Сочетание серьезности и юмора нередко помогает собеседникам поддерживать доброе настроение, хорошие отношения.
Не следует сердиться в ответ на нетерпение собеседника, его бестактность в общении. Он может быть вполне логичен и понятен, если учесть сложившиеся обстоятельства и особенности характера собеседника. В этом случае тонкая, живая реакция ,искренняя симпатия к собеседнику могут помочь ему выйти из состояния нетерпения и досады и перейти в состояние заинтересованности и благонадежности.
Очень важно понять, что психологическая компетентность основана не на сумме психологических знаний, а на понимании их сущности и особенностей психологического отражения при деловом взаимодействии, решении воспитательных задач.
Психологическая компетентность предполагает:
- глубокое понимание особенностей психического отражения, знание законов психологического развития человека;
- умение по внешним признакам понимать психическое состояние человека в определенный момент, способность поставить себя на его место, сопереживать ему;
- способность по внешним проявлениям, высказываниям и отношениям, действиям и поступкам человека определять устойчивые психические свойства характера, способности, убеждения, взгляды, вкусы;
- умение отдельные действия человека выстраивать в систему, анализировать их и делать заключения о побудительных мотивах поведения, планах и перспективах, целях и установках;
- умение наблюдать и анализировать поведение и деятельность человека за длительный период, видеть динамику изменений в пссихическом развитии, рост или задержку в профессиональной, нравственной, культурной и других сферах деятельности, умение помочь человеку в его совершенствовании, преодолении инерции;
- умение видеть,какие социально-психологические явления зреют в "недрах" коллектива, предупреждать и умело разрешать проблемные ситуации, возникающие в человеческих отношениях;
- понимание психологической сущности общения людей самых различных категорий, знание его механизма и секретов;
- способность понимать, какие социальные роли выполняет человек в коллективе, какое влияние он оказывает на морально-психологический климат коллектива, умение помочь каждому найти свое место в коллективе;
- знание собственных психологических возможностей, способность предвидеть последствия своих действий и объективно оценивать их результаты.
Культура речевого общения
В искусстве общения есть своя первооснова. Это то, что может быть названо тактом - чувство меры и целесообразности в действиях, словах и поступках человека по отношению к собеседнику.
Этого можно достичь,если соблюдать определенные правила культурного речевого общения. Нередко люди сокрушаются по поводу неумения просто и непринужденно вести беседу, найти подходящую к месту и времени тему для нее.
При выборе темы разговора нужно помнить, что она должна быть интересна всем собеседникам, никого по возможности не задевать и не оставлять безучастным.
Не следует затрагивать в разговорах тем,которые могут быть неприятны кому-либо из присутствующих. Если по неведению и случится в подобной ситуации попасть впросак, не надо долго и утомительно объяснять причины своего невольного промаха, нужно просто извиниться и изменить тему разговора.
Очень часто, совершив оплошность в беседе, мы придаем ей гораздо большее значение, чем окружающие, которые порой даже не заметили ее. Поэтому не стоит мучиться угрызениями совести. Каждому свойственно ошибаться.
Никогда не следует в разговоре пренебрежительно отзываться об отутствующих.
Во-первых, среди ваших собеседников могут оказаться их знакомые или близкие друзья, о чем вы не всегда знаете.
Во-вторых, это наводит собеседников на мысль, что в другой компании и они могут стать предметом столь же неприятного обсуждения с вашей стороны. Если же в силу обстоятельств вам все же придется высказать не очень-то лестное мнение об отсутствующем, то старайтесь говорить лишь то, чего не постеснялись бы сказать в его присутствии.
В разговоре следует как можно меньше уделять внимания собственной персоне. Так же некрасиво выглядит и тот, кто прибегает к публичному самобичеванию. Нередко такое поведение преследует подспудную цель - заставить окружающих заняться опровержением сказанного.
Если вы узнаете, что у знакомого неприятности на работе, не пытайтесь выяснить подробности. Когда он найдет нужным, то сам посвятит нас в свои проблемы и попросит совета, в противном случае наше вмешательство в его дела будет неуместным.
Только очень неумные люди считают, что, унизив других, они возвысят себя. Такое поведение свидетельствует об отсутствии элементарной культуры. Никогда не следует подчеркивать свое превосходство над окружающими. Этот недостаток обычно присущ лишь недалеким людям, волею судьбы, а не в силу своих достоинств продвинувшихся по службе. Действительно выдающиеся люди, как правило, умели видеть в собеседнике равного, отличались необыкновенной скромностью и большим тактом.
Людям бывает приятно, когда говорят об их успехах, достоинствах, вообще об их жизни. Поэтому старайтесь больше внимания уделять собеседнику, спрашивайте о делах, ему близких и знакомых, о том, что он хорошо знает и любит.
Не следует делать предметом разговора тему, которая интересна только говорящему или очень узкому кругу лиц. В беседе имеют право участвовать все присутствующие. В противном случае большая часть собеседников будет обречена на скуку.
Следует взять за правило не слушать чужих секретов и не распространяться о своих. Это поможет вам сохранить добрые, приятельские отношения с нтересующими вас людьми. О самых сокровенных своих делах можно рассказать только очень близким людям, да и то будучи уверенным, что они примут в них участие.
Разумеется, во взаимоотношениях нужно быть искренним. Но не всякая искренность уместна в разговоре. Так,например, неуважительно отозваться о гостеприимстве хозяина - значит быть попросту невежей.
Большое внимание следует уделять внешней стороне разговора. Руки в карманах помимо вашей воли подчеркивают не столько пренебрежение к собеседнику, сколько ваше незнание правил культурного поведения. Воспитанный человек никогда не позволит себе сидя разговаривать с окружающими, если они стоят.