Социокультурной деятельности

Социокультурной деятельности

Учебно-методический комплекс

Для студентов 4 курса (дневная, заочная форма обучения)

Для направления подготовки бакалавров

Факультет социологии

Барнаул 2012
Рецензенты:д.с.н., проф. О.Т. Коростелева,

д.ф.н, проф. Попов Е.А.

Автор: С.А. Воронина, к.с.н., доцент кафедры общей социологии

Воронина С.А. Организационные формы социокультурной деятельности. Программа и методические рекомендации. Барнаул 2012. - 29 с.

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры …сентября 2012 года

Данный учебно-методический комплекс реализован в учебном курсе «Организационные формы социокультурной деятельности» для студентов четвертого курса социологического факультета Алтайского государственного университета, обучающимся по специальностям «информатика в социокультурной сфере». Он реализован в учебном курсе «Организационные формы социокультурной деятельности», который читается к.с.н., доцентом кафедры общей социологии Ворониной С.А. учебно-методический комплекс содержит в себе программу курса, учебный план, вопросы для самостоятельной работы, примерные варианты для рефератов и курсовых работ, вопросы к экзамену.

Предложенный комплекс разработан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла.

© С.А. Воронина,

факультет социологии АлтГУ

© С.А.Воронина

Факультет социологии Алтайского

Государственного Университета 2012

Содержание

Введение

1. Организационно-методический раздел…………………………………………………..5

2. Распределение часов учебного курса…………………………………………………….7

3. Содержание курса………………………………………………………………………….8

4. Учебный план курса……………………………………………………………………….13

5. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы………….23

6. Вопросы к зачету….……………………………………………………………………….24

7. Учебно-методическое обеспечение курса………………………………………………..25

Введение

Актуальность изучения организационных форм социокультурной деятельности в современном социуме не подлежит сомнению. Данный курс, являясь органическим продолжением курса «Социокультурная деятельность за рубежом», охватывает формы и организации социокультурной деятельности в современном обществе.

В ходе реформ современной России перед специалистами всех сфер общества, в том числе и сферы культуры, досуга ставятся новые для общества цели и задачи. Многие из них успешно решаются в современном мире. Изучение опыта в большей степени позволяет подготовить специалиста, способного решать профессиональные вопросы ХХI века.

Данная программа и методические рекомендации предназначены для студентов четвертого курса дневного отделения социологического факультета, специальность «Информатика в социокультурной сфере». В ней рассматриваются такие понятия как «деятельность», «социокультурная деятельность», «досуг», «время», «культура», «функции», «принципы», «мироощущение» и др. Даются основные представления развития социогуманитарного знания о современных организационных формах социокультурной деятельности, его динамики, анализируются особенности развития социокультурной деятельности на Западе и в современной России. В программе раскрывается логика социологического исследования современных средств досуга. Кроме того, в программе рассматриваются основные представления развития социологического знания о свободном времени, анализируются особенности развития и передачи культурного наследия. Курс представляет возможность ознакомления с вопросами использования социологических знаний о культуре и об социокультурной деятельности.

Курс является обязательным в программе обучения студентов специализации «Информатика в социокультурной сфере».

Требования к уровню освоения содержания курса

1. Студент должен знать методологию исследования проблем досуга, свободного времени, организации социально-культурной деятельности, международный опыт, достижения, приоритеты, негативные стороны социально-культурной деятельности разных социальных групп.

2. Уметь научно обосновывать современные процессы социально-культурной жизни в сфере свободного времени стран Запада; выявлять с позиции общечеловеческих ценностей положительное, результативное в международном опыте; вычленять спектр негативных сторон современной духовной жизни западных стран; отбирать в передовом международном опыте то ценное, что целесообразно использовать в России.

Изучение курса «Организационные формы социокультурной деятельности» рассчитано на 1 семестр. В конце семестра студенты сдают зачет.

Для получения зачета студент должен показать знание и понимание предложенных для ответа тем, их места в системе методологической проблематики, знание основной и дополнительной литературы.

Содержание курса

Отличительные черты СКД - гуманистический, культурологический, развивающий характер. Функции социокультурной деятельности – развивающая, информационно-просветительская, культуротворческая, рекреационно-оздоровительная. Зарождение социокультурной деятельности, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей социокультурной деятельности.

Понятие о культурной политике как системе мер и действий направленных на культуру. Многообразие типологий культурной политики. Управляющая (авторитарная), регулирующая, демократическая культурная политика. «Европейская» и «Американская», «Экономическая» и «Культурная» модели культурной политики и др.

Новая культурная политика за рубежом. Общие для запада и России цели и задачи новой культурной политики: демократизация культуры, осуществление возможности равенства между социальными группами и индивидами в свободном развитии их способностей и талантов и т.д.

Специфические приоритеты культурной политики разных стран: демократизация культуры и многообразие форм ее проявления (Франция); развитие средств массовой информации и социально-культурной активности населения (США, Канада, Швеция); сохранение и поддержание культурного наследия (Италия) и др.

Тема 4. Общие и специфические характеристики организации социокультурной деятельности за рубежом и в современной России. Факторы влияния американской модели организации досуга на культуру свободного времени стран мира. Общественные организации досуга и свободного времени

Современная инфраструктура культурно-досуговой сферы общества. Национальные парки и леса, природно-исторические достопримечательности и другие зоны отдыха, составляющие рекреационный фонд государства, штатов, округов и муниципалитетов. Специализированные базы отдыха, спорта и развлечений. Учреждения культуры и культурного досугового творчества. Гостинично-туристские предприятия. Культурно-бытовые, спортивно-культурные центры досуга и творчества и т.д.

Перемещение производительных сил из сферы материального производства в сферу досуга и быта, увеличение капиталовложений – факторы развития рекреационных услуг.

Зависимость досуга от социального статуса и уровня доходов граждан, от пола, возраста, семейного положения.

«Приватизация досуга». Возрастающее стремление к семейному досугу.

Переориентация на активный творческий досуг как результат утверждающего себя культа здоровья и роста предприятий, предоставляющих условия для активных занятий. Канадский опыт осуществления государственной политики оздоровления нации.

Интеграция социально-культурной деятельности в общество и многообразие программ социально-культурной деятельности людей, нуждающихся в поддержке общества.

Сравнительный анализ американской, французской и японской систем организации досуга. Особенности рекреационной модели досуга США. Аниматорская модель социально-культурной деятельности Франции. Многовековые традиции японской культуры – основа поддержания традиционных форм досуга. Роль синтоизма в сохранении национального восхищения окружающим миром в традиционных формах культурно-досуговой деятельности японцев. Проявление японского коллективизма в стиле и формах деятельности в свободное время. «Экологичность» японского досуга. Американизация японского массового сознания и ее влияние на образ жизни и деятельность в сфере свободного времени.

Развитие форм досуга ХХI века под влиянием научно-технического прогресса.

Проявление негативных сторон социально-культурной деятельности в США, в англоязычных странах, странах Европы и в современной России: ориентация на потребление и на прибыль как определяющий мотив функционирования коммерческого сектора сферы досуга, а не на творчество личности и ее конкретные интересы и потребности; приоритеты в развитии коммерческих дорогих и громоздких форм досуга в ущерб недорогим, стимулирующим развитие творческого потенциала человека и т.д.

Всемирная Ассоциация досуга и свободного времени – некоммерческая, независимая международная организация при Организации Объединенных наций. Ее функции и задачи. Исследовательская комиссия Всемирной Ассоциации досуга и программы ее деятельности. Координация исследований и поддержание диалога между учеными мира как функция исследовательской комиссии.

Планы семинарских занятий

Методические рекомендации

При подготовке к семинарским и практическим занятиям студенты должны прочитать записи лекций, изучить рекомендуемую литературу, ответить на вопросы и выполнить задания для самостоятельной работы.

Целесообразно подготовиться к семинарским и практическим занятиям за неделю до их начала: на основе изучения литературы составить конспект основных категорий и понятий по учебной дисциплине, подготовить письменные словарные материалы, домашние упражнения и задания.

Каждую тему занятия важно связывать с предыдущим учебным материалом, спецификой будущей профессиональной деятельности социолога.

Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряются и поощряются инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских и практических занятий.

Семинарское занятие 1. Объект и предмет курса «Организационные формы социокультурной деятельности». Специфика социологического подхода к изучению организации социокультурной деятельности. (2 часа)

План:

1. Объект курса «Организационные формы социокультурной деятельности». Проблема многообразия подходов к организации деятельности в социокультурной сфере и в современном социогуманитарном познании.

2. Понятие «организация» как основание и принцип курса. Специфика социологического подхода к изучению современного общества и организационных форм социокультурной деятельности. Основные задачи курса, его теоретическое значение и практическое применение.

3. Проблемы развития культуры в информационном обществе. Общая характеристика концепций информационного общества.

4. Теории постиндустриального общества. Значение работ Д.Белла, О.Тоффлера и др. Постмодернистские теории об обществе и культуре (Ж.Лиотар, Ж.Бодрийяр и др.).

5. Теории, подчеркивающие информационный тип развития общества (М.Кастельс и др.).

6. Проблемы взаимодействия культуры и техники.

7. Тиражирование культуры. Социальная сущность массовой культуры.

8. Влияние массовой культуры на жизненные силы человека и общества. Концепция «одномерного человека» Г.Маркузе.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технологическая волна на Западе. М., 1986.

2. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л.Иноземцева. – М.: Аcademia, 1999.

3. Злобин Н.С. Становление информационного общества и перспективы личности // в кн. Цивилизация, культура, личность. – М.: Эдиториал, УРСС. 1999.

4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. – М., 2000.

5. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития, - М.: Изд-во МГУ, 1998, 208 с.

6. Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С.Гуревича. М.:Прогресс, 1986.

7. Тоффлер О. Третья волна. – М.: АСТ, 1999.

Дополнительная:

1. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль, 1996, № 1, с. 76-82.

2. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

3. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы, 1991.

Семинарское занятие 2. Предпосылки социокультурной деятельности. Культурная политика зарубежных стран как отражение проблем организации социокультурной деятельности (2 часа)

План:

Отличительные черты СКД - гуманистический, культурологический, развивающий характер. Функции социокультурной деятельности – развивающая, информационно-просветительская, культуротворческая, рекреационно-оздоровительная.

Зарождение социокультурной деятельности, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира – древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей социокультурной деятельности.

3. Понятие о культурной политике как системе мер и действий направленных на культуру. Многообразие типологий культурной политики. Управляющая (авторитарная), регулирующая, демократическая культурная политика. «Европейская» и «Американская», «Экономическая» и «Культурная» модели культурной политики и др.

4. Новая культурная политика за рубежом. Общие для запада и России цели и задачи новой культурной политики: демократизация культуры, осуществление возможности равенства между социальными группами и индивидами в свободном развитии их способностей и талантов и т.д.

5. Специфические приоритеты культурной политики разных стран: демократизация культуры и многообразие форм ее проявления (Франция); развитие средств массовой информации и социально-культурной активности населения (США, Канада, Швеция); сохранение и поддержание культурного наследия (Италия) и др.

Семинарское занятие 3 Приоритеты культурной политики. Компаративный анализ (2 часа)

План:

1. Многообразие типологий культурной политики.

2. Управляющая (авторитарная), регулирующая, демократическая культурная политика.

3. «Европейская» и «Американская», «Экономическая» и «Культурная» модели культурной политики и др.

4. Новая культурная политика за рубежом.

5. Общие для развитых капиталистических стран цели и задачи новой культурной политики: демократизация культуры, осуществление возможности равенства между социальными группами и индивидами в свободном развитии их способностей и талантов и т.д.

6. Специфические приоритеты культурной политики разных стран: демократизация культуры и многообразие форм ее проявления (Франция); развитие средств массовой информации и социально-культурной активности населения (США, Канада, Швеция); сохранение и поддержание культурного наследия (Италия) и др.

7. Содержание понятия «культурная политика».

8. Типы и модели культурной политики развитых капиталистических стран.

9. Цели и задачи новой культурной политики являющиеся общими для развитых стран.

10. Являются ли актуальными для современной России цели культурной политики развитых капиталистических стран?

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. – М., 1990.

2. Гаджиев К.С. Основы политологии. – М., 1994.

3. Дискин И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития. – М., 1990.

4. Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи // Социс, № 12, 2006.

5. Иконникова С.Н. Постмодернизм как новая парадигма культуры // Вопросы культурологи, № 7, 2008.

6. Культура и политика в странах Азии и Африки. – М., 1986.

7. Лукин Ю.А. Культура и культурная политика. – М., 1992.

8. Манхейм К. Проблема интеллигенции: Демократизация культуры. – М., 1993.

9. Панарин А.С. Политология. – М., 1997.

10. Политическая культура: Теория и национальные модели. – М., 1994.

11. Социальные идеалы и политика в меняющемся мире. – М., 1994.

12. Татарова Социальное знание // Социс, № 9, 2006.

13. Флиер А.Я. О новой культурной политике России// ОНС, 1994, № 5.

Дополнительная:

1. Культура на перепутье. – М., 1994.

2. Культурная политика за рубежом (реферативный обзор). – М., 1991.

3. Ориентиры культурной политики. Информ. Выпуск № 2., М., 1993, стр. 57 – 63.

Семинарское занятие 4. Организация, управление и финансирование социально-культурной деятельности. Система учреждений, организаций, предприятий, обеспечивающих социально-культурную деятельность в сфере свободного времени как объект управления (4 часа)

План:

К данному семинарскому занятию студентам предлагается охарактеризовать один из типов социокультурной организации. Страна по выбору.

1. Типы и виды учреждений. Клубы, дома культуры.

2. Центры культуры (национальные центры культуры, спортивно-культурные центры, пришкольные центры досуга, центры быта и творчества и т.д.). Учреждения музейного типа.

3. Театрально-зрелищные предприятия.

4. Парки и зоны отдыха.

5. Спортивные сооружения.

6. Игорные заведения.

7. Межотраслевые рекреационные комплексы.

8. Культурные ассоциации и фонды.

9. Общественные организации и объединения (светские, религиозные) и т.д.

10. Зависимость управления и финансирования от принадлежности организации к одному из секторов сферы досуга: государственному, коммерческому, общественному.

11. Система служб управления и их функции. Государственный сектор (федеральные службы, службы штатов, округов, провинций, коммун, графств, муниципальные службы).

12. Коммерческий сектор (службы, корпорации, фирмы, компании, зрелищно-развлекательных предприятий и т.д.).

13. Общественный сектор (некоммерческие организации по обслуживанию духовной жизни определенных групп населения). Виды и формы финансирования учреждений сферы досуга.

14. Государственное финансирование (бюджетное и внебюджетное). Частное финансирование (патронаж, индивидуальные пожертвования, деловое финансирование). Спонсорство и мотивы его проявления.

15. Подготовка специалистов для сферы досуга. Востребованность кадров такого рода за рубежом. Система учебных заведений США, Европы по досугу. Учебные программы подготовки менеджеров культуры, социальных работников, релаксаторов, аниматоров, организаторов досуга.

16. Различие в подготовке специалистов сферы досуга в разных странах. Достижения и проблемы России в подготовке организаторов социально-культурной деятельности.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Культура – рынок (Круглый стол)/ Свободная мысль. – 1991, № 8.

2. Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. – М., 1981.

3. Мудрик А.В. Социальзация в сиутное время. – М., 1991.

4. Новые публикации в журналах.

5. Онуфриенко Г. На перепутье. Развитие культуры и механизмы власти // Свободная мысль. – 1991, № 15.

6. Саймон Б. Общество и образование. – М., 1989.

7. Фохт-Бабушкин Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления. – М., 1986.

8. Харчев Л.Г. Социология воспитания. – М., 1990

9. Экономика культуры. Проблема теории и практика. – М., 1987.

Дополнительная:

1. Титов Б.А., Кострова Н.А. Досуг в США. Учебное пособие. – СПб. – 1992.

2. Культура на перепутье. – М., - 1994.

Семинарское занятие 5. Общие и специфические характеристики организации социокультурной деятельности за рубежом и в современной России. Факторы влияния американской модели организации досуга на культуру свободного времени стран мира. Общественные организации досуга и свободного времени. Современная инфраструктура социокультурной деятельности (4 часа)

План:

1. Современная инфраструктура культурно-досуговой сферы общества. Национальные парки и леса, природно-исторические достопримечательности и другие зоны отдыха, составляющие рекреационный фонд государства, штатов, округов и муниципалитетов. Специализированные базы отдыха, спорта и развлечений. Учреждения культуры и культурного досугового творчества. Гостинично-туристские предприятия. Культурно-бытовые, спортивно-культурные центры досуга и творчества и т.д.

2. Перемещение производительных сил из сферы материального производства в сферу досуга и быта, увеличение капиталовложений – факторы развития рекреационных услуг.

3. Зависимость досуга от социального статуса и уровня доходов граждан, от пола, возраста, семейного положения.

4. «Приватизация досуга». Возрастающее стремление к семейному досугу.

5. Переориентация на активный творческий досуг как результат утверждающего себя культа здоровья и роста предприятий, предоставляющих условия для активных занятий. Канадский опыт осуществления государственной политики оздоровления нации.

6. Интеграция социально-культурной деятельности в общество и многообразие программ социально-культурной деятельности людей, нуждающихся в поддержке общества.

7. Сравнительный анализ американской, французской и японской систем организации досуга. Особенности рекреационной модели досуга США. Аниматорская модель социально-культурной деятельности Франции. Многовековые традиции японской культуры – основа поддержания традиционных форм досуга. Роль синтоизма в сохранении национального восхищения окружающим миром в традиционных формах культурно-досуговой деятельности японцев. Проявление японского коллективизма в стиле и формах деятельности в свободное время. «Экологичность» японского досуга. Американизация японского массового сознания и ее влияние на образ жизни и деятельность в сфере свободного времени.

8. Развитие форм досуга ХХI века под влиянием научно-технического прогресса.

9. Проявление негативных сторон социально-культурной деятельности в США, в англоязычных странах, странах Европы и в современной России: ориентация на потребление и на прибыль как определяющий мотив функционирования коммерческого сектора сферы досуга, а не на творчество личности и ее конкретные интересы и потребности; приоритеты в развитии коммерческих дорогих и громоздких форм досуга в ущерб недорогим, стимулирующим развитие творческого потенциала человека и т.д.

10. Всемирная Ассоциация досуга и свободного времени – некоммерческая, независимая международная организация при Организации Объединенных наций. Ее функции и задачи. Исследовательская комиссия Всемирной Ассоциации досуга и программы ее деятельности. Координация исследований и поддержание диалога между учеными мира как функция исследовательской комиссии.

Семинарское занятие 6. Учреждения и организации социально-культурной сферы (4 часа)

План: Понятие социально-культурного института

1. Всемирная Ассоциация досуга и свободного времени – некоммерческая, независимая международная организация при Организации Объединенных наций. Ее функции и задачи.

2. Исследовательская комиссия Всемирной Ассоциации досуга и программы ее деятельности.

3. Координация исследований и поддержание диалога между учеными мира как функция исследовательской комиссии.

4. Характеристика семьи, государственных и муниципальных структур, производственных объединений и предприятий.

5. Функции негосударственных общественных организаций.

6. Система народного образования.

7. Средства массовой информации.

8. Специальные учреждения социально-культурного профиля.

9. Изучить инфраструктуру культурно-досуговой сферы развитых капиталистических стран и формы семейного и общественно-организованного досуга.

10. В связи с этим каждый студент получает пакет информации (в нем могут находиться одинаковые или различные для всех учащихся группы сведения) и решает следующие задачи:

1.группирует данные по ряду направлений:

G инфраструктура культурно-досуговой сферы развитых капиталистических стран;

G формы общественно-организованного досуга;

G формы семейного досуга.

G делает сообщение о полученных результатах.

2.формулирует, вместе со всеми студентами группы общие выводы о состоянии и формах организации культурно-досуговой деятельности за рубежом и в современной России.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. – М., 1989.

2. Барис Дж.Г. Социальная работа с семьями в Англии. – М., 1993

3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983.

4. Васильев В.С. Американская политика в области науки // США – Канада, № 6, 2005.

5. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Курс лекций. – М.: Издат. Центр «Академия», 1999, 440 с.

6. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. – М., 1990.

7. Гумилев Л. Ритмы Евразии? Эпохи и цивилизации. – М., 1993.

8. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. – М., 1989.

9. Духовная культура и этническое самосознание. – М., 1991.

10. Иванов О.А. Иммиграция в США в последнем десятилетии ХХ века. Исторический аспект // США – Канада, № 6, 2005.

11. Клейнер Г.Б. Становление общества знаний в России: социально-экономические аспекты // ОНиС, № 3, 2005.

12. Самосознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

13. Соколов В.И. Канада: на путях построения инновационного общества // США – Канада, № 6, 2005.

14. Фролова М.А. Западная цивилизация – доминанты становления и развития // Социально – политический журнал. – 1993, № 12.

15. Холодов Л. Обучение иностранцев – выгодный бизнес // Современная Европа, № 2 (апрель - июнь).

16. Чорбинский С.И. Социальная работа и социальная программа США. – М., 1992.

Дополнительная:

1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. – Париж, 1939.

Примерная тематика рефератов

1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

2. Мифология: прошлое и настоящее.

3. Аполлоновское и дионисийское начала в концепции Ницше.

4. “Экзистенциализм – это гуманизм” Ж.-П.Сартр.

5. “Первый”, “второй”, “третий” позитивизм – проблема преемственности.

6. Проблема “Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов.

7. Социальное пространство и социальное время.

8. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

9. Творческие способности человека: их пределы и условия.

10. Общечеловеческие ценности: иллюзия или реальность.

11. Правда и правдоподобие в искусстве.

12. А.А.Ибн-Сина о природе сознания.

13. Сознание и бессознательное.

14. Знание и вера: общее и особенное.

15. Культурная политика развитых капиталистических стран и ее ориентацию на решение проблем досуга;

16. Опыт организации досуга подрастающего поколения в США.

17. Опыт использования культурно-досуговой деятельности с целью изменения качества жизни людей третьего возраста и инвалидов.

18. Деятельность добровольцев или волонтеров в сфере культуры.

19. Целесообразность и возможности использования зарубежного опыта в России.

Примерный перечень вопросов к зачету

1. Актуальность изучения социально-культурной деятельности за рубежом.

2. Научные школы исследования проблем досуга и свободного времени.

3. Основные направления исследования досуга и свободного времени за рубежом.

4. Разнообразие теорий досуга американских ученых.

5. Вклад Ж.Дюмазедье в теорию досуга.

6. Концептуальный подход к проблеме социально-культурной деятельности Ж.Дюмазедье.

7. Цели и задачи новой культурной политики развитых капиталистических стран и отражение в них проблем социально-культурной деятельности.

8. Модели культурной политики зарубежных стран и их общие и специфические проблемы социально-культурной деятельности.

9. Основные характеристики организации социально-культурной деятельности западных стран.

10. Особенности общественной организации досуга развитых капиталистических стран.

11. Приватизация досуга и тенденции развития семейного досуга.

12. Рекреационная модель организации свободного времени американского общества.

13. Особенности аниматорской модели социально-культурной деятельности Франции.

9. Учебно-методическое обеспечение курса

Основная:

1. Боголюбова Е.В.Культура и лбщество. – М., 1978.

2. Вдовенко Т.В. Досуг пожилых людей (зарубежный опыт). Учебно-методическое пособие. – Л.: ВПШК, 1991.

3. Вебер М. Избранное. Образ общества. – М., 1995.

4. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1991.

5. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. – М., 1991

6. Городецкая И. Добровольческое движение в США // Мировая экономика и международные отношения. – 2001. - № 1. – с. 78-86.

7. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений. – М., 1987.

8. Гудков Л. Культура повседневности в новейших социологических теориях. Обзорная информация. – М.. 1988.

9. Досуг и социальная активность населения. – М., 1991.

10. Дуликов В.З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом: Учебное пособие для вузов культуры и искусств / В.З.Дуликов: М-во культуры Рос.Федерации, М., МГУК, 1999.

11. Дюмазедье Ж. Досуг как форма духовной деятельности. – М.: Книга, 1987.

12. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. – М., 1982.

13. Завьялова О.И. Токио и токийцы: будни, выходные, праздники. М., - «Наука», 1990.

14. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

15. Каган М.С.Философия культуры. – М., 1996.

16. Кармин А.С. Культурология, Санкт-Петербург, 2001.

17. Коул М. Культурно-историческая психология. – М., 1997.

18. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. – М., 1997.

19. Кротова Ю.Н. Государство и досуг (на примере англоязычных стран). – СПб., 1993.

20. Кротова Ю.Н. Досуг в экономически развитых странах. – СПб, - 1993.

21. Кротова Ю.Н. Досуг вчера и сегодня. Становление современных западных взглядов на социальную ценность досуга. – СПб. – 1994.

22. Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. Учебное пособие. – СПб., 1994.

23. Культура на перепутье. – М., 1994, с. 46-92.

24. Культура: теории и проблемы / под оед Т.Ф.Кузнецовой. – М., 1995.

25. Культурная политика в Швеции в отношении инвалидов (реферат) // Культура в Современном мире. – М., 1990. – Вып. 5. – с. 25-36.

26. Культурная политика за рубежом (реферативные обзоры). – М., - 1991.

27. Культурная революция и организация досуга. – Париж, 1989.

28. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. – М., 1987.

29. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. – М., 1974.

30. Любая работа и никакого жалования: Система волонтерства в культурных учреждениях Австралии // Панорама культурной жизни зарубежных стран. – М., 2000. – Вып. 2. – с. 3-7.

31. Малиновский Б. Научная теория культуры // Вопросы философии, № 2, 1996.

32. Миронов В.В. Техника и человек. Историко-культурный аспект. – М., 1988

33. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиции и современность. – СПб. – 1991.

34. Организация досуговой деятельности за рубежом. – СПб., - «Образование», - 1994.

35. Ориентиры культурной политики. Информационный выпуск № 2. – М., 1993.

36. Основные принципы и формы организации досуга детей и подростков в развитых капиталистических странах. Методическая разработка. – Л., - 1989.

37. Поликарпов В.С. Время и культура. – Киев, 1984.

38. Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М.: МИФ, 1993.

39. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-4. СПб.: ТОО ТК “Петрополис”, 1994-1997.

40. Самопознание европейской культуры ХХ века. – М., 1991.

41. Сарингулян К.С. Культура и регуляция деятельности. – Ереван, 1986

42. Современная западная социология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.

43. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теории культуры. – М., 1994.

44. Соколов Э.В. Понятие, сущность и функции культуры. – М., 1990.

45. Соколов Э.В. Структура и личность. – М., 1972.

46. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. = М., 1978

47. Сорокин П.А. Социологические теории современности. – М., 1993.

48. Стеббинс Р.А. Свободное время к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социологические исследования. – 2002. - № 7, с. 64 – 72.

49. Стеббинс р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады). // Социологическое исследование. – 2000. - № 7, с 64 – 72.

50. Титов Б.А., Кострова Н.А. Досуг в США. Учебное пособие. – СПб. – 1992.

51. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. – М.: Наука, 1987.

52. Шекова Е.Л. Труд добровольцев в сфере культуры США и России. // Социологические исследования. – 2002. - № 3, - с. 97 – 99.

53. Шкуратов В.А. Историческая психология. – М., 1997

54. Эволюция концепции времени в науке / социально-философский аспект проблемы/. Научно-аналитический обзор. – М., 1988.

55. Яценко Е.П. Концепции видов и функций досуга в монографии Роже Сю «Досуг» // Культура в современном мире. – М., 1995. – Вып. 3. – стр. 3 – 11.

Дополнительная:

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

3. Ануфриев Е.А. Личность и поведение. М., 1991.

4. Артамонов В.А. Об особенностях личности. М., 1993.

5. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М., 1989.

6. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1993.

7. Бабушкин В.У. Философия духа. М., 1995.

8. Баранов А.В. Социально-демографическое развитие крупного города. – Л., 1981

9. Барис Дж.Г. Социальная работа с семьями в Англии. – М., 1993

10. Барулин В.С. Социальная философия. М., 1993.

11. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. – М., 1990.

12. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. – Париж, 1939.

13. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990.

Тест 1.

Тест 2.

Какого типа мышления нет?

· Мифологического

· Религиозного

· Искусственного Научно-рационального

· Ноосферного

Какой картины мира нет?

· Мифологической

· Религиозной

· Механической

· Игровой Системной

· Диатропической

· Синергетической

3. Система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной

4. Социальная группа, обладающая исторически определенной организацией, члены которой связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. …………………………………………………………………………………………………………………

5. Назовите социальную функцию семьи, не упомянутую ниже хозяйственно-бытовая

· экономическая

· сфера первоначального социального контроля

· духовного общения

· социально-статусная

· досуговая

· эмоциональная

Что такое рефлективность?

· Мышление о самом процессе мышления

· С

Наши рекомендации