Занятие «Русская народная игрушка»

Программное содержание:

Образовательные:

Обобщить знания детей о глиняных игрушках — дымковских и филимоновских

Рассказать об истории богородского промысла, о сергиево-посадских деревянных игрушках

Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке — матрешке

Учить детей различать разные техники росписи матрешек

Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов

Воспитательные:

Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве

Формировать представления о добре и зле

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру

Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками

Коррекционные:

Развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи

Материалы для занятия:

Выставка игрушек — дымковских, филимоновских, богородских; матрешек — сергиево-посадских, полхов-майданских, семеновских.

Ход занятия:

На этом занятии целесообразно использовать в качестве экскурсовода по выставке игрушек Сказительницу русских сказок. Именно она приглашает детей полюбоваться народными игрушками, порадоваться встрече с уже знакомыми дымковскими и филимоновскими игрушками, узнать много нового о богородских игрушках и о всеми любимых матрешках.

Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие! Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете, кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество и могу вам рассказать.

Только сегодня я хочу вам сказки не рассказать, а показать. Вот здесь они у меня все и стоят, на столах и подставочках. Удивлены? Да посмотрите сами.

Вот здесь живут сказки из Дымкова. Вы с ними уже знакомы. Кого вы узнали? Здесь и барышня-водоноска, и храбрый солдат, олень - золотые рога, и петушок-золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого своя сказочка есть.

А рядышком поселились филимоновские игрушки — тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть-свиристеть умеют!

А вы спросите, зачем эти игрушки? Да видно, такая уж душа у нашего народа, что не только работать, он горазд, а и веселиться умеет. А что за веселье без игрушек, без забав?

А еще русский народ богат любовью своей—к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумывали народные мастера всякие игрушки да забавы. И делали их из разных материалов: и из глины, и из дерева, и из ткани женщины куколок мастерили для своих доченек, и из соломы игрушки делали. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц.

Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение; им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в славянском фольклоре — символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил.

Не менее популярен образ чудо - птицы — от древнеславянской Сирин до сказочной Жар-птицы.

А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделаны из липы. Берет мастер липовую чурку, приглядывается к ней внимательно, словно прикидывает что-то. А потом вырезает острым ножом круглые ушки и короткий нос, в середине — мохнатый живот, внизу — толстые медвежьи лапы. И вот уже готов Михаил Потапович — людям на забаву. Медведей особенно любят делать богородские мастера. И каких только медведей у них нет — вот мишка, медом лакомится, вот дрова, рубит. А здесь, посмотрите-ка, мужик и медведь делят вершки и корешки. Помните эту сказку? А вот тут мишка с мужиком вместе дрова пилят.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки; их двигаться умеют: потянешь за две планочки — и вот уже медведь дрова рубит. А на этой дощечке куры быстро-быстро зерно клюют. А здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Чудные игрушки, правда? Много радости они людям приносят, и те большое спасибо мастерам богородским говорят.

А вот и еще один стол. Он платком цветастым накрыт. Что на нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, она вам о многом расскажет:

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская... (матрешка).

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут друг в дружке,

А всего одна игрушка.

Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10—12 куколок. Вначале делается самая маленькая, неразъемная фигурка. Затем фигурки обрабатывают шкуркой и расписывают, иногда покрывают лаком.

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки, также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой — будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую —

И сумеешь ты найти куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой — седьмая, а в седьмой — восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.

— Сколько вас? — у них мы спросим.

И ответят куклы — восемь!

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка — присмотритесь, даже ее форма в чем-то напоминает яйцо.

Составление рассказа об игрушке

Сказительница: Ну что, понравились вам игрушки? Предлагает детям рассказать, откуда пришли их матрешки, в чем особенности их костюма, почему костюм именно такой.

Наши рекомендации