К разделу 2 «когнитивная ситуация в современном социально-гуманитарном познании и модели

РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

Логические задания:

1. Составьте структурно-логическую схему «Когнитивная ситуация в современном социально-гуманитарном».

2. Составьте структурно-логическую схему «Типы когнитивных практик в социально-гуманитарных науках».

3. Составьте структурно-логическую схему «Принципы плюралистической интерпретации социальной реальности»

4. Составьте структурно-логическую схему «Современный тип методологического сознания в социально-гуманитарных науках».

5. Составьте структурно-логическую схему «Модель социально-гуманитарного исследования».

6. Составьте структурно-логическую схему «Типы научной рациональности в социально-гуманитарных исследованиях.

7. Составьте структурно-логическую схему «Сравнительный анализ моделей регионального социально-гуманитарного исследования».

8. Составьте структурно-логическую схему «Культурно-эпистемологические контексты возникновения моделей моделей регионального социально-гуманитарного исследования и стили их научного мышления».

Логические задачи:

1. Сравнить методологический плюрализм и методологический сепаратизм.

2. Сравнить корреспондентную и когерентную концепции истины.

3. Сравнить представление об истине в классической науке и постмодернизме.

4. Сравнить дискурсы Просвещения и Контрпросвещения.

5. Сравнить классическую и неклассическую рациональность.

6. Сравнить классическую и неоклассическую рациональность.

7. Сравнить предметные области классической и неоклассической моделей регионального социально-гуманитарного исследования.

8. Сравнить когнитивные стратегии классической и неклассической моделей регионального социально-гуманитарного исследования.

Тесты промежуточного контроля:

1. Кто предложил заменить понятие истины в научных исследованиях понятием правдоподобия ?

1. К. Поппер.

2. Т. Ю. Хабермас.

3. П. Фейерабенд.

2. Культурно-эпистемологическим контекстом возникновении классической модели социально-гуманитарного исследования были:

1. Дискурс Просвещения и позитивизм.

2. Культура «благоговения перед жизнью» и неокантианство.

1. Дискурс Контрпросвещения и позитивизм.

3. Культурно-эпистемологическим контекстом возникновения неклассической модели социально-гуманитарного исследования были:

1. Дискурс Контрпросвещения и антипозитивизм.

2. Культура «благоговения перед жизнью» и позитивизм.

3. Дискурс Контрпросвещения и позитивизм.

4. Культурно-эпистемологическим контекстом возникновении неоклассической модели социально-гуманитарного исследования были:

1. Неоглобализм и методология нового универсализма.

2. Глобализм и методологический плюрализм.

3. Неоглобализм и методология монистической интерпретации социальной реальности.

5. Стиль мышления классической модели социально-гуманитарного исследования:

1. Объективистский, социологистский, номотетический.

2. Критический, аксиологический, номотетический.

3. Объективистский, социологистский, идиографический.

6. Стиль мышления неклассической модели социально-гуманитарного исследования:

1. Аксиологический, номиналистский, идиографический.

2. Субъективистский, номиналистский, идиографический.

3. Субъективистский, номиналистский, синкретический.

7. Стиль мышления неоклассической модели социально-гуманитарного исследования:

1. Критический, реалистский, синкретический.

2. Объективистский, социологистский, синкретический.

3. Объективистский, социологистский, номотетический.

Проектные задания:

1. Разработайте многомерный методологический конструкт изучения предмета вашего научного исследования.

2. Выберите модель социально-гуманитарного исследования и раскройте ее методологические возможности при проведении вашего научного исследования.

3. Разработайте концепцию (научно-исследовательскую программу) вашего научного исследования.

РАЗДЕЛ 3.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Преамбула

В условиях мультипарадигмальности современного социально-гуманитарного познания ученый сталкивается с проблемой выбора наиболее эффективных методологических средств для решения определенного класса научно-исследовательских задач. Наиболее актуальные из этих задач связаны с такой проблематикой региональных социально-гуманитарных исследований, как глобализация и регионализация; региональные политические процессы; «региональные этнократии; региональная конфликтогенность; этничность и толерантность в полиэтнических регионах. Методологические проблемы, с которыми сталкивается ученый при изучении этих вопросов, состоят в том, что, во-первых, существуют различные подходы их научного исследования, во-вторых, не отработан понятийный инструментарий этих исследований, в-третьих, не выяснен методологический потенциал тех или иных теорий «предметного» содержания.

Комплексной целью данного раздела является овладение молодыми учеными методологией конкретных социально-гуманитарных исследований.

Достижение этой цели осуществляется через понимание того:

– какие существуют методологические подходы при изучении конкретной проблематики региональных исследований;

– каким эвристическим потенциалом обладают те или иные методологические подходы в конкретной научно-исследовательской практике;

– каков методологический потенциал различных теорий «предметного» содержания при решении определенного класса конкретных научно-исследовательских задач;

– как возможна инструментализация понятийного аппарата региональных социально-гуманитарных исследований;

– каковы содержание и роль многомерных методологических конструктов в конкретной научно-исследовательской практике.


Наши рекомендации