциональная форма превращает обмен из техничес­кой операции в род экономического вза­имодействия — исполнение соци&тьных ролей покупателя и продавца. Обмен по­средством интернета позволяет совершать обмен без соблюдения этой институцио­нальной формы. Однако с помощью тех­нологий виртуальной реальности воссоз­дается видимость институциональное™ обмена. Обмен осуществляется как симу­ляция — виртуальный аналог реального социального взаимодействия. Сегодня с помощью компьютера, оснащенного модемом, можно обсуждать политиков, поп-звезд, погоду или просто болтать ни о чем с виртуальными друзьями или соседями — участниками чата, т.е. от­крытой дискуссии в интернете. Можно заработать деньги, принимая заказы на размещение рекламы на виртуальных щитах — баннерах, выиграть деньги в виртуальном казино или украсть те же деньги, взломав виртуальные замки элек­тронной системы учета какого-нибудь банка. Обличить пороки и покаяться в содеянном можно в виртуальных проповедях и исповедях в чатах на web-cvpa-ницах, открываемых священниками в качестве виртуальных приходов".

При этом происходит замещение реального исполнения социальных ролей симуляцией, создается образ реальных атрибутов институциональности. Вир­туальные корпорации симулируют процедуры заключения контракта и суще­ствование организации как субъекта хозяйственной деятельности. Виртуаль­ное казино симулирует соревнование партнеров по игре. Процесс замещения с помощью компьютеров реального пространства как места воспроизводства общества пространством виртуальным А. Бюль называет виртуализацией.

Благодаря интернету многие тысячи жаждущих общения получили воз­можность поговорить с единомышленниками, невзирая на границы и рас­стояния. Особенно популярным интернет стал у молодежи, которая получила возможность интерактивного общения при помощи специальных програм­мок — чатов (от англ. chat — разговаривать, болтать). Как следует из назва­ния, чаты используются главным образом для общения между сверстника­ми или людьми со схожими интересами. В каждом чате одновременно мо­гут общаться от двух до нескольких сотен человек. По данным Российского союза пользователей интернета, около 20% посетителей рунета (российская зона интернета) заходит туда для того, чтобы пообщаться в чатах.

11 И панов Д. В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема. Информационное обще­ство: фантом постиндустриальной эры. — http://www.follow.rLi/psycliology/article26.html.

Основателем чатов можно назвать финна Яркко Оккаринена, который в 1988 г. разработал программу IRC(Internet Relay Chat). Эта программа позво­ляла мгновенно обмениваться текстами пользователям одной сети. В отли­чие от обычных чатов система IRCсегодня — это хорошо структурирован­ная сеть специализированных платных каналов, клиенты которой могут од­новременно пользоваться информацией с одного или нескольких каналов.

Сегодня почти каждый и>е/>-узел считает своим долгом открыть у себя чат, где могли бы общаться его посетители. Есть здесь и определенный маркетин­говый ход: открывая на сайте чат, его владельцы понимают, что пообщавшись один раз, посетитель обязательно захочет узнать, как поживают его новые друзья и, следовательно, еще раз зайдет на сайт с понравившимся чатом.

Приобщение к чату происходит либо дома, либо в городских интернет-клубах. Главные посетители чатовых сайтов — подростки. Для многих из них общение в чате является стимулом научится печатать на клавиатуре и ясно излагать свои мысли. Участие в чате часто становится первым опытом дея­тельного участия в интернете. Невидимость собеседника — одно из явных преимуществ чата, поскольку вошедший может совершенно беспрепятствен­но высказывать свои мысли и вступать в разговор с любым понравившимся собеседником. При регистрации в чате посетителю обычно нужно предос­тавить о себе немного личной информации, прочитать правила сетевого эти­кета, а также выбрать ник (от англ. nickname — короткое имя, прозвище) и пароль для входа. Главное, о чем просят владельцы чатов своих посетите­лей, — это не использовать канал для массовой рассылки своих сообщений (спамов) и придерживаться норм, установленных для общения вне виртуаль­ного мира. О содержании разговоров в чатах ходят совершенно нелепые слу­хи, хотя главные темы разговоров там такие же, как и в реальной жизни: лич­ные отношения, секс и автомобили12.

Сегодня никто не сомневается в том, что феномен киберпространства — важ­ная исследовательская задача и глобальная тема дискурса для социологов XXI в. Появление и развитие компьютерного мира они расценивают как социальный механизм перехода от модерна к постмодерну — информационному обществу, обществу интеллектуального капитала, «многоопционному» обществу и др. Первые попытки создания социологических моделей современности на базе понятия виртуальности предприняты в Германии А. Бюлем и М. Паэтау, в Ка­наде — А. Крокером и М. Вэйнстейном, в России —Д.В. Ивановым.

Ожидается, что грядущая общественная формация будет принципиально отличаться от современного индустриального общества. Компьютер создает новые формы социальной интеракции, которые не были описаны и изучены родоначальниками одноименного социологического направления в первой четверти XX в. Это предстоит сделать уже их внукам. «В обобщенном виде со­циологическая модель развития техники «виртуальности» выстраивается от калькулятора через мультимедийные средства, сетевые соединения к техно­логиям виртуальной реальности, нейроинформатике и искусственному моз­гу. Компьютеризация и появление виртуального пространства стали важным аспектом дебатов в социологии»13.

Бардин С, Китов В. Частный рачговор//Gaudeamus. 2000. № 17.

Романовский Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства. — http://www.alexey-lao.narod.ru/

arhives/interface.htm.

В книге «Виртуальное общество» А. Бюль развивает теорию виртуального общества, используя современный набор сетевых метафор (магистраль данных, глобальная деревня, виртуальное сообщество и виртуальное пространство, Зазеркалье, параллельные миры и др.)- Он строит социологическую модель виртуального общества, используя, в частности, произведения известного польского писателя-фантаста С. Лема. Автор полагает, что соединения утопий фантастов с возможностями компьютерной техники порождает исторически новую ситуацию, при которой резко усилится значение и роль двух противо­положных начал общества — рынка и государства (особенно в сфере образо­вания, науки и техники). Вместе с тем фантоматическая культура (научно-по­пулярная литература, фильмы) приведут к еще большему разрыву поколений.

организационное пространство - student2.ru

Рис. 12. Миллионы лет эволюции человечества

В Сети существует много проектов, посвященных социальным исследо­ваниям интернета. Главным среди них считается Cybergeography.org, посвя­щенный географии киберпространства в целом. Созданный в 1996 г. мега-проект СуberGeography (Cyber-Geography Research)'4 посвящен исследованию компьютерного пространства и сети международной интернет-коммуника­ции, доступ к которым открывает экран электронного монитора. К темати­ческим областям относятся физическая инфраструктура, информационные трафик-потоки, демографические характеристики интернет-аудитории и киберсообществ, особенности восприятия и визуализации новых цифровых пространств. Активно применяются количественные методы и статистика, социологическое и географическое картирование (mapping).

Наши рекомендации