Третий уровень - индивидуальио-ментальный
Фаза 11(11° Овна). Правитель нации.
Ключ: власть, возникающая из формальной интеграции коллективного желания порядка.
На этой стадии Циклического процесса символ относится к появлению личного эго как центрального проявления типа "порядка", который стремится управлять эмоциональными и инстинктивными импульсами личности, превосходя их". В действительности, правитель на этом социально-политическом и ментальном уровне развития оказывается сам управляемым коллективным давлением. Тем не менее, уже возникло желание более сальной интеграции. Оно уже не биологически-импульсивно (фаза 1) или эмоционально-лично (фаза 6), но социально-коллективно и институционально. На этом уровне это - законы и ограничивающая власть полицейской силы - доминирующие черты. Психологически говоря, это означает, что интегративный принцип - это ограничение, более или менее глубокое понимание "Я есьм". Это проявляется как личное эго, напрягающее свою волю, чтобы контролировать и управлять реакциями биопсихологического организма.
Эта первая стадия третьей пятеричной последовательности указывает на централизацию власти на уровне ригидно-структурированного сознания.
Фаза 12 (12° Овна). Образующая треугольник летящая стая диких гусей.
Ключ: идеалистическое доверие к ментальному образу универсального порядка.
Дикие гуси - мистическая птица, "Хамса", индуистской традиции. Это слово, появляющееся в разных традициях и культурах Ханза (основатель оккультного Братства в Ливане в эру крестоносцев), всегда имело по крайней мере унтертон интеграции на экспансионистском уровне, духовном или экономическом. Индийская "хамса" - символ человеческой трансцендентной души. Предыдущие интеграции этого символа не учитывали, что стая гусей не только образует примечательную геометрическую форму, но полет их связан с определенным временем года, т.е. приурочен к планетарному ритму. Таким образом, он символизирует космический порядок в противоположность социально-экономическому порядку, как он представлен правителем нации. Этот космический порядок виден на фоне чистого неба; это "небесный" тип порядка, хотя он и проявляется рожденными на земле птицами благодаря их способности сохранять структуру во время полета. Символ, следовательно, относится к сознанию Души, визуализируемому ориентированным на небесное умом. Это сознание Души может быть названо трансцендентным, потому что оно еще не "воплотилось".
В этом втором символе третьей пятеричной последовательности следует обратить внимание на контраст с предыдущим символом; таким образом обнаруживается фундаментальный дуализм сознания. Мы видим возникновение потенциального конфликта между космическим и социальным принципами порядка. Принцип космического порядка является другим полюсом слишком человеческой привязанности к социальным представлениям о законе и порядке.
Фаза 13 (13° Овна). Невзорвавшаяся бомба обнаруживает неудавшийся социальный протест.
Ключ: незрелая оценка возможностей внезапного изменения сложившегося положения (статус кво).
Символ изображает результат частной попытки разрешить конфликт между двумя представлениями ощущениями порядка. Насильственное разрушение не удается, потому что сила эго на этой стадий процесса индивидуализации слишком велика. Государство пресекает попытки народной революции, поскольку эти преждевременные выражения сознания не свободно, а лишь "дико" необузданно реагируют на притеснения центральной управляющей власти. Это символ незрелого отказа подчиняться, во имя слишком идеалистического стремления к гармонии и миру.
Эта третья стадия третьей пятеричной последовательности - негативная попытка примирить духовный идеал и слишком земную реальность, отрицая значимость последней; юношеская фрустрация.
Фаза 14 (14° Овна). Змея, обвивающаяся вокруг мужчины и женщины.
Ключ: отождествление в биполярном соотношении с неличным ритмом природной энергии.
Символ 4 фазы изображал мужчину и женщину, любящих друг друга, на уединенной прогулке. На нынешнем, более ментальном уровне опыта и сознания, появляется третий фактор - змея, кольца которой представляют спиральный процесс эволюции, - не просто "секс", как было бы у мастера катартических символов Фрейда. Мы можем понять этот "треугольный образ, - мужчина, женщина и змея, - если соотнесем его с предыдущим, с невзорвавшейся бомбой, брошенной анархистом. Стремление взорвать структуру, которая стала в уме борца символом Истеблишмента правящей элиты, это обычно протест отторгнутого (и часто незрелого) ума, который отрицает соотнесенность, поскольку в отношениях он занимает подчиненное положение. В этом символе змея символизирует принятие отношения двумя поляризованными человеческими существами.
Поляризация необходимо должна предшествовать совершению. Трагедия многих современных жизней состоит в том, что мужчины и женщины, ставшие предельно индивидуализированными, не могут найти действительно соответствующие им полярности. Не будучи полными и совершенными на коренном уровне человеческих эмоций и витальных сил, они проводят жизнь в поисках идеального дополнения. Этот поиск может найти выражение на различных уровнях. На мистическом уровне мы видим примеры "духовного брака", напр., Святого Франциска Ассизского и Святой Клары, или Шри Ауробиндо и Матери Миры.
История Адама и Евы (на иврите Иш и Иша, - гораздо более значимые имена) относится к этому принципу поляризации, хотя она и перевернута с ног на голову духовенством ради своих целей. Адам и Ева приняли принцип Присутствие не Искупителя, а Индивидуализатора, который хотел заставить их родиться из лона бессознательной пассивности Природного Бога. Но результат этого опыта испугал их. Они "спрятались", "провалились" на великом экзамене индивидуализации, и в этом смысле архетип этой неудачи глубоко впечатался в человеческое родовое бессознательное, повторяется время от времени.
Современные "индивидуумы" сталкиваются с другим испытанием, но не понимают его значения. Это испытание поляризованного сознательного участия в эволюционном процессе; поляризация в состоянии разложить отчуждение, изоляцию и эгоцентризм. В некотором смысле это содержание индийской Тантры; но сейчас часть молодежи воспринимает это поверхностно, не доходя до истинной сути. Не понимает значение вхождения в змею, т.е. развития эонического сознания и сверхличной жизни, которая была обозначена словами "Не я живу, но Христос живет во мне"; не лишне заметить, что символическое число Христа в гностике - 888.
На этой четвертой стадии третьей пятеричной последовательности мы сталкиваемся с образом, предлагающим трансперсональный путь "космификации" желания и сознания в принятии поляризации как разрешения проблемы, порождаемой индивидуализацией. Это не обязательно означает то, что обычно называют словом "секс" и возвеличивание оргазма. Скорее это ритуализация отношения.
Фаза 15 (15° Овна). Индианка, плетущая церемониальную накидку. Ключ: проецирование в повседневную жизнь понимания целостности и свершения.
Христианская традиция говорит об Иисусовой "нашитой одежде"; азиатская - о "духовном одеянии" Совершенных. Человек, достигший духовного состояния, фигурально выражаясь "облечен во Вселенную" точнее - в Млечный Путь. Великое Белое Одеяние переплетающихся звезд. Это предельный род "плетения". Можно упомянуть также ткущую и распускающую Пенелопу, ожидающую своего нареченного. Американская женщина, в уме которой символ принимает конкретную форму, могла представить себе только индианку. Для белого человека, ищущего символ жизни в полной гармонии со Вселенной, укорененная в традиции индианка может быть притягательным ответом на внутреннюю пустоту городской жизни среди искусственных ценностей. Так или иначе, мы можем предполагать будущее состояние свершения (исполнения) в сознательной гармонии в любви, не стремящейся к обладанию.
Этот символ может подразумевать, что каждый индивидуум в качестве своей сознательной задачи, должен сплести себе "бессмертное тело", в языке гнозиса - Одеяние Славы. Это может звучать мистически, и даже слишком, но в каждом цикле, хотя бы в небольшой степени, человек сталкивается с возможностью завершающего акта самореализации и может, хотя бы относительно, почувствовать себя на мгновение "окруженным светом".
Пятая стадия третьей пятеричной последовательности заканчивает собой первую из 24 "Сцен". Мы обнаруживаем здесь, что есть возможность исполнения (свершения) желания, на каком бы уровне и как бы неполно оно не переживалось.
Сцена 2: Потенция. (16°-30° Овна) Первый уровень - действие
Фаза 16 (16° Овна). Видение природных духов за работой во время заката.
Ключ: со-настройка на потенцию невидимых сил природы.
В результате личного свершения (символ заката - мудрость). Человек может быть способным установить дающий жизнь контакт с природными силами. Они всегда активны во время роста, но индивидуализированный ум человека обычно слишком концентрирован на выполнении сознательно поставленных целей, чтобы быть способным конкретно ощутить присутствие невидимых ("оккультных") сил и их действие. Эти силы составляют особый мир любой планетарной жизни. Они присутствуют в "биосфере" любой планеты. Это неиндивидуализированные и несвободные энергии, образующие субстрат всех жизненных процессов - в том числе и процесса интеграции на уровне планеты как целого, как организма, со своими автоматическими системами роста, поддержания и органического размножения. В планетарном организме эти природные силы действуют как руководящие и обеспечивающие равновесие и гармонию факторы - что-то вроде эндокринной системы человека, за которой лежит более "оккультная" сеть энергий чакр, соотносительных пране- солнечной энергии. Когда эта энергия становится менее доминирующей (это символизируется закатом солнца), или когда тело ослабляется болезнью постом, или сенсорным голодом, символизирующую характер их деятельности. Эти формы отличаются в представлениях различных культур, но сохраняют некоторые общие основные характеристики.
Этот символ может рассматриваться как призыв к открытию ума возможности принять холистическим и нерациональным, интуитивным образом. Первая стадия четвертой пятеричной последовательности содержит призыв к обновлению потенциальности: это может означать также призыв "быть как малые дети".
Фаза 17 (17° Овна). Две полные достоинства старые девы, сидящие в молчании.
Ключ: способность трансформировать естественный недостаток потенциальности в равновесие и внутреннюю ясность.
Этот символ контрастирует предыдущему. В нашей культуре "старая дева" - это женщина, которая не смогла найти или принять оживляющую силу любви и органического свершения посредством биологической поляризации. Символ Изображает двух старых дев, подчеркивая, что отказ от естественного выражения биполярной любви порождает особого рода дуализм опыта. Две женщины молчат, потому что этот дуализм имеет нарциссический характер. Жизнь обратилась внутрь, видя себя в само-создающем отражении. Мы видим здесь результат негативной внутренней установки по отношению к потенции. Аскет или святой также направлен внутрь, но принимает более высокую, небиологическую поляризацию": человек и бог. Как деятельность природы принудительна, так и сопротивление старых дев биологическому свершению имеет принудительный характер.
Вторая стадия четвертой пятеричной последовательности, как и всякая вторая стадия обнаруживает контрастирующую потенциальность опыта, которая может быть также дополнением к первой стадии, Она относится к ценности достойного отступления внутрь.
Фаза 18 (18° Овна). Пустой гамак, растянутый между двумя деревьями.
Ключ: конструктивная смена деятельности и отдыха.
Символ соответствует способности уравновешивать внешнюю жизнедеятельность и релаксацию. Владелец гамака деятелен, но в сознании он может удерживать образ отдыха среди возвращающей энергию природы. Он не придерживается крайностей "крысиных богов" бизнеса: потенция сохраняется, хотя крайности избегаются, находится время для восстановления сил.
Символ третьей стадии указывает на средний путь между полной вовлеченностью в инстинктивные или социальные влечения и уходом в импотентное молчание и нарциссоизм, т.е. ритмическую жизнь.
Фаза 19 (19° Овна). "Волшебный ковер" восточных сказок.
Ключ: использование творческого воображения.
Способ жизни, отказывающийся от лихорадочного социального соревнования и издержек производства дает возможность развить непривязанное и трансцендентное понимание. Статическая опора (ковер) для ног человека (символ понимания) может превратиться в средство великих полетов воображения и экстра-физического восприятия. Период отдыха от внешне направленной деятельности, привязанной к коллективной "нормальности" дает творческому уму возможность рассмотрения в "снах" целостность нынешней социальной ситуации, возможность "видеть целое".
Четвертая стадия четвертой пятеричной последовательности создает возможность развития новой техники восприятия: внешний непривязанный взгляд на положения "над борьбой" на повседневную реальность.
Фаза 20 (20° Овна). Девочка кормит птиц зимой.
Ключ: преодоление кризиса благодаря состраданию.
Природный ритм времен года создает смену жизни и умирания. Посредством творческого воображения человек может "вылететь за пределы" цикла и обнаружить средства для того, чтобы не только избежать фатальности сезонных упадков и депривации, но и помогать другим живым существам выжить во время кризиса. Многие птицы мигрируют на юг (ср. символ 12 фазы), но устанавливая связь с другими существами, неспособными избежать зимних лишений и смерти, человек может поддержать жизнь духа (символизируемую птицами) устойчивой по отношению ко всем кризисам, если, как девочка из символа, он широко открыт побуждениям любви и сострадания.
На этой пятой стадии четвертой пятеричной последовательности мы видим человеческую деятельность, мотивируемую состраданием, превозмогающую сезонную фазу импотенции. Жизненная потенция природных духов достигает высшего уровня в человеческом существе. Тема этого символа - трансмутация жизни в любовь.
Второй уровень • эмоционально-культурный
Фаза 21 (21° Овна). Боксер выходит на ринг. Ключ: высвобождение и прославление социальной агрессивности. Здесь мы видим потенцию, прославляемую как мускульная сила и
сила воли. Поскольку эта потенция действует на грубо-конкурентном уровне, она часто включает возможность поражения и изуродования. В некотором смысле символ передает в социальных терминах первичную борьбу за существование, в которой выживает наиболее приспособленные, добавляя к ней жажду социальной славы и социальной силы (т.е. денег). В другом смысле ринг с двумя бойцами может быть уподоблен символу взаимодействия между Ян и Инь в Тай Чи; каждая из двух типов энергии побеждает в свою очередь.
На этой первой стадии пятой пятеричной последовательности потенция и двойственные возможности, содержащиеся в любом высвобождении силы-способности, рассматриваются на социо-культурном и эмоциональном уровне. Символ обнаруживает глубоко укоренившееся в человеке чувство восхищения и зависти, которые вызывает превосходящая сила.
Фаза 22 (22° Овна). Ворота в сад исполнения всех желаний.
Ключ: изобилие, возможное благодаря соединению и кооперации людей.
В противоположность жестокой и грубой дороге славы и власти, символизированной борющимся за приз спортсменом, мы видим теперь символ по-новому, широко открытого и не требующего особых усилий свершения. В одиночку человеческое существо вряд ли сможет выжить в великой жизненной драме природы; в организованных группах люди могут в подходящее время исполнить свои желания. Жизнь в изобилии теоретически открыта для всех. Это по меньшей мере идеал, великий сон. Этому символу может быть дано и эротическое значение, относящиеся к женской половине человечества.
На второй стадии пятой пятеричной последовательности сознание культурного человека доминируемо целью счастья, тем более значимой, чем более скромны его желания. В современной Америке некоторые философы прославляют это чувство изобилия, возвышая его до космического оптимизма или принижая до культа успеха.
Фаза 23 (23° Овна). Беременная женщина в легкой верхней одежде. Ключ: плодородие.
Мужская агрессивность и женское желание свершения (фазы 21 и 22) интегрируются и реализуются в ожидании ребенка. Эта троичная последовательность может действовать на различные уровнях, и ее третий член - ребенок - может принимать различные эмоциональные и культурные формы, но основное значение остается тем же: мужчина -воспринимающая женщина - и плод динамической активности.
Третья стадия пятой пятеричной последовательности соединяет две предшествующие в символе внутреннего свершения.
Фаза 24 (24° Овна).Занавеска открытого окна, вдуваемая внутрь ветром, принимает форму рога изобилия. Ключ: открытость втеканию духовных энергий. Принцип изобилия возводится на следующую ступень в этом весьма таинственном символе. Плодородие видится здесь действующим на более тонком и духовном уровне, нежели предыдущий физический. Ветер (пневма, дух) дует через открытое окно-ум и приносит в дом личности обетование более чем материальной потенции. Ветер дует из района большего давления в район меньшего давления, поскольку занавеска вдувается внутрь, - сознание индивидуума, представленное домом, полу-чет боле концентрированный приток духовных энергий, дающих ему возможность расширить объем своего сознания и творческого выражения. Символ четвертой стадии пятеричной последовательности указывает, что внутренний рост требует не только отрытого ума, но и готовности быть вместилищем духового урожая. Форма рога изобилия, принимаемая занавеской, показывает, что тонкий, прозрачный аспект ума обретает пластичность, дающую возможность его формирования трансперсональными силами.
Фаза 25 (25° Овна). Возможность для человека приобретать опыт на двух уровнях бытия.
Ключ: открытие новых потенциальностей.
Некоторым неспецифическим образом символ дает гарантию того, что человек может успешно действовать на двух уровнях сознания, если он прошел условия, обозначенные предыдущим символом. "Будь отрытым. Имей возможность и желание формировать свой прозрачный ум в форму, открытую духовным свершением. И ты сможешь испытать жизнь и силу на внутреннем плане, как и на внешнем". Подразумевается указание на веру. Человек может действительно испытать только то, относительно чего он глубоко верит, что может это испытать.
Последняя стадия пятой пятеричной последовательности возвещает возможность нового шага эволюции - но лишь возможность; индивидуум подвергается испытанию.