Понятие и специфика регионального исследования.

А.В. ЛУБСКИЙ

МЕТОДОЛОГИЯ

РЕГИОНАЛЬНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Москва

ИНФРА-М

Автор:

Лубский Анатолий Владимирович

Рецензенты:

Лубский А.В.

Методология регионального исследования : учеб. пособие / А.В. Лубский. – М.: ИНФРА-М, 217. – с. (Высшее образование).

В учебном пособии раскрывается понятие регионального исследования, рассматривается его специфика, структура, модели, типы и логика. Особое внимание уделяется геопространственному подходу как методологическому основанию региональных исследованиях, раскрываются эвристические возможности географической, геоисторической, геополитической, геоэкономической, геоидеологической, георелигиозной и геокультурной парадигм в изучении регионального социума. Выявляются наиболее актуальные методологические проблемы региональных исследований и перспективы их решения в рамках многомерных методологических конструктов.

Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта последнего поколения.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки: 41.04.01 – Зарубежное регионоведение, 41.04.02 – Регионоведение России, 39.04.01 – Социология.

© Лубский А.В., 2017

Введение

Что значит знать?

Вот, друг мой, в чем вопрос.

На этот счет у нас не все в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

Как всем известно, с самых давних дней.

(Гете, «Фауст»)

В постсовременном мире складывается новая конфигурация «мироцелостности», в которой основными мегатрендами мирового развития выступают глобализация и локализация. Одной из форм локализации является регионализация, проявляющаяся, с одной стороны, в наведении региональных границ, ограждающих региональные сообщества от массированного проникновения унифицированных форм организации социаль­ной жизни, с другой – в усилении притязаний этих сообществ на уникальность и самодостаточность.

В настоящее время процессы регионализации активизировались сразу на нескольких уровнях. На макроуровне регионализация проявляется, с одной стороны, в стремлении локальных цивилизаций оградить себя от экспансии других цивилизаций извне, с другой стороны, в том, что государства, разви­вающиеся на постиндустриальной основе, являясь инициаторами «глобализма», сами стали на путь регионализации, все более явно образуя замк­нутую систему. На мезоуровне регионализация, носящая надгосударственный характер, обнаруживается в стремлении к интеграции отдельных территорий, входящих в состав различных государств. На микроуровне процессы регионализации развернулись внутри национальных государств. Здесь регионализация связана с усилением своеобразия экономического или политического поведения тех или иных территориальных сообществ внутри страны, стремлением их к культурной автаркии, а иногда и к сепаратизму.

Новое видение мироцелостности предполагает разработку соответствующих методологических подходов к изучению проблем глобализации и регионализации. В начале XXI века эти подходы, позволяющие выйти на новый уровень теоретической концептуализации, складываются в рамках методологии нового универсализма, где глобальное целое рассматривается как геопространственное образование, в котором глобальное формирует региональное, а региональное – глобальное, но при этом регионализация становится возможной только в качестве «ответов» на «вызовы» глобализация.

С позиций методологии нового универсализма региональные сообщества представляют собой сложноорганизованные системы, являющиеся открытыми, поскольку в них отсутствует жесткая социальная детерминация и завершенность социальных процессов, и нелинейными, характеризующиеся многовариантностью социального развития и возможностью выбора в ситуации социальной неопределенности. Сложность развития региональных социумов и неопределенность складывающихся в них социальных ситуаций бросает вызов региональным исследованиям, предполагая поиск их новых методологических оснований. Эти основания складываются, прежде всего, в рамках многомерных методологических конструктов междисциплинарных научных исследований, направленных на преодоление дисциплинарной односторонности и парадигмальной ограниченности научно-исследовательских практик, связанных с изучением региональных сообществ[1].

Актуализация региональной проблематики требует усиления внимания к методологической подготовке начинающих исследований, тем более, что в последнее время в сфере социальных наук в России наблюдается снижение научно-исследовательского мастерства у молодых ученых. Особенно бросается в глаза их методологическая беспомощность, которые, как правило, никогда не учились профессии исследователя.

В высших учебных заведениях обязательным компонентом обра­зования в настоящее время является научно-исследовательская деятельность студентов. Однако эта деятельность осуществляется в рамках такого сце­нария, который особого отношения к науке не имеет. Вначале студент выбирает себе тему научного исследования, затем определяется с кандидатурой научного руководителя, вместе с ним уточняет тему будущей работы и составляет план ее изучения. После этого студент подбирает, чаще всего в Интернете, подходящую научную литературу, выбирает из ее текстов фрагменты, сохраняя имеющиеся в них ссылки на научные работы и источники эмпирической информации, объ­единяет эти фрагменты в соответствии с заранее составленным планом, добавляя, если получится, собственные суждения и умозаключения, делает выводы по главам, готовит введение и заключение, составляет список использованной литературы, доводит до необходимого уровня степень оригинальности текста для проверки в системе «Ан­типлагиат», оформляет титульный лист, проверяет правильность оформления текста. Однако результаты такой работы, далекие от целей и задач научного исследования, представляют собой типичное сочи­нение на заданную тему, которое известный британский ученый Р.Дж. Коллингвуд в свое время назвал «историографией ножниц и клея».

Научное исследование, с одной стороны, – это ремесло, то есть познавательная деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям, которым необходимо следовать, чтобы стать ученым, с другой стороны, – это творчество, позволяющее создавать новые научные знания. Поэтому без ремесла научное исследование – иллюзорно, без творчества – убого. В этом плане данное пособие помогает студенту овладеть ремеслом исследователя, оказывая влияние на его профессиональную культуру, как метапрограмму научно-исследовательской деятельности. От уровня профессиональной культуры зависит в первую очередь эффективность и качество регионального исследования.

Основными структурными компонентами профессиональной культуры исследователя являются профессиональное мышление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Профессиональное мышление – это совокупность умственных процессов, лежащих в основе научно-исследовательской деятельности, основными формами которых выступают профессиональные понятия, суждения и умозаключения. Понятие – это значение термина в научном тезаурусе исследователя, посредством которого выражается сущность изучаемых явлений Научное суждение – это форма мышления, содержащая какие-либо утверждения об изучаемых явлениях, их связях и отношениях. Научное суждение – это констатирующее высказывание ученого о предмете научного исследования. Научное умозаключение – это форма мышления, посредством которого путем анализа или синтеза различных суждений выводится новое суждение об изучаемых явлениях. Научное умозаключение – это высказывание-вывод (или высказывание-объяснение) о предмете научного исследования. Профессиональная компетентность исследователя – это его интегративно-интеллектуальное и личностно обусловленное качество как субъекта научного исследования. Это – совокупность инструментальных способностей (компетенций), необходимых для эффективной научно-исследовательской деятельности. Профессиональное мастерство исследователя – это показатель уровня овладения им научно-исследовательскими компетенциями, эффективности и качества выполняемых научно-исследовательских действий. В профессиональном мастерстве исследователя происходит преобразование совокупности теоретически сформированных предпосылок и инструментальных знаний в реальные научно-исследовательские действия. Профессиональное мастерство исследователя как деятельностный компонент его профессиональной культуры представляет собой творчество, и как всякое творчество профессиональное мастерство – это искусство, искусство «творения» нового научного знания. Однако профессиональное мастерство – это не только творчество, но и ремесло, которому можно и нужно постоянно учиться.

Для успешной научно-исследовательской деятельности, студент должен обладать следующими компетенциями: 1) знать, что такое региональное исследование, понимать его специфику и уметь на практике осуществлять научно-исследовательскую деятельность; 2) знать принципы и понимать логику регионального исследования и в конкретной научно-исследовательской деятельности соблюдать эти принципы и логику; 3) знать проблематику предшествующих научных поисков по теме регионального исследования, осознавать степень ее научной разработанности, понимать существующие методологические подходы в изучении этой темы; 4) осознавать, что региональное исследование должно всегда носить проблемный характер и понимать, что без постановки научной проблемы не может быть и самого научного исследования; 5) знать способы постановки проблем в региональном исследовании, уметь ставить конкретные научные проблемы и в процессе научно-исследовательской деятельности находить наиболее эффективные способы их решения с помощью научных средств; 6) Понимать, что региональное исследование должно соответствовать определенным критериям научности, принятым в академическом сообществе, и осуществлять конкретные научные исследования в соответствии с этими признаками; 7) осознавать, что результатом регионального исследования должно быть получение нового научного знания на основе репрезентативной источников информации с помощью надежных методологических средств научно-исследовательской деятельности; 8) понимать особую роль рефлексии в региональном исследовании и уметь осуществлять рефлексивную деятельность на разных этапах конкретной научно-исследовательской деятельности; 9) разбираться в эпистемологической проблематике региональных исследований и осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствии с современными эпистемологическими требованиями; 10) понимать модели современного регионального исследования и уметь их использовать в конкретной научно-исследовательской деятельности; 11) знать эвристический потенциал различных методологических подходов (парадигм) в современных региональных исследованиях и уметь выбирать наиболее эффективные из них для решения определенного класса исследовательских задач; 12) разбираться в теоретическом арсенале современных социально-гуманитарных наук и уметь использовать методологический потенциал научных теорий в научно-исследовательской деятельности; 13) знать методологические возможности и границы применения различных научно-исследовательских методов и уметь их использовать в региональных исследованиях; 14) знать методологические возможности и границы применения различных методик и технологий, в том числе и информационно-коммуникационного характера, и уметь их использовать при решении определенного класса исследовательских задач; 15) знать этические нормы научно-исследовательской деятельности, принятые в научном этосе, и соблюдать их при проведении конкретных региональных исследований[2].

Учебное пособие включает три главы, которые позволяют понять сущность и специфику регионального исследования, его методологические основания и особые методологические проблемы, с которыми сталкиваются ученые в научно-исследовательской деятельности. В первой главе раскрывается понятие регионального исследования и рассматривается его структура, модели, типы и логика. Содержание этой главы позволяет студенту овладеть нормами научно-исследовательской деятельности. Во второй главе рассматривается геопространственный подход в региональных исследованиях, включающий географическую, геоисторическую, геополитическую, геоэкономическую, геоидеологическую, георелигиозную и геокультурную парадигмы. Содержание этой главы позволяет студенту овладеть методологическими основаниями научно-исследовательской деятельности. В третьей главе рассматриваются методологические проблемы региональных исследований, связанные с изучением социальных и институциональных практик, ментальных программы и социального поведения, этносов и наций, этнических и национальных идентичностей, межэтнических отношений и ценностной политики, политических элит и групп влияния, а также управления в региональном социуме. Содержание этой главы позволяет студенту овладеть современными методологическими подходами в изучении региональной проблематики и разрабатывать многомерные методологические конструкты региональных исследований междисциплинарного характера.

Каждая глава учебного пособия содержит материалы диагнос­тико-квалиметрического характера, цель которых – выяснение степени овладения студентами профессиональными компетенциями в области региональных исследований. Эти материалы включают также вопросы для самоконтроля, позволяющие выявить степень понимания учебного материала; учебные задания, связанные с фор­мализацией содержания учебного материала путем составления его структурно-логи­ческих схем; учебные задания на сравнение и доказательство, развивающие логическое мышление, необходимое для проведения региональных исследований.

***

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигнет ее

сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается

по ее каменистым тропам

(К. Маркс)

ГЛАВА 1.

РЕГИОНАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое региональное исследование?

2. Какова специфика региональных исследований?

3. Что является предметом региональных исследований?

4. Каковы атрибутивные признаки научности региональных исследований?

5. Какова структура регионального исследования?

6. Что такое модель регионального исследования?

7. Какие существуют модели регионального исследования?

8. Каковы особенности классической модели регионального исследования?

9. Каковы особенности неклассической модели регионального исследования?

10. Каковы особенности неоклассической модели регионального исследования?

11. Какие можно выделить типы региональных исследований?

12. Каковы особенности прикладных и фундаментальных региональных исследований?

13. Каковы особенности, дисциплинарных, интердисциплинарных, мультидисциплинарных и трансдисциплинарных региональных исследований?

14. Какова логика регионального исследования?

15. Чем обусловлен выбор темы регионального исследования?

16. Какова структура концепции как замысла регионального исследования?

17. Какие существуют способы постановки научных проблем в региональном исследовании?

18. Как осуществляется постанова научно-исследовательских задач в региональном исследовании?

19. Как осуществляется инструментализация научных понятий в региональном исследовании?

20. Что является методологическим основанием регионального исследования?

21. Что такое методологический конструкт регионального исследования?

22. Что такое репрезентативность источников эмпирической информации в региональном исследовании?

23. Какие можно выделит типы источников эмпирической информации в региональном исследовании?

24. Какова роль научной гипотезы в региональном исследовании?

25. Какова последовательность научно-исследовательских действий в региональном исследовании?

26. Что такое научный факт в региональном исследовании?

27. Что такое эмпирическая стадия регионального исследования?

28. Что такое теоретическая стадия регионального исследования?

29. Как осуществляется реконструкция геопространственной реальности в региональном исследовании?

30. Каковы правила презентации концептуального научного знания в региональном исследовании?

Учебные задания.

Составьте структурно-логические схемы:

1. Региональное исследование.

2. Структура регионального исследования.

3. Модели регионального исследования.

4. Типы региональных исследований.

5. Логика регионального исследования.

Сравнить:

1. Объект и предмет регионального исследования.

2. Источники эмпирической информации и научную литературу в региональном исследовании.

3. Модели и парадигмы регионального исследования.

4. Интердисциплинарные и мультидисциплинарные региональные исследования.

5. Внешнюю и внутреннюю критику источников эмпириче­ской информации.

6. Представления о научном факте в современной эпистемо­логии.

5. Эмпирическую и теоретическую стадии регионального исследования.

Доказать, что:

1. Ваше региональное исследование носит научный характер.

2. Ваше региональное исследование носит актуальный характер.

3. Ваше региональное исследование носит проблемный характер.

4. Ваше региональное исследование опирается на репрезентативные источники эмпирической информации.

5. Научные понятия, используемые в вашем региональном исследова­нии, носят инструментальный характер.

ГЛАВА 2.

Вопросы для самоконтроля.

1. Каковы особенности геопространственного подхода в региональных исследованиях?

2. Каково содержание методологии нового универсализма?

3. Что такое глокализация?

4. Что собой представляет цивилизация как локально-историческая общность?

5. Какие парадигмы составляют методологическую основу геопространственного подхода в региональных исследованиях?

6. Какие направления можно выделить в рамках географической парадигмы в региональных исследованиях?

7. Какие концепции составляютоснову геоисторической парадигмы региональных исследований?

8. Каковы особенности концепции «столкновения цивилизаций»?

9. Каково содержание концепции «Великого лимитрофа»?

10. Что общего и каковы различия между концепцией «мироэкономики» и «миросистемной теорией»?

11. Каково содержание геополитической парадигмы региональных исследований?

12. Какие концепция составляютоснову геополитической парадигмы региональных исследований?

13. Что общего и в чем различия между геополитические концепциями Хартленда и Римленда?

14. В чем состоит значение концепция З. Бжезинского «Евразия – Великая шахматная доска»?

15. Что общего и в чем различия между геополитическими концепциями А.С. Панарина и А.Г. Дугина?

16. Чем отличаются геостратегии атлантизма и евразийства?

17.Каково содержание геоэкономической парадигмы региональных исследований?

18. Какие существуют представления о геоэкономике в зарубежном и российском научном дискурсе?

19. Что общего и в чем различия между геоэкономическими концепциями Э.Г. Кочетов и А.И. Неклессы?

20. Каково содержание геоидеологической парадигмы региональных исследований?

21. Каково содержание концепция «конца идеологий» Ф. Фукуямы?

22. Какие можно выделить течения в современном евразийстве?

23. Каково содержание георелигиозной парадигмы региональных исследований?

24. Выделите основные причины «великого возвращения» религий в мировую политику?

25. Каковы характерные чертой современного религиозного фундаментализма?

26. Какие деструктивные явления сегодня связаны с религиозной экспансией?

27. Каково содержание геокультурной парадигмы региональных исследований?

28. Существует ли вязь между универсализацией культуры и гуманитарной интервенцией в эпоху глобализации?

29. В чем разница между представлениями И. Валлерстайн и современных ученых о геокультуре?

30. Каковы особенности культурной географии как особого направления региональных исследований?

Учебные задания.

Составьте структурно-логические схемы:

1. Геопространственный подход в региональных исследованиях.

2. Географическая парадигма региональных исследований.

3. Геоисторическая парадигма региональных исследований.

4. Геополитическая парадигма региональных исследований.

5. Геоэкономическая парадигма региональных исследований.

6. Геоидеологическая парадигма региональных исследований.

7. Георелигиозная парадигма региональных исследований.

8. Геокультурная парадигма региональных исследований.

Сравнить:

1. Глобализацию и регионализацию.

2. Культурную географию и гуманитарную географию.

3. Геополитическую концепцию Хартленда и геополитическую концепцию «Евразии – Великой шахматной доски.

4. Современные геоэкономические концепции.

5. Концепцию «Конца идеологий» и концепцию «Борьбы цивилизаций».

6. Геокультурную и георелигиозную парадигмы региональных исследований.

Доказать, что:

1. Глобализация порождает регионализацию.

2. Процессы регионализации разворачиваются одновременно на разных уровнях.

3. Геополитическая стратегии США обусловлена концепция Евразии – «Великой шахматной доски».

4. Между геоэкономикой и геополитикой существует связь.

5. Гипотеза о «конце истории» Ф. Фукуямы в настоящее время не подтвердилась.

6. Георелигия выступает фактором региональной политики.

7. Между культурной географией и гуманитарной географией существую различия.

ГЛАВА 3.

Вопросы для самоконтроля.

1. Какие методологические трудности существуют в изучении социальных практик в региональных исследованиях?

2. Какие существуют теоретические представления о социальных практиках в региональных исследованиях?

3. Какие существуют парадигмы изучения социальных практик в региональных исследованиях?

4. Какие методологические трудности существуют в изучении институциональных практик в региональных исследованиях?

5. Какие существуют теоретические представления об институциональных практиках в региональных исследованиях?

6. Какие существуют парадигмы изучения социальных институтов в региональных исследованиях?

7. Как рассматриваются институциональные практики в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования?

8. Какие методологические трудности существуют в изучении социального поведения в региональных исследованиях?

9. Какие существуют теоретические представления о социальном поведении в региональных исследованиях?

10. Какие существуют парадигмы изучения социального поведения в региональных исследованиях?

11. Как рассматривается социальное поведение в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования?

12. Какие методологические трудности существуют в изучении ментальных программ в региональных исследованиях?

13. Какие существуют представления о ментальных программах в региональных исследованиях?

14. Как рассматриваются ментальные программы в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования?

15. Что такое модель социального поведения в региональных исследованиях?

16. Какие модели социального поведения выделяются в региональных исследованиях?

17. Какова связь между институциональной матрицей и социальным поведением?

18. Как формируются ментальные программы социального поведения?

19. Как рассматриваются ментальные программы социального поведения в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования?

20. Какие методологические трудности существуют в изучении этносов и наций в региональных исследованиях?

21. Какие существуют теоретические представления об этносах и нациях в региональных исследованиях?

22. Какие существуют подходы в изучении этносов и наций в региональных исследованиях?

23. Как соотносятся между собой понятия этноса и нации в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования?

24. Какие практики нациестроительства выделяют в региональных исследованиях?

25. Какие можно выделить модели формирования наций в региональных исследованиях?

26. Как рассматриваются этносы и нации в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования?

27. Какие методологические трудности существуют в изучении этнических и национальных идентичностей в региональных исследованиях?

28. Какие существуют теоретические представления об этнической и национальной идентичностях в региональных исследованиях?

29. Какие существуют подходы в изучении этнической и национальной идентичностей в региональных исследованиях?

30. Как в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования трактуются понятия этнической и национальной идентичности?

31. Какие варианты возникновения национальных идентичностей выделяют в региональных исследованиях?

32. Какие методологические трудности существуют в изучении межэтнических отношений в региональных исследованиях?

33. Какие существуют подходы в изучении межэтнических отношений в региональных исследованиях?

34. Какие методологические трудности существуют в изучении этнической толерантности и этнической интолерантность в региональных исследованиях?

35. Какие существуют теоретические представления об этнической толерантности и этнической интолерантности в региональных исследованиях?

36. Как в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования трактуются понятия этнической толерантности и этнической интолерантности?

37. Какие методологические трудности существуют в изучении ценностной политики в межэтнических отношениях в региональных исследованиях?

38. Какие существуют теоретические представления о ценностной политике в межэтнических отношениях в региональных исследованиях?

39. Как в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования трактуются понятие ценностной политики в межэтнических отношениях?

40. Каковы методологические принципы изучения ценностной политики в сфере межэтнических отношений в региональных исследованиях?

41. Какие существуют теоретические представления о гуманитарных технологиях в региональных исследованиях?

42. Как трактуются особенностью гуманитарных технологий в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования

43. Какие методологические трудности существуют в политических элит и групп влияния в региональных исследованиях?

44. Какие существуют теоретические представления о политических элитах в региональных исследованиях?

45. Какие существуют подходы в изучении политических элит в региональных исследованиях?

46. Какие можно выделить основные теоретические концепции политических элит в региональных исследованиях?

47. Как рассматриваются политические элиты в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования?

48. Какие существуют теоретические представления о группах влияния в региональных исследованиях?

49. Какие существуют методы изучения групп влияния в региональных исследованиях?

50. Как рассматриваются группы влияния в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования?

51.Какие методологические трудности существуют в изучении регионального управления в научных исследованиях?

52. Какие существуют теоретические представления о региональном управлении в научных исследованиях?

53. Какие существуют подходы в изучении регионального управления в научных исследованиях?

54. Как в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования трактуются понятие регионального управления?

55. Какие типы и стили управленческой деятельности выделяются в региональных исследованиях?

56. Какие парадигмы управленческой деятельности выделяются в региональных исследованиях?

57. Каковы особенности синергетического подхода в изучении регионального управления?

58. Как разрабатывается стратегия региональной управленческой деятельности?

Учебные задания.

Составьте структурно-логические схемы:

1. Парадигмы изучения социальных практик в региональных исследованиях?

2. Парадигмы изучения социальных институтов в региональных исследованиях?

3. Парадигмы изучения социального поведения в региональных исследованиях?

4. Парадигмы изучения ментальных программ в региональных исследованиях?

5. Структура ментальных программ в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования

6. Модели социального поведения в рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования

7. Подходы в изучении этносов и наций в региональных исследованиях

8. Подходы в изучении этнической и национальной идентичности в региональных исследованиях?

9. Типы национальной идентичности в региональных исследованиях.

10. «Жесткие» и «мягкие» концепции идентичности в региональных исследованиях

11. Подходы в изучении межэтнических отношений в региональных исследованиях.

12. Подходы в изучении этнической толерантности и этнической интолерантности межэтнических отношений в региональных исследованиях.

13. Структура этнической толерантности в региональных исследованиях.

14. Принципы ценностной политики в межэтнических отношениях в региональных исследованиях.

15. Структура публичных ценностей в межэтнических отношениях в региональных исследованиях.

16. Подходы в изучении политических элит в региональных исследованиях

17. Основные теоретические концепции политических элит в региональных исследованиях.

18. Парадигмы изучения групп влияния в региональных исследованиях.

19. Типы и виды групп влияния в региональных исследованиях.

20. Подходы в изучении регионального управления в научных исследованиях.

21. Структура управленческой деятельности в региональных исследованиях.

22. Функции управленческой деятельности в региональных исследованиях.

23. Типы и стили управленческой деятельности в региональных исследованиях

24. Парадигмы управленческой деятельности в региональных исследованиях.

25. Модели управленческой деятельности в региональных исследованиях.

26. Стратегия управленческой деятельности в региональных исследованиях.

Сравнить:

1. Структуралистско-конструктивистскую и структурационистскую парадигмы изучения социальных практик в региональных исследованиях.

2. Деятельностный и институциональный подходы в изучения социальных практик в региональных исследованиях.

3. Бихевиоризм и необихевиоризм в изучении социального поведения в региональных исследованиях

4. Личностный и ситуационный подходы в изучении социального поведения в региональных исследованиях.

5. Диспозиционный и культурный подходы в изучении социального поведения в региональных исследованиях

6. Рефлексивные и нерефлексивные структуры ментальных программ в региональных исследованиях.

7. Нормативные и модальные модели социального поведения в региональных исследованиях.

8. Примордиалистский и конструктивистский подходы в изучении этносов и наций в региональных исследованиях.

9. Эссенциалистский и конструктивистский подходы в изучении национальных идентичностей в региональных исследованиях.

10. «Жесткие» и «мягкие» концепции национальной идентичности в региональных исследованиях.

11. Когнитивный и деятельностный подходы в изучении межэтнических отношений.

12. Представления о ценностной политике в региональных исследованиях.

13. Представления о содержании гуманитарных технологий и их функциях в управленческой деятельности в региональных исследованиях.

14. Властный, функциональный, властно-децизионистский, номенклатурно-децизионистский и статусно-децизионистский подходы в изучении политических элит в региональных исследованиях.

15. Концепции политической элиты, разрабатываемы в рамках классической, неклассической и неоклассической моделей регионального исследования.

16. Кросс-институциональные и субинституциональные группы влияния в региональных исследованиях.

17. Методы «репутационного анализ» и «участия в принятии важнейших стратегических решений» в изучении группы влияния в региональных исследованиях.

18. Научный и деятельностный подходы в изучении регионального управления.

19. Директивный, функциональный и коммуникативный типы регионального управления в научных исследованиях.

20. Реактивно-консенсусный, реактивно-принудительный, креативно-консенсусный и креативно-принудительный стиля управленческой деятельности в региональных исследованиях.

21. Классическую, неклассическую и неоклассическую парадигмы управленческой деятельности в региональных исследованиях.

22. Методы системно-диагностического, ситуационно-факторного анализа, сценарно-базового прогнозирования, используемые при разработке стратегии управленческой деятельности

Доказать, чтов рамках многомерного методологического конструкта регионального исследования преодолевается познавательная односторонность:

1. Структуралистско-конструктивистской и структурационистской парадигм изучения социальных практик.

2. Деятельностного и институционального подходов в изучения социальных практик.

3. Личностного и ситуационного, диспозиционного и культурного подходов в изучении социального поведения.

4. Примордиалистского и конструктивистского подходов в изучении этносов и наций.

5. Эссенциалистского и конструктивистского подходов в изучении этнических и национальных идентичностей в региональных исследованиях.

6. Когнитивного и деятельностного подходов в изучении межэтнических отношений.

7. Научного и деятельностного подходов в изучении регионального управления.

8. Классической и неклассической парадигм изучения управленческой деятельности.

Заключение

В современном мире можно выделить два мегатренда мирового развития – глобализацию и локализацию. Одной из форм локализации выступает регионализация, процессы которой развернувшиеся на разных уровнях, является предметом региональных исследований. Региональное исследование как особый вид научно-познавательной деятельности направлено на производство новых знаний о регионе как геопространственном сегменте социальной реальности. Региональное исследование отличается, прежде всего, спецификой своей предметной области, содержательное определение которой зависит от интерпретации понятия «регион» и выбора его структурообразующих элементов.

Региональное исследование должно осуществляться при соблюдении таких атрибутивных принципов научности, как критичность, проблемность и новизна, рациональность, целенаправленность, рефлексивность, предметность и контекстуа

Наши рекомендации