Проблемы творческого роста учителя.

Проблема творческого роста учителя приобрела в наше время особую актуальность. Учитель ощущает необходимость быстрее ориентироваться в современной обстановке неустойчивости, противоречий в педагогической действительности, введения новых технологий обучения и воспитания. Это требует от него не только хорошей профессиональной подготовки, но и постоянного совершенствования его мастерства.

В профессиональной деятельности педагога в течение ряда лет можно наблюдать качественные изменения, так называемый профессиональный рост. Рост связан с осмыслением содержания деятельности, выбором методов и форм, выработкой профессионально-личностного стиля учителя. И.Ф.Харламов выделяет три ступени профессионального роста педагога:

1. Педагогическая умелость –это базовая характеристика, в основном формируется в вузе и в первые годы практической деятельности.

2. Педагогическое мастерство– это шлифовка умелости, отработка основных элементов деятельности на практике.

3. Педагогическое творчество– это способность увидеть процесс или его составные с новой стороны, внести изменения, которые дадут лучший эффект.

4. Педагогическое новаторство– выдвижение и реализация новых прогрессивных идей, принципов и приёмов, существенно повышающих качество работы. Его рассматривают не как особую ступень роста, а как пик педагогического творчества, которого не каждый может достичь.42

Для полноценного профессионального роста необходимы и условия, которые не всегда зависят только от учителя. Руководитель и педагогический коллектив, заинтересованные в профессиональном росте своих коллег, по возможности должны стремиться к созданию определенных условий. Р.Шакуров выделяет несколько факторов, которые способствуют профессиональному росту учителя:

1. Чтобы направлять активность человека, необходимо знать мотивы его деятельности. По ряду исследований были выявлены мотивы, которые существенно влияют на повышение активности в профессиональной деятельности. Из всех мотивов можно выделить ведущие (высшая оценка 3 балла): стремление вырастить из учащихся настоящих людей (2,73 б.), добросовестно работать (2,72 б.), желание привить учащимся интерес к своему предмету (2,42 б.), желание более успешно преодолеть трудности в работе с учащимися (2,40 б.), желание принести большую пользу обществу (2,39 б.).

2. Создание условий, стимулирующих развитие мотивации творчества у педагогов, является одной из важных функций руководителя школы. Создавая систему внешних стимулов, способствующих росту творческой активности человека, руководителем осуществляется руководство профессиональным ростом учителей. Это так называемый творческий микроклимат коллектива.

3. Процесс профессионального роста продолжительный, он складывается из комплекса форм повышения квалификации учителей.Одной из наиболее действенных форм является открытый урок. Посещение открытого урока высоко квалифицированного коллеги служит мощным стимулом для активизации собственной деятельности. Если при этом в школе неформальная товарищеская взаимопомощь, открытые уроки не носят характера «парадного» мероприятия – влияние данной формы усиливается.

4. Сильным катализатором творческой активности является неформальное деловое общение, возникающее без прямого вмешательства администрации. Тем более что такое сотрудничество направлено на удовлетворение конкретной потребности человека – общении, признании его как личности. Такое сотрудничество возникает у людей близких по психологическому типу, по стилю работы, по возрасту. Все это не только способствует профессиональному росту, но и служит сплочению коллектива.

5. Фактор, служащий повышению профессионального роста – индивидуализация работы с учителем. Создавая общие благоприятные условия для творческого роста учителей, необходимо работать и с каждым учителем, изучать особенности его личности, его профессиональный стиль, выделять его сильные и слабые стороны. Особого внимания требуют учителя, которые не всегда сами могут увидеть свои недостатки и вовремя их исправить, здесь требуется особый такт и тактика со стороны руководителя.

6. Объективные факторы, влияющие на творческую активность педагогов, важно рассматривать не только с позиции форм, но и методов. В педагогических учреждениях чаще используются коммуникативные методы, которые делятся на две группы: требования (от советов до директив) и оценка (одобрение, похвала, признание, осуждение, порицание).43

Творческая активность педагогов зависит от всех элементов рабочей ситуации. Поэтому успех возможен только там, где проблема педагогического творчества решается комплексно. Профессиональный рост тесно связан с карьерой в профессиональной деятельности.

Педагогическая карьера.

Слово карьера означает: а) продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды; б) род занятий, деятельности.

Понятно, что вершина в профессиональном развитии не обязательно есть занятие «начальствующих должностей» – директора, его заместителя, руководителя органов народного образования. Это, прежде всего, освоение вершин мастерства. В.А.Сухомлинский и А.С.Макаренко более известны как выдающиеся педагоги, внесшие огромный вклад в развитие педагогики, чем как руководители образовательных учреждений. Употребляя термин «педагогическая карьера», будем исходить из предположения, что профессиональный жизненный путь учителя – это, прежде всего, путь не по «должностям» и «постам», а по ступеням педагогического мастерства. Желание учителя претендовать на более высокий разряд или категорию не есть просто условие повысить заработанную плату, но и демонстрация возросшего его педагогического и методического мастерства.

Студенты педагогического вуза должны понимать, что они ориентированы на будущую учительскую профессиональную деятельность, но это не значит, что они должны ждать это будущее. Живя сегодняшней жизнью, они должны помнить о том, что все им пригодится, когда они встанут за учительский стол, ибо заранее нельзя сказать, что потребуется учителю, когда он будет говорить со своими учениками.

Различают две ветви карьеры: вертикальную и горизонтальную. Вертикальная карьера – это служебный рост, который достаточно ограничен. Заместитель директора и директор школы – вот те ступени, которые возможны в школе. Возможно и дальнейшее продвижение в органы управления образованием, но этих высот достигают лишь немногие. Горизонтальная карьера – это рост профессионального мастерства, то, что невозможно отнять у человека.44

Горизонтальная карьера весьма важна для педагога, поскольку он является менеджером, а педагогический менеджмент – это искусство управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. Учитель как менеджер, ориентированный на профессиональный рост как на нечто более важное, чем служебная карьера или зарплата, не гонится за должностями, а учится. Ведь карьера – это знания, умения, желание профессионального роста.

Чему же должен учиться учитель? Во-первых, умению учиться. Профессиональный рост, создание карьеры – это не что иное, как процесс систематического накопления новых знаний, которые постоянно используются учителем в практике работы с учащимися. Во-вторых, умениям выбирать ясные и практически осуществимые цели учебно-воспитательной работы. В-третьих, умению дисциплинировать себя, добиваться поставленных целей.

Индивидуальные образовательно-профессиональные программы.Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулированно впрофессиограмме илииндивидуальной профессионально-образовательной программе. В этой программе содержатся идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя. Это программа личностного и профессионального развития. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограмм. Практика показала, что профессиональные требования к личности учителя можно объединить в три основных комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету. В профессиограмме отражены не только идеализированные параметры, но и наличие или уровень сформированности необходимых качеств у конкретного учителя, а также сроки, в которые проходит фиксация уровня. Для фомирования необходимых качеств можно в профессиограмме указать пути и средства, с помощью которых будет проходить развитие учителя. Психологи рекомендуют указать также наличие педагогических способностей, на основе которых формируются профессиональные качества учителя. Профессиограмму можно представить в виде следующей таблицы:

1 2 3 4 5

  Идеализированные качества Уровень Сформированности. Пути и ср-ва формирования Сроки формирования
Общегражданск.        
Специфическ.        
Специальные.        
 

Конечно, каждый учитель может выбрать любую произвольную форму составления профессиограммы. Студенты не должны забывать, что работать над своим профессиональным ростом нужно уже в годы обучения в педагогическом учебном заведении, не дожидаясь начала профессиональной деятельности.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. В деятельности учителя идейная убеждённость определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность. В частности, социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убеждённость лежит в основе социальной активности учителя. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Средства и способы саморазвития.Средств и способов саморазвития достаточно много, их можно разделить на несколько групп: способы саморегуляции своего психического состояния, способы повышения культуры труда, способы повышения эффективности воздействия на окружающих, способы повышения управления детским коллективом. Овладеть этими способами поможет специальная литература и специальные психолого-педагогические курсы, которые изучают студенты педагогических учебных заведений.

Одной из составляющих желания делать педагогическую карьеру должно быть желание педагога постоянно работать над своим имиджем. Сам термин имидж означает целенаправленно сформированный образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо. Имидж – это визуальная привлекательность личности. Основой имиджа (внешней и внутренней привлекательности) учителя являются его профессиональные цели, а также его психологическая и общая культура. Именно это в первую очередь привлекает внимание учеников при встрече с учителем, вызывает желание сотрудничать. Умение быть приятным для учащихся, помноженное на профессиональные знания и умения – самый надежный ключ к успеху учителя на педагогическом поприще.

Вопросы:

1. Какая их приведенных концепций наиболее приемлема для современной российской школы?

2. Как вы считаете, может ли обыкновенный учитель достичь уровня педагогического творчества, педагогического новаторства?

3. Только ли от учителя зависит его профессиональный рост?

4. Существует ли связь между ветвями карьеры?

5. Как вы считаете, индивидуальные профессионально-образовательные программы необходимы или без них можно обойтись?

6. Можно ли профессионально развиваться без саморазвития?

Словарь

Педагогическая деятельностьпредставляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.

Педагогическое общение –это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.

Педагогический такт –это мера педагогически целесообразного воздействия на детей, умение устанавливать продуктивный стиль общения.

Профессиональная позиция -это точка зрения, отношение к назначению своей профессии и действия, поведение, обусловленное ими; это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочнвх отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности.

Профессионализм -это совокупность психологических, психических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях.

Профессия -род трудовой активности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.

Референтная личность – человек, особенно значимый и ценный для другого человека как образец для подражания. Референтная личность оказывает сильное психологическое влияние на того, по отношению к кому она является референтной.

Система учитель -это система хранения и передачи информации последующим поколениям.

Способности –это индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности.

Стиль –совокупность методов и приёмов какой-либо деятельности, поведения.

Литература

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.

Белозерцев Е.П. Педагогическое образование: реалии и перспективы. //Педагогика. - 1992. - № 1-2.

Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. - М.: Знание, 1986.

Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора. //Педагогика. - 1997. - №2.

Введение в педагогическую профессию. Хрестоматия. – Томск, 1998.

Воробьёв Н.В. и др. О педагогической культуре будущего учителя. //Педагогика. - 1992. - № 1-2.

Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. - М.: Издательство УРАО, 1997.

Грехнёв В.С. Культура педагогического общения. - М., 1990.

Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М., 1989.

Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. - М.: Просвещение, 1986.

Закон РФ "Об образовании". – М., 1992.

Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. - М., 1995.

Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. – М.: Изд-во «Флинта», 1999.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1986.

Каспржак А. Учительское мастерство. // Народное образование. - 1992. - №1.

Климов Е. Психология профессионального самоопределения. - М., 1996.

Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1982.

Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.

Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - М., 1985.

Лушников А.М. История педагогики. - М., 1994.

Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Очерк становления первого Сибирского университета - центра науки, образования, культуры. – Томск, 1993.

Мир детства. Подросток. - М., 1982.

Мир детства. Юноша. - М., 1984.

Мищенко А. Педагогическая карьера. / Введение в педагогическую профессию. Хрестоматия. – Томск: 1998.

Мудрик А.В. Общение школьников. - М., 1987.

Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». - М.: Знание, 1991.

Новое педагогическое мышление. - М., 1989.

Омельяненко В.Л., Вовк Л.П., Омельяненко С.В. Задания и педагогические ситуации. -–М.: Просвещение, 1993.

Орлов А.А. Формирование педагогического мышления.// Советская педагогика. - 1990. - №1.

Основы педагогического мастерства./Под ред. И.А.Зязюна. - М.: Просвещение, 1989.

Педагогика. /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996.

Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.

Пряжников Н. Профессиональное и личностное самоопределение. - М.-Воронеж, 1996.

Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996.

Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах Сухомлинского В.А. - М.: Педагогика, 1991.

Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998.

Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1998.

Сластенин В.А. Перестройка педагогического образования в СССР. / Перспективы UNESCO. - 1990. - № 2.

Станкин.М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения. Уч. пособие. – М.: Изд-во «Флинта», 1998.

Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Уч. пособие. - М., 1998.

Толстых А.В. Подросток в неформальной группе. - М.: Знание, 1991.

Фрадкин Ф.А., Богомолова Л.И. Введение в педагогическую специальность. - М.: Сфера, 1996.

Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве. // Педагогика. – 1992. - № 7-8.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М.: Знание, 1985.

Шевардин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: Владос, 1995.

1 Сластенин В.А. Перестройка педагогического образования в СССР. / Перспективы UNESCO. - 1990. - № 2.

2 Большой энциклопедический словарь. – М., 1981. – С. 1070.

3 Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – С. 174.

4 Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах Сухомлинского В.А. - М.: Педагогика, 1991. – С. 57.

5 Макаренко А.С. Организационное строение коллектива. //Изб. Пед. соч. Т. 1. – М., 1981. – С. 210.

6 Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998. – С. 19.

7 Ляхович Е.С., Ревушкин А.С. Очерк становления первого Сибирского университета - центра науки, образования, культуры. – Томск, 1993.

8 Лушников А.М. История педагогики. - М., 1994. – С. 379.

9 Там же. – С. 412.

10 Там же. – С.414.

11 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990. - С. 94.

12 Философский словарь. - М., 1982. - С. 597.

13 Сластёнин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998. – С. 24.

14 Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998. – С. 27-28.

15 Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогической профессии. – Минск, 1990. – С. 27.

16 Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Уч. пособие. - М., 1998. – С. 87.

17 Там же. – С. 88.

18 Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998. – С. 39.

19 Психологический словарь. – М., 1981. - С. 702.

20 Введение в педагогическую профессию. Хрестоматия. – Томск: 1998. - С. 62-66.

21 Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. – М., 1985. - С. 22.

22 Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. – М., 1985. - С. 6.

23 Там же. – С. 7.

24 Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. – М., 1985. - С. 15-16.

25 Воробьёв Н.В. и др. О педагогической культуре будущего учителя. //Педагогика. - 1992. - № 1-2.

26 Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – С. 25.

27 Макаренко А.С. Педагогические сочинения. – М., 1989. – С. 59.

28 Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах Сухомлинского В.А. - М.: Педагогика, 1991. – С. 67.

29 Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1986. – С. 31.

30 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. - С. 796.

31 Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: РПА, 1997. – С. 126.

32 Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1986. – С. 35-36.

33 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1992. - С. 816.

34 Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Мн.: Беларуская навука, 1998. – С. 174.

35 Чошанов М. Технология проблемно-модульного обучения. – М.,1995. – С. 6-7.

36 Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М., 1989. – С. 22.

37 Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. - М., 1989. – С. 22-27.

38 Сластенин В.А.и др. Педагогика. – М., 1998.

39 Сластенин В.А. и др. Педагогика. – М., 1998. – С. 43-48.

40 Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию./ Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. – М., 1995. - С. 38.

41 Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора. //Педагогика. - 1997. - №2.

42 Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве. // Педагогика. – 1992. - № 7-8.

43 Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. - М.: Знание, 1985. – С. 10-12.

44 Мищенко А. Педагогическая карьера. / Введение в педагогическую профессию. Хрестоматия. – Томск: 1998. – С. 94.

Наши рекомендации