Онтогенез зрелости: выбор путей самоактуализации

К определенному периоду взрослости многие из людей, правда, с разной степенью успешности, уже успевают решить основные задачи личностного становления. Обозначим наиболее важные из них (сравните с критериями личностного роста, п. 6.2.2).

1. Многим людям удается сравнительно успешно сформировать свою идентичность, в целом отстоять свою индивидуальность. Это означает, во-первых, что им удалось самоопределиться – закрепить набор индивидуально специфических, но одновременно социально значимых качеств как свойств, принадлежащих себе как уникальному лицу, обладающему индивидуальным именем. Другими словами, для себя решить и для других ясно заявить, что он именно таков, и таков именно он, а не кто-нибудь иной. И, во-вторых, что человек добился социального признания для своего лица. Это значит, что окружающие люди и официальные социальные структуры свидетельствуют, что человек с данной внешностью и данным именем обладает фиксированным (не изменяемым без надобности и неожиданно) набором социальных признаков (пол, национальность, класс, социальное положение, профессия и т.п.), социально важными характеристиками (квалификация, компетентности, способности и т.п.) и индивидуальным (узнаваемым) стилем жизнедеятельности.

2. Большинство людей в той или иной степени обучаются поддерживать свою личностную целостность. Это означает, что они способны ставить и достигать цели, т.е. организовывать себя на соответствующую активность. Это можно сделать лишь при необходимом критическом уровне внутренней согласованности устремлений, т.е. целостности. Предельно позитивно целостность проявляется как осмысленность жизненных перспектив, т.е. как способность человека оставаться сориентированным на реализацию долговременных (или даже вневременных, например, моральных) установок.

3. У большинства формируется социально приемлемый уровень ответственности – готовности и способности иметь дело с последствиями своих выборов (поступков). Смелость брать на себя ответственность обусловливает наличие способности совершать выборы, т.е. решительности как решающего движения в том или ином направлении. В наиболее выраженном и конструктивном виде ответственность находит свое воплощение в субъектности – готовности отвечать за всю свою жизнь в целом и за любой ее фрагмент.

Что же дальше? Куда может человек направить свое развитие после того как им был достигнут минимально приемлемый для общества уровень личностной зрелости?

В психологической литературе уже есть понятие, обозначающее такого рода перспективу, это самоактуализация. К сожалению, в литературе самоактуализация чаще описывается общими словами, так что представление о ней остается слабо детализированным, чего явно недостаточно для полноценной смысловой работы с проблемами, связанными с самоактуализацией. Вместе с тем, выборы, перед которыми стоит человек в рамках процессов самоактуализации, оказываются непростыми. Наша задача – показать более детально, какими путями может двигаться человек к ходе самоактуализации.

Путь первый – утверждение (укрепление) своей идентичности.

Основные ориентиры для движения (личностного роста) в этом направлении:

1. Самодостаточность. Это означает быть способным самостоятельно, без явного и/или систематического постороннего признания поддерживать (обслуживать) свою идентичность. Такой человек частично перерастает необходимость (потребность) получать признание своей идентичности от окружающих и подтверждение своей Я-концепции. Для большинства людей важно, чтобы их узнавали знакомые, чтобы о них думали так, как им это требуется, чтобы с ними соглашались, признавали справедливость их суждений и поступков, считались с их мнением и т.п. Для самодостаточного человека эти моменты субъективно становятся менее важными, он сам знает себе цену, он уверен в своей правоте, даже если с ним не соглашаются множество людей. Такой человек с достоинством (знает, чего стоит) предъявляет окружающим свое социальное лица: да, я такой и прошу принять меня именно таким, я готов держать ответ за все свои поступки. Такой человек знает, какие требования предъявляются людям вообще и в различных ситуациях в частности, он предъявляет эти требования к себе самому, он соответствует этим требованиям и оценивает себя как состоявшимся, самоопределившимся («Я себе уже все доказал»). С достоинством же он воспринимает себя в совокупности своих качеств: да я такой, как есть, и почти такой, каким хочу быть.

Если вспомнить об исследованиях привязанности, начатых Боулби и продолженных множеством других исследователей, то самодостаточный человек характеризуется непривязанностью. Т.е. ему нет необходимости иметь «базу» – человека, к которому всегда обеспечен доступ, с которым всегда можно быть в глубоком и полном контакте (душевная близость, взаимопонимание и т.д.). Такой человек – сам себе «база».

2. Внутренняя согласованность (целостность). Это состояние, когда внутриличностные противоречия сглаживаются – в той мере, в которой иерархия мотивов обретает устойчивость и целостность. Проявления согласованности могут варьировать от безмятежности до страстной устремленности. Безмятежность указывает на то, что внутриличностные «бури» (т.е. противоречивые порывы страстей) начинают утихать. Безмятежность означает отсутствие смятений чувств (внутренних мятежей, т.е. вмешательств противоречащих основным переживаниям чувств и мыслей), субъективно переживается как смягчение сомнений. Не то чтобы их не было совсем, а переживаются они спокойно и взвешенно. Страстная же устремленность указывает, что на место «бурям» пришел единый порыв («одна, но пламенная страсть»). Но у страсти самоактуализирующегося человека нет надрывности и отчаянности. Она конструктивна и продуктивна, наполнена одним мощным устремлением, подобно течению полноводной равнинной реки.

3. Отстраненность. Это означает усиление склонности занимать позицию наблюдателя за людьми и собой. Это ослабление мотивационной вовлеченности в события, участником которых человек оказывается. Мы вовлекаемся во многие события потому, что нас волнует ответственность других людей за то, к каким последствиям эти события приведут, потому что нам важно сделать нечто по-своему, проявить свою волю, реализовать свои устремления. Когда же человек приучился точно и взвешенно разделять ответственности включенных в события участников, то для этого ему необходимо занять позицию, подобную философской: мир вертится и суетится, а он находится в центре водоворота (или в центре циклона) и сочетает в себе включенность и отстраненность одновременно. Когда человек привык брать ответственность только за себя, то при этом его уже заметно меньше волнует и то, какова ответственность других людей.

Вероятно, можно было бы указать и иные направления самоактуализации как усиления своей идентичности, но даже этих трех достаточно, чтобы получить представление, насколько это новое качество по состояниям и мыслям отличается от привычного обыденного состояния сознания. Несомненно, движение в данном направлении следует признать благотворным с точки зрения личностной зрелости, поскольку в нем находят свое выражение признаки личностного роста (см. 6.2.2). Пожалуй, движение в данном направлении можно было бы считать движением к личностному совершенству. Некоторые люди так и полагают, устремляясь по нему все дальше, в полной мере реализуя тенденцию к обособлению.

Вместе с тем стоит обозначить и крайние проявления, возникающие как избыточное (в основном, с точки зрения общественных интересов) продвижение в данном направлении. Перейдя некую качественную черту, человек начинает теряться для общества. Так, непривязанность означает отсутствие потребности в друзьях, а отстраненность и невовлеченность уже граничат с равнодушием к другим людям. При этом успешно сглаженные внутриличностные противоречия снижают уровень социальной активности, делают такого человека менее полезным для общества. Активная жизненная позиция в данном случае означает строить мир таким, чтобы в нем было удобно жить самому человеку. В предельном выражении дело доходит до отшельничества – реального (религиозного, например), символического или семантического (смыслового). Где-то здесь находится грань, за которой общество уже готово усмотреть патологию. Так доведенное до крайности стремление приводит человека к самоизоляции.

Эти соображения следует иметь в виду, когда мы профессионально помогаем нашим клиентам и заказчикам приблизиться к несколько односторонне понятой самоценности индивидуальности. Это, несомненно, правильно, и резонно продолжать оказывать поддержку людям в том, чтобы они были способны построить себя как полноценную личность. Но хорошо бы понимать, что мы при этом транслируем не общечеловеческий, а протестантский по сути идеал индивидуалиста. А всякая частность потенциально содержит в себе деформацию, если ее ничем не сбалансировать.

Путь второй – посвящение и служение людям.

Индивидуальность (которую отстаивают) не есть самодостаточная цель, не есть единственная правда. Есть еще что-то, что делает человека личностью в высоком звучании этого слова. Это значить быть таким человеком, который может стать силой, преобразующей общество. Личность – это точка роста общества, поскольку благодаря личностной активности человечество в настоящее время – как, впрочем, и во все времена – продвигается в своем прогрессе. Подчеркнем, не в технологическом прогрессе, а в ценностном. Например, когда ученые, работавшие над атомной бомбой, поняли возможные политические последствия обладания ядерным оружием, они многое сделали для того, чтобы этим оружием не владело лишь одно государство. На этом примере мы видим, что путь, который они выбрали, повторяет принципы работы личности: создать систему балансов и противовесов, которая была бы защищена от опасных крайностей. Еще раньше гениальный изобретатель Николай Тесла старался самые важные свои изобретения продавать всем возможным противоборствующим сторонам, чтобы не дать решающего преимущества ни одной из них. Риск, на который шли ученые-ядерщики, был очень реален. Те из них, которые были разоблачены, были обвинены в шпионаже и осуждены на длительные сроки заключения, а некоторые – на смертную казнь за государственную измену.

Основные ориентиры для движения (личностного роста) в этом направлении состоят в следующем:

1. Сопричастность. Это переживание челвоеком своей ответственности за все, к чему он имеет шанс прикоснуться (причаститься, стать частью большего целого). Такому человеку до всего есть дело, он ко всему потенциально способен чувствовать свое призвание. Это состояние духа, при котором решительность (готовность совершать поступки) и смелость (брать ответственность) доведены до уровня жизненной потребности. Реализуется сопричастность в выборе такого дела, которому человек готов посвятить себя полностью, без остатка.

2. Посвящение и служение. Выбрав свое дело, свое направление, человек отдает себя ему, реализуется в нем, актуализируя те свои сущностные силы, которые в наибольшей степени соответствуют этому делу. Одновременно он подчиняет своему делу все свои другие интересы (так организуется стройность и целостность мотивационной иерархии). В поведении, мыслях и чувствах результат проявляется как служение своему делу, своим идеалам. Причем, происходит это часто в ущерб для потребностей, оказавшихся на нижних уровнях мотивации: комфорт, деньги, еда, здоровье и т.п. Но это ущерб по большей части в глазах внешних наблюдателей – близких, друзей, обывателей. Для самого же человека это неизбежная цена своей увлеченности, а во многих случаях – просто мера своего служения выбранному делу, соответствия выбранным идеалам.

3. Толерантность. Это – безусловное признание человеком индивидуальной неповторимости любого человека или сообщества, принятие их в их инаковости, непохожести друг на друга. Но эта же толерантность, через признание уникальности, объединяет людей на основе этого принятия.

Таким образом, активная жизненная позиция человека, выбравшего социальную ориентацию для своей самоактуализации, означает:

Во-первых, выходить за пределы самого себя как человека – заботиться теми проблемами, которые важны для окружающих людей, для ближайшего сообщества, для государства или для всего человечества. Чем шире социальный круг, о нуждах членов которого данный человек заботится, тем выше является его личностный потенциал, при условии, что эти проблемы оказываются ему по силам.

И, во-вторых, выходить за пределы своей индивидуальности – отстаивать уже не себя как индивидуальность, а те идеи, которым человек взялся служить. Это очень точное выражение «служить». Оно означает отказаться от такого сладкого когда-то желания владеть миром, распоряжаться людьми и ресурсами. В пределе это означает отказаться даже от своего Я – от того Я, которое с таким трудом взращивалось, с таким пылом утверждалось. Это означает, в известных рамках, перестать быть личностью в том смысле, как она рассматривается в данном пособии. Но парадокс в том и состоит, что личность, изживая себя как индивидуальность, в полной мере проявляет свой созидательный потенциал на благо человечества. И в этом смысле являет собой невидимый подвиг.

Вместе с тем, и на данном пути анализ обнаруживает крайние проявления, неуловимо подменяющие само возвышенное качество идеала. Конечно, есть что-то очень привлекательное в романтике подвига Прометея, в романтике подвига, связанного с принесением себя в жертву людям: одному человеку (любимому, инвалиду, своему ребенку…), семье, социальной группе, государству или человечеству. Чем полней служение в одном месте, тем выше вероятность того, что в другом месте кто-то остается обделенным. Так, в биографиях знаменитых людей, внесших значительный вклад в культуру, науку, искусство и т.п., обнаруживается немало сведений о том, сколько проблем они порождали для своих близких. Известно немало случаев, когда за стремление осчастливить человечество платить приходится близким человека и его коллегам по работе.

Поэтому жертвенность, даже в добротном виде (не невротическая, не сверхфиксационная), становится слишком расточительной, если где-то не удалось соблюсти меру. В таких случаях стремление к самоактуализации имеет дополнительную, не всегда принимаемую в расчет цену. Во-первых, многие достижения имеют своих «спонсоров» – людей, на чьи плечи частично возлагается обеспечение этих достижений: бытовое, материальное, эмоциональное, душевное и т.п. Во-вторых, цена подвига может оказаться выше, чем то было бы разумно. Например, в советских газетах времен Отечественной войны 1941-1945 годов героями называли тех, кто бросался под танк с гранатами и ценой своей жизни подрывал его. Допускаю, что в некоторых ситуациях это было лучшее решение (т.е. могло бы быть хуже, если бы не была заплачена такая высокая цена). Но куда ценнее все же было поведение тех бойцов, которые применили хитрость, сумели и танк подбить, и остаться в живых – а значит, сохранить возможность еще раз хитрость применить, и еще не раз танк подбить.

Но есть в жертвенности еще одна плата – архетипическая. Есть в жертвенном подвиге что-то первобытное, что-то архаическое в том, чтобы кровью расплачиваться с богами. Т.е. так, как это делалось в архаических племенах. Слишком это по-человечески (если говорить в принятых в данной работе терминах, это очень напоминает повадки социального индивида). Не божественно как-то… то есть, не личностно. Ведь личность по происхождению есть воплощение божественных сущностных сил.

Поиск баланса.

Два пути, которые мы только что рассмотрели, представляют собой высшее (возможное для человека на данном этапе эволюционного развития) личностное выражение обсуждавшихся ранее тенденций к приобщению и к обособлению (см. 3.2). Первый обсуждавшийся нами путь реализует тенденцию к обособлению, а самоактуализация в этом контексте предстает как индивидуация – яркое выражение и глубокое воплощение своей индивидуальности. Акцент в самоактуализации ставится на первой части слова – на «само». Второй путь реализует тенденцию к приобщению, где самоактуализация предстает как самоотдача, как реализация (актуализация, разворачивание, воплощение) той части своего внутреннего потенциала, который востребован обществом, который находит живой отклик у современников или потомков. Акцент, следовательно, ставится на «актуализации» – второй части слова. Это означает, что из всего многообразия внутреннего потенциала реализуется (актуализируется) то, что действительно актуально для окружающих или всего общества.

Как тот, так и другой пути были неоднократно испытаны тысячами людей во всем мире. Было бы ошибкой считать, что обе тенденции невозможно совместить. Было немало таких людей, которым это удалось. Не претендуя на полноту, укажем, каким образом это можно сделать, чтобы запустить творчество читателей в данном направлении.

Опорой послужат ядерные личностные образования – Я человека, его идентичность, которые в трудах взращивались и с пылом утверждались в течение многих лет жизни. Разумеется, опорой лучше будет служить сильное Я, способное выдержать жесткие жизненные испытания и поддержать идентичность даже когда человек погружается в неприятные психические состояния. Обладая столь мощной «базой», к которой всегда есть доступ, человек способен без личностных потерь выходить за пределы своего Эго, посвящая себя делу и людям. Но непременное условие – регулярно возвращаться к себе (как к «базе»), восстанавливая свое чувство идентичности. То, что мы метафорически называем выходом за пределы себя, требует специфической личностной работы по преодолению своего Эго, по согласованию его с устремлениями других людей и т.п. Эти личностные усилия можно регулировать, дозируя по нескольким переменным:

1. По частоте. Это означает научиться адекватно ситуации выбирать, когда и насколько отдаваться своему делу, страсти или призванию. «Адекватно ситуации» означает учет интересов и желаний других ее участников, социальной потребности и значимости того, чем занимается человек.

2. По социальной значимости проблем. Можно выбирать скромные общественно значимые проблемы, по своим силам, а можно браться за проблемы глобальные, трудоемкие, понимая, что в пределах одной жизни их не решить, но можно лишь внести свой вклад.

3. По «личностной емкости» идей, выбранных для служения. Можно выбирать идеи по своим возможностям, а можно браться за идеи, которые «порабощают», требуют отдать им всего себя без остатка.

4. По глубине собственной вовлеченности. Можно посвящать всего себя без остатка, полностью отдаваясь этой активности, или погружаясь соразмерно своим жизненным задачам (не забывать о близких, помнить о работе, о социальных благах, о возможностях внедрения и т.п.)

Таким образом, и на продвинутых этапах развития личности срабатывает закономерность, которая была заложена в социальном прототипе личности (коллективном принятии решений), – установление системы балансов и противовесов. Следовательно, цивилизационное назначение личности в том и состоит, чтобы человечество освоило такие качества как взвешенность, сбалансированность, соразмерность. Эти качества сами выступают противовесом все возрастающей мощи взаимного уничтожения, которое накопило человечество. С этой точки зрения личность предстает важным эволюционным приобретением человечества, благодаря которому продолжается его существование и развитие.

Резюме.

Перед человеком стоит множество путей не только на момент выхода во взрослую жизнь, но и на всех этапах жизни, вплоть до подведения итогов жизни. Во всех случаях он стоит перед выбором с множеством альтернатив. Каждый выбор – это настоящий поступок, поскольку от результатов выбора зависит многое в жизни человека. То же касается и используемых человеком ресурсов: то ли простых и грубых психологических защит, то ли копинг-стратегий, то ли смыслополагание и т.п. Каждый такой выбор оказывает существенное (а порой критическое и даже фатальное) влияние на то, кем станет человек в результате своего выбора (даже инструментального на первый взгляд). Это не одно и то же: пользоваться грубыми психологическими защитами или тонкими смыслотехниками – каждый из вариантов способствует разным направлениям личностного роста.

Вопросы для самопроверки

1. Опишите, каким образом происходит выбор молодыми людьми своего жизненного пути.

2. Дайте определение личностного роста.

3. Дайте определение личностной зрелости.

4. Дайте анализ критериев личностного роста.

5. Какова роль Я-концепции в становлении и развитии личности?

6. Что характеризует первичные психологические защиты? Что они «защищают»?

7. В чем основное отличие вторичных психологических защит от первичных?

8. Что такое копинг-стратегии и каково их соотношение с психологическими защитами?

9. Какие личностные процессы обеспечивают жизнестойкость личности (ресурсы личностного роста) на высших ее уровнях?

10. В чем состоит конструктивная роль личностных кризисов в зрелом возрасте?

11. Каковы пути самоактуализации может выбрать человек для своего развития?

Список литературы

1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / Пер с англ. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 448 с.

2. Аллахвердов В.А. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика), т.1. – С-Пб, «Издательство ДНК», 2000. – 528 с.

3. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии. // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / под ред. М.М.Горбатовой, А.В.Серого, М.С.Яницкого. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С. 82-90.

4. Алексеев В. П. Становление человечества. - М.: Политиздат,1984. - 462 с.

5. Алексеева Л. В. Психологическая характеристика субъекта преступелния. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. С.-Пб., 1006. – 450 с.

6. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. – М. Изд-во МГУ, 1984. – 105 с.

7. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2001 – 592 с.

8. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.

9. Баскин Л.М. Олени против волков. Образ жизни млекопитающих. – М.: Знание, 1976. – 144 с.

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1988. – 300 с.

11. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание /Пер. с англ. – М.: "Прогресс", 1986. С

12. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. – М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 209 с.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968 – 464 с.

14. Большой толковый психологический словарь. Пер. с англ. / Ребер Артур. – ООО «Издательство АСТ»; «Издательство «Вече», 2003. В 2-х тт.

15. Брюдаль, Л.Ф. Психические кризисы в новой перспективе/ Л.Ф. Брюдаль; пер. с норвежского М.Л. Алекшиной. – СПб.: Европейский дом, 1998. – 164 с.

16. Бутовская М.Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека.//ОНС, 1998, №6. – С.149 – 161.

17. Вальверде К. Философская антропология. – М.: Христианская Россия, 2000, – 416 с.

18. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). – М.: Из-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.

19. Вацлавик П. Как стать несчастным без посторенней помощи. – М.: Прогресс, 1993. – 160 с.

20. Виноградов В.В. Доклады и сообщения филологического факультета МГУ, вып. I, 1946, с. 10-12.

21. Выготский Л.С. Лекции по психологии. – С-Пб.: СОЮЗ, 1997. – 144 с.

22. Выготский Л.С. Психология/ Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 1008 с.

23. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – Изд-во Трансперсонального Института. – Москва, 1993.

24. Гроф С. Области человеческого бессознательного: Данные исследований ЛСД. – Изд-во Трансперсонального Института. – Москва, 1994.

25. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. – М., 1986.

26. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности. М.: Информ-Знание, 2005. – 188 с.

27. Дольник В.Р. Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев // Природа, 1993. - № 1,2. - С.72-85, 73-86.

28. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М., 1986. – 340 с.

29. Доценко Е.Л. Семантика межличностного общения. – Тюмень, 1998. – 220 с.

30. Ефремов К.В. Территориальная агрессия человека. – 2005.

31. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. – М.: Изд-во УРАО, 1998. – 144 с.

32. Игрунов В.В. О типах лидеров: "вождь" и "шаман". Введение в историю и социологию общественных движений, 1984.

33. Кожаринов М. Моделирование социологии: первобытнообщинный строй и его переход к государству. / Альманах «Мастера», 2005.

34. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. Просвещение, 1988 – 190 с.

35. Крэйн В. Теории развития. Секреты формирования личности. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.

36. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 2001.

37. Леонгард К. Акцентуированные личности. – М., 1989.

38. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М., Политиздат, 1975. – 304 с.

39. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2002. – С. 56 – 65.

40. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: изд-во Эксмо; С-Пб.: Сова, 2003. – 928 с.

41. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М.: МГУ, 1981. – 84 с.

42. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». 1995. – 356 с.

43. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. – М.: Водолей Publishers, 2007. – С. 368.

44. Наумыч О.В. Как сделать ребенка счастливым. (Руководство для родителей: Как зачать, выносить и родить счастливого ребенка). – М., Эйлития, 2007. – 189 с.

45. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – С-Пб.: Речь, 2001. – 507 с.

46. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. – 208 с.

47. Печуренко Л. Биология и социальный прогресс. – Идрица, 1997.

48. Пиаже Ж. Суждение и рассуждение ребенка. – СПб.: СОЮЗ, 1997 – 288 с.

49. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов/ К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 184 с.

50. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: БАХРАХ, 1997. – 640 с.

51. Психология личности. Тексты./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1992.

52. Психология личности: Сборник статей / Сост. А.Б. Орлов. М.: ООО «Вопросы психологии», 2003.

53. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 тт. – М.: Педагогика, 1989.

55. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 200 с.

56. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. – Дубна: Финикс+, 2002. – 240 с.

57. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.

58. Солдатова Е.Л. Кризисы развития личности во взрослом возрасте. Дисс… докт. психол. н. Челябинск, 2007.

59. Солдатова Е.Л. Психология нормативных кризисов взрослости: монография/ Е.Л. Солдатова. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2005. – 281 с.

60. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983.

61. Тхостов А.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования). // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1994, 2, с. 3-13.

62. Тхостов А.Ш. Топология субъекта (опыт феноменологического исследования). // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1994, 3, с. 3-12.

63. Феофраст. Характеры. – М.: Научно-издательский центр «ЛАДОМИР», 1993. – 123 с.

64. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 240 с

65. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. / М.: Педагогика, 1993. – 144 с.

66. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1989. – 448 с.

67. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. – Минск. 2000.

68. Фромм Э. Искусство любви. – Минск: ТПЦ «Полифакт», 1990. – 80 с.

69. Фромм Э. Человеческая ситуация. – М.: Смысл, 1995. – 240 с.

70. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб., 2003.

71. Холодная М.А. Психология интеллекта. - СПб., 2002.

72. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003.

73. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 158 с.

74. Шмурак Ю.И. Воспитание до рождения. Теоретические размышления. Опыт развивающего пренатального воздействия. – Народное образование, 1995.

75. Шмурак Ю.И. Пренатальная общность // Человек. 1993, № 6, с. 21-37.

76. Шмурак Ю.И. Психологические основы пренатальной общности http://psymama.ru/articles/shmurak1.html

77. Шостром Э. Человек-манипулятор: Пер. с англ. – Мн.: ТПЦ «Полифакт», 1992. – 128 с.

78. Эдгертон. Р. Антропология, психиатрия и природа человека. // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. / Под общей ред. А.А. Белика. – М.: Смысл, 2001. – С. 333-360.

79. Элиаде М. Шаманизм: Архаические техники экстаза. – Киев, София, 1998.

80. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.

81. Эрман Л., Парсонс П. Генетика поведения и эволюция. М.: «Мир». – 1984, – 567 с.

82. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – С-Пб.: МЦНК и Т «Кентавр», 1994. – 136 с.

83. Юнг К.Г. Психология бессознательного / Пер. с нем. – М.: Канон, 1994. – 320 с.

84. Josselson R, The space between us. Exploring the dimensions of human relationships. – SAGE Publications, 1996. – 293 P.

85. Robinson P.W. Manipulating parents; tactics used by children of all ages and ways parents can turn the tables. – Prentice-Hall. 1981. – 276 p.

86. Winnicott D.W. The Maturational Process and the Facilitating Environment. Madison, Conn..: International Universities Press, 1965.

Предметный указатель

1. Агрессивность

2. Агрессия

3. Антропогенез

4. Аскетизм

5. Базовое доверие

6. Базовые перинатальные матрицы

7. Быть или казаться дилемма

8. Вера

9. Внутренний мир

10. Воля

11. Грезы

12. Движения плода

13. Депривация

14. Децентрация

15. Душа

16. Идеализация

17. Идентификация

18. Идентичность

19. Изоляция

20. Имплицитные теории/модели

21. Имя

22. Индивидуальность

23. Инициатива

24. Инстинктуализация (сексуализация)

25. Интеллектуализация

26. Интерпретация

27. Интроекция

28. Категориальные структуры

29. Кесарево рождение

30. Компенсация

31. Комплекс оживления

32. Компромисс

33. Конструкт (когнитивный, операциональный, смысловой)

34. Кризис инобытия

35. Кризис плодной жизни

36. Лицо

37. Личностная сила

38. Межличностная борьба

39. Межличностное общение

40. Метапослание, метасообщение

41. Механизм, механизмы (психические)

42. Мечты

43. Мораль

44. Моральное сознание

45. Мотивационный произвол

46. Научение

47. Нравственность

48. Образ мира

49. Обучение (облигатное, факультативное)

50. Общая ненаправленная активность

51. Общение

52. Общение межличностное

53. Общение ребенка с матерью

54. Обыденное сознание

55. Ответственность

56. Отреагирование

57. Отрицание

58. Оценка

59. Перинатальная психология

60. Перинатальные переживания

61. Перфекционизм

62. Пластичность

63. Подавление (репрессия)

64. Полевая зависимость

65. Полевое поведение

66. Полезависимое поведение

67. Пренатальная общность

68. Пренатальный опыт

69. Принятие (личностное)

70. Принятие решений

71. Проекция

72. Произвольность

73. Прототип

74. Прототипная ситуация

75. Прототипная схема

76. Прототипные ситуации

77. Профанный, профанация

78. Психоанализ

79. Психосоматическая связь

80. Рационализация

81. Реактивные образования

82. Реверсия

83. Регрессия

84. Репрессия (подавление)

85. Ригидность

86. Сакрализация имени

87. Сакральный, сакрализация

88. Самоопределение

89. Самооценка

90. Самосознание

91. Симбиоз

92. Смещения

93. Сомнения

94. Социальная компетентность

95. Социальная модальность

96. Страх

97. Сублимация

98. Субъект

99. Субъектность

100. Телесность (первичная, вторичная)

101. Теория поля К. Левина

102. Трансперсональная психология

103. Установки

104. Феномен горькой конфеты

105. Фиксации

106. Характер

107. Эго-идентичность

108. Эгоцентризм

109. Экспансия

552 Боулби – инициалы и ссылку

[1] Материал собран из справочных англоязычных изданий, таких как энциклопедия Britanika, 11 издание, Краткий Оксфордский словарь литературных терминов (1990) и других источников.

[2] На основе выборочного изложения работы (В.В. Виноградов 1946) и собранных этим автором рабочих материалов, опубликованных в Интернете.

[3] Сакрализация – это придание некоему явлению или вещи качеств священного, наделение его специфическим набором сверхъестественных свойств, окружение тайной, оформление священными ритуальными действиями.

[4] Хорошо известный тезис А.Н. Леонтьева о том, что деятельность человека полимотивирована, не получил, к сожалению, развернутого теоретического обоснования.

[5] Различие между элементом и единицей анализа личности, а также требования, предъявляемые к единице, подробно обсуждаются в работе А.Г. Асмолова [1984].

[6] Под механизмом будем понимать психические процессы, передающие энергию желания одного субъекта (человека, нескольких людей, субличности) в энергию действия (внутрипсихического или внешнеповеденческого) другого субъекта.

[7] Автор обсуждает процесс идентификации, но ее размышления справедливы и по отношению к приобщению. Соотношение между понятиями может быть следующим. Идентификация (уподобление, отождествление) – это один из механизмов приобщения. Противоположным понятием является разотождествление (индивидуализация). Индивидуализация, в свою очередь, является механизмом обособления.

[8] Даже если для строительства выбирается типовой проект, его еще нужно «привязать» к местности, т.е. оценить характеристики грунта (устойчивость и т.п.), для чего приходится произвести пробное бурение, сориентировать дом по сторонам горизонта, рассчитать фундамент, создать его проект, рассчитать стоимость материалов и работ (составить смету) и произвести немало другой работы.

[9] Китайский иероглиф, обозначающий слово «кризис», состоит из элементов, обозначающих понятия «опасность» и «шанс».

[10] Вместе с тем было бы странным согласиться с таким определением индивидуальности, если мы приняли позицию, что «индивидуальность отстаивают». Действительно, бессмысленно полагать, что отстаивать надо «характеристики, которые отличают человека от всех других». Уточнение понятия индивидуальности будет дано ниже (5.6.3.).

[11] Обсуждение лежащих в основе филогенетических зависимостей далеко бы вывело нас за пределы психологии личности.

[12] Наивный манипулятор – тот, кто осознает своих манипулятивных устремлений, не способен отрефлексировать даже сам факт того, что он применяет некую хитрость.

[13] Оставим в стороне утверждение, получившее широкое хождение среди тренеров и консультантов гуманистической ориентации, что всякая оценка недопустима, поскольку личность не может быть оценена. Мы склонны принимать тот факт, что безоценочных обществ не бывает, а раз уж оценки даю<

Наши рекомендации