Теория культурно-исторических типов Данилевского
Идеи Данилевского (1822-1885),высказанные им в работе «Россия и Европа», следует рассматривать в контексте натуральной методологии. Это произведение по своему жанру ближе к традициям отечественной социальной философии, нежели собственно социологии, которая в тот период еще только проходила сложный процесс научной институционализации. На его примере видно, как социальная философия постепенно превращалась в социологию. Главная тема книги – судьба России, условия культурно- исторического развития русского народа и славян, раскрытые через призму идей славянофильства.
Органическое объяснение природы и общества в их специфике и целостности – «сквозная» концепция в истории русской социологии и философии. Она существует в различных вариантах, и, следовательно, приводила к несовпадающим выводам. Поэтому принципы «органицизма» в истории русской общественной мысли играли роль определенных методологической установки, способа осмысления, приемов исследования. Так, например, органистическая теория была методологической основой мыслительных построений славянофилов.Органическая теория Данилевского содержит в себе определенные элементы провиденциализма и философского идеализма, т. к. обращаясь к историческому будущему, оценивая его с точки зрения общего идеала, он вкладывал в него духовный потенциал, логически не выводимый из теории органицизма.
Данилевский выделил следующие культурно-исторические типы (самобытные цивилизации):
1) Египетский
2) Китайский
3) Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский
4) Индийский
5) Иранский
6) Еврейский
7) Греческий
8) Римский
9) Аравийский
10) Германо-романский, европейский
Данилевский выделил общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам – законы культурно-исторического движения:1) Всякое племя или семейство народов, характеризующееся отдельным языком, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества. 2) Дабы цивилизация могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, принадлежащие к тому или иному культурно-историческому типу, пользовались политической независимостью. 3) Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя. 4) Цивилизация достигает расцвета только при разнообразии этнографических элементов. 5) Период роста может быть сколь угодно продолжителен, тогда как период расцвета относительно короток и, по аналогии с растениями, «истощает раз и навсегда их жизненную силу».
8 Культурные универсалии(Дж. Мердок) - общие черты, свойственные всем культурам. К ним относят: совместный труд, спорт, образование ,наличие ритуалов ,системы родства ,правила взаимодействия, полов язык ,и т.д.
Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием супер систем "восток"-"запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.Этноцентризм и релятивизм- крайние т.з. в исследовании многообразия культурных форм.Релятивизм: каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм. Этноцентризм: "Моя культура - лучшая, а остальные - так себе".В масштабе человечества различают системы: национальной культуры, "Восток"-"Запад". В масштабе отдельного общества: Элитарная культура, народная культура, массовая культура.Культуры можно сравнивать по элементам культуры; по проявлению культурных универсалий.Элитарная культураЕе элементы создаются профессионалами, ориентирована на определенную подготовленную аудиторию.Народная культураСоздается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни.Массовая культура(феномен общества XX века) Это кино, печать, поп-музыка, мода. Она создается профессионалами, однако общедоступна, ориентирована самой широкой аудитории, потребление ее продуктов не требует специальной подготовки.Возникновение массовой культуры не случайно. Были предпосылки:прогрессирующий процесс демократизации (уничтожение сословий) индустриализация и связанная с ней урбанизация (увеличивается плотность контактов) прогрессирующее развитие средств коммуникации (потребности совместной деятельности и отдыха) СубкультурыЧасти культуры, присущие определенным соц. группам, или связанные с определенными видами деятельности (молодежная субкультура). Язык принимает форму жаргона. Определенные виды деятельности порождают специфические названия.
9 Элитарная и массовая культура.Элитарная и массовая культура. В зависимости от уровня развития культуры выделяют две её формы — элитарную и массовую.
Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества.
Она характеризуется духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Создаётся привилегированной частью общества (элитой) либо по её заказу профессиональными творцами.Культурную элиту общества надо отличать от социальной аристократии. Культурная элита в конечном итоге живёт для народа, а аристократия — возвышается над ним и обычно отгораживается от него. Представители культурной элиты берут на себя ответственность за высшее культурное развитие общества, в котором живут. Они не боятся труда и даже рискуют своим благополучием, а порой и жизнью, отстаивая свои идеалы и творческую независимость. Таким был великий русский поэт А. С. Пушкин, который искренне желал быть «любезным народу», но не стремился, слившись с ним, утратить свою индивидуальность.Неустанный творческий поиск, творческая свобода и стремление к созданию высших ценностей культуры — вот отличительные черты культурной элиты. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её сред необразованным человеком. Поэтому особенно тяжела судьба представителей культурной элиты на переломах исторических эпох, когда усиливается неприятие любого инакомыслия.Элитарная культура находится в своеобразной оппозиции по отношению к массовой культуре. Представители культурной элиты пытаются разрушить сложившиеся стереотипы и шаблоны массовой культуры.Массовая культура — это культура, ориентированная на массовое каждодневное потребление.Массовая культура ярко проявила себя в США на рубеже XIX и XX в. Известный американский политологЗбигнев Бжезинский любил повторять фразу: «Если Рим дал миру право, Англия — парламентскую деятельность, Франция — культуру и республиканский национализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию и массовую культуру».
Массовая культура не выражает изысканных вкусов. Её продукция предназначена для употребления массой, состоящий из средних, заурядных людей. Её представитель — человек без чётко выраженной индивидуальности, потому массовая культура доступна и понятна всем, независимо от уровня образования, возраста и национальности. Распространение массовой культуры неизбежно приводит к снижению уровня культуры в целом, поскольку она приспосабливается к неразвитым, невзыскательным вкусам массового человека. Газеты, кинематограф, радио, телевидение, компьютерные сети сразу же после своего появления превратились в механизмы распространения и функционирования массовой культуры. С помощью средств массовой коммуникации и информации у творцов массовой культуры появилась возможность легко манипулировать сознанием миллионов людей. В отличие от элитарной культуры она обладает большей аудиторией, а в отличие от народной — продукты массовой культуры всегда имеют своего автора. Однако массовая культура не имеет традиций, она не связана с определённой религией или интересами какого-то одного социального слоя. Вкусы, которые выражает и обслуживает массовая культура, столь быстротечны, что традиции не успевают сформироваться. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют актуальность, выходят из моды. При этом чем более примитивны и общедоступны культурные достижения, тем более они значимы для массы. В результате развития массовых форм культуры обесценивается высокая духовность, расшатываются или даже разрушаются моральные устои.
10 происхождение культуры в пер-бытном обществеПервобытное общество (также доисторическое общество) — период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Терминдоисторический вошёл в употребление в XIX веке. В широком смысле слово «доисторический» применимо к любому периоду до изобретения письменности, начиная с момента возникновения Вселенной (около 14 млрд лет назад), но в узком — только к доисторическому прошлому человека. Обычно в контексте дают указания, какой именно «доисторический» период обсуждается, например, «доисторических обезьян миоцена» (23-5,5 млн лет назад) или «Homo sapiens среднего палеолита» (300-30 тыс. лет назад). Поскольку, по определению, о данном периоде нет письменных источников, оставленных его современниками, информацию о нём получают, опираясь на данные таких наук, как археология, этнология, палеонтология, биология, геология,антропология
, археоастрономия, палинология.Поскольку письменность появилась у разных народов в разное время, ко многим культурам термин доисторический либо не применяется, либо его смысл и временные границы не совпадают с человечеством в целом. В частности, периодизация доколумбовой Америки не совпадает по этапам с Евразией и Африкой (см. месоамериканская хронология, хронология Северной Америки, доколумбова хронология Перу). В качестве источников о доисторических временах культур, до последнего времени лишённых письменности, могут быть устные предания, передававшиеся из поколения в поколение.Поскольку данные о доисторических временах редко касаются личностей и даже не всегда говорят что-либо об этносах, основной социальной единицей доисторической эпохи человечества является археологическая культура. Все термины и периодизация этой эпохи, такие как неандерталец или железный векявляются ретроспективными и в значительной степени условными, а их точное определение является предметом обсуждения.11 антропогенез и ее теории ,взаимодействие с культурогенезом
Антропогенез – учение о происхождении человека. Эволюция способов адаптивных реакций может быть рассмотрена как одна из базовых характеристик эволюции форм жизни на Земле. Культура — это природный феномен потому, что ее творец — человек — биологическое создание. Она предполагает спонтанный, свободный вид активности, преодолевающий видовую закрепленность.Без природы не было бы культуры, потому что человек, - живущий в природном окружении, созидает свой искусственный, рукотворный мир, используя ресурсы природы. В этом творении он раскрывает собственный природный потенциал. Однако если бы человек не переступил пределов природы, он остался бы без культуры. Культура есть прежде всего акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворение того, что может надстроиться над природой.Культура родилась вместе с человеком и обществом, так что культурогенез, социогенез и антропогенез были тремя гранями единого и целостного процесса становления человечества, выраставшего из животного состояния, радикально его преобразовывая. Однако на разных этапах данного процесса степени превращения биологического в антропо-социо-культурное были различны: иерархическая самоорганизация общественного бытия, основанная на силовом обеспечении господства и подчинения, сохраняла этот биологический по его происхождению способ жизнеобеспечения и сами достижения культуры делала орудиями насилия. Несмотря на то, что культура по своей глубинной сути не противостоит природе, не возвышается над ней как враждебная и отрицательная сила, а наоборот, представляет собой специфически человеческий способ освоения природы, в рамках самой культуры природа осваивается по-разному, с ней устанавливаются различные связи.На первобытном этапе исторического развития сообществ основным адаптируемым фактором являлся прежде всего комплекс природных условий существования (экологическая ниша, вмещающий ландшафт), когда в процессе разработки технологий устойчивого самообеспечения продуктами питания формировались культурно-хозяйственные черты социальной практики сельского населения. На самом примитивном уровне развития человека и общества, когда он всецело подчинен природе, ни о каких поползновениях человека на господство над ближайшим своим окружением, конечно, не может быть и речи. Активность человека, его производящая деятельность как бы растворялись в стихийной жизни природы, поглощались ею. Культура оставалась почти целиком включенной в ритмы растительной и животной жизни.На следующем этапе человек заявляет себя уже как более активная сила. Он вполне определенно накладывает свой отпечаток на природу. Теперь уже можно говорить о географии природы и культуры. Культура на этом этапе выражается опять-таки в том, чтобы не вызвать воздействие на человека разрушительных природных сил. Культура, таким образом, и на первом и на втором этапе развития человека и общества состоит в том, чтобы быть способной взять у природы и не вызвать страшных для человека последствий.Гражданское общество, вытеснявшее сословно-иерархический принцип организации социальной жизни с имманентным ему насилием человека над человеком, сословия над сословием и народа над народом, освобождалось от этого наследия звериного образа жизни и строило отношения людей как граждан, строящих свои отношения не на основе силы, а на основе общения, торгового обмена, диалога, чисто культурных практик, неизвестных биологической форме бытия живых существ. Третий этап взаимодействия человека и природы в рамках культуры — наша современность. Она характеризуется тем, что вся живая природа становится культурой, она преобразована или находится в сфере преобразования. Человек современного развитого общества практически не сталкивается с природой в ее первозданном виде. Он живет в искусственной среде, которая очень часто до неузнаваемости изменяет природу.По существу современная эпоха является естественным продолжением предыдущей. Ее замыслы осуществляются сполна. Но культура в отношении природы начинает резко сдавать позиции. Таким образом антропогенез и культурогенез - с одной стороны: это два неразрывных исторически сложившихся процесса, существующих параллельно и оказывающих влияние друг на друга, преобразовывая и дополняя себя актуальными для конкретной эпохи особенностями. С другой стороны: антропогенез – процесс, который теоретически может существовать независимо от культурного развития человека и общества, т.е. с точки зрения естественного (природного) развития живого организма. Культура же возможна только в случае существования разумного общества людей, т.е. в случае высокого развития человека как биологического вида.