Чайковский государственный институт

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования -

ЧАЙКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кафедра философии и социально-гуманитарных наук

Колмакова И.А.

Методические указания по изучению дисциплины

«русский язык и культура речи»

для студентов I курса очной формы обучения

направлений подготовки 49.03.01 «Физическая культура»,

49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», 44.03.01 «Педагогическое образование»

Чайковский, 2015

УДК 811

ББК 81.2Рус

К 60

Рецензент: ст. преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук Чайковского государственного института физической культуры С.А. Малькова.

Печатается по решению учебно-методического совета

Чайковского государственного института физической культуры.

Протокол № 9 от 02.07.2015 г.

К60 Методические указания по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи» / Сост. И.А. Колмакова. - ФГБОУ ВПО – ЧГИФК, Чайковский: ФГБОУ ВПО - ЧГИФК, 2015. - 107с.  

Методические указания предназначены для оказания помощи студентам I курса очной формы обучения в правильной организации работы над изучением учебной дисциплины «Русский язык и культура речи».

В пособии раскрыты основные темы изучаемой дисциплины, даны задания к практическим занятиям, предложены разнотипные задания для выполнения самостоятельной работы, определены требования к выполнению контрольной работы, указана основная и дополнительная литература, приведен словарь ключевых понятий и терминов.

Студент имеет возможность проверить степень усвоения материала, обратившись к вопросам, данным в конце каждой темы, и решению теста, и подготовиться к экзамену.

Методические указания предназначены для студентов I курса очной формы обучения, обучающихся по направлениям подготовки 49.03.01 «Физическая культура», 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (АФК)», 44.03.01 «Педагогическое образование».

УДК 811

ББК 81.2Рус

К 60

© Колмакова И.А., составление, 2015

© Чайковский государственный институт

физической культуры, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ4

Часть I краткое содержание основных тем 6

Тема 1 Общие сведения о речи 6

Тема 2 Стили современного русского языка 16

Тема 3 Научный стиль 20

Тема 4 Официально-деловой стиль. реклама 27

Тема 5 Публицистический стиль 34

Тема 6 Разговорная речь 44

Тема 7 Язык как биосоциальное явление 52

ЧАСТЬ II ПРАКТИКУМ 57

Тема 1 Человек в зеркале общения 57

Тема 2 Литературный язык – высшая форма национального языка 58

Тема 3 Речевое взаимодействие 61

Тема 4 Функциональные стили современного русского языка 62

Тема 5 Научный стиль 63

Тема 6 Официально-деловой стиль 66

Тема 7 Публицистический стиль 69

Тема 8 Разговорные стили 70

Тема 9 Методика подготовки публичного выступления 72

Тема 10 Искусство диалога 74

Тема 11 Хочешь узнать человека – заговори с ним 75

ЧАСТЬ III САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 79

Тема 1 определение ключевых понятий дисциплины 79

Тема 2 Основные требования к речи 79

Тема 3 Художественные средства языка. Языковой анализ текста 85

Тема 4 Аннотация на художественное произведение 86

Тема 5 Подготовка выступления 86

ЧАСТЬIV ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 88

Проверочное занятие 88

Основные требования к выполнению контрольной работы 88

Вопросы для самоконтроля 93

Итоговый тест 94

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 97

СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ 98

ПРИЛОЖЕНИЕ А 107

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы, освещаемой настоящим пособием связана с состоянием современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой среды общения) в сфере специалистов, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Низкий уровень речевой культуры является серьезной помехой как в выполнении профессиональных обязанностей, так и в общем процессе самореализации личности.

Современный писатель Захар Прилепин, говоря о состоянии сегодняшней культуры и месте языка в ней, отметил: «Язык – это не только несколько десятков тысяч слов, которые мы помним (на самом деле обходимся минимальны запасом), а пространство национального мифа, национальной поэзии, национальной культуры. Нация, разучившаяся читать, забывшая собственную мифологию, строчку Есенина – или подменившая это суррогатом, - превращается в толпу, кучкующуюся на куске земли – и то по недосмотру соседнего народа» («Аргументы и факты – Прикамье», № 43, 2013 г.).

Глубокая обеспокоенность современным состоянием русского языка прозвучала в заявлении «о реформе образования, ее итогах и перспективах», которое было принято 22 ноября 2012 г. на заседании Ученого совета филологического факультета МГУ им. Ломоносова: «Неспособность внятно формулировать мысли – внешнее выражение неспособности самостоятельно мыслить: потребитель «информации» в лучшем случае научится ориентироваться в ней, но не сможет осуществить ее экспертизу, а, значит, и оказывать сколько-нибудь существенное воздействие на информационное пространство». Образовательные реформы (особенно в сфере языка) названы филологами МГУ «Национальной катастрофой, чреватой сломом механизмов и исторической преемственности и прерыванием самой национальной культурной традиции».

Методические указания по дисциплине подготовлены с целью помочь студентам правильно организовать изучение курса «Русский язык и культура речи». Предлагаемый курс интегративен: в основе его лежат как традиционные дисциплины (общее языкознание, русский язык, стилистика, поэтика), так и сравнительно новые (психология речи, социолингвистика, семиотика, культурология, теория коммуникации и др.). Однако главный предмет курса определен достаточно четко, – это речь человека, взятая в её различных аспектах.

В лекционном курсе рассматриваются основные вопросы, по которым при подготовке к практическим занятиям и выполнении заданий самостоятельной работы студентам трудно составить себе достаточно ясное представление.

Практические занятия направлены на закрепление практических навыков владения современным русским языком, знаний особенностей функциональных стилей современного русского языка и аспектов речевой культуры.

Решающее значение для усвоения программы имеет самостоятельная работа студентов. Её правильная организация будет способствовать формированию привычки и потребности в самостоятельной работе над овладением культурой речи, что является необходимым компонентом профессиональной подготовки студента вуза.

В результате работы над дисциплиной «Русский язык и культура» студенты должны:

знать:

- аспекты речевой культуры;

- виды и формы современного русского языка;

- особенности функциональных стилей современного русского языка и сферы их использования;

- правила и приемы речевого воздействия на слушателей;

- основные заповеди культуры речевого общения;

уметь:

- готовить устные и письменные тексты для различных ситуаций и адресатов адекватно коммуникативной задаче;

- самостоятельно работать над пополнением словарного запаса и совершенствованием техники речи;

владеть:

- нормами литературного языка;

- умением продуцировать связные, правильно построенные монологические тексты (устные и письменные) на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

- навыками участия в диалогических и полилогических ситуациях общения, установления речевого контакта, обмена информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

В пособии к каждой теме даны контрольные вопросы, отвечая на которые студент может проверить, как усвоен материал. Выполнение письменных заданий является формой подведения итогов самостоятельного изучения материала.

Условием получения допуска к экзамену является контрольная работа, цель выполнения которой – углубленное теоретическое изучение книжно-письменных функциональных стилей и практическое освоение навыков продуцирования текстов в научном стиле.

Часть Iкраткое содержание основных тем

Тест

1 Выбор стиля речи НЕ зависит от …

а) функций речи;

б) среды общения;

в) владения языковыми нормами;

г) индивидуальных манер и привычек.

2 К экспрессивным стилям НЕ относится …

а) торжественный;

б) официальный;

в) разговорно-бытовой;

г) фамильярный.

3 В книжно-письменной лексике НЕ используются …

а) общеупотребительные слова;

б) термины;

в) диалектизмы.

4 В книжно-письменной речи используется фразеологизм …

а) лиха беда начало;

б) рог изобилия;

в) белыми нитками шито;

г) втирать очки.

5 К книжно-письменным стилям НЕ относится …

а) разговорный;

б) публицистический;

в) научный;

г) официально-деловой.

6 К основным особенностям устно-разговорных стилей НЕ относится …

а) неофициальность;

б) непринужденность;

в) строгое соблюдение литературной нормы;

г) экспрессивность.

7 К основным средствам достижения желаемой экспрессивной окраски речи НЕ относится …

а) оценочная лексика;

б) лексические синонимы;

в) метафоризация, полисемия;

г) жаргон.

8 Художественная литература может существовать …

а) только в устной форме;

б) только в письменной форме;

в) как в устной, так и в письменной форме;

г) в книжной и разговорной форме.

9 Отличительным признаком устной речи является …

а) возможность редактирования порождаемых текстов;

б) отсутствие звукового и визуального сопровождения;

в) малый объем создаваемых текстов;

г) более позднее, по сравнению с письменной формой, возникновение.

10 Не существует такого понятия, как …

а) публицистический стиль;

б) стиль романа;

в) сатирический стиль;

г) письменный стиль.

11 К книжным специальным текстам относится …

а) газетная статья;

б) закон;

в) дневник;

г) роман.

12 Предсказуемость адресата выше …

а) в книжных специальных текстах;

б) в книжных неспециальных текстах;

в) в разговорных текстах;

г) в массово-коммуникативных текстах.

13 Чередование стандарта и экспрессии характерно для текстов …

а) книжных специальных;

б) книжных неспециальных;

в) разговорных;

г) массово-коммуникативных.

14 По тематике и быстроте потери актуальности схожими являются тексты …

а) книжные специальные и книжные неспециальные;

б) книжные неспециальные и массово-коммуникативные;

в) разговорные и массово-коммуникативные;

г) разговорные и книжные неспециальные.

15 Среди изменений, коснувшихся лексики русского языка, НЕ отмечается такое явление, как …

а) заимствование иностранных слов;

б) возвращение в речь вышедших из употребления слов;

в) уменьшение количества экспрессивной лексики;

г) создание новых значений существующих слов.

16 В книжную среду НЕ входят следующие тексты …

а) выступление на семинаре;

б) заявление в деканат;

в) информационная заметка;

г) переписка в чате.

17 Источником литературной нормы традиционно считается …

а) речь носителей элитарного языкового типа;

б) книжные тексты;

в) художественная литература;

г) речь, понятная большинству.

Тема 3НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

План:

1 Функции научного стиля.

2 Языковые особенности.

3 Основные жанры.

4 Общие требования к научному тексту.

5 Композиция письменного научного текста.

6 Учебная лекция.

1 Основные функции научного стиля – сохранение и передача новой информации. Этим определяется монологический характер языка науки. В отличие от языка художественной литературы, научная речь выделяет в слове не конкретное и образное, а абстрактное и общее.

Основные требования, предъявляемые к научному тексту – доказательность, информативность и логическая стройность.

2Языковые особенности научного стиля:

1) лексика, состоящая из 3-х основных пластов (общеупотребительные слова, общенаучные и термины);

2) употребление слов в их точных значениях;

3) отсутствие экспрессии;

4) сухость и строгость изложения;

5) преобладание имен существительных и прилагательных;

6) использование глаголов в настоящем времени;

7) ослабленное значение лица;

8) повышенное употребление слов среднего рода и абстрактной лексики;

9) преобладание сложноподчиненных предложений с причинно-следственной связью;

10) строгий порядок слов;

11) правильное, четкое выделение абзацев;

12) цитирование со ссылками на первоисточник;

13) наличие формул, схем, диаграмм.

3 Тексты, обслуживаемые научным стилем, делятся на реферативные и исследовательские. Нередко одна работа сможет соединять черты и реферата, и исследования.

Основные жанры: монография, учебник, научная статья, реферат, рецензия, научное выступление, лекция.

4Общие требования к научному тексту:

1) четкое осмысление существа вопроса;

2) самостоятельность в нахождении достаточного количества материала и его осмысление;

3) умение критически осмысливать литературу по теме, аргументировано доказывать свою точку зрения и делать выводы;

4) наличие метатекста, то есть наличие не только фактической информации об объекте исследования, но и того, как автор организует эту фактическую информацию;

5) правильное оформление работы.

5Композиция научного письменного текста.

Особенностью композиции научного текста является то, что она отражает последовательность фаз научного исследования: осознание проблемы (введение), поиск способов решения и доказательство выдвинутой гипотезы (основной части), решение исследовательской задачи (заключение).

I. Вводная часть.

1) Обоснование актуальности проблемы (исследования).

2) Характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий; историография вопроса.

3) Выделение предмета исследования.

4) Выдвижение гипотезы.

5) Обоснование выбранной теории (метода).

6) Предварительное формирование выводов.

II. Основная часть.

1) Методика и техника исследования.

2) Достигнутый результат.

III. Заключительная часть.

1) Краткое изложение научного исследования.

2) Окончательная формулировка выводов.

3) Список литературы.

6 Одним из распространенных жанров, обслуживаемых научным стилем, является учебная (академическая) лекция(рисунок 2).

Особенности методики лекции:

1) свободный стиль изложения;

2) логика, последовательность, доказательность;

3) эмоциональность;

4) четкость выделения основных вопросов и ее проблемный характер;

5) убежденность лектора;

6) уважительное отношение к аудитории;

7) способность привлечь внимание слушателей.

Типичные методические ошибки:

1) бесплановость, хаотичность;

2) неясная композиция;

3) отступление от намеченного плана изложения;

4) смысловые разрывы, «скачки» в изложении;

5) незавершенность последовательности отдельных фраз.

Рисунок 2 – Лекционное занятие  
чайковский государственный институт - student2.ru

Основные дидактические принципы:

1) фундаментальность;

2) научность;

3) проблемность;

4) системность;

5) доступность и доказательность;

6) сознательность и активность.

Контрольные вопросы

1) Основные функции и языковые особенности научного стиля.

2) Общие требования, предъявляемые к научному тексту.

3) Композиция научного текста.

4) Основные дидактические принципы учебной лекции.

Тест

1 К подстилям научного стиля НЕ относится …

а) собственно научный;

б) вузовский;

в) научно-популярный;

г) научно-учебный.

2 Систему понятий данной науки составляет ее …

а) синтаксис;

б) тезаурус;

в) общенаучная лексика;

г) грамматика.

3 Для научных текстов НЕ характерно широкое использование …

а) сложноподчиненных предложений;

б) однородных членов;

в) диалектизмов;

г) терминов.

4 К числу жанров научной речи НЕ относится …

а) доклад;

б) научно-популярная беседа;

в) доверенность;

г) лекция.

5 В научном стиле НЕ употребляется …

а) абстрактная лексика;

б) книжная лексика;

в) эмоционально-экспрессивная лексика;

г) общенаучная лексика.

6 Текст, целью которого является изложение процесса получения знаний, называется …

а) описанием;

б) повествование;

в) рассуждение;

г) доказательство.

7 Текст, целью которого является изложение последовательных изменений, происходящих с объектом, называется …

а) описанием;

б) повествование;

в) рассуждение;

г) доказательство.

8 Максимально краткое описание, цель которого назвать главные и отличительные признаки объекта, называется …

а) описанием;

б) повествование;

в) рассуждение;

г) доказательство.

9 Для научного стиля НЕ характерны такие особенности, как …

а) предварительное обдумывание информации;

б) нормированность речи;

в) сжатость информации;

г) тяготение к устно-разговорным приемам, к диалогу.

10 К общим требованиям к научному тексту НЕ относится …

а) четкое осмысление существа вопроса;

б) самостоятельность в нахождении достаточного количества материала и его осмысление;

в) доказательность и доходчивость;

г) умение критически осмысливать литературу по теме, аргументировано доказывать свою точку зрения, делать выводы.

11 К языковым особенностям научного стиля НЕ относится …

а) отсутствие экспрессии;

б) преобладание имен существительных и прилагательных;

в) ослабление значения лица;

г) использование речевых стандартов.

12 К научно-информативному подстилю НЕ относится …

а) монография;

б) реферат;

в) аннотация;

г) тезисы.

13 Учебник, учебное пособие, методическое пособие относится к …

а) собственно научному подстилю;

б) научно-справочному подстилю;

в) учебно-научному подстилю;

г) научно-популярному подстилю.

14 Текст, отражающий главную информацию, содержащуюся в первоисточнике, новые сведения, существенные данные, называются …

а) реферат;

б) аннотация;

в) монография;

г) очерк.

15 Сжатая характеристика книги (статьи или сборника), ее содержания и назначения называется …

а) реферат;

б) аннотация;

в) монография;

г) очерк.

16 Тезис, аргумент, вывод – это компоненты текста …

а) описания;

б) повествования;

в) рассуждения;

г) доказательства.

17 Устная научная речь отличается …

а) неподготовленностью;

б) информативностью;

в) диалогичностью;

г) импровизированностью.

18 Функция воздействия устной научной речи максимальна …

а) в докладе;

б) в сообщении;

в) в дискуссии;

г) на защите курсовой.

19 Для более точного выражения своей мысли в устной научной речи употребляются «цепочки» …

а) антонимов;

б) агнонимов;

в) синонимов;

г) омонимов.

20 Хороший лектор …

а) контролирует процесс слушания в аудитории;

б) обращается только к тем, кто его слушает;

в) не интересуется, внимательно ли его слушают;

г) следит за звуком своего голоса.

Тест

1 К числу важнейших стилевых черт официально-делового стиля НЕ относится …

а) точность, не допускающая разночтений;

б) безличность;

в) непосредственность речи;

г) официальность.

2 В официально-деловом стиле НЕ употребляется …

а) сложно-сокращенные слова;

б) профессиональные термины;

в) многозначные слова;

г) слова с официально-деловой окраской.

3 К лексике официально-делового стиля относятся слова …

а) невесомость, кислотность, изменяемость;

б) глупыш, дурочка, белобрысый;

в) нижеподписавшиеся, неисполнение, податель;

г) экстремисты, широковещательные, позитивные.

4 К подстилям официально-делового стиля НЕ относится …

а) законодательный;

б) канцелярский;

в) ораторский;

г) дипломатический.

5 К числу жанров официально-деловой речи НЕ относится …

а) расписка;

б) листовка;

в) приказ;

г) распоряжение.

6 К характерным чертам официально-делового стиля НЕ относится …

а) стандартизованность;

б) полнота изложения;

в) объективность;

г) сочетание экспрессии и стандарта.

7 К особенностям морфологии официально-делового стиля НЕ относится …

а) употребление собирательных существительных;

б) активное использование кратких прилагательных;

в) частое использование инфинитивов;

г) использование личных и указательных местоимений, частиц и междометий.

8 Характерными чертами официально-делового стиля являются …

а) объективность, экспрессивность, стандартизованность, точность;

б) объективность, точность, ясность, синтаксическая осложненность;

в) точность, ясность, выразительность, полнота изложения;

г) ясность, точность, объективность, стандартизованность, полнота изложения.

9 По виду оформления различают …

а) внешние и внутренние документы;

б) простые и сложные документы;

в) подлинники, копии, дубликаты и выписки;

г) организационные, распорядительные и информационно-справочные документы.

10 По месту составления различают …

а) внешние и внутренние документы;

б) простые и сложные документы;

в) подлинники, копии, дубликаты и выписки;

г) организационные, распорядительные и информационно-справочные документы.

11 По содержанию различают …

а) внешние и внутренние документы;

б) простые и сложные документы;

в) подлинники, копии, дубликаты и выписки;

г) организационные, распорядительные и информационно-справочные документы.

12 Интернациональные свойства русской деловой речи НЕ проявляются …

а) в увеличении количества заимствований;

б) в сближении этикетных языковых формул;

в) в расширении контактов с зарубежными партнерами;

г) в унификации делового текста в результате использования электронных средств создания и ведения документации и др.

13 Агнонимы – это …

а) слова, пришедшие в русский язык из других языков;

б) авторы сочинения, письма, скрывшие свое имя;

в) слова противоположного по значению;

г) единицы родного языка, непонятные или малопонятные его носителям.

14 Проблема агнонимов и заимствований стала актуальной для составления и понимания русской деловой документации …

а) в связи с татаро-монгольским нашествием;

б) в 40-е гг. XX в.;

в) во времена реформ Петра I;

г) в последние десятилетия XX в.

15 Унификация – это …

а) авторское оформление каждого документа, основанное на уникальности каждой конкретной ситуации делового общения;

б) следование лексическим и грамматическим законам русского языка в оформлении документов;

в) единообразие однофункциональных текстов официально-делового стиля по составу и форме;

г) следование положениям лингвистических школ, признанных в качестве общепринятых и отраженных в академических словарях и грамматиках.

16 Речевой этикет в деловом тексте проявляется в следующих компонентах …

а) основная часть документа, если она написана от первого лица;

б) формулы обращения, выражение просьб, отказов, претензий, поручений, аргументация своего мнения;

в) наименование вида документа, указание на адресата, резолюция, заголовок к тексту, отметка о контроле;

г) введение и заключение любого делового документа.

17 Языковые формулы «прошу предоставить информацию …», «… просим выслать …» используются в основной части …

а) письма-запроса;

б) письма-предложения (оферта);

в) письма-рекламации;

г) письма-ответа.

18 Письмо-оферта пишется с целью …

а) добиться возмещения убытков;

б) получить информацию о товарах и услугах, предлагаемых продавцом, или получить коммерческое предложение;

в) сделать коммерческое предложение;

г) дать ответ на полученное письмо.

19 Текс делового письма НЕ может быть написан …

а) от третьего лица множественного числа: Просят Вас выслать …;

б) от третьего лица единственного числа: Ремонтно-монтажный трест «Сроймакс» просит выслать …;

в) от первого лица единственного числа: Прошу выслать …;

г) от первого лица множественного числа: Просим выслать…

20 Основными целями рекламного текста являются …

а) сообщение информации, предписание или указание; эстетическое воздействие;

б) сообщение информации, убеждение, воздействие, аттракция;

в) убеждение, эстетическое воздействие, соблюдение этикета;

г) убеждение, воздействие, предписание или указание.

Тест 1.

1 К стилеобразующим особенностям публицистического стиля НЕ относится …

а) тяготение к устно-разговорным приемам, к диалогу;

б) яркость, доступность, понятность;

в) строгое соответствие литературным нормам;

г) сочетание экспрессии и стандарта.

2 К подстилям публицистического стиля НЕ относится:

а) дипломатический;

б) ораторский;

в) радио-тележурналистский;

г) газетно-журнальный.

3 Для публицистических текстов характерно широкое использование …

а) общественно-публицистической лексики;

б) слов в переносных значениях;

в) эмоционально-окрашенной лексики;

г) всего вышеперечисленного.

4 К публицистическому стилю относятся слова …

а) мышление, отражение, излучение;

б) авангард, свершения, мощь;

в) неизбрание, непризнание, невозвращение;

г) истец, ответчик, свидетель.

5 Для синтаксиса публицистического стиля характерно …

а) преобладание сложных предложений;

б) преобладание простых предложений;

в) насыщенность клишированными оборотами (в связи, на основании и т.п.);

г) строгое соблюдение правил построения и оформления текста.

6 К числу жанров публицистического стиля НЕ относится …

а) очерк;

б) аннотация;

в) фельетон;

г) газетная статья.

7 Форма речевого поведения, нацеленного на оскорбление или преднамеренное причинение вреда человеку, группе лиц, организации или обществу в целом, называется …

а) речевой агрессией;

б) журналистским расследованием;

в) фельетоном;

г) речевой манипуляцией.

8 Вид речевого воздействия, используемый для скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный момент, называется …

а) речевой агрессией;

б) журналистским расследованием;

в) фельетоном;

г) речевой манипуляцией.

9 Публичное выступление обязательно предполагает …

а) зачитывание письменного текста;

б) импровизацию;

в) подготовленность текста.

10 Вспомогательные материалы предназначены для …

а) облегчения запоминания слушателями;

б) привлечение богатого иллюстративного материала;

в) демонстрации технической компетентности докладчика.

11 Поиск материала предполагает …

а) использование разнообразных источников;

б) опору на авторитетный источник;

в) использование компьютерных технологий.

12 Дольше всего готовятся …

а) самые короткие выступления;

б) самые длинные выступления;

в) выступления перед профессионалами.

13 В публичном выступлении НЕ рекомендуется …

а) заменять причастные обороты придаточными определительными предложениями;

б) использовать цепочки отглагольных существительных («нанизывание падежей»);

в) информацию подавать порциями, оформляя каждую ее часть отдельным тезисом;

г) использовать сложные синтаксические конструкции.

14 Когда оратор и слушатели во время выступления испытывают сходные чувства, принято говорить о ___________ сопереживании.

а) интеллектуальном;

б) эмоциональном;

в) провокационном;

г) выразительном.

15 Важнейшим условием поддержания внимания аудитории является …

а) эффективность выступления;

б) провокационный характер выступления;

в) эмоциональность выступления;

г) содержательность выступления.

16 К видам публичной речи по их цели НЕ относится …

а) убеждающая речь;

б) доклад;

в) информационная речь;

г) развлекательная речь.

17 К какому виду публичной речи относится выступление на митинге?

а) убеждающая;

б) этикетная;

в) развлекательная;

г) информационная.

18 К какому виду публичной речи относится тост?

а) убеждающая;

б) этикетная;

в) развлекательная;

г) информационная.

19 Опровержение – это установление ложности какого-либо изложения с использованием логических средств и доказанных положений. Различают три способа опровержения:

а) критика тезиса;

б) критика аргументов;

в) критика демонстрации;

г) критика оратора.

20 К сильным аргументам НЕ относится …

а) заключение экспертов;

б) показания свидетелей или очевидцев событий;

в) доводы личного характера;

г) научные аксиомы.

Тест 2

1 Жанр полемики отличается от дискуссии …

а) наличием ведущего;

б) наличием зрителей;

в) целью спора;

г) наличием проблемы.

2 К запрещающим стратегиям ведения полемики относится …

а) стратегия дискредитации точки зрения собеседника;

б) стратегия дискредитации личности собеседника;

в) стратегия нападения на доказательства собеседника;

г) стратегия самозащиты от нападений собеседника.

3 Публичный научный или политический спор, преследующий цель путем сопоставления различных точек зрения найти правильное решение проблемы, называется …

а) дискуссия;

б) диспут;

в) полемика;

г) дебаты.

4 Публичный, заранее подготовленный спор на какую-либо общественно значимую проблему, называется …

а) дискуссия;

б) диспут;

в) полемика;

г) дебаты.

5 Публичное обсуждение какой-либо общественно важной проблемы с формулированием различных точек зрения на нее, называется …

а) дискуссия;

б) диспут;

в) полемика;

г) дебаты.

6 Успешность коммуникации менее всего зависит от …

а) уровня культуры речи собеседников;

б) содержания передаваемого сообщения;

в) соблюдения протокола общения;

г) количества собеседников.

7 Среди тенденций в развитии русской речи специалисты НЕ отмечают …

а) проникновение жаргона в общественную речевую практику;

б) активное заимствование иностранных слов;

в) нарушение норм литературного языка;

г) строгость стиля выступлений массмедиа.

8 Среди изменений, коснувшихся лексики русского языка, НЕ отмечается также явление, как …

а) заимствование иностранных слов;

б) возвращение в речь вышедших из употребления слов;

в) уменьшение количества экспрессивной лексики;

г) создание новых значений существующих слов.

9 Выразительность и эмоциональность речи НЕ связана с использованием …

а) стилистических фигур;

б) тропов;

в) диалога.

10 Повторение отдельных слов и оборотов в начале предложений, из которых состоит высказывание, называется …

а) анафора;

б) эпифора;

в) инверсия;

г) антитеза.

11 Повторение отдельных слов и выражений в конце нескольких предложений, называется ...

а) анафора;

б) эпифора;

в) инверсия;

г) антитеза.

12 Инверсия – это …

а) намеренное повторение во фразе одинаковых гласных звуков;

б) выражение ответной мысли посредствам сходства;

в) изменение порядка слов в предложении с целью усиления выразительности речи;

г) оборот, в котором для усиления речи соединяются противоположные понятия и образы.

13 Градация использована в предложении …

а) Ты мечтою открыта для света, ты душою открыта для тьмы …;

б) Ангелы опальные, светлые, печальные …;

в) В заботе сладостно-туманной не час, не день, не год уйдет…;

г) Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – все будет так. Исхода нет.

14 Оксюморон – это …

а) замена понятий по принципу: часть вместо целого и наоборот, единственное число вместо множественного и наоборот;

б) сочетание контрастных по значению слов;

в) образное определение, характеризующее свойство какого-либо лица, предмета;

г) одинаковое начало отрезков текста.

15 Ошибка в использовании паронимов допущена в определении …

а) адресант – лицо или организация, посылающее почтовое отправление (отправитель);

б) заглавный – относящийся к заглавию (заглавная роль);

в) демократичный – относящийся к демократии, демократу;

г) логичный – правильный, разумный, последовательный.

16 Укажите номер слова, лексическое значение которого определено правильно:

а) альянс – союз на основе договорных обязательств;

б) демагогия – необходимость выбора из 2-х возможностей;

в) имидж – целенаправленно сформированный образ;

г) инсинуация – клевета.

17 Ошибки НЕТ в предложении …

а) Проходит процесс формирования рыночных структур;

б) Логика феодальных пут дала свои результаты;

в) Многие граждане справедливо считают, что государство уже не ставит целью заботу о каждом;

г) На приеме глава государства поднял тост за мир и процветание.

18 Ошибки НЕТ в предложении …

а) Он приехал на стройку два года тому назад;

б) На научном семинаре автор изложил главную суть книги;

в) Середина 60-х годов знаменательна расцветом «сурового стиля»;

г) Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

19 Ошибка допущена в предложении …

а) Известно, какую важную роль в воспитании играет литература;

б) Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку;

в) Только при этих условиях руководитель сумеет сыграть авангардную роль на производстве;

г) Я вам зуб даю на отсечение – зачет вы не сдадите.

Тема6 РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ

План:

1 Определение устно-разговорных стилей.

2 Основные функции.

3 Стилеобразующие черты.

4 Языковые особенности.

5 Правила ведения диалога.

6 Диалог – спор. Правила поведения в споре.

1 Разговорная речь обслуживается двумя стилями: литературно-разговорным и разговорно-бытовым.

Литературно-разговорный – это стиль речи средне-образованных людей в более или менее официозных условиях: работа, театр, гос. учреждение и др.

Разговорно-бытовой – это речь людей того же круга в условиях раскованности.

2 Главное назначение разговорных стилей – передача информации, преимущественно в устной форме (исключение – частные письма, записки, дневники), этим определяется и основная функция – коммуникативная, т.е. функция общения.

3 Стилеобразующие черты разговорных стилей:

1) неофициальность;

2) непринужденность;

3) экспрессивность;

4) отсутствие предварительного отбора языковых средств;

5) автоматизм речи;

6) обыденность содержания;

7) большая роль звуковой стороны речи (повышение и понижение тона, удлинение гласных, скандирование слогов, паузы, изменение темпа речи).

4Языковые особенности разговорных стилей

Наши рекомендации