Часть II. Новое глубинное описание сабианских символов

Первый полуцикл.Процесс индивидуализации

Акт 1.Дифференциация

Сцена 1.Желание (Овен 1°-15°)

Первый уровень - действие

Фаза 1(1° Овна). Женщина, только что поднявшаяся из моря. Ее об­нимает тюлень.

Ключ: проявление новых форм и потенциальностей сознания.

Это первая из 360 фаз универсального многоуровневого циклическо­го процесса, стремящегося к актуализации определенных потенциаль­ностей. В сабианских символах эти потенциальности относятся к разви­тию индивидуального сознания человека - сознания бытия индивидуаль­ной личностью с местом и функцией в планетарном организме Земли, в определенном типе человеческого общества и культуры.

Быть индивидуальным сознанием означает - проявиться из моря ро­дового и коллективного сознания, которое для проявившегося ума явля­ется бессознательным. Это проявление - первичное событие. Оно - ре­зультат некоторого основополагающего действия - оставление позади себя, проявление из лона или матки, здесь символизируемой морем.

Это действие не следует рассматривать как властное, позитивное ут­верждение индивидуального бытия. В начале стоит Действие, Акт, но часто это незаметное, неуверенное действие. Маленький нежный рос­ток, появляющийся из зерна, не кричит о своем существовании, он дол­жен Пробиться через корку почвы, еще покрытой остатками прошлого. Он - весь потенциальность с минимумом присутствия актуальности.

Поэтому в символе появляющееся существо - Женщина. Символи­чески говоря, это форма существования, еще близкая бессознательным глубинам родовой биологической природы, полная скорее желанием быть, нежели самоутверждением. Женщину обнимает тюлень - млеко­питающее, однажды пережившее биологическое, эволюционное, отно­сительно бессознательное проявление, но вернувшееся в "лоно" моря; тюлень представляет регрессивный шаг. Он обнимает Женщину, которая уже проявилась, поскольку каждый процесс проявления поначалу имеет возможность неудачи. Этот процесс окружен памятью, тенями прошлых неудач в предыдущих циклах. Порыв вперед и вверх сдержи­вается регрессивным страхом и неуверенностью; исход борьбы зависит от относительной величины сил, направленных в будущее и направлен­ных в прошлое.

Возможность как успеха, так и неудачи присуща всему процессу ак­туализации. Каждое высвобождение потенциальности содержит эту двойственную возможность. Это неизбежно открывает два пути: один ведет к "совершенствованию" сознания, другой - к его "дезинтеграции", т.е. возвращению и недифференцированному состоянию (состоянию гу­муса, навоза, космической пыли, символически - "великих вод простран­ства", хаоса).

Символ характеризует первую из пяти стадий, повторяющихся на трех уровнях. Это стадия первичного утверждения, тема пятеричного ряда на первом уровне: порыв быть.

Фаза 2 (2° Овна). Комедиант раскрывает человеческую природу.

Ключ: способность смотреть объективно на себя и на других.

Если первая фаза процесса проявления - субъективный импульс и желание действовать, то вторая фаза представляет попытку развить объективную осведомленность о существовании. Сознание постепенно формируется посредством чувства контраста. Это то, что Тейяр де Шарден называет "рефлективным сознанием": способность видеть себя от­раженным в зеркале, и может быть смеяться непохожести видимых форм. "Юмор" - триумф объективного сознания над субъективным чув­ством или настроением, погруженностью в себя.

Символ характеризует вторую стадию первой пятеричной последовательности: стадию объективации сознания. Она дополняет и поляризу­ет первую, которая подчеркивала субъективное желание стать индиви­дуально-сознательным.

Фаза 3 (3° Овна). Профиль человека, напоминающий изображение его страны.

Ключ: поддерживающая сила Целого, поскольку индивидуум отож­дествляет себя с его Жизнью.

Став объективно осведомленным о своей природе и принадлежности к человечеству, индивидуализирующаяся личность находит внутреннюю силу и уверенность в понимании своей сущностной òoæäecòâeííocòè с частью Вселенной, в пределах которой она действует. Он сам и эта часть Вселенной представляются его сознанию тождественными в космически-планетарном процессе - в "мистике соучастия". Метафизически это выражено в тождественности Атмана и Брахмана. В ином смысле, благодаря способности отождествлять себя со сложным комплексом жизнедеятельности, окружающей его, индивидуум может стать истин­ным, а не только воображаемым представителем Целого в своей родной среде (локальной, планетарной или даже космической), агентом, посред­ством которого, через которого Целое может выразить себя в акте творческого резонанса и излияния. Это идея аватара "сверхличной" жизни и сознания, полностью отданного Божественной Силе и управляемого Ею. Эта сила может также пониматься как архетипическая са­мость, принцип Христа, поскольку она действует «в» н "посредством" индивидуальной личности и судьбы, становящихся ее внешним проявле­нием в ответ на коллективную человеческую потребность.

Идея формально-структурной тождественности универсального мак­рокосма и человеческого микрокосма проявляется на многих уровнях. Она создает внутреннее чувство уверенности и гармоническую силу в архаическом человеке. Современному человеку, находящемуся под гне­том кажущейся бессмысленности и бесполезности, она дает чувство соу­частия в обширном потоке эволюции. Это ответ на распространенное ныне чувство трагического одиночества.

Символ характеризует третью стадию пятеричной последователь­ности: участие в объемлющей жизни.

Фаза 4 (4° Овна). Двое любящих на уединенной прогулке.

Ключ: поляризация энергий, необходимая для выполнения жизнен­ных функций.

Чтобы полностью ответить потенциальностям, высвобождаемым чувством отождествления с большим Целым, человек сам должен быть целостным. Чтобы обеспечить постоянный и динамичный резонанс лю­бой высшей и объемлющей форме жизни, нужно взаимодействие бипо­лярных энергий. Это. может требовать временного отхода от обыденной деятельности, т.е. быть "уединенным" процессом. Однако это незам­кнутый процесс. Позитивный и негативный полюса не встречаются в замкнутом круге, восстанавливая нейтральное состояние потенциаль­ности. Он действует в динамическом открытом, неразрешенном соединении в контакте с окружающими энергиями природы.

Это четвертая стадия первой пятеричной последовательности: ста­дия динамической неразрешенной, поляризации. Она вводит основные средства, можно даже сказать - технику установления сознания в инди­видуальном мире.

Фаза 5 (5° Овна). Треугольнике крыльями. Ключ: способность к самотрансценденции.

Это символ желания достигнуть более высокого уровня существова­ния, символ чистого желания или посвящения себя, бхакти. То, что воз­никло на первой фазе процесса дифференциации, становится осведом­ленным о возможности дальнейших достижений. Принцип "левитации" рассматривается как один из двух существенных факторов эволюции. Возникающее существо прославляет и обожествляет его, но это пока только идеал. На этой стадии, однако, все существо испытывает детское стремление к возможной реализации.

Последняя синтезирующая стадия первой пятеричной последовательности. новые измерения бытия мобилизуют творческие усилия.

Наши рекомендации