Организационное пространство
Организационное пространство — внутренняя топология социальной организации, структура которой задается не столько физическими границами, сколько статусно-символическими. Если уподобить организацию лабиринту, то можно сказать, что здесь тоже есть свои препятствия. Они ощутимы, но невидимы, ибо скроены из элементов человеческого поведения — социальных ролей, норм и ценностей. Поэтому организации имеют «социальную карту» — особым образом разграфленное организационное пространство. Оно состоит из взаимоотношений и связей между людьми как исполнителями ролей.
Мастер и начальник литейного цеха постоянно вращаются среди рабочих, т.е. функционально они стоят ближе к ним, чем к заводскому начальству. Но по своему статусу они принадлежат не к исполнителям, а к руководству. Они часть его и психологически ощущают свою близость с ним. У них общие интересы и ценности, иногда — даже взгляды на жизнь. Поэтому руководство цеха нередко находится в отдельном помещении, оно питается не со всеми, а в отдельном помещении внутри заводской столовой.
Если построить своеобразную «топографию» организационного пространства, то окажется, что она подразумевает четыре типа разграничения:
1)физическое — распределение работников по цехам и лабораториям, помещения которых отделены друг от друга;
2)функциональное — нормировщица и слесарь-инструментальщик располагаются в одном помещении, но функционально они разделены, так как выполняют разные обязанности. Они — представители разных специальностей. Все это создает не меньшие барьеры для общения, чем физическое разделение;
3)статусное (престиж, позиция) — служащие, руководители, рабочие составляют самостоятельные группы. Они чаще общаются между собой и доверяют представителям своей группы больше, чем другим;
4) иерархическое — правила формальной структуры предписывают обращаться за решением вопроса к непосредственному начальнику, но не через его «голову».
Несоблюдение топографического разграничения часто служит причиной конфликтов. Служебные конфликты, возникающие в организации, социологи, как правило, истолковывают не втерминах субъективных качеств личности, а в терминах организационного пространства, т.е. места, занимаемого группой, к которой принадлежит индивид, в данной организации.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Информационное пространство — это скорее среда общения многих тысяч и миллионов людей, которое стало возможным благодаря распространению по всему земному шару новых технологий и средств связи; телеграфа, телефона, телевидения, спутниковой и мобильной связи, компьютера и интернета. Сами по себе технические средства входят в состав не информационного пространства, а информационной инфраструктуры, т.е. ресурсов, обеспечивающих постоянную связь между людьми.
Информационное пространство может быть совершенно конкретным и локальным, например информационное пространство Уральского региона, Московской области, Иркутска, всей России, средней школы или университета. Оно может быть предметно ориентированным, а потому бывают: молодежное информационное пространство, образовательное информационное пространство, информационное пространство новых ресурсов, информационное пространство рынка труда, информационное пространство культуры, информационное пространство промышленности, патентно-информационное пространство, культурно-информационное пространство и др.
Информационное пространство России структурируется с помощью информационных систем — совокупности методов и средств сбора, накопления и хранения, поиска и аналитической обработки, распространения информации. Однако стоит отметить, что внедрение современных информационных систем и доступ к информационным ресурсам весьма неравномерно распределяются по регионам страны. Достаточно упомянуть, что в нашей стране на четыре региона (Северо-Западный, Центральный, Уральский и Западно-Сибирский) приходится более ъ/\ используемых баз данных.
ТЕЛЕСНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Особняком стоит индивидуальное физическое пространство, которое нередко называют телесным пространством. Сегодня в США активно формируется особая подотрасль —социология телаили телесности4. Начало ей положили работы французского философа Мишеля Фуко5, в 1970-е гг. переведенные на английский язык. Фуко утверждал, что человеческое тело —
Shilling С. The Body and Social Theory L., 1993; Turner B. The Body and Society. Oxford Blackwell, 1984; Sociology of the Body (1999). —http://www.sociologyonline.co.uk/BodyPresl/index.htm. FoucaultM. Discipline & Punish. L., 1991.
основной объект манипуляций со стороны власти и современного общества. В рамках данного направления разрабатываются такие темы, как украшение тела (татуировка, пирсинг и др.) и одежда, язык и символика тела, танцы, балет и язык жестов, спорт и гимнастика, пространственное размещение и восприятие тела, питание, здоровье и заболевание, мифологизация и сакрализация тела, тело и технология, технология тела, восприятие тела, тело в структуре Я-концепции, тело как зеркало внутреннего мира, способы самовыражения телесности, уход и облагораживание тела, антропология тела, индивидуализация и семиотизация тела (от погребальных церемоний до семиотики стриптиза), эротическая привлекательность тела, симуляция тела. Пространство в физическом мире конституируется через опыт собственного тела, отмечал швейцарский социальный географ Б. Верлен6. Индивид лишь тогда вхож в мое социальное окружение и воспринимается мною, когда он существует в одном со мной пространстве и времени, а значит, реален для меня телесно, утверждал А. Щюц7.
Рис. 11. В социальном пространстве все не так, как в физическом: то, что кажется близким, на самом деле является далеким
В развитие социологии тела большой вклад внесли своими идеями кроме М. Фуко, также Г. Зиммель, Ж. Бодрийяр, Н. Элиас, М. Мосс, У. Самнер, И. Гоффман, П. Бурдье, Р. Мерфи и др. Еще у Зиммеля социология пространства строилась с учетом телесности человека. Социальное пространство — это прежде всего пространство тел, в котором существуют территориальная близость
" Werlen В. Society, Action and Space. An Alternative Human Geography. N.Y., 1993. P. I6l. 7 Sen tz A. Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt. Eine Einleitung in die verstehende Soziologie. Frankfurt a/M., 1981. P. 227.
и удаленностьлюдей по отношению друг к другу, способность людей воспринимать телесное присутствие других и самих себя при помощи органов чувств.
Телесность маркируется через особенности человеческого голоса и особенности речи, запахи и внешний вид, манеру поведения и жестовую атрибутику, выражение лица и мимику. Каналами пространственного восприятия другого человека выступают слух, зрение, речь и знание, память и ощущения, наконец, обоняние. У каждого органа чувств — своя дистанция, на которой воспринимается атрибутика другого человека8.
Язык телодвижений напрямую зависит от социального статуса власти и престижа (чем выше социальное положение человека, тем лучше развита вербальная форма проявления чувств и мыслей, но хуже — невербальная); возраста (у детей ярче все формы экспрессивного выражения телодвижений).
Общаясь, люди невольно держатся на определенной дистанции друг от друга. Естественно, что эта дистанция зависит от характера общения: одно дело, когда начальник разговаривает с подчиненным, а другое — когда беседуют два близких человека. Иными словами, чем дружелюбнее, доверительнее общение, тем меньше дистанция; чем общение более формально и связано с психическим напряжением, тем дистанция больше. Мы все, сами того не осознавая, следуем этому правилу.
Пространство тела ограничено небольшой окружностью, не обязательно замыкающейся одеждой. Тесное соприкосновение, прежде всего с незнакомым человеком, часто воспринимается как вторжение в это пространство. Если в метро или общественном транспорте, где не очень тесно и скученно, вы ненароком коснетесь другого человека любой частью своего тела, то он отодвинется или отстранится. Если в совершенно пустом вагоне рядом с вами сядет другой пассажир, то вы расцените это как агрессивный выпад в свою сторону. Держась за поручни, попробуйте ухватиться за них так, чтобы чуть-чуть коснуться чьей-то другой руки, и ее тут же отведут в сторону. Подойдите к милиционеру на расстояние 15—20 см, чтобы спросить о том, как найти нужную улицу, и вы почувствуете, как он машинально нащупывает кобуру. Если рядом с вами любимый человек, то вы можете держаться за руки, обниматься и целоваться и чувствовать себя при этом хорошо и комфортно.
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
К разновидностям культурного пространства можно отнести религиозное пространство, где выделяется особый вид —каноническоепространство. Каноническое — это то, что, во-первых, имеет отношение к священным канонам церкви, а во-вторых, устроено в соответствии с ними (является «каноничным»). В данном случае оно совпадает с понятием конфессионального пространства — исторически закрепившейся за данной ветвью христианства, в частности православия, территории, на которой проживает большинство сторонников данной конфессии, соблюдают все ее церковные обряды и традиции, идентифицируют себя именно с ней и готовы защищать ее «идеологическую неприкос-
Подробнее о концепции социального пространства у Зиммсля см.: Филиппов А.Ф. Социология пространства: общий замысел и классическая разработка проблемы. — http://www.ruthenia.ru/logos/ number/2000_2/Q9.html.
новенность». Каноническая территория не совпадает с государственной, а потому не имеет юридического основания. Хотя распространено представление о канонах в значении церковных законов, т.е. элемента церковного права, канонической территорией нельзя назвать территорию, которая оформлена законодательным образом, конституирована в церковном праве и вторжение на которую другого субъекта церковного права могло бы рассматриваться аналогично вторжению одного субъекта международного права на территорию другого, т.е. как агрессия. Каноническое пространство, как и любой другой вид культурного пространства (если это не оговорено соответствующими законодательными документами), по определению является конвенциональным —таким образованием, о структуре, содержании и границах которого люди договариваются между собой при встрече, не оформляя ее итоги документально, либо соблюдают, опираясь на когда-то сложившиеся традиции и обычаи. Каноническая территория — это не только вероучительная территория данной конфессии, на которой проживает ее паства, но также территория, на которой субъект церковной власти обладает всей полнотой принадлежащих ему полномочий. Здесь он может беспрепятственно осуществлять свой религиозный долг, а полномочия любого другого субъекта церковной власти недействительны9. Внешняя граница канонической территории отделяет тех, кто подчинен какой-либо канонической церковной власти, от тех, кто ей не подчинен, тех, кто является объектом церковной власти, от тех, кто им не является. Это граница между христианами и нехристианами или раскольниками и еретиками (т.е. теми, кто отделился от церкви и вышел из-под церковной власти по причинам несогласия с вероучением или с теми или иными аспектами церковной политики).
Понятие «каноническая территория» или шире — «каноническое пространство» появилось в отечественной литературе в начале 1990-х гг. Надобность в нем возникла в связи с тем, что Русская православная церковь (РПЦ) стала испытывать конкуренцию и вторжение со стороны также православных, но административно к ней не относящихся церквей. Во «вторжении» в свое каноническое пространство РП Ц обвиняла зарубежную церковь, начавшую открывать в России свои приходы , а затем и епархии. В «неканонических действиях на канонической территории РПЦ» были уличены Румынская патриархия, открывшая в Молдавии свою Бессарабскую митрополию, и Константинопольский патриархат, принявший в свою юрисдикцию Эстонскую апостольскую церковь, немедленно получившую у недружественных Москве эстонских властей статус «наибольшего благоприятствования». На территории Украины сложилась каноническая чересполосица — УПЦ Московской патриархии, УПЦ Киевской патриархии, «автокефалисты», греко-католики10. РПЦ подверглась вторжению и со стороны католической церкви. Учреждение любой новой католической епархии на территории Российской Федерации, население которой, за исключением исламского ареала, считается по преимуществу православным, РПЦ автоматически считает покушением на свои права и свое религиозное (каноническое, т.е. вероучительное) пространство.
9 СолдатовА., Холмогоров Е. Каноническое пространство: принципы, идеологи, конфликты//Отечественные записки. 2002. № 6.
10 Там же.
В XX в. получило распространение экуменическое движение, отрицающее абсолютность межконфессиональных перегородок даже при несогласии между ними в вопросах веры. В рамках этого движения православные, католики, «ориентальные» монофизитские церкви признали друг друга «церквями-сестрами», пребывание в которых также признается спасительным.
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Термин «виртуальность» давно используется в разных областях знаний, в частности в физике для обозначения мнимости некоторых объектов. Кроме того, он применяется в названии «виртуальная реальность» для трехмерных макромоделей, реализованных при помощи компьютера. Термины «киберпростран-ство» и «виртуальная реальность» вошли в повседневный оборот более 10 лет назад в связи с возникновением и глобальным распространением интернета. Все началось с того, что специалисты фирмы VPL Research {Redwood- City, California), придумавшие термин «virtualreality», описали аппарат ее создания как «средство, способное воссоздавать сны при пробуждении».
РЕАЛЬНАЯ ВИРТУАЛЬНОСТЬ — система, в которой сама реальность (т.е. материальное/символическое существование людей) полностью схвачена и погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, где внешние отображения не просто находятся на экране, но сами становятся опытом.
Термин «виртуальная реальность» существует в научном и инженерном сообществе уже около 20 лет. Своим появлением он обязан военным. Для удешевления подготовки летчиков и танкистов были разработаны специальные тренажеры, на которых моделировался реальный бой. Поскольку в нем все происходило, как на самом деле, хотя не разрывались снаряды и не гибли люди, его назвали виртуальным боем, а происходившие в таком пространстве события — виртуальной реальностью. (Кстати, и прообраз нынешнего интернета был придуман британскими учеными и инженерами первоначально также для военных нужд.) Задача, поставленная перед инженерами аэрокосмических фирм, звучала предельно просто: «Ощущения курсанта, работающего на тренажере, не должны отличаться от ощущений летчика, пилотирующего боевой самолет». И действительно, на экранах, имитирующих стекла кабины, курсант видел то же, что наблюдал бы во время реального полета. Появился новый, весьма специфический вид интенсивного обучения, максимально приближенный по ощущениям к реальности, создающий практически полную иллюзию реальности.
Компания Silicon Graphics, специализирующаяся на выпуске компьютеров для работы с графикой, является пионером в области создания и тиражирования виртуальных пространств. Именно ей принадлежит первый аппаратно-программный комплекс работы с виртуальной реальностью Reality-Engine, где двумерное изображение, представленное на обычном компьютере этой компании, не требует специального преобразования. Выпуск этой системы был начат компанией в декабре 1992 г.
Затем в печати стали появляться названия: «виртуальный офис», «виртуальная сеть», «виртуальные технологии», «виртуальный банк», «виртуальная
корпорация». Использование «виртуальности» стало возрастать лавинообразно. При этом сама «виртуальная реальность» до недавнего времени не являлась теоретическим представлением, но скорее красивой метафорой, за которой виделось что-то очень загадочное.
В 1995 г. появилась система Gopher, первая интерактивная служба виртуальной реальности, работающая с трехмерными объектами на любой платформе и превращающая текстовое представление информации, хранящейся на серверах интернета, в трехмерное представление такой информации посредством создания виртуальных образов.
Именно прогрессирующе удобный характер такого интерфейса привел к созданию особого языка описания виртуальной реальности — VRML (Virtual Reality Modeling Language), на базе которого различные фирмы создают программные средства, позволяющие визуализовать базы данных любого типа для web-страниц интернета. Мир превратился в знаковую, виртуальную реальность. Благодаря соединению телевидения, компьютера, факса отпадает нужда не только посещать библиотеки, театры и музеи, но и ходить в магазины, все популярнее становится надомный труд.
Наибольшее применение интерактивная технология виртуальной реальности нашла собственно в интернете как «технология интерфейса». Распространение по всему миру интернета (или, как его именуют на сленге, «Сеть») специалисты сравнивают с новой глобальной революцией. Социологи утверждают, что уже совсем скоро мир будет делиться не на богатых и бедных, а на подключенных к интернету и неподключенных. Концепция World Wide Web была разработана в 1992 г., и с этого момента начался стремительный приток в интернет широкого круга пользователей. За последние пять лет их число выросло в десятки раз. Интернет-революция стала делом молодых (вообще, молодежь в числе революционеров бывает гораздо чаще, чем представители любой другой возрастной категории).
Еще совсем недавно минимальным участием в виртуальном мире было наличие адреса электронной почты. Сегодня в интернете ежедневно публикуются миллионы новых документов. Мировым лидером в области программного обеспечения для персональных компьютеров является компания Microsoft, основанная в 1975 г. Она предлагает продукты и услуги как для корпоративных клиентов, так и для индивидуальных пользователей, причем вся ее деятельность осуществляется в соответствии с заявленной миссией — превратить ежедневную эксплуатацию персонального компьютера в простой и приятный процесс при максимальном использовании всех его возможностей.
ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — представление статической и интерактивной информации в интернете в виде виртуальной трехмерной среды, содержащей различные объекты.
О существовании параллельных пространств, альтернативных реальностей пишут давно. Сейчас интернет можно смело назвать альтернативным пространством. Пусть информационным, пусть виртуальным, но пространством, для многих ставшим естественной и желаемой средой обитания. Оно существует объективно, живет по своим законам.
Виртуальная реальность — это интерактивная технология, позволяющая создать абсолютно (или почти абсолютно) убедительную иллюзию, что вы находитесь и действуете внутри реального мира, хотя на самом деле этот мир
существует только внутри компьютера. Впервые с понятием «виртуальная реальность» широкая публика столкнулась в фильме «Газонокосильщик», снятому по произведению «самого ужасающего» автора — Стивена Кинга (Кинг решил, что фильм не получился и, как известно, снял свою фамилию из титров).
Выделяют три вида технологий создания виртуальной реальности: первый захватывает вас полностью и воздействует почти на все ваши органы чувств; второй владеет вами только частично, а третий вид мы наблюдаем на примере детей, когда они играют в компьютерные игры. Кстати, настоящая виртуальная реальность принципиально отличается от стереоизображения. В ней, повернув голову, вы видите другую часть изображения — как в жизни, а стереоизображение «следует» за вами, а если вы будете крутить головой, вы увидите одну и ту же картинку.
Виртуальная реальность — феномен устойчивости некоторой структуры, условно объединенной в концептуальный объект или концептуальное пространство, однако не являющиеся ни объектом, ни пространством. Компьютерным образом смоделированная виртуальная реальность понимается как созданная ис-кусственными средствами аудиовизуальная (и воздействующая на иные органы восприятия, т.е. расширяющая сферу своего воздействия) смысловая среда, которая выдается или принимается субъектом ее воздействия за подлинную или близкую к подлинной. Виртуальная реальность всегда имеет среду своего существования (среду действия или среду анализа) и некоторое постоянно воспроизводимое отношение к этой среде. Компьютер, создание трехмерной объектной среды при помощи компьютера, создание компьютерных сетей всего лишь позволили нам увидеть этот фундаментальный принцип реальности.
Врезка
What Is Cyberspace?
«Cyberspace. A consensual hallucination experienced daily by billions of legitimate operators, in every nation, by children being taught mathematical concepts... A graphical representation of data abstracted from the banks of every computer in the human system. Unthinkable complexity. Lines of light ranged in the nonspace of the mind, clusters and constellations of data. Like city lights, receding...» (William Gibson. Neuromancer. 1984). Cyberspace «...the ether that lies inside and occupies the in-betweens of all the computers» (SardarZ. & Ravetz J.R. 1995). «■■cyberspace is the homeland of the Information Age — the place where the citizens of the future are destined to dwell» (John Perry Barlow. 1991). «Whether by one telephonic tendril or millions, they are all connected to one another. Collectively, they form what their inhabitants call the Net. It extends across that immense region of electron states, microwaves, magnetic fields, light pulses and thought which sci-fi writer William Gibson named Cyberspace.
Cyberspace, in its present condition, has a lot in common with the 19th Century West. It is vast, un-
mapped, culturally and legally ambiguous, verbally terse (unless you happen to be a court stenographer), hard to get around in, and up for grabs. Large institutions already claim to own the place, but most of the actual natives are solitary and independent, sometimes to the point of sociopathy. It is, of course, a perfect breeding ground for both
outlaws and new ideas about liberty» (John Perry Barlow, Crime & Puzzlement. 1990). «The Internet is sort of the cockroach of the modern age», he said, «It survives» (Paul Vixie. Internet Software Consortium. 23rd October 2002). Источник: www.cybergeography.org.
Компьютеризация повседневной жизни вводит в обиход виртуальную реальность в качестве компьютерных симуляций реальных вещей и поступков. Важно, например, не только то, что теперь можно совершать покупки с помощью компьютера, подключенного к узлу интернета, но и то, что процесс покупки все чаше организуется как посещение виртуального магазина. Если с помощью изощренной компьютерной графики и>е6-страница продавца симулирует расположение товаров на витрине, их осмотр и обмен на плату в виде банкнот или чека, то это следует трактовать не просто как перенос операции купли-продажи из реального пространства в виртуальное, а как симуляцию институциональной формы товарного обмена. Эта институциональная форма превращает обмен из технической операции в род экономического взаимодействия — исполнение соци&тьных ролей покупателя и продавца. Обмен посредством интернета позволяет совершать обмен без соблюдения этой институциональной формы. Однако с помощью технологий виртуальной реальности воссоздается видимость институциональное™ обмена. Обмен осуществляется как симуляция — виртуальный аналог реального социального взаимодействия. Сегодня с помощью компьютера, оснащенного модемом, можно обсуждать политиков, поп-звезд, погоду или просто болтать ни о чем с виртуальными друзьями или соседями — участниками чата, т.е. открытой дискуссии в интернете. Можно заработать деньги, принимая заказы на размещение рекламы на виртуальных щитах — баннерах, выиграть деньги в виртуальном казино или украсть те же деньги, взломав виртуальные замки электронной системы учета какого-нибудь банка. Обличить пороки и покаяться в содеянном можно в виртуальных проповедях и исповедях в чатах на web-cvpa-ницах, открываемых священниками в качестве виртуальных приходов".
При этом происходит замещение реального исполнения социальных ролей симуляцией, создается образ реальных атрибутов институциональности. Виртуальные корпорации симулируют процедуры заключения контракта и существование организации как субъекта хозяйственной деятельности. Виртуальное казино симулирует соревнование партнеров по игре. Процесс замещения с помощью компьютеров реального пространства как места воспроизводства общества пространством виртуальным А. Бюль называет виртуализацией.
Благодаря интернету многие тысячи жаждущих общения получили возможность поговорить с единомышленниками, невзирая на границы и расстояния. Особенно популярным интернет стал у молодежи, которая получила возможность интерактивного общения при помощи специальных программок — чатов (от англ. chat — разговаривать, болтать). Как следует из названия, чаты используются главным образом для общения между сверстниками или людьми со схожими интересами. В каждом чате одновременно могут общаться от двух до нескольких сотен человек. По данным Российского союза пользователей интернета, около 20% посетителей рунета (российская зона интернета) заходит туда для того, чтобы пообщаться в чатах.
11 И панов Д. В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема. Информационное общество: фантом постиндустриальной эры. — http://www.follow.rLi/psycliology/article26.html.
Основателем чатов можно назвать финна Яркко Оккаринена, который в 1988 г. разработал программу IRC(Internet Relay Chat). Эта программа позволяла мгновенно обмениваться текстами пользователям одной сети. В отличие от обычных чатов система IRCсегодня — это хорошо структурированная сеть специализированных платных каналов, клиенты которой могут одновременно пользоваться информацией с одного или нескольких каналов.
Сегодня почти каждый и>е/>-узел считает своим долгом открыть у себя чат, где могли бы общаться его посетители. Есть здесь и определенный маркетинговый ход: открывая на сайте чат, его владельцы понимают, что пообщавшись один раз, посетитель обязательно захочет узнать, как поживают его новые друзья и, следовательно, еще раз зайдет на сайт с понравившимся чатом.
Приобщение к чату происходит либо дома, либо в городских интернет-клубах. Главные посетители чатовых сайтов — подростки. Для многих из них общение в чате является стимулом научится печатать на клавиатуре и ясно излагать свои мысли. Участие в чате часто становится первым опытом деятельного участия в интернете. Невидимость собеседника — одно из явных преимуществ чата, поскольку вошедший может совершенно беспрепятственно высказывать свои мысли и вступать в разговор с любым понравившимся собеседником. При регистрации в чате посетителю обычно нужно предоставить о себе немного личной информации, прочитать правила сетевого этикета, а также выбрать ник (от англ. nickname — короткое имя, прозвище) и пароль для входа. Главное, о чем просят владельцы чатов своих посетителей, — это не использовать канал для массовой рассылки своих сообщений (спамов) и придерживаться норм, установленных для общения вне виртуального мира. О содержании разговоров в чатах ходят совершенно нелепые слухи, хотя главные темы разговоров там такие же, как и в реальной жизни: личные отношения, секс и автомобили12.
Сегодня никто не сомневается в том, что феномен киберпространства — важная исследовательская задача и глобальная тема дискурса для социологов XXI в. Появление и развитие компьютерного мира они расценивают как социальный механизм перехода от модерна к постмодерну — информационному обществу, обществу интеллектуального капитала, «многоопционному» обществу и др. Первые попытки создания социологических моделей современности на базе понятия виртуальности предприняты в Германии А. Бюлем и М. Паэтау, в Канаде — А. Крокером и М. Вэйнстейном, в России —Д.В. Ивановым.
Ожидается, что грядущая общественная формация будет принципиально отличаться от современного индустриального общества. Компьютер создает новые формы социальной интеракции, которые не были описаны и изучены родоначальниками одноименного социологического направления в первой четверти XX в. Это предстоит сделать уже их внукам. «В обобщенном виде социологическая модель развития техники «виртуальности» выстраивается от калькулятора через мультимедийные средства, сетевые соединения к технологиям виртуальной реальности, нейроинформатике и искусственному мозгу. Компьютеризация и появление виртуального пространства стали важным аспектом дебатов в социологии»13.
Бардин С, Китов В. Частный рачговор//Gaudeamus. 2000. № 17.
Романовский Н.В. Интерфейсы социологии и киберпространства. — http://www.alexey-lao.narod.ru/
arhives/interface.htm.
В книге «Виртуальное общество» А. Бюль развивает теорию виртуального общества, используя современный набор сетевых метафор (магистраль данных, глобальная деревня, виртуальное сообщество и виртуальное пространство, Зазеркалье, параллельные миры и др.)- Он строит социологическую модель виртуального общества, используя, в частности, произведения известного польского писателя-фантаста С. Лема. Автор полагает, что соединения утопий фантастов с возможностями компьютерной техники порождает исторически новую ситуацию, при которой резко усилится значение и роль двух противоположных начал общества — рынка и государства (особенно в сфере образования, науки и техники). Вместе с тем фантоматическая культура (научно-популярная литература, фильмы) приведут к еще большему разрыву поколений.
Рис. 12. Миллионы лет эволюции человечества
В Сети существует много проектов, посвященных социальным исследованиям интернета. Главным среди них считается Cybergeography.org, посвященный географии киберпространства в целом. Созданный в 1996 г. мега-проект СуberGeography (Cyber-Geography Research)'4 посвящен исследованию компьютерного пространства и сети международной интернет-коммуникации, доступ к которым открывает экран электронного монитора. К тематическим областям относятся физическая инфраструктура, информационные трафик-потоки, демографические характеристики интернет-аудитории и киберсообществ, особенности восприятия и визуализации новых цифровых пространств. Активно применяются количественные методы и статистика, социологическое и географическое картирование (mapping).