Социально-гуманитарных исследований»

Логические задания:

1. Составьте структурно-логическую схему «Профессиональная культура исследователя».

2. Составьте структурно-логическую схему «Профессиональные компетенции исследователя».

Составьте структурно-логическую схему «Структура методологического сознания исследователя».

3. Составьте структурно-логическую схему «Предмет методологии социально-гуманитарного исследования как научной дисциплины».

4. Составьте структурно-логическую схему «Основные этапы регионального социально-гуманитарного» исследования».

5. Составьте структурно-логическую схему «Атрибутивные признаки научности регионального социально-гуманитарного исследования».

6. Составьте структурно-логическую схему «Структура методологии регионального социально-гуманитарного исследования».

7. Составьте структурно-логическую схему «Функции методологической деятельности в социально-гуманитарных науках».

Логические задачи:

1. Сравнить профессиональную компетентность и профессиональное мастерство в структуре профессиональной культуры исследователя.

2. Сравнить внешнюю и внутреннюю рефлексии в научно-исследовательской деятельности.

3. Сравнить философские и научные социально-гуманитарные исследования.

4. Сравнить фундаментальные и прикладные социально-гуманитарные исследования.

5. Сравнить взгляды Т. Куна и К. Поппера на проблему роста научного знания.

6. Сравнить взгляды И. Лакатоса и П. Фейерабенда на проблему роста научного знания.

7. Сравнить субъектность и субъективность в научном исследовании.

8. Сравнить объект и предмет в научном социально-гуманитарном исследовании.

Тесты промежуточного контроля:

1. Автором концепции «научных революций» является:

1. Т. Кун.

2. К. Поппер.

3. К. Гемпель.

2. Автором концепции «научно-исследовательских программ» является:

1. И. Лакатос.

2. Л. Лаудан.

3. Ю. Хабермас.

3. Автором концепции «научных фальсификаций» является:

1. К. Поппер.

2. С. Тулмин

3. П. Фейерабенд

4. Автором концепции «методологического анархизма» является:

1. П. Фейерабенд

2. М. Фуко

3. С. Тулмин

5. Субъектность в научном исследовании – это:

1. Способность к самореализации в научном творчестве.

2. Возможность высказывать собственные взгляды.

3. Научная креативность.

6. Профессиональная компетентность исследователя – это :

1. Способность превращать профессиональные знания в инструмент профессиональной деятельности.

2. Широкий профессиональный кругозор исследователя.

3. Высокое профессиональное мастерство исследователя.

7. Методологической деятельности в социально-гуманитарных науках – это:

1. Когнитивная деятельность, предметом которой выступает научное исследование.

2. Когнитивная деятельность, направленная на разработку нового теоретического знания.

3. Когнитивная деятельность, связанная с разработкой концепций общественного развития

8. Специфика региональных социально-гуманитарных исследований определяется:

1. Предметом региональных исследований.

2. Методологией региональных исследований.

3. Заказчиками региональных исследований.

Проектные задания:

1. Обоснуйте выбор методологических оснований вашего научного исследования и покажите их структуру.

2. Сформулируйте научную проблемы проблему вашего исследования и дайте ее когнитивное обоснование.

3. Дайте системный анализ объекта вашего научного исследования

4. Определите задачи вашего научного исследования и дайте им когнитивное обоснование.

5. Дайте характеристику источниковой базы вашего научного исследования и определите степень ее репрезентативности.

РАЗДЕЛ 2.

КОГНИТИВНАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ И МОДЕЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Преамбула

Современные региональные социально-гуманитарные исследования характеризуются многообразием когнитивных практик и переходом от монистической интерпретации социальной реальности к плюралистической. Поэтому компетентный исследователь в условиях мультипарадигмальности современного социально-гуманитарного познания должен обладать способностью совершать осознанный выбор методологических оснований своей научно-исследовательской деятельности, которые при решении определенного класса исследовательских задач могут дать положительный результат.

Комплексной целью данного раздела является формирование у молодых исследователей методологического сознания, соответствующего современным эпистемологическим реалиям, как условия успешного проведения региональных социально-гуманитарных исследований в рамках различных их моделей.

Достижение этой цели осуществляется через понимание:

– особенностей когнитивной ситуации, сложившейся в социально-гуманитарном познании, и специфики современного методологического сознания исследователя;

– проблем истины и языка научного дискурса в современном социально-гуманитарном познании;

– специфики и когнитивных возможностей классической, неклассической и неоклассической моделей региональных социально-гуманитарных исследований.

Наши рекомендации