Былина как жанр русской народной поэзии.

«Илья Муромец и Калин-царь»

1. Былина как жанр УНТ. Вопрос о происхождении былин в фольклористике (сопоставить разные точки зрения, см.: Пропп, Юдин, Миллер, Рыбаков, Кравцов, Лазутин, Зуева, Кирдан, Круглов, Аникин)

2. Периодизация былинного эпоса (сопоставить разные точки зрения, см.: Пропп, Юдин, Миллер, Рыбаков, Кравцов, Лазутин, Зуева, Кирдан, Круглов, Аникин)

3. Состав и классификация русских былин (сопоставить разные точки зрения, см.: Пропп, Юдин, Миллер, Рыбаков, Кравцов, Лазутин, Зуева, Кирдан, Круглов, Аникин)

4. Былины Киевского цикла, их идейно-тематическое своеобразие.

5. Своеобразие былин Новгородского цикла (на примере одной из былин о Садко).

Задание

Проанализировать былину «Илья Муромец и Калин-царь», обратив внимание на вопросы:

1) роль вступления к былине. Завязка всех событий;

2) как рисуются враги? Есть ли в этом изображении историческая правда?

3) поведение ханского посла в Киеве. Требования врагов;

4) как ведет себя в это время князь Владимир?

5) при каких обстоятельствах появляется в Киеве Илья Муромец?

6) Илья Муромец как олицетворение русской народной силы. В чем состоит поэтическая идеализация образа?

7) действия Ильи в лагере врагов;

8) черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщение;

9) сопоставление образов Ильи и князя Владимира;

10) использование в былине гипербол, параллелизмов, сравнений, эпитетов, повторов и т. д.;

11) идейное содержание былины.

Литература

Тексты былин по хрестоматиям.

Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М., 1964.

Пропп В.Я. Русский героический эпос. – М., 1958 /С. 179-257, 277-286, 301, 374-387/.

Путилов Б.Н. Русский и южнославянский героический эпос. – М., 1971

/С. 190-206/.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. – М., 1963.

Селиванов Ф.М. Поэтика былин. – М., 1977.

Конспектировать: Скафтымов А. П. Архитектоническое соотношение внутреннего состава былин о богатырских подвигах (тезисный план). Вариант: Рыбаков Б.А. Русский эпос и исторический нигилизм

Лихачев Д. С. Эпическое время былин (конспект).

Миллер В.Ф. Очерк истории русского былинного эпоса (тезисы)

Волшебная сказка в работах В.Я. Проппа и его последователей

Практическое занятие № 4

1.Законспектировать работу Проппа В.Я. «Исторические корни волшебной сказки». Каково происхождение волшебной сказки?

2.Законспектировать книгу Проппа В.Я. «Морфология сказки». Какова структура волшебной сказки? Что понимается под «мотивом»? Как различаются персонажи волшебной сказки?

3.Изучить статью Новик Е.С. Что нового вносит автор в характеристику персонажей волшебной сказки? Как связаны характеристики и функции героев?

4.Какое развитие в отечественной и зарубежной филологии получили принципы и методика структурно-семантического анализа, разработанного Проппом? ( См.: Рафаева А. В., Рахимова Э.Г., Архипова А. С, аннотация и предисловие к книге «Структура волшебной сказки», начало статьиМелетинского Е.М., Неклюдова С.Ю., Новик Е.С., Сегал Д.М.)

Пояснение к заданиям 1-2:

1 подгруппа выполняет задание 1, 2 – задание 2. За 25 минут каждой подгруппе необходимо осветить основные положения работы Проппа. В целях подготовки к экзамену до занятия надо обменяться электронным текстом (объем 6-10 страниц).

Литература

1. Пропп В.Я. Морфология сказки. – Л., 1928. (в поздних изданиях «Морфология волшебной сказки»)

2. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1946 (1986).

3. Мелетинский Е.М., Неклюдов С.Ю., Новик Е.С, Сегал Д.М. Проблемы структурного описания волшебной сказки//Структура волшебной сказки. – М.: РГГУ, 2001. – С.11-121

4. Рафаева А. В., Рахимова Э.Г., Архипова А. С.Еще раз о структурно-семиотическом изучении сказки//Структура волшебной сказки. – М.: РГГУ, 2001. – С. 199-233

5. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки//Структура волшебной сказки. – М.: РГГУ, 2001. – С. 122-162

Несказочная проза: предания, легенды,

Мифологические рассказы

Практическое задание № 5

1. Жанровая классификация несказочной прозы. История собирания и изучения.

2. Предания. Определения жанра. Отношение предания к другим жанрам несказочной прозы. Сюжетно-тематические группы преданий.

3. Типы мифологических рассказов. Быличка и бывальщина: сходства и отличия жанров. Характеристика главных мифологических персонажей.

4. Легенда: определение жанра, отличие от сказки и от литературных произведений. Основные темы и персонажи легенд.

5.Устно-поэтические легенды Белгородской области в одноименном сборнике В.П. Кичигина (подход к классификации, обоснование выделения духовных легенд). Изучите раздел «художественные легенды» и письменно проанализируйте один из текстов о роднике. Почему источники чаще, чем иные объекты ландшафта, становятся объектами легенд?

Литература

1. Предания русского Севера. – СПб., 1991.

2. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. – М., 1975.

3.Пропп В.Я. Поэтика фольклора. – М., 1998.

4.Устно-поэтические легенды Белгородской области/ сост. В.П. Кичигин. –Белгород, 2000

5. Былички и бывальщины Воронежского края

6. Криничная Н.А. Русская народная мифологическая проза. СПб., 2001. Т. 1. (одна из глав по выбору).

Конспектировать: Померанцева Э. В. Устные рассказы о мифических существах и их жанровые особенности (конспект).

Лирические народные песни

Практическое занятие № 6

1. Традиционные лирические песни как жанр УНТ, сходство и различия с другими видами песен.

2. Особенности лирического героя, функция лирических песен.

3. Формирование жанра народной лирической песни, отражение в их содержании примет времени.

4. Тематическое разнообразие народно-лирических песен (на каждую тематическую группу привести примеры).

5. Художественное своеобразие народных лирических песен (реалистичность, типизация и обобщение, особенности композиции, повторы, поэтический параллелизм, ступенчатое сужение образа, поэтическая символика, эпитеты, сравнения, метафоры, инверсия и т. д.).

Задание

Привести по два примера каждого художественного приёма, использующихся в лирических народных песнях.

Выписать из сборников и проанализировать лирические песни Белгородчины с точки зрения идейно-тематического и художественного своеобразия.

Литература

Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни. –Саратов, 1966.

Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.

Еремина В.И. Поэтический строй русской народной лирики. –Л., 1978.

Лирические народные песни /подг. Е.Лопырева. – Л., 1961.

Новикова А.М. Народная лирическая песня. Народные частушки. – М., 1960.

Русские народные песни /сост. А.М.Новикова. – М., 1957.

Лирические песни Белогорья: Поздние лирические песни Белгородской области. – «Экспедиционная тетрадь». Вып. 23 / ред.-сост. Н.В. Кривчикова. – Белгород: издание БГЦНТ, 2009. – 52 стр. с нот.

Хрестоматии и учебники.

Конспектировать: Веселовский А. Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического стиля (конспект).

Соколов Б. М. Экскурсы в область поэтики русского фольклора Композиция лирической песни (тезисный план).

Колпакова Н. П. Типы народной частушки (план статьи). Вариант: Зырянов И .В. Вариативность частушки

Русская народная баллада

Практическое занятие № 7

1 . Баллада как жанр устного народного творчества: история термина, жанровые признаки.

2 . Поэтика народной баллады: сюжет, роль диалога, элементы трагического, система образов, психологизм.

3 .Тематические группы баллад (исторические, любовные, семейные, социальные).

4 . Ранние баллады как разновидность исторической песни. Сюжет полона («Теща в плену у зятя», «Спасение полонянки» и др.). «Авдотья-Рязаночка»: поэтика баллады, сказочно-былинные образы, мотивы и их балладная мотивировка.

5 . Поэтика любовных баллад. «Василий и Софья»: балладная ситуация, символика, мифологическая природа образов и балладная фантастика.

6 . Семейно-бытовые баллады. «Князь Роман жену терял», «Рябинка»: поэтика, образная система, конфликт и балладный драматизм, роль диалогов. Семейные отношения в балладном мире.

7 . Городской романс и баллада.

Литература

1. Балашов Д.М. Народная баллада // Народные баллады. – М.-Л., 1963. С. 4-32.

2. Кулагина А.В. Русская народная баллад. – М., 1977. С 16-36.

3. Путилов Б.Н. Славянская историческая баллада. – М.-Л., 1965.

4. Петровский М. Езда в остров любви или Что есть русский романс // Вопросы литературы. 1984, № 5.

5. Костюхин Е.А. Жестокий романс в контексте русской культуры // Русская литература, 1998, № 3.

6. Ковылин А. В.Русская народная баллада: происхождение и развитие жанра. Автореф. дис… к. ф.н. – М., 2003

7. Хрестоматии.

8. Исторические песни. Баллады. – М., 1991.

9. Народные баллады. – М.-Л., 1963.

10. Эолова арфа. Антология баллады. – М., 1992

Народный театр

Практическое занятие № 8

1. Происхождение народного театра. Связь драматического действия с народными играми и обрядами.

2. Драматическое исполнение эпических и лирических фольклорных произведений.

3. Вертеп. Происхождение вертепа, его виды. Время представлений. Устройство театра: куклы и реквизит. Репертуар: тематика пьес, основные образы и стиль.

4. Театр Петрушки: описание, происхождение, особенности игры. Репертуар: тематика, персонажи, стиль.

5. Раек: устройство, тексты, темы, стиль.

6. Народные драмы «Лодка», «Царь Максимилиан»:

происхождение, варианты, бытование, средства создания образов,стиль.

Литература

1. Фольклорный театр. – М., 1988.

2. Народный театр. – М., 1991.

3. Гусев В.Е. Истоки русского театра. – Л., 1977.

Конспектировать:

Крупянская В. Ю. Народная драма «Лодка» (план статьи).

Савушкина Н. И. Народная драма «Царь Максимилиан» (план статьи). Вариант: Сюжетно-композиционные типы народной драмы

Наши рекомендации