Тема: «плавание в системе физической и психической реабилитации детей с нарушением слуха»
В настоящее время в России число детей с ограничениями постоянно возрастает. Этому способствует ряд неблагоприятных социальных, экономических, экологических и других факторов. Проблема реабилитации таких детей, в том числе и средствами физического воспитания, достаточно актуальна. Для детей с ограничениями физическое воспитание - не только средство укрепления здоровья, повышения двигательной подготовленности, но и мощный фактор коррекции и компенсации нарушенных функций. Характер нарушения функций организма при различных формах инвалидности или отклонений в развитии обуславливает соответствующие изменения в процессах адаптации к окружающей среде, снижая их уровень. Что касается двигательной функции, то для компенсации дефекта необходим подбор специальных средств, методов и приемов их применения.
Проблема заключается еще и в том, что детьми-инвалидами в течение дня не выполняется физиологически необходимое количество движений, а нерационально организованные физкультурно-оздоровительные мероприятия не дают должного эффекта в укреплении здоровья. Отсюда вытекает необходимость научного обоснования физического воспитания детей-инвалидов, разработки средств, методов и форм организации коррекционно-воспитательной работы с ними. Вместе с тем наличие сопряженности в развитии физических и психических качеств определяет возможность комплексного подхода к решению вопросов реабилитации.
Средства плавания в силу выраженного воздействия водной среды являются важным компонентом физического воспитания и реабилитации детей-инвалидов. Исследования школы Д.Ф. Мосунова показали высокую эффективность применения средств плавания для реабилитации детей, имеющих отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Помимо основной функции овладения навыком передвижения в воде они в значительной мере способствуют повышению уровня развития физических и психических качеств, а также оздоровлению. Однако до сих пор отсутствует дифференцированная в соответствии с дефектом система использования средств плавания в реабилитации детей.
Гидрореабилитация
Тренировки в воде считаются одним из самых совершенных способов восстановления и укрепления организма. Гидрореабилитация проводится, как правило, в бассейне. Любые движения в воде выполняются легче — нет давления массы тела на позвоночник и суставы, а сердечно-сосудистая система лучше справляется с нагрузками, не страдают вены.
Занятия в воде известны как аква-аэробика, аква-фитнес, акваскайл. Последнее — это имитация езды на велосипеде, погруженном в воду. Все нагрузки регулируются индивидуально, позволяя разрабатывать суставы, мышцы, укреплять вены и сосуды.
Занятия в бассейне рекомендуются после травм, чтобы помочь организму вернуться к нормальной жизни. Восстановительные занятия в бассейне можно начать гораздо раньше, чем занятия в зале. Кроме того, тренировки в воде полезны при заболеваниях опорно-двигательной системы. Снижая нагрузку на позвоночный столб и крупные суставы, вы получаете возможность тренировать мышцы без особого напряжения.
При неврологических заболеваниях, последствиях инсультов и черепно-мозговых травм, заболеваниях вен и артерий также рекомендуется регулярно заниматься в бассейне. Плавание улучшает вентиляцию легких, способствует обогащению крови кислородом, стимулирует кровообращение.
Также, вода является отличным психотерапевтом. Посещение бассейна поможет избавиться от неврозов, депрессий, хронической усталости. Вода оказывает мягкое массирующее действие на рецепторы кожи, что способствует продуцированию эндорфинов — гормонов удовольствия.
В косметологии гидротерапия входит в состав послеоперационных мероприятий. Повышение упругости и эластичности кожи, улучшение крово- и лимфооттока — все это важно после хирургических вмешательств.
Для людей с ограниченными возможностями пребывание в воде — это, прежде всего, радость движения. Специальные приспособления: дощечки, перчатки — поддерживают и облегчают плавание, а инструктор может помочь в разработке индивидуального стиля.