Этапы проведения независимой оценки.
Оценка проводится с использованием различных методов и каналов получения информации. Несмотря на споры по поводу необъективности, ключевым методом оценки все же остается проведение опросов потребителей услуг – пациентов и в отдельных случаях их представителей (родителей и иных законных представителей, родственников), поскольку одна из главных задач независимой оценки – сбор и обобщение предложений и замечаний потребителей услуг в здравоохранении по качеству работы учреждений. Однако этот метод не единственный, для оценки используются так же такие гражданские технологии контроля, как «контрольная закупка», а так же такие методы как натурное наблюдение в учреждении, потребительский эксперимент и анализ сайта. Последние методы проводятся по заранее составленной экспертами рабочей карте, в которой указаны параметры и четко описывается процесс их фиксации.
Проведение независимой оценки состоит из следующих этапов:
выявление и анализ практики организации предоставления услуг в сфере социального обслуживания;
получение сведений от получателей услуг организаций социального обслуживания о практике получении данных услуг;
выявление соответствия представления информации о работе организации (в том числе на сайте) критериям полноты, актуальности, удобства для получателей услуг и иных заинтересованных граждан (организаций, специалистов);
интерпретация и оценка полученных данных, построение рейтингов;
формулирование предложений по повышению качества работы организаций;
улучшение качества организации предоставления услуг организаций социального обслуживания.
Оформление результатов независимой оценки качества оказания услуг социальными организациями.
Составление рейтингов деятельности организаций является одной из возможных форм представления результатов независимой оценки. Этот результат нагляден и дает возможность сравнения социальных организаций по определенным оцениваемым показателям. При этом рейтинг может быть единым, может быть составлен по типам или видам учреждений (организаций), по территориям, по отдельным показателям.
Нужно понимать, что рейтинг, при всей его наглядности, не может дать разъяснений о том, какие дефициты в работе учреждения выявлены и как они могут быть устранены или нивелированы. Для детализации результатов независимой оценки в разрезе отдельных организаций общественный совет разрабатывает рекомендации по улучшению качества работы и оказания услуг для каждого оцененного учреждения (организации).
То как должны выглядеть рекомендации организациям, решает общественный совет. Уполномоченный орган может закреплять форму и порядок предоставления планов работы с рекомендациями общественного совета в форме приказа ведомства.
Рекомендации по процедуре проведения независимой оценки и формам представления результатов независимой оценки содержатся в следующих нормативных документах в отраслях социальной сферы:
1) Приказ Минздрава России от 14.05.2015 N 240"Об утверждении Методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями";
2) приказ Минтруда России от 30 августа 2013 г. № 391а «О методических рекомендациях по проведению независимой оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере социального обслуживания», в котором также предусмотрено формирование рейтингов организаций социального обслуживания, предложен способ составления этих рейтингов на основе интегральной оценки качества оказания услуг;
3) приказ Минкультуры России от 30 сентября 2013 г. № 1505 «О методических рекомендациях по формированию независимой системы оценки качества работы государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих социальные услуги в сфере культуры»;
4) приказ Минспорта России от 19 марта 2013 г. № 121 «О методических рекомендациях по организации независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих услуги в сфере физической культуры и спорта»;
5) письмо Министерства образования и науки РФ от 14 октября 2013 г. N АП-1994/02 «О методических рекомендациях по внедрению НСОКО»
Указанные методические документы размещены на официальном сайте соответствующего федерального органа исполнительной власти и на официальном сайте Минтруда России в подразделе «Независимая система оценки качества» по адресу: http://www.rosmintrud.ru/nsok/legislation.