Вторая чеченская кампания (1999 г.)
Вскоре чеченские сепаратисты возобновили террористические акты и военные действия, они форсировали процесс выхода из состава РФ. В ответ на это 2 августа 1999 г. правительство России начало «контртеррористическую операцию» в Чечне. Боевики были вытеснены из населённых пунктов в горы. В Чечне были предприняты попытки по восстановлению конституционного порядка.
В 2003 г. была принята конституция республики как субъекта РФ, на её основе были созданы новые органы власти, проведены выборы президента Чечни. Им стал Ахмад Кадыров (который в бытность главным муфтием Чечни первым объявил джихад России). В этих условиях президент так называемой Ичкерии А. Масхадов терял легитимность и автоматически становился не лидером республики, а сепаратистов-боевиков. В ходе войны в Чечне федеральными войсками применялись воздушные бомбардировки Грозного, «зачистки» освобождённых от боевиков территорий. Только за полтора года «контртеррористической операции» было убито 15 тыс. боевиков.
Серьёзные жертвы были среди гражданского населения. По данным Р. Хасбулатова, за время военных действий в Чечне к весне 2000 г. погибли 20 тыс. мирных жителей. К этому времени, по официальным данным, 120 тыс. жителей Грозного остались без крова. Чечню покинули 250 тыс. беженцев. Население Чечни с середины 1990-х гг. к февралю 2000-го сократилось примерно втрое – до 300-400 тыс. человек.
За время боевых действий с 1994 по весну 2001 г. федеральные силы потеряли свыше 6 тыс. человек убитыми и около 14 тыс. было ранено. За 5 лет и 10 месяцев (со 2-го августа 1999 по июнь 2005г.), по сведениям Комитета солдатских матерей, погибло и умерло от ран 25 тыс. федеральных солдат и офицеров (почти вдвое больше, чем за 10 лет советско-афганской войны).
Ведение боевых действий на Северном Кавказе только к февралю 2000 г. обошлись казне, по западным подсчётам, более чем в 170 млн. долларов.
Борьба с терроризмом
Чеченские боевики, используя иностранную помощь и наёмников, продолжают политику террора. Только в 2002 г. они взорвали дом правительства в Грозном, произвели взрыв в Каспийске в рядах мирной демонстрации по случаю Дня Победы 9 мая, в октябре захватили 900 заложников в Театральном центре на ул. Дубровка в Москве во время показа мюзикла «Норд-ост». Угрожая взорвать здание этого центра с помощью террористок-смертниц, они требовали вывести федеральные войска из Чечни. Впервые правительство России не пошло на уступки. 26 октября 2002 г. была проведена спецоперация, в ходе которой почти все 40 террористов были уничтожены. Погибли и 130 заложников, пострадали ещё около 700.
В День Победы 9 мая 2004 г. взрыв на стадионе в Грозном унёс жизнь президента Чеченской республики Ахмада Кадырова. Президентом Чечни был избран его сын Рамзан Кадыров. В 2004 г. в День знаний террористы захватили здание школы в городе Беслан (Северная Осетия) и удерживали в качестве заложников детей, учителей и родителей, пришедших на праздничную линейку. Несмотря на всё это летом 2006 г. добровольно сдавшимся боевикам была предложена амнистия.
Россия в основном разрешила свой внутренний конфликт в Чечне. Сепаратисты, опиравшиеся на экстремистские исламистские группировки внутри внутри республики и за рубежом, потерпели политическое и военное поражение: крупные бандформирования разгромлены, часть боевиков добровольно вышла из подполья и амнистирована, иностранные наёмники уничтожены или вынуждены были покинуть Чечню.
Практическая работа № 12
Тема: Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России
Цель:
· охарактеризовать деятельность президента В.В.Путина в контексте мировой и российской политики;
· определить сферы деятельности Евросоюза, условия вступления в него стран мира;
· перечислить и охарактеризовать современные международные рынки труда, определить трудности их существования;
· оценить деятельность России и НАТО в программе «Партнерство во имя мира», дать характеристику политическим ориентирам России.
Задание 1.
Работа с текстом (Приложение к практической работе № 12)
Ответьте на вопросы:
I.
1) Что понимается под «расширением Европейского союза»?
2) Какие государства входят в эту организацию?
3) Каковы условия вступления в Евросоюз?
4) Перечислите страны-кандидаты на вступление в Евросоюз. Какие из Европейских государств предпочли не присоединяться к Евросоюзу? Есть ли у них точки соприкосновения с этой организацией?
II.
1) Что такое «международный рынок труда»?
2) Как связаны между собой, формирование международного рынка труда и процессы мировой интеграции? Перечислите области, в которых происходит взаимодействие стран в современном мире.
3) Как осуществляется образование международного рынка труда?
4) Перечислите, какие международные рынки труда существуют в современном мире? (5 шт.)
5) Какие выгоды влечет за собой участие в интеграционном процессе (Евросоюзе)?
6) Что такое «трудовая миграция», каковы ее типы?
7) Каковы плюсы и минусы «трудовой миграции»?
8) Какова основная тенденция развития современного международного рынка труда?
9) Назовите и охарактеризуйте главную характерную черту участия России в процессах международной трудовой миграции.
III.
1) Определите причины и суть изменения курса НАТО с начала 1990-х годов.
2) Что такое «глобальное НАТО»? Каковы его цели и принципы?
IV.
1) Когда и кем была принята программа «Партнерство во имя мира»? В чем ее суть?
2) Каковы цели программы «Партнерство ради мира»?
3) Как вы оцениваете перспективы сотрудничества России и НАТО посредством программы «Партнерство ради мира»? Аргументируйте свой ответ.
4) Заполните таблицу «Россия и НАТО: перспективы и разногласия».
5)
Сферы взаимодействия | Сферы разногласия |
1. ……. 5. | 1. …….. 3. |
V.
1) Охарактеризуйте политические ориентиры России в современном мире.
Приложение к практической работе № 12
Тема: «Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда», глобальная программа НАТО и политические ориентиры России»