Идеология в современном мире

Мы живем в эпоху неопределенности, безверия, разочарований и потери иллюзий. Старые боги развенчаны и низвергнуты с пьедесталов. Развенчание многих радикальных, социалистических и коммунистических утопий нашего времени стало свершившимся фактом. Но взамен ним не разработаны и не предложены какие-либо масштабные положительные идеи, которые могли бы служили в качестве объединяющих мобилизирующих людей идеалов. Проблема состоит в том, что люди перестали верить как реформаторам, так и революционерам

Как показывает исторический опыт, любой утопический проект, любая утопическая доктрина подписывает себе смертный приговор, как только она переходит на принципы открытости и терпимости в отношении других идейно- политических течений.

Крах марксизма-ленинизма как бы возвестил об окончательной смерти всякой идеологии. Под вопрос поставлена сама возможность политико-идеологических построений в качестве мобилизирующих идеалов.

Нынешняя ситуация характеризуется преобладанием импровизации, отсутствием каких-либо теорий и идеологий. Имеет место усиление чувства неопределенности, непредсказуемости и случайности мировых процессов. Эти последствия накладываются на целый комплекс факторов, которые в совокупности способны усиливать конфликтный потенциал как внутри стран, так и между народами, странами, конфессиями.

Ослабление культуры традиционной базовой культуры имеет своим следствием измельчение, эфемерность ценностей, норм и принципов, определяющих моральные устои людей. В результате понятия родина, семья, вера, нация теряют свой традиционный смысл. Это приводит к ослаблению чувства приверженности собственным традициям, символам, мифам. Более того, прослеживается обострение чувства безродности, отсутствия корней.

При таком положении вещей возникает вопрос: смогут ли люди, общества выжить и действовать в долговременной перспективе? Где найти те идеи, идеалы, которые будут служить в качестве скрепов новых инфраструктур?

Дезориентированные люди могут стать приверженцами различных «неправильных теорий» (не цитата).

Национализм прежде всего социокультурный феномен, имеющий много общего с религией и идеологией, в некоторой степени определяющий контры видения мира. Привлекательность его в том, что он способен совершенно банальные, повседневные, с точки зрения постороннего человека, действия в предметы национальной гордости, усматривать в них элементы проявления свободы и самовыражения. Чувство принадлежности к собственному обществу придает смысл жизни, укрепляет чувство взаимной ответственности, уменьшает одиночество и отчуждение. Люди обращаются к национализму, когда они озабочены проблемой придания смысла собственной жизни.

В современном обществе функции современных вариантов политической идеологии выполняют кумиры, навязываемые из сфер кино, СМИ, телевидения.

Поляновский «Урок»

Когда-то мне казалось, что так будет всю жизнь. Всю жизнь я буду бегать на переменах по партам, влюбляться и один раз в месяц выпускать школьную стенгазету.

Я тайно мечтал, как понесу Наташкин портфель до самого ее дома. Но предлагать свои услуги боялся, а поскольку жизнь казалась бесконечной, все откладывал, откладывал…

На выпускном вечере. И вдруг записка мне «От Наташи С.» Боже правый, от нее. «Дорогой, я люблю тебя. Ну, полюби же и ты меня сильней, чем Отелло - Джульетту…

Смотрю счастливый на нее, а она не видит меня, и не смотрит на меня, беседует с кем-то спокойно, будто ничего и не произошло. И вдруг вижу в дальнем углу – дружок Миша Барабанов, искоса, хитро наблюдает за мной, и с трудом сдерживает смех.

Только тут дошла до меня гнусность этой проделки.

- Дурак ты!

Мы с Мишкой Барабановым уходим с нашего последнего выпускного вечера.

Утром я проснулся и сразу понял, что мне некуда идти, нечего делать, и портфель в углу больше не нужен. Стал медленно побрел в школу. Н каменных ступенях сидел Мишка. Дверь в наш класс была заперта.

То время никогда ни с чем не сравниться. Вместе с Мишкой нас выгоняли из школы, потом выносили благодарность за хорошую учебу. Теперь Мишка – Михаил Дмитриевич, толстый и серьезный. Работает инженером на одном из крупных заводов в Новгороде.

Сейчас мне кажется, что у нас был замечательный класс. У нас не было ни одного подхалима, ябедника, сплетника.

Иногда мне трудно: я чувствую тоску по школе, по нашему классу. Еще не все потеряно, можно вернуть что-то, я знаю, что мне для этого нужно. Мне нужно посидеть на уроке у одной учительницы…

У нас было много учителей. Которых мы любили и недолюбливали, которых уважали и просто были равнодушны. Зинаиду Ивановну Чернову мы всегда называли по имени отчеству. (Герой на переменах открывал дневники круглых отличниц и ставил им «2» и «1» и расписывался, как Зинаида Ивановна. Потом не было не выяснений, ни объяснений, ни слез. И только однажды девочка подошла к учительнице и сказала, что у нее в дневнике «2»). На это Зинаида сказала: «Мне очень жаль, да мне очень жаль, что есть в нашем классе один бесчестный человек». Я сознался и двоек больше не ставил.

(Урок: Однажды учительница вызвала к доске девочку, она отвечала плохо, тянула время, так как должен скоро был прозвенеть звонок. Учительница поставила ей 3. Прозвенел звонок, и кто-то с последней парты сказал: «А мне бы за такой ответ 2 поставили бы». Неизвестно, слышали ли она этот упрек, но следующий день пришла и сказала: « Да, виновата я перед вами. И вы меня простите. Зачеркиваю я эту тройку».)

Я уверен, многому хорошему мы обязаны этому человеку. Ученики останутся благодарны ей за то, что она верила в них. Сейчас она осталась в памяти символом всей школы. Вот почему, чтобы «пережить» школу заново мне надо побывать на ее уроке.

Когда наступали времена тоски по школе, я все надеялся, что это не самые тяжелые времена, не вершина «болезни», и откладывал поездку про запас, как самое дорогое лекарство, которое может помочь только 1 раз.

Герой приехал в свой родной город и обошел все любимые места. Герой стоял на берегу реки, когда кто-то окликнул его. Это была Зинаида Ивановна.

- Зинаида Ивановна, чувствую, как стучит сердце. Зинаида Ивановна, можно я приду к вам завтра на урок?

-А знаешь, у меня нет завтра уроков.

- Ну, тогда послезавтра?

- Ты знаешь, а у меня и послезавтра-то уроков не будет…Я ведь теперь, брат, на пенсии.

Что-то оборвалось внутри. Все потерял. Опоздал.

-Давно?

- С завтрашнего дня! Завтра я первый раз не пойду в школу.

Дурак я, дурак. Опоздал не 1 школьный день. Даже нет - на один урок.

Если она помнит тот свой урок (интересно, помнит ли ?), то мы могли бы вместе перенестись в тот добрый мир. Я хотел спросить ее об этом, но поймал ее выцветший близорукий взгляд и понял – не помнит.

Когда ехал обратно успокаивал себя: а почему она должна помнить,. Это мы должны помнить. Это для нас урок, нам урок.

А если не помнят одноклассники, тогда зачем у нас в классе была Зинаида Ивановна.

Но жизнь подлинная. Сложная. Нашим бывшим одноклассникам еще расти. Начальники цехов станут директорами, доценты – профессорами.

Помнят ли они тот урок?!

Рейснер Л.М. Уголь, железо и живые люди

«Красная новь»: «Ей нужно было жить и нужно было помереть где-нибудь в степи, в море, в горах, с крепко стиснутой винтовкой или маузером в руках, ибо она отличалась духом искательства, неугомонной подвижности, смелости, жадности к жизни и крепкой воли. Этот воинствующий дух, не щадя себя, она отдала революции».

Книгу составили очерки, печатавшиеся в «Известиях», 1924, № 162, а также в журналах «Прожектор», 1924, № 22, и «Красная новь», 1924, №№ 4, 7, 8.

Описание местности и работ очень образное, живое. Много метафор, сравнений. Во всех рассказах видно сочувственное отношение к рабочим.

Билимбай (рудник)

Описывается вход в шахту, затем сама шахта, тусклый свет керосиновых ламп, освещающих маленькие пещеры в конце каждого коридора. Рабочий готовит динамитный патрон. Работа очень опасна: динамит может взорваться в руках. Три сильных взрыва. У секретаря билимбаевской компартии спрашивают, правда ли хотят сделать 8-часовой рабочий день вместо 6-часового. А ведь вентиляции почти нет, все ползет, одежда – не резина, а холст один, спирта, полагающегося после работы, не выдают. Говорят ему: «А восьми часам не бывать! Так и запиши».

Дым от взрыва приближается, пора уходить.

Говорится, что для работы нужно электричество, новые машины, технические усовершенствования, огромные деньги. А денег нет и не скоро будут. Раньше тут работали ссыльные политические, во время войны пытались пристроить на каторжные работы немецких военнопленных (что не удалось из-за их сопротивления). Рудник работает на Билимбаевский чугуноплавильный завод. Хотели закрыть – рабочие не дали; сами отказались от электрификации, чтобы не повысить себестоимость.

За 6 часов забойщик получает 1 руб. 12 коп. может с трудом приработать сверх нормы 30-34 коп. Каталь получает 50-70 коп. Не всегда деньгами. Каждый взмах кирки на этих дьявольских рудниках совершается в надежде на скорое наступление жизни более человеческой и справедливой.

Много чахоточных, но посылают лечиться на Урал же, где холодно. Лишь 1 чел в год –

на теплое море.

Завод Билимбай строен крепостными. Вокруг осело 7 крепостных сел. Церковь на холме. Оборудование все уже устарело (было бы смешно европейцу). Алексей Алексеевич Кашин, хранитель и полновластный хозяин домны, спец, 35 лет состоящий при домнах. Повел к сердцу домны. Тут каторжный труд: постоянно подсыпать руду и уголь, а тут жар, дым и огонь. По приказу старшего мастера добавляется флюс для очищения руды.

Неслыханное мужество рабочих, несмотря на все протесты и неудовольствия, на своем горбу вытаскивающих Россию из экономической трясины.

Ревда

Из истории. Про воровскую шайку, разбойников (пугачевщина). Через 100 лет Умнов писал про фабрику. Принадлежит Демидовым.

Тут делают кирпичи и какие-то трубы. Где делают песок – дышать нечем. Работают, в основном, женщины. За 260 кирпичей в день 52,5 коп., столько же за 60 труб плюс надбавка за все лишнее. Это работают вдовы и одинокие с 3-4 детьми на руках, почти все – члены партии. Мыла не дают. Вокруг сухая и душная жара.

Далее черный цех прокатки и литья. Достают слиток из печи: описывается как роды. В общем, в каждом рассказе подробно, но образно и художественно описывается весь процесс того или иного производства (в зависимости от специализации завода-рудника-фабрики). Заведующий заводом товарищ Юшков. Тут, кажется, делают проволоку. Тяжелые условия труда, плохое питание. Всем плохо, но все равно говорят: «А может быть, сейчас иначе и нельзя» (Мокрецов, один из самых ожесточенных рабочих).

Шайтанка

Жара. Рабочие бросают в мартеновскую печь металлические отходы. Продолжается 6 часов. Потом выливают. Еще не готово. Опять закидывают в печь. У печи все сильные, молодые, здоровые люди. Как ни жарит печь, легче жить под чистым уральским небом, чем в вонючей тесноте Выборгской.

Успевают отдохнуть за пару минут: курят и дремлют стоя с открытыми глазами.

Владелец Ефим Александрович Ширяев. Были готовы убить за бесчеловечное обращение. И был убит разбойником атаманом Рыжанко.

Последняя проба: инженеры и старший печной. Потом звучит набат. Сплав готов. Делают слитки. Сталь переходит в следующую фазу своих трудовых воплощений.

Лысьва

Перед заводом церковь. Денег нет.

При Колчаке печи погибли. В сердце завода – руины. Сутунка – пылающая змея железа, которую режут ножницами на куски. Через год вместо двух станков будет три.

Наши рекомендации