Физкультминутка «Алые цветы».

Наши алые цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают. Медленно разгибают пальцы из кулачков. Покачивание кистями рук вправо-влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки. Покачивание кулачков вперед-назад. (Повторяют два раза).

В: Сегодня я вам предлагаю расписать настоящие железные подносы. Но внести в работу свой стиль, свое творчество. Цветы мы будем не рисовать, а наклеивать вырезанные сюжеты (показ образца).

Композиции построения рисунка могут быть разные: букет в центре, букет в раскидку по сторонам, букет с угла. Крупные цветы находятся в центре, а по краям и сторонам лучше расположить мелкие. Из этапов росписи Жостовских подносов, мы возьмем только 2 последних: привязку - тонкой кистью прорисуем стебельки, листочки, травинки, усики и уборку - украсим орнаментом край подноса геометрическими узорами.

Сейчас подойдите и выберете себе поднос для работы, который вам понравился. Выбирайте цветы, сначала разложите их, а потом осторожно наклеивайте, начиная размазывать клей с середины. На готовых подносах распишите элементы росписи привязки и уборки, которые вы уже знаете.

(Под русские народные мелодии дети самостоятельно выполняют работу)

Итог занятия.

В: Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились элементы росписи правильные, красивые, и как точно вы вписали вырезанные цветы в поднос, проявили свое творчество. Трудно оторвать взгляд, когда смотришь на такое чудо.

А еще я предлагаю сделать выставку ваших подносов и пусть все, все ребята смогут увидеть, и полюбоваться этой красотой!

Д:

Диво – дивное, смотрите

Жостовский поднос!

А на нем узоров нити

Из цветов садов, лугов.

И разбрызгались цветами

Капель завитки.

Словно капельки росинки

У цветной реки.

Д:

В ярких Жостовских подносах

Сказка расцвела.

Розы, маки, словно в косы

Сказка в них вплела.

Потрудились, постарались

В нашей мастерской.

Все работы просто чудо!

Сделаны с душой.

В: Велика Россия наша и талантлив наш народ!

Об искусниках – умельцах, на весь мир молва идет!

Вот настал момент прощанья, будет кратка наша речь

Говорим мы:

Д: До свиданья!

До счастливых новых встреч!

Занятие «Масленица»

Цель:

приобщать детей к культурно-историческим праздникам; воспитывать интерес к событиям культурно-исторического календаря; воспитывать заботливое, уважительное и предельно внимательное отношение к русской культуре, а также к культуре любого народа.

Оборудование: посуда для чаепития, блины.

Ход занятия

I. Основная часть занятия.

– Ребята, а вы знаете, какой самый любимый и веселый праздник на Руси? (дети называют.)

Масленица. Этим праздником провожают зиму и встречают весну. Праздник отмечали всю неделю. Всю неделю люди пекли блины, пироги, пирожки, калачи, другие лакомства – тесто замешивали на масле и яйцах. Зазывали к себе гостей, угощали их и себе в еде не отказывали, подавали к столу мёд. Такого широкого и продолжительного гуляния не было ни в одной стране. В масленицу раскрывалась вся душа и удаль русского народа.

Самой популярной забавой в дни масленицы считалось катание на санях. Царь Пётр I любил повеселиться на масленицу. Сани, запряженные 16 лошадьми, несли императора по снежным сугробам. А за ним на других санях следовали придворные. Потом двигались сотни саней, запряженных разным зверьём. Катались на санях, на тройках или с гор. Устраивались «санные гонки» на спор, под интерес. Отсюда и поговорка пошла «Выигрыш с проигрышем на одних санях ездят». Дети тоже играли, но правила другие: «проигравший» должен был ввозить санки в гору. Об этом и поговорка сложилась: «Любишь кататься – люби и саночки возить».

Палили пушки, сверкали фейерверки. Веселился и гулял русский народ от души.

На площадях для увеселения сооружались катальные горы, карусели, качели. Играли в веселые игры, шутили, звучала громкая музыка, пели песни, людей развлекали скоморохи, разыгрывали «штурм» снежного городка. Забавы устраивались в городах и сёлах по всей России.

Каждый день масленицы имел своё название:

Понедельник – «гостевой» – ходили друг к другу в гости;

Вторник – «заигрыши» – начинались катания на санях;

Среда – «лакомка» – пекли и ели вдоволь блины;

Четверг – «разгул» – можно пошуметь, развлечься, поиграть;

Пятница – «тёщины вечеринки» – ходили к тёще на блины;

Суббота – «золовкины посиделки» – навещали сестёр мужа;

Воскресенье – «прощёный день» – родственники и друзья ходили просить прощения за умышленные и случайные обиды, причиненные в текущем году, чтобы возобновить дружбу и любовь.

В воскресенье, последний день масленицы, в каждом доме старались съесть всё, что было настряпано за неделю. А остатками – блинами и другими яствами угощали бедных и нищих.

Основным лакомством на масленицу были блины, их ели с маслом, мёдом, икрой. Блин круглый, румяный, горячий похож на солнце. А солнцу всегда поклоняются все народы мира, ведь оно даёт пищу, свет и тепло.

Вынести блюдо с блинами, поделёнными на равные части.

Посмотрите, какие румяные и аппетитные блины испекли наши повара в честь масленицы. Видите, ребята, один блин разрезан на кусочки, а все вместе, если эти кусочки сложить, то получится целое солнышко. Так и мы сейчас с вами съедим по кусочку, и все вместе будем как одно большое, красивое, теплое солнышко, которое дарит людям свет, добро, любовь и тепло. Так издавна с блинами на Руси встречали весну.

Наши рекомендации